Сохранение и укрепление здоровья учащихся на логопедических занятиях.

Дорошова Елена Викторовна

Сохранение и укрепление здоровья учащихся на логопедических занятиях.

Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются: - сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи; - нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии; - успешная социализация детей с дефектами речи. Многолетний опыт работы убедительно свидетельствует, что для достижения положительных результатов целесообразно включать в коррекционно-развивающую работу современные здоровьесберегающие технологии. Основные здоровьесберегающие технологии, используемые на логопедических занятиях:

  1. Кинезиологические упражнения, стимулирующие интеллектуальное развитие и моторику ребёнку, межполушарное взаимодействие. Здесь используются такие упражнения, как «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос». Способствует профилактике сколиоза.

  2. Бионергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём способствует достижению лучших результатов в работе по постановке звуков. Комплекс упражнений «Театр пальчиков и языка» может чередоваться с массажем или заменять его. Массаж пальцев рук способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает профилактическое действие.

  3. Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой. Эти упражнения нормализуют темп и ритм речи заикающихся, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизкомпонентом. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизбежно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус. Способствует укреплению психического здоровья.

  4. Алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым, который состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя различные движения, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга закрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, являются хорошо знакомыми и доступными детям. К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха.

  5. Дыхательная гимнастика Стрельниковой Н.А. используемая в работе служит профилактикой простудных и легочных заболеваний.

  6. Игровой массаж шариком Су-Джок использую для активизации речи, мышления, мелкой моторики и иммунитета детей.

  7. Использование прищепок, различного природного материала также способствует также развитию мышления, памяти,  внимания, произвольному переключению движений, улучшает координацию, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает сбросить излишнее напряжение, нормализует эмоциональное состояние детей, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи.

С целью снятия негативных «отпечатков» не только физических травм, но и психических зажимов, которые образуются в результате переживаний и эмоциональных проблем, применяется метод обучения способам мышечного расслабления. На занятиях используются музыкальные и двигательные упражнения, развивающие пластику, гибкость, снимающие мышечные зажимы, способствующие снижению агрессивности и страхов.

Подводя итог, можно отметить, что применение методов оздоровления обеспечивает полноценное развитие ребёнка. У детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивает самоконтроль, что так необходимо для правильной, красивой, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья учащихся на логопедических занятиях.

Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются: - сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи; - нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии; - успешная социализация детей с дефектами речи. Многолетний опыт работы убедительно свидетельствует, что для достижения положительных результатов целесообразно включать в коррекционно-развивающую работу современные здоровьесберегающие технологии. Основные здоровьесберегающие технологии, используемые на логопедических занятиях:

  1. Кинезиологические упражнения, стимулирующие интеллектуальное развитие и моторику ребёнку, межполушарное взаимодействие. Здесь используются такие упражнения, как «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос». Способствует профилактике сколиоза.
  2. Бионергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём способствует достижению лучших результатов в работе по постановке звуков. Комплекс упражнений «Театр пальчиков и языка» может чередоваться с массажем или заменять его. Массаж пальцев рук способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает профилактическое действие.
  3. Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой. Эти упражнения нормализуют темп и ритм речи заикающихся, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизкомпонентом. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизбежно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус. Способствует укреплению психического здоровья.
  4. Алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым, который состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя различные движения, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга закрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, являются хорошо знакомыми и доступными детям. К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха.
  5. Дыхательная гимнастика Стрельниковой Н.А. используемая в работе служит профилактикой простудных и легочных заболеваний.
  6. Игровой массаж шариком Су-Джок использую для активизации речи, мышления, мелкой моторики и иммунитета детей.
  7. Использование прищепок, различного природного материала также способствует также развитию мышления, памяти,  внимания, произвольному переключению движений, улучшает координацию, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает сбросить излишнее напряжение, нормализует эмоциональное состояние детей, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи.

С целью снятия негативных «отпечатков» не только физических травм, но и психических зажимов, которые образуются в результате переживаний и эмоциональных проблем, применяется метод обучения способам мышечного расслабления. На занятиях используются музыкальные и двигательные упражнения, развивающие пластику, гибкость, снимающие мышечные зажимы, способствующие снижению агрессивности и страхов.

Подводя итог, можно отметить, что применение методов оздоровления обеспечивает полноценное развитие ребёнка. У детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивает самоконтроль, что так необходимо для правильной, красивой, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.