АТТЕСТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Помолова Татьяна Перфильевна

п.1.1. Образование соответствует требованиям Единого квалификационного справочника Должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".  Диплом рег.номер 1032 о профессиональной переподготовке  по теме "Практическая педагогика и психология дополнительного образования", 2016г; диплом зоотехника, 1984 г.

п.1.2. Прошла курсы повышения квалификации по теме "Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений у детей подросткового возраста", 2017г; "Организация летнего отдыха детей в современных условиях", 2017г; "Воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС", 2015г;  участие в вебинаре "Методика коллективной творческой деятальности в развитии интеллектуальных способностей учащихся (на примере проектной деятельности,) 2018г; в семинаре для представителей органов местного самоуправления, руководителей оздоровиельных организаций, руководителей программ, организаторов детского отдыха и оздоровления , 2018г.; в практико-ориентированном семинаре "Взаимодействие семьи и школы. Ценностное воспитание", 2017г. Диплом о профессиональной переподготовке "Учитель астрономии", 2018г.

п.1.3. Полученные в процессе дополнительного профессионального образования знания использую при организации учебно-воспитательного процесса, при проектировании и корректировке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработке планов воспитательной работы и организации работы лагеря с дневным пребыванием детей (Программа "Лаборатория исследователя природы", "Школа проектной деятельности"; КИМ)

п 1.4. С 2014 года работаю над темой самоообразования «Проектная и исследовательская деятельность учащихся». В результате доработала и обновила дидактические материалы, практикумы для программ «Лаборатория исследователя природы» и «Школа проектной деятельности».

п.1.5     Планируемое самообразование соответствует стратегическим ориентирам в ХМАО- Югре государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие

образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" (ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 октября 2013 г. N 413-п )- цели: 1. Обеспечение доступности качественного

образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

задачи: 8. Развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования. 8.5- Реализация образовательных программ в рамках летнего отдыха в

Югре.Направления - Обеспечение доступности дополнительного образования; Обеспечение качества и эффективности дополнительного образования детей путем

обновления содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей; обеспечение их преемственности на всех уровнях образования.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Педагог\Рабочий стол\СЕРТИФИКАЦИЯ программ 2018г\Программа Вселенная и Мы\Вселенная и мы_0001.jpg

Оглавление

Раздел 1.  Комплекс основных характеристик программы:

2

             Введение ………………………………………………………………….

2

1

Пояснительная  записка…………………………………………………

3

2

Содержание программы ………………………………………………...

7

2.1.

Учебно-тематический план …………………………………………….

5

2.2.

Содержание учебно-тематического плана …………………………….

6

3

Планируемые результаты ……………………………………………….

7

Раздел 2.  Комплекс организационно-педагогических условий:

7

4

Календарный учебный график ………………………………………….

8

5

Материально-техническое обеспечение программы…………………..

9

6

Информационное обеспечение программы ……………………………

8

7

Кадровое обеспечение программы …………………………………….

10

8

Формы аттестации учащихся …………………………………………..

11

9

Список литературы……………………………………………………...

13

Приложение ……………………………………………………………..

15


Введение

Название одной из самых древних наук человечества, изучающей Вселенную состоит из двух греческих сдов: "номос" - "закон", и "астрон" - "светило, звезда". Этот термин можно перевести как "закон звёзд". Астрономия – это целые тысячелетия наблюдений за небом, накопление разнообразных знаний, по сравнению с другими науками уровень этой науки был чрезвычайно высок уже в древности. Астрономия является не только научной, но также мировоззренческой дисциплиной, которая может показать единство законов природы, их применимость к небесным телам, звёздам, способная дать целостное представление о строении Вселенной и познаваемости мира.

Астрономия имеет огромное значение в современном обществе:

- Вопросы, связанные с измерением времени и обеспечением человечества знанием точного времени, решаются теперь специальными лабораториями – службами времени, организованными, как правило, при астрономических учреждениях. Вычисление и составление календаря, который широко применяется в народном хозяйстве, также основаны на астрономических знаниях;

- Астрономические методы ориентировки наряду с другими по-прежнему широко применяются в мореплавании и в авиации, а в последние годы – и в космонавтике;

- Составление географических и топографических карт, предвычисление наступлений морских приливов и отливов, определение силы тяжести в различных точках земной поверхности с целью обнаружения залежей полезных ископаемых;

- Исследования процессов, происходящих на различных небесных телах, позволяют астрономам изучать материю в таких ее состояниях, какие еще не достигнуты в земных лабораторных условиях. Астрономия тесно связана с физикой, химией, математикой, способствует их  развитию и дает толчок развитию техники;

- Астрономия имеет исключительно большое значение в борьбе против идеализма, религии, мистических идей. Её роль в формировании научного мировоззрения огромна, именно астрономия доказывает материальность Вселенной, определяет положение Земли, а вместе с ней и человека в окружающем нас мире, во Вселенной.

