Творческие работы учащихся.

Ондар Анай-Хаак Чапан-ооловна

В данной странице хочу разместить творческие работы учащихся. Работы учащихся, которые участвовали в научно-практических конференциях "Отечество", "Шаг в будущее". Здесь также имеются сочинения учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Николая Салчаковича Конгара села Бай-Тал муниципального района Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва

Читательский портрет восьмиклассника

Выполнила: Хертек Руфина.

ученица 8 класса МБОУ СОШ

им. Н. С. Конгара с. Бай-Тал

Научный руководитель:

Ондар Анай-Хаак Чапан-ооловна,

учитель русского языка и литературы

первой категории МБОУ СОШ

им. Н. С. Конгара с. Бай-Тал

Бай-Тал, 2013

Содержание

Аннотация ……………………………………………………………………………….3

Основная часть: 1. План исследования………………………………………………4-5

1.1.. Сопоставительный анализ документов (формуляров)………………………...6-7

2.Научная статья.

2.1.Анкетирование…………….……………………………………………………8-12

Вывод…………………………………………………………………………………..13

Использованная литература…………………………………………………………..14

Аннотация

Проблема чтения является очень актуальной и острой в современном мире. Все больше и больше времени тратят люди на интернет паутину, а чтению уделяют все меньше и меньше времени. С развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге. Проблемы в чтении подростков нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Сегодня компьютер и телевизор отняли время и желание читать. Активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. Чтобы понять, действительно ли проблема чтения является такой острой, как описывают в печатных изданиях, попытались разобраться с читательским портретом современного школьника.    

Цель работы: создание обобщенного читательского портрета современного восьмиклассника.

Чтобы реализовать поставленную цель, провели анкеты, сделали сопоставительный анализ читательских формуляров учащихся 8 «б» класса в разных библиотеках за 5 месяцев, провели устный опрос учащихся, учителей предметников данного класса. В результате исследования получился читательский портрет восьмиклассника.

Методы и приемы: анкетирование учащихся, наблюдение за объектом исследования,  статистический анализ читательских формуляров 8-го «б» класса в разных библиотеках села. Целью данного анализа было выявление процента от общего количества обучающихся в классе записанных в библиотеку, преобладающий характер их чтения. Методом исследования выступил анализ документов (формуляров).
        
Новизна работы заключается в попытке создания и анализа читательского портрета современного восьмиклассника.

Объект исследования – читательские навыки учащихся восьмого «б» класса МБОУ СОШ имени Николая Салчаковича Конгара с. Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна РТ.

Предмет исследования – читательский портрет восьмиклассника.

  1. План исследований

Почему нужно читать книги? Зачем нужны нам книги, если можно просто посмотреть на телевизоре фильм, поставленный по этой же книге? Для чего нужно анализировать произведения писателей, если анализ произведения можно  переписать из интернета? С какой целью учителя стараются, чтобы школьник хоть что-то прочитал и проанализировал самостоятельно, без чужой помощи? Все эти вопросы волновали и волнуют до сих пор большинство учащихся.

Проблема чтения является очень актуальной не только в мире, но и в нашей школе. Ведь чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть человеку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. А учеба – это в первую очередь – чтение. Читательский интерес определяется различными факторами: техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, духовная потребность к книге как средству познания мира и самопознания.

Но современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Снижение интереса к чтению школьников можно объяснить различными причинами. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте. Поэтому нужно все перечитывать два-три раза, чтобы понять смысл прочитанного. [1;15]

Исходя из вышеизложенного,  можно сделать вывод, что проблема чтения остается актуальной и в сегодняшний день. Следовательно, хотелось бы доказать, что учащиеся понимают значение чтения и у них есть интерес к чтению. Поставлена задача – создать читательский портрет современного восьмиклассника.  Каким видят его учащиеся, и каким видят его взрослые. Новизна работы заключается в попытке создания и анализа читательского портрета современного восьмиклассника МБОУ СОШ имени Николая Салчаковича Конгара с. Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна РТ.

Целью исследования читательского портрета является – создание обобщенного читательского портрета современного восьмиклассника.

