Сценарий классного часа к 9 мая.

Зайцева Марина Валентиновна

Сценарий классного часа для учеников 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx149.85 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

классного часа

«Дети и война»

(Всё – для фронта, всё – для Победы)

Зайцева М.В, учитель начальных классов

Цель:      Воспитание любви к Родине, чувства патриотизма.

Задачи:1. Расширять знания детей об истории нашей страны.

  1. Воспитывать уважение к прошлому своего народа.
  2. Развивать интерес к работе по изучению истории своего края.
  3. Прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне.
  4. Рассказать о трудовом героизме ребят - ровесников современных мальчишек и девчонок.
  5. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, песни военных лет, выставка рисунков детей о войне, выставка книг о детях в годы войны.

Подготовительная работа: конкурс рисунков детей на темы «Что я знаю о войне», «Дети и война», «Моя семья в годы войны», поиск материала о пионерах-героях, подготовка сообщений, создание презентации.

Ход классного часа:

Слайд 1. (Тихо звучит музыка – довоенные пионерские песни)

Слайд 2. И тыл в то время тоже фронтом был

У нас в тылу работали заводы,

Там собирали танки, самолёты,

Снаряды делали и пули отливали,

Одежду, сапоги изготовляли,

Для самолётов бомбы, ружья для солдат,

Орудья и, конечно, провиант.

Без мужественных тружеников тыла

Страна бы наша никогда не победила.

Их тоже часто награждали,

И ордена давали, и медали.

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова

Победа. Е. Трутнева

Солнце в трубу золотую трубит:  
"Слава герою-бойцу!  
Враг побеждён, уничтожен, разбит,  
Слава герою-бойцу!"
 
- С врагами я бьюсь, - сказал боец,  
- На это и жизни не жаль,  
Но штык для меня ковал кузнец -
Крепка закалённая сталь!
 
- Я выковал штык, - кузнец говорит,  
Как жар, он на солнце горит,  
Но звонкую сталь, драгоценный дар,  
Выплавил брат-сталевар.
 
- Конечно, - сказал сталевар, - металл  
Я сам из руды достал,  
Но в тёмные недра Уральских гор  
Спускался не я, а шахтёр.

- Да, это правда, - шахтёр сказал, -
Забой у меня каменист.
Руду я достал, но к вам на вокзал  
Её привозил машинист.
 
- Ну да, - сказал машинист, - по стране  
Я езжу во все концы,  
Но хлеб добывают и вам, и мне  
Родные наши жнецы.
 
- Что ж, это верно, я всех кормлю, -
Сказал машинисту жнец, -
Но землю, которую я люблю,  
Сберёг для меня боец.

Слайд 3. Отцы на фронт – дети на завод. 

Слайд 4. Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране.

Слайд 5. Тыл - это половина победы!

Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, военными займами, хлебом, мясом.

Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь. Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды.

Слайд 6. Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.

Слайд 7. Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В некоторых цехах они составляли 80 % состава рабочих. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими. На фотографии вы можете увидеть,  как директор завода Анатолий Солдатов поощряет детей, работавших на заводе в годы войны, банками варенья.

Слайд 8. Не только на заводах ребята помогали старшим. Девочки ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, писали письма, устраивали концерты.

Воспоминания карельских детей войны, трудившихся в тылу, вы можете прочитать в книге Светланы Зааловой «Маленький солдат».

Из письма Л. М. Орловой в среднюю школу № 2 города Беломорска:

 «Большое всенародное горе объединило тогда людей. Фашисты принесли на нашу землю разрушение и смерть. Они разъединили близких людей. Тысячи людей лишили Родины, семьи, жизни в первые же месяцы войны. И мы, дети, видели, как мужественно наши родные и близкие противостоят этому горю и злу. Женщины после работы шли в госпиталь, чтобы помочь медицинским работникам ухаживать за ранеными. Это было такое время, ребята, когда нельзя было оставаться в стороне».

Лина Орлова получила медаль «За боевые заслуги». Вот что она вспоминает:

Послушайте отрывок из книги «Маленький солдат».

(Читает ученица.)

  • Вашу дочь награждают   медалью,— сказали   маме   по   телефону.
  • Лину? — мама  растерянно  присела   на   стул.— Какой   медалью?

— «За боевые заслуги». По ходатайству раненых и медицинского персонала госпиталя. Ждем вас с дочерью в Доме Красной Армии.

Лине вначале показалось, что мама шутит, но мама была очень  бледная   и взволнованная,   и  Лина  поверила.

«Что я такого сделала? За что медаль? Ведь ее дают бойцам и командирам, тем, кто на фронте воевал».