       История астрономии показывает, что она была и остается ареной ожесточенной борьбы материалистического и идеалистического мировоззрений. Отсюда вытекает необходимость изучения астрономии в образовательных учреждениях разного уровня.

        


Раздел 1.  Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

XX век был богат своими многочисленными научными достижениями и по праву считается веком космоса, так как именно с ним связано начало космической эры человечества, выход человека за пределы его родной планеты, освоение ближнего космического пространства. Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда, образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее форма, размер, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях. Чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах и т.д., необходимо изучать астрономию.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Вселенная и мы» имеет естественнонаучную направленность и нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе, имеет практическую направленность в виде изучения звездного неба и написания творческих проектов учащихся.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вселенная и Мы» (далее – Программа) по содержанию является естественнонаучной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой. Программа разработана с учетом современных требований к программам дополнительного образования.

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012г.  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Требованиями Министерства образования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года (распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 года № 91-рп).

- Концепцией системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.07.2018 № 10-п-1058;

- Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденными приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.08.2018 № 1142.

Новизна программы заключается в необходимости и возрастающей значимости космического образования в условиях все более широкого практического использования результатов космической деятельности и освоению человеком Космоса. Астрономия – это, прежде всего правильное научное мировоззрение, которое должно формироваться как можно ранее.

Актуальность программы:

Во-первых, знакомство с астрономией, с историей формирования представлений человека о Вселенной, с разнообразными методами исследований космоса необычайно расширяет кругозор.

Во-вторых, в процессе занятий астрономией развивается умение работать с информационными источниками, вести систематические наблюдения, обрабатывать результаты, формируются навыки обращения с разнообразным оборудованием.

В-третьих, это одна из немногих наук, при изучении которой учащиеся могут сами делать открытия и внести свой посильный вклад в изучение Космоса.

Кроме того, занятия астрономией делают жизнь более содержательной и интересной.

Для того чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию. Данная программа нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.

Педагогическая целесообразность. Программа позволяет восполнить отсутствие систематической информации по астрономии и космонавтике для учащихся среднего возраста. Главная особенность этой программы – развитие познавательного интереса детей к астрономии и проектной деятельности.

Цель программы: содействовать формированию целостного естественнонаучного мировоззрения учащихся.

Задачи программы: 

обучающие:

- дать знания по астрономии в интересной и доступной форме;

- овладение основами организации проектно-исследовательской деятельности;

- формирование навыка работы с различными информационными источниками;

- формирование знаний о профессиях будущего в космической отрасли, надпрофессиональных навыков и компетенций;  

развивающие:

- развитие образного и логического мышления, творческих способностей;

- развитие личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;

- развитие умения работать индивидуально и в группе;

воспитательные:

- формирование у обучающихся основ научного мировоззрения и научных убеждений;

- формирование культуры публичного выступления;

- воспитывать гордость за исторические достижения отечественной науки и техники в деле освоения Космоса.

Отличительные особенности программы:

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий на основе следующих принципов обучения – индивидуальности; сознательности и активности; наглядности; доступности, научности и позволяет использовать Интернет в учебном процессе как источник систематической информации по астрономии и космонавтике. Программа составлена для учащихся средних классов, с учетом их первоначальных знаний, интересующихся космосом. В программе показана взаимосвязь наук и в частности астрономии и экологии. Комплектование групп для изучения программы осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей учащихся.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 11 - 14 лет. 

Срок реализации программы программа рассчитана на один год обучения (в объеме 144 часа.

Формы и режим организации образовательного процесса.

Основными формами проведения занятий являются: лекция, беседы, лабораторные и практические занятия, индивидуальное консультирование и самостоятельная работа. Занятия  проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами по 10  минут каждый учебный час и состоят из теоретической и практической частей.  Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу программы, соответствующий возрасту учащихся средних классов. 

