Программно-методические материалы Гензе Ж.А

Гензе Жанна Анатольевна

1. Программа духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся

 Модуль «Я и культура» воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

2. Программа курса «Учусь писать изложения и сочинения» для введения в учебный план МБОУ гимназии №3 в часть, формируемую участниками образовательных отношений

3. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 5.1)

Содержательный раздел АООП НОО: 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий, базовых учебных действий

4. Открытый урок по окружающему миру

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Программа «Учимся писать изложения и сочинения»

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Учимся писать сочинения и изложения» для 2-4 класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»;

- Основной программы начального общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.  № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к  использованию  при  реализации  имеющих  государственную аккредитацию  образовательных  программ  начального  общего,  основного  общего, среднего общего образования»; программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой «Учимся писать сочинение и изложение»,

Для реализации программы используются:

  1. Т. В. Губернская «Учимся писать изложение и сочинение»-М. Эксмо
  2. Т.Н. Соколовой «Учимся писать сочинение и изложение», рабочая тетрадь в 2-х частях.-М.: Издательство Рост

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

2класс

3класс

4класс

всего

Количество учебных недель

34

34

34

102

Количество часов в неделю

1

1

1

Количество часов в год

34

34

34

102

Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цель занятий:

 - способствовать развитию умений грамотно писать сочинения и изложения;

-  содействовать развитию речи детей;

-  совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников;

-  воспитывать познавательный интерес к родному языку;

-  решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Достижение планируемых результатов обучения осуществляется на основе реализации    системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию. Исходя из уровня подготовки учеников класса на каждый отдельно взятом уроке применяются следующие формы, методы обучения:

формы  обучения на уроке:

           Методы обучения: 

  • классно-урочные,
  • индивидуальные,
  • групповые,
  • дифференцированное обучение

  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Репродуктивные
  3. Поисковые
  4. Творческие
  5. Эвристические
  6. Проблемные
  7. Диалогические
  8. Игровые.

       Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника: личностно-ориентированная, деятельностная технология, здоровьесберегающие, игровые технологии, ИКТ, проектно-исследовательская деятельность и др.

Особое внимание уделяется:

- понятию текста, основной мысли текста, заголовку текста;

- делению текста на логически законченные части, их озаглавливанию, умению составлять план текста сюжетного характера под руководством учителя;

- видам текстов: повествованию, описанию, рассуждению;

- построению текста (начало, основная часть, заключение);

- пониманию учеником, о чём он пишет.


Тематическое  планирование

2 класс

Тема

Кол-во часов

1.

Речь - устная и письменная. Текст. Задания 1-2.

1

2.

Речь - устная и письменная. Текст. Задания 3-4.

1

3.

Речь - устная и письменная. Текст. Задания 5-6.

1

4.

Речь - устная и письменная. Текст. Задания 7-8.

1

5.

Речь - устная и письменная. Текст. Задания 9-11.

1

6.

Предложения по цели высказывания… Задания 12-14

1

7.

С большой буквы… Задания 15-16

1

8.

С большой буквы… Задания 17-18

1

9.

С большой буквы… Задания 19-20

1

10.

Разделительный мягкий знак… Задания 23-24

1

11.

Разделительный мягкий знак… Задания 25-26

1

12.

Разделительный мягкий знак… Задания 27-28

1

13.

Разделительный мягкий знак… Задания 29-31

1

14.

Корень. Родственные слова Задания 32-33

1

15.

Корень. Родственные слова Задания 34-36.

1

16.

Парные звонкие и глухие согласные Задания 37-38

1

17.

Парные звонкие и глухие согласные Задания 39-40.

1

18.

Парные звонкие и глухие согласные Задания 41-42.

1

19.

Парные звонкие и глухие согласные Задания 43-45.

1

20.

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Задания 46-47.

1

21.

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Задания 48-49.

1

22.

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах Задания 50-51.

1

23.

Разделительный твердый знак Задания 52-53

1

24.

Разделительный твердый знак Задания 54-55

1

25.

Разделительный твердый знак Задания 56-57

1

26.

Разделительный твердый знак Задания 58-59

1

27.

Обучающее изложение «Находчивая галка»

1

28.