Методы исследования – анкетирование учащихся, наблюдение за объектом исследования,  опрос учителей предметников, статистический анализ читательских формуляров 8-го «б» класса в разных библиотеках села, опрос библиотекарей. Целью данного анализа было выявление процента от общего количества обучающихся в классе записанных в библиотеку, преобладающий характер их чтения. Методом исследования выступил анализ документов (формуляров).

 Изучаемым фактором стал рейтинг читательской активности. Исследуемые временные рамки: 5 месяцев – с сентября 2013г. по январь 2014г.

В следующем году планируем сделать читательский портрет старшеклассника, который будет включать учащихся 9-11 классов.

При анализе документов (формуляров) переписывали названия книг, которые  брали читать учащиеся класса, подсчитывали, сколько раз приходил человек за пять месяцев и сколько книг он успел прочитать за эти пять месяцев. Попытались выяснить, какие книги им нравится читать для досугового чтения, какие предпочитают в помощь учебному процессу; какие книги читают мальчики и какие любят читать девочки.

  1. Сопоставительный анализ документов (формуляров) библиотек.

Статистические данные показали, что большинство учащихся 8 «б» класса читают сказки, стихотворения, детскую классическую литературу, фантастику, преобладают книги на тувинском языке. В основном мальчики предпочитают тувинскую литературу или книги с иллюстрациями, а девочки стараются читать литературу на русском языке, но преобладают книги на тувинском языке. По словам школьного библиотекаря Хомушку Айлан Чечек-ооловны  (по статистическим данным тоже), учащиеся в помощь учебному процессу предпочитают работать в самой библиотеке, в читальном зале. Это объясняется наличием в библиотеке различных словарей, энциклопедий, которые в единичных экземплярах. Для досугового чтения книги берут домой. Девочки читают журналы «Маруся», «Золушка», «Вязание», газеты «Аргументы и факты», «Сылдысчыгаш» и другие. Мальчики ограничиваются чтением газеты «Сылдысчыгаш».

Сотпа Шончалай Сарыг-ооловна, работник сельской библиотеки говорит, что учащиеся 8 «б» класса активные и постоянные читатели. Частые посетители – девочки, они же участвуют  в различных мероприятиях, которые проводятся в библиотеке. По ее словам в данном классе есть девушки, которые могут просидеть в читальном зале до закрытия библиотеки.

Проанализировав читательские формуляры учащихся нашего класса, я посмотрела, как меняется читательская активность.

Данные исследования я внесла в таблицы (Приложение №5, №6) о чтении в школьной библиотеке и сельской. Проанализировано количество посещений и количество взятых книг с сентября 2013г. по январь 2014г. Ученики, которые активно начали читать в сентябре, продолжают так же активно читать и в январе, причем в 2-х библиотеках, но в целом читательская активность падает. Если в сентябре всего было прочитано - 423 книги то в январе - 70 книг, посещений в библиотеку в сентябре - 233, в январе - 49.
Анализируя результаты анкет, видим, что большинство учащихся в настоящее время отдают предпочтение не чтению книг, а просмотру телепередач и общению с Интернетом.

"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение". Чтение как вид познавательной интеллектуальной деятельности является необходимым навыком в условиях непрерывного образования. Без чтения невозможно изучить теорему Пифагора, закон Ньютона, закон Паскаля. Это понимают восьмиклассники и стараются читать книги.

Таблица №1

Учащиеся


Количество посещений по месяцам


 Количество выданных книг по месяцам

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь


8-го класса


223


172


95


73


49


423


301


235


108


70

В классе имеются учащиеся, которые пользуются электронными книгами, цифровыми образовательными ресурсами. В интернете, в компьютере ничего отрицательного нет. В нем можно прочитать Пушкина, Толстого, Достоевского и других классиков литературы в электронном варианте. Не надо посещать библиотеки, просто нажатием клавиш в один клик можно найти нужную книгу, нужного писателя и так далее. С развитием науки и образования, с развитием общества развиваются и интересы и потребности людей.

