Открытые уроки и мероприятия


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке -

 «Путешествие в Песнеград»

Провела Толбузова Г.И.

Новочебоксарск  - 22.11.2012

Тип урока. Повторение пройденного.

Цель:  Сформировать представление о песне; развить у учащихся художественное общение с различными видами искусства, способствующее формированию целостного представления о музыкальном  произведении.

Задачи:

Образовательная:

Формирование у учащихся первоначальных представлений о  песне;  выработка умения применять полученные знания на уроке и в жизни.

Развивающая:

Обогащение словарного запаса учащихся  новыми терминами и закрепление пройденного (канон, унисон, исполнительский план, куплетная форма,нисходящее движение музыки и восходящее);

развитие музыкального слуха, певческого голоса, дыхания, музыкальной памяти; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

Воспитательная:

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, к песне; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; умение слушать учебный материал; чувство доброжелательного отношения к одноклассникам.

Музыкальный материал:  песни – «Просыпайся!», «Я пою про этот ветер»,

«Песенка о капитане», «Маленький принц», «Я хочу быть звездой», «Песня остается с человеком», «Родина», «Если весело живется», «Звуки музыки».

Дополнительный материал:  раздаточный материал: ноты из цветной бумаги,

 сердечки, плакаты, презентация.

Методы:

Слушание музыкальных произведений;

Использование ИКТ;

Театральная драматургия;

Вокально-хоровая работа;

Беседа;

Игра.

                                                             

Путешествие в Песнеград

СЛАЙД №1

Звучит песня «Просыпайся!» - ( 2 мин.)

Мы все давно проснулись, поприветствовали друг друга, достали мечты из сундука и – в путь!

 Цель нашего путешествия – знакомство с одним из самых популярных и самых любимых жанров музыки – песней.

 Задачи:

1. мы узнаем какую важную роль играет песня в жизни человека.

2. услышим песни разные по форме и образно-эмоциональному строю.

3. посмотрим какими мы стали исполнителями и слушателями.

Посмотрели вокруг и увидели необычный город.

Это – (ВСЕ ВМЕСТЕ) Песнеград!

А кто мне скажет, что такое Песнеград?

- Это город песен.

- Это град песен!

- Это море песен!

И петь можно  обо всем, сколько хочешь, где хочешь и когда хочешь. Можно петь про небо, про солнце и про этот ветер.

Песня « Я пою про этот ветер» - ( 4 мин.)

СЛАЙД №2

Но ворота города на замке. А что же нам делать?

- Нужен ключ.

- Нужен музыкальный ключ.

- (ВСЕ ВМЕСТЕ) Скрипичный ключ!

- Кто же нам поможет найти этот ключ?

 ( Ученик рисует скрипичный ключ на доске)

СЛАЙД №3

СЛАЙД №4

Город песен -  «Песнеград» в гости ждет давно и взрослых и ребят,

А войдет в него лишь тот, кто все ноты назовет,

Но не просто назовет, песенку про них споет.

СЛАЙД  №5

СЛАЙД  №6

Песня «Звуки музыки» - ( 2 мин.)

СЛАЙД №7

Молодцы! Ворота Песнеграда открыты! Добро пожаловать!

- А без чего нельзя путешествовать?

- Без карты!

 

Слайд 8.

 Вот она перед нами. Выбирайте улицу, по которой хотите прогуляться.

Переулок Кроссвордный

Слайд 26.

А что же делают с кроссвордами?

Слайды 26-39.

                    Певец, опера, голос, гимн, мелодия. Молодцы!

(Возвращаемся на слайд 8)

Улица Исполнителей

Слайд 9.

Какие вы исполнители? Как умеете петь?

Исполнение песни «Хочу быть звездой» -

Слайд 10.

Ответьте на вопросы.

Что такое исполнительский план?

(Исполнительский план -   образно-эмоциональный строй произведения  и какими средствами музыкальной выразительности он достигается.

Что такое унисон?

 (Унисон (Уни - один, сон - звук, можно перевести на русский, как единозвучие. Однородный звук. Такой, когда голоса сливаются).

Что такое канон?

 (Унисон (Уни - один, сон - звук, можно перевести на русский, как единозвучие. Однородный звук. Такой, когда голоса сливаются).

Что такое куплетная форма?

(Куплетная форма - широко распространённая песенная форма в народной, академической, рок и популярной музыке, основанная на повторении одной мелодии на разные тексты.  Различают куплетную форму с припевом и без.  

Что такое динамика?

 (громкость музыки)

Что такое темп?

 ( скорость звучания музыки)

 Что такое ритм?

(Ритм -  чередование длительностей)

Что такое развитие музыки?

Слайд 11.

Музыкальный словарь

Слайд 12.

Слушаем песню «Маленький принц» - ( 3 мин.)

Слайд 13.

Песню написали композитор Микаэл Таривердиев и поэт

                                     Николай Добронравов.        