Используемые формы занятий:

-по количеству учащихся - коллективная, групповая, индивидуальная;

-по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и учащихся - лекция, семинар, самостоятельная работа, практикум, экскурсия;

-по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Большинство занятий в рамках программы комбинированные. Также программа предусматривает значительный объём самостоятельной работы учащихся.  

Методы организации образовательного процесса

Реализация программы осуществляется с использованием таких методов обучения как объяснительно-иллюстративный (педагог объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал; осуществляется в форме лекции, беседы, демонстрации опытов, экскурсии, наблюдений) и репродуктивный метод (воспроизведение знаний при решении задач, воспроизведении опытов), широко используется метод проблемного обучения (реализуется в форме проблемного изложения учебного материала с использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач), частично-поисковый метод (реализуется при выполнении практических работ), исследовательский метод (при выполнении исследований), применяются также методы дистанционного и дифференцированного обучения (домашнее задание, самостоятельный поиск информации). 

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа. В связи со спецификой организации занятий и использованием лабораторного оборудования и инвентаря занятия для учащихся проводятся в группах от 10 до 15 человек, при необходимости группа разбивается на подгруппы.

Содержание Программы

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел 1.

История изучения Вселенной. Ученые астрономы. Телескопы и обсерватории.

8

4

4

Раздел 2.

Солнечная система. Планеты.

42

10

32

Раздел 3.

Солнечная система. Малые тела. Космическая безопасность

44

12

32

Раздел 4.

Вселенная. Большой Космос.

Современный взгляд науки на Вселенную. Гипотезы, исследования, факты

46

14

32

Раздел 5.

Атлас новых профессий. Профессии будущего.

4

2

2

ИТОГО:

144

42

102

Содержание учебно-тематического плана

         Раздел 1. История изучения Вселенной. Ученые астрономы. Телескопы и обсерватории (теория- 4 часа: практика 4 часа)

Раздел включает знакомство с планами работы, целями и назначением программы, технику безопасности в объединении. Теория: формирование науки астрономии, история изучения Вселенной.

Практика: Определение начальных знаний, умений, навыков (ЗУН). Знакомство с оборудованием для изучения Космоса.

         Раздел 2. Солнечная система. Планеты. 42 часа (теория - 10 часов; практика - 32 часа)

Теория: Солнце – источник жизни, знакомство с Солнцем, Солнечной системой, планетами земной группы и исследованиями, и экспериментами на планетах Солнечной системы.

Практическая часть: решение тестов, наблюдение за изучаемыми объектами, сбор информации и подготовка рефератов.

          Раздел 3. Солнечная система. Малые тела. Космическая безопасность. 44 часа (теория - 12 часов; практика - 32 часа)

Теория: Малые тела Солнечной системы: метеороиды, кометы, астероиды, пояс Койпера. Катастрофы в Солнечной системе. Кометно-астероидная опасность.  Всемирная служба космической безопасности. Мифы и реальность.

Практика: решение тестов, подготовка рефератов по темам раздела программы. Знакомство с оборудованием.

          Раздел 4. Вселенная. Большой Космос. Современный взгляд науки на Вселенную. Гипотезы, исследования, факты.  46 часов (теория - 14 часов; практика -32 часа)

Теория: Вселенная (Беспредельность). Масштабы Вселенной. Видимая и невидимая Вселенная. Галактики. Звездные скопления. Созвездия. Характеристики и классификация звезд. Звезды: жизненный цикл. Черные дыры. Кротовые норы. Эволюция Вселенной. Происхождение Жизни. Разум во Вселенной.

Практическая часть: решение тестов, подготовка рефератов по темам раздела программы. Изучение оборудования.

Раздел 5.        Атлас новых профессий. Профессии будущего. 6 часов (теория - 4 часа; практика – 2 часа)

Теория: Знакомство с Атласом новых профессий. Развитие космической отрасли. Профессии будущего в космической отрасли: Космобиолог, Космогеолог, Проектировщик жизненного цикла космических сооружений. Менеджер космотуризма. Инженер-космодорожник. Учебные заведения.

Практическая часть: Надпрофессиональные навыки и умения.  Тесты. Итоговое занятие.