Изложение с творческим заданием «Брат и сестра»

1

29.

Сжатое изложение «Времена года»

1

30.

Выборочное изложение «Катин подарок»

1

31.

Комплексна работа над изложением и сочинением «Лето и осень» Изложение с заменой лица.

1

32.

Сочинение на заданную тему «За лесными богатствами»

1

33.

Изложение повествование. «Зима»

1

34.

Сочинение на заданную тему «Зимние забавы»

1


Тематическое  планирование

3 класс

Тема

Кол-во часов

1.

Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок.

1

2.

Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок.

1

3.

Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок.

1

4.

Построение текста. Начало, основная часть, концовка

1

5.

Построение текста. Начало, основная часть, концовка

1

6.

Построение текста. Начало, основная часть, концовка

1

7.

Построение текста. Начало, основная часть, концовка

1

8.

Какие бывают тексты

1

9.

Основная мысль текста. Опорные слова

1

10.

Составление текста по опорным словам

1

11.

Составление текста по опорным словам

1

12.

Запись опорных слов из текста

1

13.

Работа с деформированным текстом по заранее составленному плану

1

14.

Составление текста на заданную тему с использованием опорных слов

1

15.

Составление плана, определение главной мысли текста, составление текста по опорным словам

1

16.

План

1

17.

План

1

18.

Составление плана текста

1

19.

Составление плана к тексту

1

20.

Сочинение по картине

1

21.

Сочинение по картине

1

22.

Сочинение по картине

1

23.

Допиши окончание текста

1

24.

Допиши окончание текста

1

25.

Допиши окончание текста

1

26.

Запись ответов на вопросы в виде повествовательных предложений

1

27.

Составление текста рассуждения

1

28.

Дописать текст используя опорные слова и словосочетания

1

29.

Запись текста по опорным словам

1

30.

Изложение по готовому плану и опорным словам

1

31.

Составление плана к тексту

1

32.

Составление текста по готовому плану и опорным словам

1

33.

Составление текста по плану

1

34.

Составление текста по плану

1


Тематическое  планирование

4 класс

Тема

Кол-во часов

1.

Повторение

1

2.

Повторение

1

3.

Повторение

1

4.

Однородные члены предложения

1

5.

Однородные члены предложения

1

6.

Однородные члены предложения

1

7.

Однородные члены предложения

1

8.

Сравнения

1

9.

Сравнения

1

10.

Сравнения

1

11.

Сравнения

1

12.

Сравнения

1

13.

Сравнения

1

14.

Имя существительное. Падежные окончания имён существительных

1

15.

Имя существительное. Падежные окончания имён существительных

1

16.

Имя существительное. Падежные окончания имён существительных

1

17.

Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных

1

18.

Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных

1

19.

Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных

1

20.

Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных

1

21.

Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных

1

22.

Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных

1

23.

Местоимения. Глаголы

1

24.

Местоимения. Глаголы

1

25.

Местоимения. Глаголы

1

26.

Местоимения. Глаголы

1

27.

Сжатые (сокращённые) изложения

1

28.

Сжатые (сокращённые) изложения

1

29.

Сжатые (сокращённые) изложения

1

30.

Сжатые (сокращённые) изложения

1

31.

Изложения творческого характера

1

32.

Изложения творческого характера

1

33.

Изложения творческого характера

1

34.

Изложения творческого характера

1


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учениками второго класса школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты учащихся второго класса

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества у второклассников со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

           Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Работа над изложением и сочинением учит школьников излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащает словарный запас, содействует развитию логического мышления, расширяет кругозор. Задания программы направлены на развитие самоконтроля: умение пользоваться словами для справок, составление плана текста и текста по плану, запись текста и его проверка.

Темы разделов

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

1.

Речь - устная и письменная. Текст

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества у второклассников со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

           Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 В классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

1. С.А. Есенина Как научить Вашего ребёнка писать изложения. 2 класс. Пособие для детей 8-10 лет. Издание для дополнительного образования. М.: Грамотей, 2015

2.  Л.И. Тикунова, М.Н. Корепанова. Пишем сочинения по картинам русских художников. Рабочая тетрадь. РОСТкнига, 2012