Эта песня - о мечте человека, о его возвышенных стремлениях. Образ Маленького принца навеян сказочной повестью французского писателя, летчика Антуана де Сент-Экзюпери « Маленький принц». В этой чудесной сказке повествуется о маленьком мальчике - принце далекой крошечной планеты, о его жизни, мечтах и о том, как однажды, отправившись в путешествие, он посетил и нашу Землю. Этот путь принес ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое Живое существо. Именно это и составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и Власть. Маленький принц и его далекая планета стали воплощением высокой сказочной мечты.

Слайд 14.

- Как будем исполнять песню каноном или в унисон?

- В  унисон.

- Какая форма произведения?

- Куплетная без припева.

- Какая динамика?

- Негромкая.

- Темп?

- Спокойный.

- Ритм – ровный, плавный.

- Как развивалась музыка?

- К 3 куплету усилилась динамика, почувствовалось волнение, темп ускорился. А к концу песни вернулись к первоначальному темпу и динамике.

- Раделимся на две группы.

Мальчики будут петь первую половину куплета, а девочки вторую.

  - Мальчики, послушайте вашу мелодию.

( Мелодия построена на нисходящем движении звуков).

- Прохлопаем ритм.

- Поем вместе со мной.

Девочки слушайте вашу мелодию.

(Мелодия стремиться вверх)

- Прохлопаем ритм.

- Поем вместе со мной.

- А теперь весь куплет. Начинают мальчики. Девочки продолжают.

- Поем всю песню.

Слайд 15.

Вы справились!

(Возвращаемся на слайд 8)

Проспект композиторов

Слайд 16.

Кто это – композитор?

Каких знаете композиторов?

Слайд 17.

Слайд 18.

Так держать!

(Возвращаемся на слайд 16)

Как вы думаете, кого называют композиторами- песенниками?

( Это композиторы, которые сочиняют музыку для песен).

Встреча с композитором.

Слайд 19.

 Исаак Осипович Дунаевский – советский композитор ( 1900-1955г.г.)

Автор 13 оперетт  и балетов, музыки к десяткам

кинофильмов,

множества популярных советских песен,

народный артист РСФСР, лауреат двух

Сталинских премий.

Поем «Песенку о капитане» - ( 3 мин.)

Слайд 20.

Попутного ветра!

(Возвращаемся на слайд 8)

Бульвар слушателей.

Слайд 21.

Нужно ли учиться быть слушателем? (Да, конечно).

Послушайте песню. Какая она, какой образ в ней выражен?

Слайд 22.

Слушаем песню «Родина» - ( 3 мин.)

 Исполняет Трофим.

Какой образ запечатлен в песне?

( Образ Родины)

Слайд 23.

Молодцы!

(Возвращаемся на слайд 8)

Площадь трех китов

Слайд 24.

Какие киты встретились в этой музыке?

Исполняем песню «Если весело живется».

Встретились все три кита: песня,танец и марш.

Слайд 25.

Здорово!

(Возвращаемся на слайд 8).

Слайд 40. 

Что же такое песня?

Слайд 42.

Песня – это то, что одно из первых услышал и узнал человек.

Колыбельная песня – образ мамы, образ Родины.

Слайд 43.

Песня может помочь подтянуться, собраться с силами, подбодрить.

 Слайд 44.

Песня помогает отдыхать и веселиться.

Слайд 45.

Песня – гимн- один из символов государства.

Слайд 46.

Песня многое может рассказать о человеке,  людях, их чувствах и мыслях, мечтах и надеждах, трудной жизни и моментах радости…

Слайд 47.

Песня – верный друг твой навсегда!

Слайд 48.

Песнеград говорит нам «Доброго пути!»

Слайды 49-51.

Поем песню «Песня – верный друг твой навсегда!»

Слайд 52.

До новых встреч!

Определим эмоциональное состояние класса.

Поднимете ноту соответствующую вашему настроению.

(КРАСНАЯ С УЛЫБКОЙ –МАЖОР

СИНЯЯ – МИНОР)

 Урок закончим на мажорной ноте.

Оценки за урок.

Одна нота синяя (один правильный ответ) - неплохо.

Две желтых ( 2 ответа) - хорошо ( интервал)

Три красных (3 ответа) – отлично.

На сердечках пишем признание в любви песне.

Прикрепляем к плакату.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная композиция

«Россия – нет земли милей!»

Песня «Широка страна моя родная».

(Звучит в записи)

1-й  ведущий:     (Стас Корсаков)

Россия! Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей, 
В холстах голубоглазого Рублева 
И в тишине предгрозовых ночей. 
На поле боя - 
Вызревали росы, 
На пепелищах 
Пели топоры. 
Мы всё прощали: 
Мы, великороссы, 
Всегда великодушны 
и добры.

“Где моя Россия начиналась?” (по словам Александра Прокофьева)

(диалог «России» и двух девочек в русских сарафанах)

(девочки: Катя Махова, Батыгина Даша – 8Б,Россия – Григорьева А.)

- Где же ты, Россия, начиналась?

- На лугу и в поле за страдой.

- Чем же ты, Россия, умывалась?

Ладожскою чистою водой.

- Чем же ты, Россия, красовалась?

- Что цвело, брала себе в полон.

- От какого горя отбивалась?

От того, что шло со всех сторон.

- Где же ты, Россия, расселилась?

- На холмах зелёных у воды.

