Проекты.

Макаренко Наталья Ивановна

Формирование пространственного мышления на уроках математики.

Китайская народная пословица гласит:

 

Я слушаю – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я усваиваю.

 

Цели:  ввести понятие прямоугольного параллелепипеда; показать выполнение  изображения в тетради прямоугольного параллелепипеда; дать понятия грань, ребра, вершины параллелепипеда, сформировать умение показывать вершины, ребра и грани в прямоугольном параллелепипеде; помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач.

Формирование понятия прямоугольного параллелепипеда начинаю с построения развёртки прямоугольного параллелепипеда. Обычно, на первом уроке для изготовления развёртки,  использую двойной листок из тетради. На доске поэтапно объясняю построение развёртки, учащиеся выполняют построения на листке по заданным мной размерам.

Вырезаем развёртку из листа бумаги.

Перегибаем по начерченным отрезкам развёртку в одну сторону.

Это обычная работа по изготовлению развёртки прямоугольного параллелепипеда.

Я не использую в построение развёртки дополнительные полоски, которые используются для склеивания. В первые годы своей работы сделала вывод, что модели, сделанные из бумаги, быстро приходят в ненужность, легко деформируются. И в то же время, выполнение развёрток – незаменимая работа в изучении геометрического материала

Хочу поделиться своими наработками.

На развёртке выбираем какой – либо прямоугольник (обычно меньший) и приклеиваем его в рабочую тетрадь (фото).

Следующим шагом можем сформировать прямоугольный параллелепипед (фото).

Далее идёт объяснение. При объяснении используется модель в тетради.

Практическая работа по нахождению площади боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда.

На развёртке обозначается площадь  каждой грани. Вычисляется по формуле площади прямоугольника. Затем сложением находится площадь боковой поверхности.

Чтобы найти площадь поверхности параллелепипеда, нужно найти площади 6 граней и их площади сложить. Выводят формулу для

нахождения площади поверхности параллелепипеда, записывают ее в тетрадь.

S = 2ab+2ac+2bc

При изучении объёма прямоугольного параллелепипеда, развёртку в тетради преобразуем в пространственную фигуру.

На дом задаю ещё сделать развёртку на бумаге в клетку и наклеить на цветную бумагу. Выполнить  вычисление площади боковой поверхности, записи сделать в тетради.

При изучении стереометрии в старших классах тоже использую такие модели в тетради. Считаю, что такая практическая работа повышает уровень пространственного мышления, которое облегчает изучение стереометрии.

В связи с этим можно сделать следующие выводы и выделить ряд преимуществ такой работы:

- улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления учащиеся легче воспринимают подаваемую таким образом информацию;

- в ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление;

- появляется возможность с помощью практической работы создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

                         

                                                                                                      imageimage

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе  

 

Памятка для учителя № 1

  1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и  систематичной.
  2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
  4. Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться,  поверить в себя каждому ученику.
  5. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
  6. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.  
  7. В начальной школе  должен преобладать индивидуальный проект, когда  ребенок преодолевает все ступени сам.

 

Памятка № 2

  1. Успешность осуществления проектной деятельности зависит от профессиональной и мотивационной готовности учителя.
  2. Большое количество проектов, единовременно организуемых учителем, значительно снижает их качество.
  3. Учитель должен четко объяснить ребенку суть предстоящей работы, заключающейся в самостоятельном решении лично значимой проблемы.
  4. Родитель, который поможет ребенку в работе над проектом, тоже должен быть ознакомлен с сутью проектного метода.
  5. Объем теоретического материала должен быть ограничен. Упор сделан должен быть на практическую деятельность, которая дает полезные новообразования.
  6. Презентация должна быть ограничена по времени, оригинальна. В начальной школе целесообразно привлекать родителей к работе над проектом. Однако при этом необходимо соблюдать ряд советов.

  

Памятка для родителей

  1. Покажите  пример детям в своем стремлении к  новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
  2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
  3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
  4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
  5. Меньше наставлений, прямых инструкций.
  6. Не сдерживайте инициативу.
  7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
  8. Не раздражайтесь.
  9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
  10. Учите доводить дело до конца.

