Художественная литература для старших дошкольников

Юркина Виктория Викторовна

 

Содержание образовательной области „Чтение художественной литературы" направлено на достижение

цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:

•   формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

•   развитие литературной речи;

•   приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_dlya_starshikh_doshkolnikov.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Литература для старших дошкольников.

Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес
к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

В перечень произведений для чтения в старшей и  подготовительной к школе группе входят фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, зарубежная проза и поэзия.

Русская народная поэзия представлена более сложными песенками, в том числе календарными обрядами, такими как «Коляда», «Масленица», прибаутками, небылицами, пословицами, скороговорками, считалками, загадками.

Среди русских народных сказок есть малоизвестные произведения («Белая уточка», из сборника А.Афанасьева; «Сынко-Филипко», пересказ Е.Поленовой; «Чудесное яблочко», обработка Л. Елисеевой и др.). Рекомендуется знакомить детей с былинами: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой; «Садко», запись П. Рыбникова (отрывок).

В программный список поэтичесяких произведений вошли стихотворения А. Пушкина, А.Блока, М.Волошина, М. Цветаевой , С.Маршака,С. Есенина
А.Ремизова, П. Соловьевой и других поэтов.

Рекомендованы литературные сказки отечественных (П.Ершов, А.Ремизов, К.Ушинский, К. Паустовский, и др.), и зарубежных (А. Линдгрен, Б. Поттер, С. Тонелиус и др.) авторов.

В список включены повести и рассказы, которые, как свидетельствует наши наблюдения, пришлись по душе именно детям 5-7лет (А. Куприн, «Слон»; Носов «Живая шляпа»; Толстой «Косточка»; Драгунский «Друг детства»; К.Коровин, «Белка»; рассказы Ю.Коваля и т.д).

Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с особенностями возраста:
- Устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;
- Наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;
- Заметное возрастание интереса к поэтическому слову;
- Умение некоторых детей читать самостоятельно.

Беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений, педагог предусматривает более сложные, чем раньше, вопросы и одобряют более продуманные, аргументированные ответы.
В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А.Пушкина, Г.Х.Андерсена, Д.Мамина - Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир».

Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к школе группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то и или иное произведение и на какой странице его можно найти. Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя или родителя своевременной помощи.

Литературный багаж у детей различен. Дошкольники шестого года жизни могут назвать от двух до одиннадцати произведений разных жанров и от одной до пяти фамилий писателей. Наряду с А.Пушкиным, К.Чуковским, С.Маршаком дети называют М. Зощенко, Н. Носова, Д. Хамса, А. Милна, Г. Снегирева. У многих ребят есть любимые книги. Культура чтения вслух, от которого во многом зависит первое впечатления ребенка о книге, определяется восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать.

Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе, подчеркнув, что лично ему герои этого произведения полюбились.

Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:
- Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;
- Специальные занятия;
- Свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной литературы.

Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытывать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.

Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве - процесс долгий и трудный. Если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.