Была разработана таблица №2:


Класс


Количество учащихся


Записано в школьную библиотеку

Записано в сельскую библиотеку


1


8 «б»


22


22 (100%)

20 (91%)

         Исходя из таблицы видно, количественно больше в школьную библиотеку записано учащихся 8 «б» - 22 человек (100 %), далее следует сельская библиотека – 20 человек (91%) от учеников класса.

Таблица №3.



Класс


Литературу в помощь учебному процессу  читают человек


Литературу для досугового чтения читают человек


1


8 «б», 22 учащихся


8


14

Исходя из второй таблицы, сделали вывод, для восьмиклассников более привлекательным на сегодняшний день является досуговое чтение. Можно предположить, что литературу для учебы учащиеся берут в школьной библиотеке, а сельская библиотека для них ассоциируется в первую очередь, как учреждение, в котором есть много интересных книг для души. Важным побудительным фактом посещения сельской библиотеки является привлечение данных школьников на досуговые мероприятия библиотекарем  Сотпа Шончалай Сарыг-ооловной, после которых хочется взять литературу для чтения.

Научная статья

То, что художественные произведения оказывают на человека значительное влияние, совершенно бесспорно. Также бесспорно, что произведения влияют на человека по-разному. Поэтому попытались выяснить позицию каждого учащегося: выявить его читательский потенциал, читательский интерес, возможности увидеть проблемы, которые в особенности интересуют школьников, проследить, как учащиеся используют опыт литературных героев, как связывают проблемы, выявленные в художественных произведениях, с жизнью.

Именно эту цель  поставили перед собой, предложив восьмиклассникам следующую анкету.
На вопрос "Часто ли вы ходите в библиотеку?" ответили (в классе 22 учащихся):
* часто - 19%;
* иногда - 18%;
* редко - 42%;
* никогда - 21% учащихся.

Анкета № 1.
1. "Какие книги вы предпочитаете читать?"
* которые заставляют думать - 10%;
* которые учат чему-то - 22%;
* из которых узнаешь что-то новое - 19%;
* которые развлекают - 49%.
2. "Вы переживаете за главного героя?"
* всегда - 25%;
* иногда - 31%;
* не принимаю близко к сердцу - 44%.
3. "Вы думаете о герое после прочтения книги?"
* да-19%;
* нет - 48%;
* если герой затронул меня - 33%.
4. "Какие герои вам ближе по духу: из отечественной литературы или из зарубежной?"
* из отечественной - 89%;
* из зарубежной - 11 %.
5. "Есть ли у вас любимый герой, которому вы хотели бы подражать?"
* да - 41%;
* нет - 59%.
6. "Если есть такой герой, кто он? "
* положительный - 36%;
* отрицательный - 10%;
* супермен - 66%.
7. "Можете ли вы заплакать, когда книга заканчивается трагически?"
* да - 32%;
* нет - 68%.
8. Были ли у вас ситуации в жизни, когда книга помогала вам?"
* да - 64%;
* нет - 36%.
9. "Какой финал книги вам больше нравится?"
* счастливый - 87%;
* трагический - 5 %;
* незаконченный - 8%.
10. Можно ли обойтись в жизни без книг?"
* да - 58%;
* нет - 42%.
11. "Может ли литературно-художественный образ изменить жизнь человека?"
* да - 33%;
* нет - 67%.
12. "Часто ли вы читаете художественную литературу?"
* каждый день - 8%;
* 2 - 3 раза в неделю - 7%;
* 1 раз в неделю - 45%;
* редко - 30%;
* когда заставляют - 10%.
Результаты анкеты позволяют нам сделать следующие выводы о читательской позиции восьмиклассников:
* большинство учащихся редко посещают библиотеки, мало читают и не любят читать книги (более 50%);
* 49% учащихся предпочитают развлекательную литературу;
* переживают за главного героя всего лишь 25% учащихся и думают о нем после прочтения 31%, но еще и 44%, если герой затронул их;
* любимый герой есть у 41%, и у большинства учащихся он положительный, включая и "супермена";
* книга и проблемы, изложенные в ней, волнуют большинство восьмиклассников - 32%;
* у 64% даже были сложные моменты, выход из которых они нашли в художественном произведении;
* 87% учеников предпочитают счастливый конец книги;
* при незначительном читательском интересе все-таки 42% не смогли бы в жизни обойтись без книг;
* и, наконец, 33% убеждены, что литературно-художественный образ может в корне изменить жизнь человека.