- Как же ты, Россия, веселилась?

- От веселья плакали лады!

- 2 -

Танец «Русский танец»

(исполняет Григорьева Аня  - 9А класс)

2-й ведущий ( Катя Махова)

За ясные зори, умытые росами, 
За русое поле с колосьями

рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали

Россия...

1-й ведущий ( Стас Корсаков)

Какое прекрасное имя – Россия!

 Мы с именем этим добрей и сильней.

В нём ветер надежды и дни фронтовые,
И шорох берёз, и печаль журавлей.                                                                                                                                

2-й ведущий (Катя Махова)

 

 Какое прекрасное имя – Россия!
 Завьюженный лес и молчанье полей.
Я в сердце своём это имя носила,
Когда расставалась с Россией моей.

Какое прекрасное имя – Россия!
Она нам свой добрый характер дала.

Всю жизнь об одном я судьбу лишь просила,
Чтоб вечно Россия счастливой была.

1-й ведущий ( Стас Корсаков)

Проходят года над моею страною,

 Проходят года над великой судьбой,

И если мы в жизни чего-нибудь стоим,

То лишь потому, что мы сердцем с тобой.

- 3 -

3-й ведущий (Батыгина Даша)

Хороша Россия,

В полдень так нежна,

4-й ведущий:

Но еще красивее 
В сумерках она. 

3-й ведущий:

Хороша Россия 
Утром на заре, 

4-й ведущий:

Но еще чудеснее 
В лунном серебре.

3-й ведущий:


Хороша Россия 
В ледоход весной, 

 Только первый снег ее 
Снится нам и в зной.

4-й ведущий:

Хороша Россия, 
Ой, как хороши 
Взгляд озерных глаз ее
И тепло души. 

3-й ведущий:

И не зря в полете, 
Расставаясь с ней,
                                                                                                                         Плачут даже гордые 
Стаи журавлей. 

4-й ведущий:

Хороша Россия 
В блеске летних звезд,

 3-й ведущий:
Но еще прекраснее 
В золоте берез.


- 4 -

Всё, всё она в себя впитала!

Россия – все, чем я живу,
К чему во сне и наяву
Душа стремиться не устала.

2-й ведущий:

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей. 
Россия, Россия, Россия,
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе -
Терпел пораженье любой.
Россия, Россия, Россия,
Мы в горе и счастье с тобой.
И если бы нас вдруг спросили:
-А чем дорога вам страна?
-Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, одна!

Песня «С чего начинается Родина»

(звучит в записи)

3-й ведущий:

 С чего начинается Родина?
Это нелегкий вопрос.
Прежде всего  - это место,
Где ты родился и рос,
Где ты учился, трудился,
Где ты друзей заводил…
Родина – край твой родимый,
Тот, что с детства нам мил! 

Все дорого с детства, 
Все памятно с детства. 
И все же не можешь никак наглядеться.

- 5 -

1-й ведущий:

Милая светлая Родина! 
Куда б ни забросила жизнь,                                                                                                             

Город с недавней  историей 
Сердцу вовек не забыть. 
Гляжу на этот юный  город, 
На купола церквей, на дым, 
Гляжу на город, пред которым 
Кажусь я очень молодым. 
И в чем-то он меня моложе, 
И в чем-то он обязан мне, 
И с каждым годом все дороже                                                                                                           Он мне с Россией наравне.

Моя земля чиста, неотразима!
Деревья, реки, горы, дом родной...
В тебе есть все - и красота, и сила...
Чувашия, я преклоняюсь пред тобой!!!

3-й ведущий: 

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы  должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас  страна.
И подымай, бездумью вопреки, 
Свою решимость до конца бороться.
И, может, от твоей руки
Зависит все, что будущим зовётся.

4-й ведущий:

Тихо… Слышите: словно где-то бьется сердце нашей планеты… 
Это, власть утвержденная всеми, 
По планете шагает Время. 
Это не грезы, это жизнь ускоряет бег. 
И по рельсам, взметнувшись к звездам, громыхает наш новый век! 

Песня « Дети России

(исполняют Ильина М., Казакова Г., Куликова А.)


- 6 -

1-й ведущий:

Нет чувства Родины без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите Родину, как чудо бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину, как вашу наречённую,

Чтобы за вас ей не почувствовать стыда.

Любите Родину, но только нерасчетливо.

Любите Родину, и только навсегда.

2-й ведущий:

Берегите Россию —                                                                                                                        Нет России другой. 
Берегите ее тишину и покой, 
Это небо и солнце, 
Этот хлеб на столе 
И родное оконце 
В позабытом селе...

1-й ведущий:

 
Берегите Россию —                                                                                                                       Без нее нам не жить. 
Берегите ее, 
Чтобы вечно ей быть. 

2-й ведущий:

Любите Россию! 

1-й ведущий:  

                 Любите Россию!                                                                                                                 

ВСЕ:       Россия, для русского  сердца земли нет милей!

                                                                                                                      

Песня «Вся Россия и Отечество»

(исполняют Ильина М., Казакова Г. и все)

                                                                                                                      







                                 

 




 


                             

 





 









      


 


У.