Осенний пейзаж.Поэтический образ природы в поэзии и живописи.

Иващенко Елена Равиловна

Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству и литературному чтению. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_peyzazh.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока Осенний пейзаж. Поэтический образ природы в поэзии и живописи.

Тип урока: интнгрированный

Цель:

  • расширить представления учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи

Задачи:

  • развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помогать осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;
  • учить внимательно рассматривать художественную картину;
  • обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины, близкие и дальние планы;
  • обратить внимание учащихся на то, что с помощью цвета можно рассказать о своем настроении, отношении к изображаемому пейзажу;
  • обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;
  • развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, ассоциативное образное мышление;
  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников;
  • вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, пробудить воображение детей, их творческие способности

Ход урока

Организационный момент.

- Закройте глаза и послушайте музыку Антонио Вивальди «Времена года» (Включить запись фрагмента "Осень" из концерта фа-мажор "Времена года" Антонио Вивальди)

- Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль, нежность:)

 - Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло.

- О каком времени года хотел рассказать композитор? (Выслушать ответы детей) Да, вот так композитор чувствовал золотую осень.

Постановка цели.

- Послушайте, как об этом времени года говорил Александр Сергеевич Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сёнях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

- Какое настроение передал поэт? (Печальное и торжественное).

 Какой рисует поэт осень? (Унылой и прекрасной).

– Почему? (Прекрасной, потому что природа нарядилась в яркие наряды, а унылой, потому что она готовится к замиранию).

– Найдите эпитеты в стихотворении. (Прощальная, пышное, седая зима).

- А какие стихотворения об осени помните вы? (Выслушать ответы детей)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

 (И. Бунин)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

 (Ф. И. Тютчев.)

 – Одинаковы ли стихотворения по своему настроению? (Да, описывается ранняя осень)

 – Поэты используют различные средства художественной выразительности. (Сравнения, олицетворения, переносное значение слов).

 – Приведите примеры сравнений, олицетворений.

 – Сравнение – “день стоит как бы хрустальный”, олицетворение – “серп гулял”.

 – Какие слова в стихотворении помогают почувствовать, что речь идет о ранней осени? (Поэт называет пору, о которой пишет “короткая, но дивная”, “осень первоначальная”, на поля льется “чистая лазурь”).

Ф.Тютчев, А.Пушкина, И.Бунин обладали удивительной способностью пробудить воображение читателя. Неожиданные словосочетания помогают воссоздать картины природы, передать настроение автора.

Мотивация учебной деятельности

- Ах, как дивно рассказали об осени поэты! Представители какой профессии тоже очень красиво изображают осеннюю природу? (Худодники)

Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Выслушать ответы детей) Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени.

-Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Выслушать ответы детей)

-Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень)

-Как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)

-Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Выслушать ответы детей)

Актуализация знаний

- А сейчас мы рассмотрим картину "Золотая осень", которую написал известный русский художник Исаак Ильич Левитан.

- С помощью чего художник выражает свои чувства на холсте? (красок)

- Какие краски здесь радостные?

- А какие краски выражают грусть?

- Какая же здесь нарисована осень? (Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

 Почему художник назвал эту картину "Золотая осень"?

Какие цвета он использовал? (Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Чувство радости, восхищения, гордости за свою страну, т.к. на картине изображены березы, а березы символ нашей Родины).

Физминутка

Мы войдем в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки вверх и покачали – 
Это дерево в лесу.
Кисти мы сейчас встряхнули – 
Это ветер сбил росу.
В стороны руки и плавно помашем – 
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем – 
Руки сложили назад.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.

- И мы сегодня отправимся в осенний лес. А какие деревья растут в лесу мы узнаем из загадок? Ребята отгадайте загадки и попробуйте найти силуэт нужного дерева.

Загадки:

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.  (БЕРЕЗА)

- Какого цвета листья у березы осенью?

От светло-желтого до темно-желтого

В том лесу, не в огороде,

Только осень на подходе,

Новый у нее наряд,

Бусы красные висят.

Дрозд, снегирь, другие птицы Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастет на пищу спрос.

(РЯБИНА)

- Какого цвета листья у рябины осенью?

От желтого до темно красного

Крепок, строен и силен,

Ведь владыка леса он.

Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.

Из него добротен сруб.

Угадали?  Это (ДУБ)

- Какого цвета листья у дуба осенью?

Коричневые, бронзовые

Письмами летят крылатки

На дорожки и площадки

И не знает почтальон

Для чего их пишет …(КЛЕН)

- Какого цвета листья у клена осенью?

Желтые, оранжевые, красные

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, но в иголках круглый год? (ЕЛЬ)

- Какого цвета листья у ели осенью?

Зеленые

- Какое их этих деревьев лишнее? (ель) Почему? (Это хвойное растение, а все остальные лиственные)

- Г.Скребицкий в своем рассказе «Осень» описывает в какие наряды одела волшебница Осень деревья. Зачитайте какой наряд у березы и кленов, у осины, с ком сравнил писатель дуб и какой у него наряд, у липы, а что сказано про ели и сосны.)

Практическая часть

Учитель. Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассказ, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

А теперь попробуйте, как художники, создать свой осенний пейзаж, вам нужно нарисовать осеннее дерево. Но не забудьте, что вы рисуете осеннее дерево. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски. У вас на столах есть силуэты деревьев. Я попрошу вас нарядить ваше дерево в яркий осенний наряд. А рисовать мы будем пальчиком. Каждый отпечаток пальчика похож на маленький листочек.

Дети приступают к работе.

Включается запись мелодии А. Вивальди "Времена года" (негромко).

Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка

Учитель. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки осенних деревьев.

- Удалось ли нам передать всю красоту осеннего дерева? Докажите.

- Давайте как юные художники попробуем создать осенний пейзаж. Прикрепите свое дерево на доску. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересный пейзаж - как настоящие художники! Молодцы!

Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах есть листочки двух цветов (красные и зеленые), если вам урок понравился, вы узнали много нового и получили заряд хорошего настроения, я попрошу вас поднять зеленый листочек, а если у вас что-то не получилось – то красный. Молодцы, ребята. Я желаю вам хорошего настроения на весь день.

Домашнее задание: понаблюдайте за падающими листьями и подумайте о чем они могут шептаться во время полета.

Уборка рабочих мест. 

Наш урок окончен. Я благодарю вас за урок и вы можете приступить к уборке своего места.