Планируемые результаты

Предметные результаты. 

По завершении изучения Программы обучающиеся получат представление:

– об истории открытий и изобретений в астрономии; о значении астрономии в жизни современного человека; о специфике проектно-исследовательской деятельности;

– о профессиях будущего в космической отрасли, о надпрофессиональных навыках и компетенциях.

будут знать:

– строение Солнца, Солнечной системы, планеты и малые тела Солнечной системы; историю исследования Солнечной системы и космических катастроф; строение Галактики и жизненный цикл звезд; о созвездиях и звездных скоплениях; о структуре и масштабах Вселенной;

– методику подготовки реферативных и проектно-исследовательских работ;

– Атлас новых профессий, образовательные организации по обучению профессиям будущего.

будут уметь:

– ориентироваться на звездном небе;

– работать со справочной литературой и тематическими сайтами для поиска информации;

создавать реферативные и проектно-исследовательские работы и представлять их перед публикой.

Личностные результаты

Учащиеся разовьют самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей; способность к самоорганизации и самоконтролю, приобретут уверенность в своих силах; сформируют экологическую культуру.

Метапредметные результаты

Самостоятельное нахождение информации по каталогам, в Интернете, формулирование ключевых слов; структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; расширится круг интересов и знаний учащихся.

Регулятивные УУД. Учащиеся научатся определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. У учащихся сформируется проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, осмысление и интерпретация полученных результатов.

Коммуникативные УУД. Развитие умений слушать и понимать других, с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения), использование ИКТ как инструмент для достижения своих целей. 

Познавательные УУД. Развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак, схема. научаться обобщать и классифицировать предметы по какому - либо общему признаку; выявлять закономерности в чередовании предметов; наблюдать. Понимание смысла терминов.

Раздел 2.  Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Календарный учебный график реализации Образовательной программы Муниципального бюджетного учреждения молодежи и дополнительного образования «Центр молодежи и дополнительного образования» (далее – Центр) разработан в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.92; ст.47, п.5) и утвержден приказом Центра от 31.08.2018 № 233 «Об организации учебно-воспитательного процесса на 2018-2019 учебный год».

Настоящий Календарный учебный график Центра составлен с учетом мнений участников образовательных отношений: учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, педагогических работников и определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года, а также систематизирует организацию учебного года.

Начало и окончание учебного года устанавливаются Центром в соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом образовательной программы.

Учебный год в Центре начинается с 3 сентября 2018 года и продолжается до 31 августа 2019 года. (Если первый учебный день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день). Продолжительность учебного года составляет 50 учебных недель.

Центр реализует дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

В процессе освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются Центром самостоятельно.

Учебный год

Летний период*

Дата (с какого по какое)

с 03.09.2018г. по 31.05.2019г.

с 01.06.2019г. по 31.08.2019г.

Количество недель, дней

37 учебных недель, 254 дня

13 недель, 91 день

Учебный период

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в системе персонифицированного финансирования

Итого недель, дней в учебном периоде

I полугодие

II полугодие

Период

Кол-во недель, дней

Период

Кол-во недель, дней

37 недель, 254 дня

03.09-29.12.2018г.

17 недель,

 117 дней

09.01-31.05.2019г.

20 недель,

 137 дней

Сроки организации промежуточного и итогового контроля

17.12-28.12.2018г.; 13.05-27.05.2019г.

Учебный период

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и образовательных проектов в летний период

Итого недель, дней в учебном периоде

Период

Количество недель, дней

01.06-31.08.2019г.

13 недель, 91 день

13 недель,

91 день

Итого в учебный период с 03.09.2018г. по 31.08.2019г.

50 недель

Методическое и техническое обеспечение

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Для реализации программы имеются:

- учебный кабинет, оснащенный школьной мебелью и оргтехникой, ноутбук, принтер, сканер;

- методические комплексы, состоящие: из информационного материала и конспектов; презентаций Power Point, рефератов по темам программ, технологических и инструкционных карт; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям;

- материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры;

- учебная и научная литература (словари, справочники, познавательная литература).

