Рисование как развитие творческой самостоятельности и активности.

Ковальская Наталия Вячеславовна

Рисование как развитие творческой самостоятельности и активности.

    Обучение рисованию детей должно быть направлено на развитие их творческих способностей. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые потом послужат содержанием того, что ребенок хочет изобразить. Руководство детским творчеством требует от воспитателя понимания рисунка, знания характерных его особенностей и последовательности его развития. В рисунках детей привлекает, прежде всего, их живой отклик на окружающее, проявление фантазии и непосредственное отношение к тому, что дети рисуют.

    Любой предмет воспроизводится детьми плоскостно. Это является одной из главных особенностей детского рисунка. Другой особенностью является то, что соразмерность предметов для ребенка не играет большой роли, то, что для него представляется главным, малыш рисует крупно. Непропорциональность в рисунке ребенка наблюдается и между предметами (цветы выше дома, человек выше дома, деревьев и т.д.).

    Своеобразие детского рисунка сказывается и в колорите. В младшем дошкольном возрасте цвет у детей не связывается с попыткой передать характерный признак предмета. Часто дети используют краску просто потому, что она им понравилась. При всем при этом в работах детей может сказываться инстинктивное чувство гармонии цвета, благодаря которому рисунки превращаются в радостные симфонии красок.

    Вопрос о композиции детского рисунка сложен. По мере взросления ребенка, умение располагать им предметы на листе претерпевают очень заметные изменения. У детей в начале их взросления преобладает стремление к изображению каждого предмета целиком – отсюда в рисунках у детей полностью отсутствует загораживание одних предметов другими. Позднее дети начинают различать верх, низ, левую и правую стороны листа. Постепенно появляется понимание взаимного расположения изображений как средства передать логическую и зрительную связь между предметами. В результате обучения возникает умение располагать дальние предметы в верхней части листа бумаги, а ближние – в нижней. Только некоторые дети к концу пребывания в детском саду усваивают зрительное уменьшение удаленных предметов. Вообще же в дошкольном возрасте перспектива в рисунке отсутствует. Изображение разноудаленных предметов, если и встречается, то в чисто условном соотношении.

Детским рисункам свойственна декоративность. Дети стремятся выделить в предмете ритм, особенно там, где есть повторяемость в самих предметах: летящие снежинки, волны. Эта ритмичность выливается в узорность. Изображение становится украшенным, нарядным. Иногда тяга к узорности возникает как бы без видимых оснований (лошадка в клеточку или в цветочек). Это инстинктивное стремление ребенка к красоте надо всячески поддерживать.

    Цель любого занятия рисованием – развитие творческих сил детей и навыков изображения. Наряду с анализом формы предметов и уточнением знаний о нем воспитатель должен найти место детской инициативе, воображению, возможности для ребенка выполнить задание, опираясь на свой личный опыт, на свои впечатления. Сочетание обучения и творческого развития требует большого такта, с тем, чтобы одна сторона не подавляла другую.

    Нужно ли использовать образец, которым является рисунок воспитателя. На мой взгляд, чаще всего показ нужен как разъяснение технических приемов работы.

Возрастные этапы овладения ребенком рисованием

Младший возраст (3 года)

    В младшей группе необходимо учить детей элементарным приемам пользования карандашом и кистью. Учим детей  проводить сначала вертикальные, затем горизонтальные и потом замкнутые линии. Пользуясь этими приемами, дети в дальнейшем могут передать несложные формы предметов. Кроме того, дети учатся различать форму некоторых предметов, пространственные отношения (верх, низ, левая и правая стороны листа.) Первостепенная задача – проведение прямых линий, важно, чтобы дети умели выдерживать направление (на этом этапе лучше работать карандашами). Впоследствии задание усложняется линия приобретает ширину. Становится полосой. Здесь удобнее использовать краски, работать  с кистью. Показать, что кистью можно рисовать кончиком и плашмя. Отсюда вытекает следующее усложнение – ровная закраска круга. Во всех случаях изображению, даже самому элементарному, должно предшествовать накопление детьми конкретных представлений о предмете, стремление передать этот предмет в рисунке. Там, где можно, темы связываются с наблюдениями природных явлений  (дождь, снег, деревья), детскими играми (снежный ком, снежная баба…).

Средний возраст (4 года)

     Дети на пятом году жизни становятся все более любознательными, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир все больше привлекает их.  Если работая с трехлетними детьми, мы выделяли 2 признака предмета (форма, цвет) при его рассматривании, то внимание 4 летних детей можно привлечь к большому количеству признаков предмета (форма, цвет, фактура, материал, размер).

     Не нужно требовать от детей передачи пространственных, глубинных изображений. Дети по-прежнему рисуют в одном плане. Но в некоторых рисунках содержание вызывает необходимость расширить полосу земли, пола, моря; ребенок смотрит как бы сверху вниз. Это не означает появление перспективы в детском рисунке. Он по-прежнему рисует не так как видит, а так как представляет. Обучая детей расположению деталей  рисунка, воспитатель не должен забывать, что изображение целого явления представляется каждому ребенку по-разному. В сюжетных рисунках каждый решает задачу по-своему, и это надо поддерживать и развивать.

    Переход к изображению живых форм довольно сложных очертаний и с определенными пропорциями и соотношениями частей является новым этапом обучений. Предъявлять  требования полного правдоподобия в рисунке детей 5 лет преждевременно.

    В этом возрасте важен вопрос о соотношении рисования карандашами и красками. Если в работе с детьми 3-4 лет преобладающее место занимали краски, а в карандашных рисунках были только слабые попытки заштриховать изображение внутри контура, то 5-летние дети могут упражняться в штриховке. Рука ребенка к этому времени окрепла, движения приобрели уверенность и координацию. Это дает возможность ритмически наносить штрихи. Подчиняя их направление и длину, контуру предмета или его строению. В одном случае надо закрыть ровными штрихами поверхность, не заходя за контур предмета; в другом, наоборот, нужно смелыми штрихами передать характер поверхности колючих, ворсистых, пушистых и т.д. предметов.

Подготовительный возраст (6 лет)

    Основное в занятиях рисованием в этой группе – передача в рисунке не только общих признаков предметов, но и их индивидуальных черт, изображение элементарных движений человека птиц, животных. Расширяется круг изобразительных средств, которые ребенок может уже выбрать самостоятельно для рисования.

    В заключение хочется сказать, что обучение рисованию нельзя рассматривать только как логическую линию развития, от простого к сложному. Такой взгляд на обучение рисованию ошибочен. Каждый ребенок проходит свой путь творческого развития. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа  с детьми. В процессе проведения любого занятия рисованием педагог должен руководить каждым ребенком, учитывая его особенности  и явления.