Дидактичский матриал

Нежнова Татьяна Викторовна

Взято из инета у Бутенко Наталии Геннадьевны
Изготовление пособий и дидактических игр для детей дошкольного возраста   .

           Крышки - предмет простейший, но тем не менее обладающий таинственным притяжением. Их всегда жалко выкидывать. Так и копятся в каждой семье большие коллекции этих маленьких , разноцветных вещиц. Мы почти всегда не знаем, что с ними делать, но на подсознательном уровне убеждены- для чего-то они пригодятся. Хочу поделиться с вами опытом, как можно использовать эти крышки в обучающем процессе работы с детьми. Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. А разноцветные крышки ( от минеральной воды и лимонада, питьевого йогурта, кефира) разные по форме, размеру и цвету почти всегда под рукой. Почему бы нам не использовать их в дидактических играх по сенсорике? Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно- моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами- разноцветными крышечками.

Сухой аквариум. ( для детей 2-7 лет).

« Сухой аквариум»- набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике или коробке, можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «аквариума» ( крышки), ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

          Самомассаж кистей и пальцев рук в « сухом аквариуме» ( « бассейне») способствует:

- нормализации мышечного тонуса;

- стимуляции тактильных ощущений;

- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Вариант 1. « Купание» рук в « сухом аквариуме», погружение в крышки кистей рук, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками.

Самомассаж в « сухом бассейне» можно выполнять под музыку или сопровождать стихотворным текстом:

Опустить кисти рук в « бассейн», перемешать крышки, одновременно сжимая и разжимая кисти рук, приговаривая: В « бассейне» крышки разные: зеленые и красные.

Решили мы их посмотреть и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Вариант 2. На дне « бассейна» спрятать игрушки из киндер- сюрпризов. Опустить кисти рук в « бассейн», перемешать крышки, затем найти и достать игрушки.

Под крышками, на дне коробке

Спрятались игрушки ловко.

Быстро крышки разберем

И игрушки мы найдем.

 

          Вариант 3. Крышки рассыпаны по ковру ( столу, полу):

- много у нас крышек помещается в тазике?

- какого цвета крышки?

- крышек какого цвета больше ( не считая, по восприятию)?

-сортируем крышки по цветам.

- кто быстрее соберет крышки в тазик того или иного цвета?

Вариант 4. Детям предлагается рассыпать крышки и собрать их в « бассейн», снова рассыпать и собрать, и так несколько раз.

Вариант 5. « Чьи бусы длиннее?» ( « Три змейки», « Паровозик с вагончиками», « Дорожки» и т.д.)

Дети выкладывают на полу цепочки из крышек одного цвета или чередуя цвета. Чем старше дети , тем сложнее варианты, например: 4 синих, 1 красная, 5 зеленых и т.д. Цветовые варианты любые.

Можно использовать крышки в различных дидактических играх. Например: « Цветное домино».

Подбираются крышки большого диаметра. Верх каждой крышки закрашивается или заклеивается самоклеящейся бумагой по секторам.

          Цель: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, конструктивных умений, смекалки.

         Вариант 1. Малыши 2-3 лет на начальном этапе освоения игры работают с двухцветными крышками, выстраивая цепочки в двух направлениях.

        Вариант 2. Для детей 4-6 лет берутся четырехцветные крышки. Увеличивается площадь игры и направления цветовых цепочек.

        Вариант 3. Дети 5-6 лет составляют из крышек узоры, соблюдая принцип « домино».

« Геометрическое домино»

        Цель: закрепление знаний геометрических фигур. Развитие внимания, мышления.

На два сектора крышки наклеиваются разные геометрические фигуры, составляются цепочки , соблюдая принцип « домино». Совет: для изготовления этой игры крышки лучше всего брать большого диаметра.

« Модель времени» ( для детей 3-7 лет).

        Цель: формирование у детей представления о некоторых промежутках времени: части суток ( утро, день, вечер, ночь); неделя ( 7 дней); сезоны ( весна, лето, осень, зима); месяца.

        Младший возраст. Дети совместно с воспитателем дают определения цветным крышкам ( желтая - утро, красная- день, синяя- вечер, черная- ночь) и нанизывают их в определенной последовательности на палочку или шнур.