Также провели анкету № 2.

  1. Услугами, какой библиотеки ты пользуешься чаще всего?

а) школьной – 7 человек  (32%);

б) сельской – 9 (41%);

в) домашней – 4 (18%);

г) электронной – 2 (9%).

2. В вашей домашней библиотеке имеются:

а) менее 50 книг – 7 человек  (32%);        

б) менее 100 книг – ни один (0%);                

в) более 100 книг – 12 (55%);                

г) более 200 книг – 3 (14%)

3. Какие жанры ты больше всего любишь читать?

а) фантастика – 3 (14%);

б) детективы – 0%;          

в) сказки – 5 (23%);

г) приключения – 5 (23%);  

д) книги о войне  - 3 (14%);

е) ужастики – 6 (27%);

ж) научную литературу – 0%.

4. Кого из писателей вы больше всего любите читать?

А. С. Пушкин, Екатерина Танова, М. Ю. Лермонтов, А. П. Чехов, Салчак Тока, Константин Тоюн, Н. В. Гоголь и др.

5. Сколько времени уделяете чтению в неделю?

В этом вопросе ответы разделились. Один из 22 человек уделяет чтению около 84 часов в неделю.  5 человек уделяют чтению 14 часов. 4 из 22 учащихся уделяют чтению около 7 часов. 2 человека уделяют чтению около 3 часов в неделю. 10 человек уделяют чтению около полтора часа в неделю.

6. Интересуются ли родители вашим чтением?

а) да – 11 человек (50%);        

б) нет – 0%;      

в) иногда – (50%).

7. Делаете ли вы записи, когда читаете книгу?

а) да – 7 человек (32%);      

б) нет – 0%;          

в) иногда – 15 человек (68%).

8. Считаете ли вы, что прочитать книгу интереснее, чем посмотреть фильм, поставленный по ней?

а) сначала читать, потом смотреть – 10 человек (45%);    

б) смотреть фильм – 6 человек (27%);    

в) читать книгу -  6 человек (27%).

9. Как вы считаете, люди будут читать книги через 100 лет?

а) да  - 11 человек (50 %);        

б) нет – 6 человек (27%);          

в) затрудняюсь ответить – 5 человек (23%).

10. Считаете ли вы, что чтение необходимо человеку?

а) да  - 11 человек (50%);        

б) нет -  5 человек (23%);                

в) затрудняюсь ответить - 6 человек (27%).

        Исходя из ответов учащихся, можно сделать вывод, что учащиеся ходят в библиотеки, записаны в библиотеки и большинство учащихся имеют хорошую домашнюю библиотеку. Восьмиклассники больше всего любят читать сказки, ужастики и приключения. Никто из них не любит читать научную литературу. Большинство учащихся больше всего читают и любят читать произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова и  тувинских писателей.

Вывод

Читательский портрет современного школьника библиотекари отслеживают постоянно. Меняются источники получения информации о новинках и интересных книгах, репертуар чтения детей и подростков, мотивы чтения.

В результате сопоставительного анализа и анкетирования учащихся можно сделать вывод, что читательский портрет современного восьмиклассника вырисовывается многообещающий. Такие результаты подчеркивают большие потенциальные возможности художественной литературы, которая может оказать значительное позитивное влияние на духовный мир подростка. Можно сделать вывод, что восьмиклассникам нравится чтение, что они ходят в библиотеки, читают книги сами, самостоятельно выбирают книги для чтения, что они понимают важность чтения для получения дальнейших знаний.

Литература:

  1. Бочарова О.В. Книга и чтение в жизни старшеклассника // Мир библиотек сегодня.- 1998.-№3, стр. 15.
  2. Кабачек О. Л. Влияние библиотечных программ на уровень читательского развития школьников//Библиотеководение.-2013.-№6, стр. 62.
  3. Калитин Н.И. Искусство быть читателем. – М.,1982.
  4. Чудинова В.П. Чтение детей России в 1990-е годы// Библиотековедение.-2000.-№1, стр. 34.