Мои публикации

Логинова Ирина Евгеньевна

Блочно-модульное обучение на уроках электротехники и электроники.                       

Теоретический аспект.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ДляЭффективной Эффективной реализации идей дифференцированного обучения необходима качественное выявление общеучебных способностей студентов, а также выявление уровня компетенции учащихся в различных сферах деятельности, которая позволяла бы учителю своевременно и достоверно выявлять дидактическое состояние каждого учащегося. Вопросы организации компетентностного подхода в вопросе обучения на сегодня являются очень актуальными. Одним из направлений деятельности преподавателя может быть направление формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, в частности творческого поиска. Это направление является современным и выдерживается рамками федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения . Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках электротехники и электроники во многом зависит от структуры урока или серии уроков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Использование блочно-модульной технологии на уроках позволяет поэтапно (модульно) организовать познавательный процесс учащихся. Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д. Данная технология предполагает, что студент должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. 

                                                                                                                                                                                                                                                                               Педагогическая идея.                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Блочно-модульную технологию целесообразно вводить в рамках одного урока или серии уроков по изучению целого раздела физики. Ограничений временных в использовании не существует: рациональность определяется учителем. Понятие «блок» и «модуль» практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупненную часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов: • учебная цель (целевая программа); • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ); • методическое руководство; • контрольная работа. Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:                                                                                                                                                                                                                                                                                                        1 модуль – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на: 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  2 модуль – использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискуссируют; на таких уроках обычно выделяются группы ребят, которые способны самостоятельно составлять логические опорные конспекты (ЛОК), задания «для друга», т. е. работать творчески.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 3 модуль – предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы; предлагается работа с компьютерами или индивидуальные карточки- задания, тесты разного уровня и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                4 модуль – контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы. Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями.                                                                                                                                                                                                                                                                                        Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системе, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений.                                                                                                                                                                                                                                                                                     Основной целью блочно – модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит: • повысить мотивацию изучения предмета; • повысить качество знаний; • повысить уровень образовательного процесса в целом.