         Средний возраст. Дети ежедневно самостоятельно нанизывают цветные крышки условленного цвета, обозначающие части суток. Между крышками- « сутками» нанизывается прокладка, разделяющая их. Строится модель недели ( месяца, сезона).

        Старший возраст. Дошкольники самостоятельно строят недельные цепочки, используя цветовые обозначения дней недели, как в календаре погоды.

Дидактическая игра « Круглый год».

         Цель: закрепление знаний детей о временах года, названия месяцев каждого сезона, развитие мелкой моторики рук.

Строится модель сезона, состоящего из трех месяцев, если соединить концы шнура, получается « круглый год». Ребенок , перебирая крышечки, называет месяца каждого сезона.

Дидактическая игра « Времена года».

         Цель: закрепление знаний детей о временах года , основных примет сезона.

        Дети подбирают картинки , на которых изображены приметы сезона и группируются возле крышки соответствующего цвета ( зима- синяя или белая, весна- зеленая, лето- красная, осень- желтая крышка).

Обоняние совершенствуется в играх с крышками от ароматных флакончиков « На что похоже». « Найди пару», « Как пахнет слово». Эти игры дают возможность не только расширить диапазон чувствительности к запахам, но и обогатить словарный запас ребенка, создать особую неповторимую ассоциативную связь новых слов, понятий, запахов.

Совершенствование двигательных функций ребенка происходит успешнее, когда в игровой комнате есть спортивный комплекс. Оборудование этого комплекса позволяет не только активизировать двигательную и творческую активность детей, но и обеспечивает постоянную физическую нагрузку, поддерживающую психофизический тонус, способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения. Некоторое оборудование для спортивного комплекса можно изготовить из крышек, проделав в них отверстия и соединив их на шнур (разноцветные шнуры), соединив шнуры в кольцо и др.

Массажер

В маленьких крышках делается по два отверстия, затем пришиваем эти крышки как пуговицы на плотную ткань ( размеры ткани могут быть произвольными). В итоге получается массажная дорожка.

Серсо. ( для детей 4-7 лет).

Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.

       Цель: развитие внимания, глазомера, умения регулировать движения. Воспитание терпения, формирование навыков самоконтроля.

Вариант 1. Поймать крышку на ниточке в бутылочную ( пластиковую ) воронку правой и левой рукой. Какая рука поймает больше крышек за 1 мин?

Вариант 2. Поймать поочередно все крышки, удерживая в воронке уже пойманные.

Вариант 3. Ловить воронкой крышки, которые бросает другой ребенок с определенного расстояния.

Разноцветными крышками разного размера можно украшать постройки из строительного материала, постройки из песка и снега на прогулке.

С большим желанием дети выкладывают мозаику. Для мозаики пригодились те же разноцветные крышки от пластиковых бутылок. Сложили их в коробочки по цвету. Теперь мозаику можно выкладывать не только на столе, но и на асфальте, на песке, на снегу.

Используя крышки, можно украсить игровой участок. Украшенный участок сам по себе вызывает положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Между деревьями и на веранде можно развесить гирлянды из разноцветных крышек ; зимой по краям дорожек протянуть яркие шнуры с нанизанными на них крышками для подлезания и перешагивания; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных крышек.

Крышки соответствующих цветов ( красные крышки- гласные, синие- согласные, зеленые крышки- мягкие согласные, с наклеенным колокольчиком- звонкие) можно использовать для составления звуковой схемы слова на занятии. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя крышки- заменители букв, соотносить слово со звуковой схемой.

Крышки можно использовать и для изготовления различных театров ( плоскостной, теневой театры), используя крышки как подставки для фигурок персонажей сказки.

Заключение.

Крышки - доступный, красочный бросовый материал, который можно и нужно использовать во многих дидактических, подвижных, сюжетных, строительных играх детей и на занятиях с детьми дошкольного возраста. Найти крышки и собрать их достаточное количество не составляет особого труда, сами дети с удовольствием помогут вам собрать их и изготовить из них интересные развивающие игры и игрушки- самоделки.

Используемая литература:

Журнал « Логопед».

Журнал « Обруч».