- Телескоп  (Sky-Watcher Dob 10" (250/1200); Meade ETX-105; PST-40)

Аксессуары:

окуляр Sky-Watcher Zoom 8–24 мм

линза Барлоу Sky-Watcher 2x, 1,25" (с адаптером для камеры)

лунный фильтр Sky-Watcher 1,25"

цифровая камера Levenhuk T300 PLUS;

-Бинокли (Celestron SkyMaste);

- Астропланетарий (Bresser Delux);

-Мобильный планетарий сферический;

- Подвижная карта звездного неба;

Печатные материалы:

-комплект постеров Levenhuk «Космос»;

-справочник астронома-любителя «Увидеть все!», А.А. Шимбалев;

-пособие «Хронология развития отечественной космонавтики» (настольное);

-карта звездного неба (ламинированная, настенная);

-книга знаний «Космос. Непустая пустота».

Дополнительно:

-Модель «Строение Земли»;

-Модель «Строение Солнечной системы»;

-Теллурий. Модель «Солнце, Земля, Луна»;

-Карта звездного неба (настенная);

-Карта звездного неба (ламинированная, настольная);

-Пособие «Хронология развития отечественной космонавтики» (настенное);

-Пазл детский «Космос» (на подложке, 63 элемента);

-Карта детская «Наши достижения в космосе» (настольная);

-Карта детская «Наши достижения в космосе» (настенная);

-Глобус звездного неба диаметром 120 мм;

-Глобус звездного неба диаметром 320 мм;

-Глобус Луны диаметром 120 мм;

-Глобус Луны диаметром 320 мм;

-Глобус Марса диаметром 320 мм;

-Глобус Марса диаметром 320 мм (с подсветкой);

-Глобус звездного неба диаметром 210 мм (с подсветкой);

-Глобус Луны диаметром 210 мм (с подсветкой);

-Глобус звездного неба диаметром 210 мм;

-Глобус Земли для детей диаметром 210 мм (с подсветкой).

Кадровое обеспечение

В реализации Программы задействован педагог дополнительного образования, имеющий высшую квалификационную категорию, прошедший  профессиональную  переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Учитель астрономии. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в средней школе с учетом требований ФГОС», 340 часов (диплом о профпереподготовке).

Формы аттестации

Для определения результативности обученности учащихся предусмотрены следующие виды контроля:

- входной (начальный) – выявление уровня мотивации изучения предмета на начало учебного года;

- текущий (промежуточный) - проводится за полугодие в форме теста, после каждой пройденной темы и состоит из нескольких вопросов, на которые надо выбрать один правильный вариант.

- итоговый - осуществляется в конце учебного года и проводится в форме тестирования. Тест состоит из вопросов по всей тематике программы обучения.

Мониторинг результатов обучения учащихся осуществляется на основании материала в Приложении.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы происходит во время собеседования, проведения викторин, тематических игр по астрономии, конкурсов, конференций, открытых занятий, тестов, использования кроссвордов, загадок, ребусов по астрономии и пр., а также в процессе педагогического наблюдения.

Критерии оценки результативности

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

 высокий уровень – учащийся освоил практически весь объем знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

 средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

 низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

 высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

 средний уровень – у учащегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

 низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Результаты аттестации фиксируются в Протоколе аттестации учащихся, который является одним из отчетных документов.

Учащемуся (по запросу) освоившему дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдается справка об обучении утвержденного образца руководителем Центра

Итоговая аттестация проводится согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся муниципального бюджетного учреждения молодежи и дополнительного образования «Центр молодежи и дополнительного образования».

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: протоколы аттестации учащихся (на начало учебного года, за полугодие, за учебный год); аналитический материал, дипломы, грамоты, электронный журнал учета, материал анкетирования и тестирования, готовая работа или проект, перечень готовых работ или проектов, фотоматериалы, статья и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал по итогам проведения диагностики, открытое учебное занятие, защита творческих работ и проектов, олимпиада, конкурс, научно-практическая конференция, отчет итоговый и др.

Система контроля и оценки детских достижений дает возможность проследить развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их развития, определить степень освоения программы и своевременно внести корректировку в образовательно-воспитательный процесс.

Список литературы

 для педагогов:

1. Астрономический Вестник. - М.: Наука.

2. Афанасьев И., Лавренов А. Большой космический клуб. - М.: 2006.

3. Звездный. Сборник. - М.: Московский рабочий, 1982.

4. Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономии. - М.: Едиториал УРСС, 2001.

5. Космонавтика. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985.

6. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. - М.: Эдиториал УРСС, 2002.