—        Воевать,   Лина,   можно   не  только   на    фронте,— серьезно сказала    Екатерина    Никифоровна,    когда    девочка    прибежала к ней.— Ты даже не подозреваешь, что тоже воюешь за нашу победу. Так что медаль тебе за дело. Готовься.

Мама достала из чемодана выходное платьице Лины из красного вельвета. Подвела дочку к зеркалу, приложила платье:

—        Немножко мало стало, выросла ты за зиму, повзрослела. Ничего, я чуть-чуть в швах отпущу.

В зале Дома Красной Армии было полно народу. Лина с мамой с трудом отыскали два свободных места. Лина прижалась к маминой руке. Рука у мамы была теплая, немножко шершавая и такая родная, что Лина как-то сразу успокоилась.

Сначала на сцену выходили взрослые бойцы и командиры, им вручали награды. Зал аплодировал. Вдруг Лина услышала свое имя:

—        Медаль «За боевые заслуги» вручается пионерке Лине Орловой.

Лиина встала и пошла через зал. Когда первый секретарь Карельского областного комитета партии член Военного совета Карельского фронта Геннадий Николаевич Куприянов вручал Лине медаль, он тихо, чтобы слышала одна Лина, спросил:

  • Зазнаваться не будешь?
  • Нет,— решительно мотнула головой девочка.— Еще   лучше работать буду.

Лина сбежала по ступенькам вниз и стала искать глазами маму. Щеки ее горели. На груди у Лины была настоящая взрослая медаль.

Военные в последних рядах приподнимались с мест, чтобы получше разглядеть эту маленькую светловолосую девчонку.

Сейчас Лина Михайловна Орлова живет в Воронеже. Работает в одном из научно-исследовательских институтов. Она — кандидат технических наук, металловед.

Слайд 10. Учащиеся школы № 6 г. Калинина пишут письма домой под диктовку раненых бойцов, находящихся на излечении в госпитале.

В столярной мастерской Дома пионеров г. Ленинграда. Подростки изготавливают санитарные ящики.

Слайд 11. Взрослые и дети собирали посылки, которые посылали на фронт. Как вы думаете, что было в этих посылках?

Школьники Октябрьского района Ленинграда упаковывают ящики с подарками бойцам Красной Армии.

Учащиеся 3-го класса женской школы № 216 Куйбышевского района г. Ленинграда готовят кисеты в подарок фронтовикам.

Солдаты, получая посылки с теплыми вещами – носками, варежками,  с теплыми письмами, в которых были пожелания поскорее прогнать ненавистных фашистов с нашей земли, напевали простую песенку:

«Принесли мне в землянку посылку,

И повеяло теплом.

И забилося сердце так пылко,

И я вспомнил отчий дом.

Адрес краткий на пакете, там написано одно:

Или Пете, или Феде,

Или Мите, все равно.

Я не тот, не другой и не третий,

Но принять подарок рад.» (Из книги С Зааловой «Маленький солдат».)

Слайд 12.  В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.

Школьники колхоза «Белорусский Труженик» собирают грибы для Красной Армии и населения города.

Слайд 13.  В те суровые военные годы дети рано становились взрослыми. Отцы уходили на фронт, матери работали на заводах, иногда ночевали в цехах. Все заботы по дому, о младших братьях и сестрах ложились на плечи подростков.

(Ученики читают стихотворение В. Берестова «Мужчина»)

Отца на фронт призвали.  
И по такой причине  
Я должен жить отныне,  
Как следует мужчине.
 
Мать вечно на работе.  
Квартира опустела.  
Но в доме для мужчины  
Всегда найдётся дело.
 
Полны водою вёдра.  
Подметена квартира.  
Посуду мыть несложно -
На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны  
Стригут мне в гастрономе.  
Кормилец и добытчик.  
Мужчина. Старший в доме.
 
Я искренне уверен,  
Что стал отцу заменой.  
Но в жизни той далёкой,  
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался  
Подобными делами.  
Мать заменила папу.  
Я помогаю маме.


Слайд 14. Наравне с взрослыми дети и подростки все отдавали фронту, пережили серьезные испытания, чтобы приблизить День Великой Победы. О нелегких военных буднях вы можете прочитать в книгах  «Медаль за бой, медаль за труд», «Дети военной поры», «О подвигах, о доблести, о славе...», «Маленький солдат» и других. (Выставка книг.)

Итог. Поздравляю вас с Праздником Великой Победы! Теперь вы знаете, что победа ковалась не только на фронте. Без тружеников тыла, без самоотверженного труда не только взрослых, но и детей, ваших сверстников, одержать победу в такой масштабной войне было бы невозможно. Надеюсь, теперь вы больше узнали о том, как трудились дети и подростки в годы Великой Отечественной войны. Это очень важно - знать и помнить героические страницы истории нашей Родины.