7. Муртазов А.К. Экология околоземного космического пространства. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004.

8. Теребиж В.Ю. Современные оптические телескопы: Учеб. пособие для вузов. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005.

9. Угольников О.С. Небо начала века. - М.: А.Д. Сельянов, 2000.

10. Физика космоса. Маленькая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

11. Гиндилис Л.М. SETI: Поиск Внеземного Разума. - М.: Физматлит, 2004- 648 с.

12. Уллерих Клаус. Ночи у телескопа. - М.: Мир Год, 1966 - 268 с.

для обучающихся и родителей:

1. Аткинсон С. Астрономия. Энциклопедия окружающего мира. - М.: Росмэн, 1997.

2. Дубкова С.И. Прогулки по небу. Атлас созвездий. - М.: Белый город, 2000.

3. Космос. Сверхновый атлас Вселенной / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2005.

4. Маран Стивен П. Астрономия для "чайников" / Пер. с англ. - М.: Диалектика-Вильямс, 2004. 13

5. Хабер Х.. Звезды. - М.: Слово, 1994.

6. Энциклопедический словарь юного физика. - М.: Педагогика пресс, 1995.

7. Юбелакер Э. Солнце. - М.: Слово, 1995

8. Маковецкий П.В. Смотри в корень. Сборник любопытных задач и вопросов. - М.: Наука, 1979.

для обучающихся и педагога:

1. Астрономия. Энциклопедия. - М.: Аванта+ , 2006.

2. Биология. Энциклопедия. - М.: Аванта+ ,

3. Земля и Вселенная. - М.: Наука.

4. Космонавтика. Энциклопедия. - М.: Аванта+ , 2007.

5. Новости Космонавтики. - М.: Издательский дом Журнал «Российский Космос»

6. Сборник тезисов участников Московского открытого конкурса исследовательских проектов школьников. - М.: МГДД(Ю)Т, 2006.

7. Физика. Энциклопедия. - М.: Аванта+

8. Химия. Энциклопедия. - М.: Аванта+

9. Эксперимент в Космосе. Московская открытая научно-образовательная программа. Положение о конкурсе исследовательских проектов школьников. - М.: МГДД(Ю)Т, 2005, 2007.

10. Пшеничнер Б.Г. Космос безграничный, загадочный, грозный. Издательство: - М.: Серафим и София, Мой учебник. 2011 г.

Информационные источники:

  1. http://masters.donntu.org/2011/fkita/gorbunov/ind/index.htm
  2. Сайт Федерального Космического Агентства.

- Режим доступа: http://www.roscosmos.ru

  1. Сайт журнала "Новости Космонавтики": номера журнала в электронном виде, форум, новости - наиболее адекватный русскоязычный сайт с новостями.

- Режим доступа: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru

  1. Сайт Энциклопедия «Космонавтика», А. Железняков.

- Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications

  1. Сайт «Космический мир. Информация о российском космосе».

- Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru

  1. Сайт «Информационный центр орбитального комплекса "МИР"».

- Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru/mirstation/index.shtml

  1. Сайт «NASA TV - прямые трансляции в Интернет».

- Режим доступа: http://www.nasa.gov/multimedia/nasatv/index.html

  1. Сайт Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П.Королева.

- Режим доступа: http://www.energia.ru

  1. Сайт «Государственный Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина».

- Режим доступа: http://www.gctc.ru

  1. Сайт НПО им. С.А.Лавочкина.

- Режим доступа: http://www.laspace.ru

  1. Сайт «Космодром.ру».

      - Режим доступа: http://www.kosmodrom.ru

  1. Сайт «Астронет».

- Режим доступа: http://www.astronеt.ru

  1. Сайт «Космическая Энциклопедия ASTROnote».

- Режим доступа: http://www.astronaut.ru

  1. Сайт «Институт космических исследований РАН».

- Режим доступа: http://arc.iki.rssi.ru

  1. Сайт «Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн».

     - Режим доступа: http://www.izmiran.rssi.ru

  1. Сайт «Телестудия РОСКОСМОС».

- Режим доступа: http://tvroscosmos.ru

  1. Сайт «Кosmos-x».

- Режим доступа: http://kosmos-x.net.ru

  1. «История астрономии». Электронный ресурс.

     - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_астрономии

  1. «Древняя астрономия и современная астрономия». Электронный ресурс.

- Режим доступа: http://www.prosvetlenie.org/mystic/7/10.html

  1. «Практическое и идеологическое значение астрономии». Электронный ресурс.

-Режим доступа: http://space.rin.ru/articles/html/389.html

  1. «Начала астрономии. Гномон - астрономический инструмент». Электронный                  -Ресурс. Режим доступа: http://www.astrogalaxy.ru/489.html
  2. «Астрономия XXI века - Астрономия в XX веке». Электронный ресурс.

-Режим доступа: http://astroweb.ru/hist_/stat23.htm

  1. «Астрономия» Электронный ресурс.

-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Астрономия

  1. «Астрономия XXI века - Итоги XX и задачи XXI века». Электронный ресурс.

-Режим доступа: http://astroweb.ru/hist_/stat29.htm

  1. «Компьютерный планетарий RedShift». Электронный ресурс.

-Режим доступа: http://www.bellabs.ru/RS/index.html

  1. «Google Планета Земля». Электронный ресурс.

-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Планета_Земля

  1. «Google Maps». Электронный ресурс.

-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Maps

  1. «Celestia». Электронный ресурс.

-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Celestia

  1. «KStars». Электронный ресурс.

-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/KStars

  1. «Stellarium». Электронный ресурс.

-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Stellarium

Приложение

Мониторинг результатов обучения учащихся

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Возможное

количество

баллов

Методы диагностики

Теоретическая подготовка

А) теоретические знания

Соответствие

теоретических знаний

программным требованиям;

Минимальный уровень:

овладение менее чем ½ объема  знаний,  предусмотренных программой;

1

Наблюдение,

тестирование,

контрольный опрос

Средний уровень:

Объем усвоенных знаний более ½;

2

Максимальный уровень:

освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за  конкретный период времени;

3

Б) владение специальной терминологией;

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

Минимальный уровень:

овладение менее чем ½ объема  знаний,  предусмотренных программой;

1

Тестирование,

собеседование.

Средний уровень:

Объем усвоенных знаний более ½;

2

Максимальный уровень:

освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за  конкретный период времени;

3

Практическая подготовка:

А) Практические умения и навыки предусмотренные программой;

Соответствие практических умений и навыков программным требованием;

Минимальный уровень:

овладение менее чем ½ объема  знаний,  предусмотренных программой

1

Практическая работа,  предусмотренная программой.

Средний уровень:

Объем усвоенных знаний более ½;

2

Максимальный уровень:

освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за  конкретный период времени;

3

Б)  Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Минимальный уровень:

овладение менее чем ½ объема  знаний,  предусмотренных программой;

1

Самостоятельная работа,

Защита проектов,

Проведение игровых программ.

Средний уровень:

Объем усвоенных знаний более ½;

2

Максимальный уровень:

освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за  конкретный период времени;

3

Общеучебные умения и навыки:

А) учебно-интеллектуальные умения;

Самостоятельность в подборе и анализе литературы, пользование компьютерными источниками информации

Минимальный уровень:

овладение менее чем ½ объема  знаний,  предусмотренных программой;

1

Анализ выступлений,

проектов.

Средний уровень:

Объем усвоенных знаний более

2

Максимальный уровень:

освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за  конкретный период времени;

3

Б) Выступление перед аудиторией;

Свобода  во владении и подачи подготовленной информации.

Минимальный уровень:

овладение менее чем ½ объема  знаний,  предусмотренных программой

1

Проведение игровых программ, участие в круглых столах, диспутах

Средний уровень:

Объем усвоенных знаний более ½

2

Максимальный уровень:

освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за  конкретный период времени

3

Учебно-организаторские умения и навыки:

А) Умение  в  организации рабочего места;

Самостоятельность в подготовке рабочего места  и его уборка

Минимальный уровень:

овладение менее чем ½ объема  знаний,  предусмотренных программой;

1

Наблюдение

Средний уровень:

Объем усвоенных знаний более ½;

2

Максимальный уровень:

освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за  конкретный период времени;

3

Б) Навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности;

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.

Минимальный уровень:

овладение менее чем ½ объема  знаний,  предусмотренных программой;

1

Наблюдение

Средний уровень:

Объем усвоенных знаний более ½;

2

Максимальный уровень:

освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за  конкретный период времени;

3