 

Памятка для учителей  и родителей

  1. Ставьте перед учеником ясную цель его работы.
  2. Работа должна быть интересна не родителям, учителю, а ученику. Лучше выбирать тему из содержания учебных предметов
  3. Давайте ученику интересное дело, результаты которого он может предвидеть.
  4. Стремитесь сами подходить ко всему творчески и учить этому ребенка.
  5. Открывать в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
  6. Учите добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
  7. Не торопитесь сами с вынесением оценочных суждений и учите этому детей.
  8. Учите детей действовать  независимо.
  9. Научите детей чувствовать недостаток информации и не бояться об этом заявить.  
  10. Учите прогнозировать.
  11. Создавайте ситуации, где ребенок сможет применить полученные навыки в решении познавательных задач.
  12. Нужно помнить: познавательная активность – это успешная  учебная мотивация.

 

Правила презентации для ученика

  1. Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
  2. Найди удобное положение тела и место для рук.
  3. Спокойно посмотри на слушателей.
  4. Назови тему.
  5. Заинтересуй слушателей выступлением.
  6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.  
  7. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
  8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли  осмыслить то, что услышали.
  9. Логично закончи свое выступление.

 

Памятка для учителя по подготовке к презентации

1.         Помогите ученикам произвести самооценку проекта:

  • Почему начали работу над проектом?
  • Решили ли вы проблему?
  • Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
  • Что не доделано, а может быть можно изменить.
  1. Помогите оценить процесс проектирования.
  2. Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
  3. Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
  4. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
  5. Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.

 

Учебный проект 

Учитель 

Учащиеся 

1-й этап – погружение в проект 

Формулирует

Осуществляет

1) Проблему проекта

1) личностное присвоение проблемы

2) Сюжетную ситуацию

2) вживание в ситуацию

3) Цель и задачи

3) принятие, уточнение и конкретизация цели задач

2-й этап – организация деятельности 

Организует деятельность – предполагает: 

Осуществляют: 

4) Организовать группы

4) разбивку на группы

5) Распределить амплуа в группах

5) распределение ролей в группе

6) Спланировать деятельность по решению задач проекта

6) планирование работы

7) Возможные формы презентации результатов

7) выбор формы и способа презентации предполагаемый результатов

3-й этап – осуществление деятельности 

Учитель 

Учащиеся 

Не учувствует, но: 

Работают активно и самостоятельно: 

8) Консультирует учащихся по необходимости

8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

9) Ненавязчиво контролирует

9) консультируются по необходимости

10) Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

10) «добывают» недостающие знания

11) Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

11) подготавливают презентацию результатов

4-й этап - презентация 

Принимает отчет: 

Демонстрируют: 

12) Обобщает и резюмирует полученные результаты

12) понимание проблемы, цели задачи

13) Подводит итог обучения

13) умение планировать и осуществлять работу

14) Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений)

14) найденный способ решения проблемы

 

15) рефлексию деятельности и результата

 

16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

 

Общие правила для руководителя проекта 

  1. Подходите к проведению этой работы творчески.
  2. Не сдерживайте инициативу учащихся.
  3. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
  4. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
  5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  6. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
  7. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:  
  • учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию 8. В процессе работы не забывайте о воспитании.

 

Памятка руководителю (организатору) проекта 

  1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.)  
  2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).
  3. Укажите проблему, сформулируйте цели т задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
  4. Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.
  5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
  6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
  7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
  8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.  
  9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
  10. Предложите критерии оценки успешности проекта.
  11. Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников)
  12. Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.  

 

Методическое планирование проектной деятельности 

  1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
  2. Подготовка информации о проектной работе.
  3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)
  4. Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.
  5. Формирование проектных групп.  
  6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
  7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.
  8. Поисковый этап
  9. Промежуточные отчеты учащихся
  10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
  11. Обобщающий этап: оформление результатов.
  12. Предзащита проектов.
  13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
  14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
  15. Подготовка к публичной защите проектов.
  16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
  17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.
  18. Заключительный этап: публичная защита проектов.
  19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
  20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?

Слайд 2

Проект – совместная поэтапная деятельность учащегося (учащихся), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата Обязательным условие проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности

Слайд 3

Задумывая проект, мы должны четко представлять себе проектный замысел, т.е. ту идею и тот результат, который мы планируем изначально и ради которого мы проводим проект

Слайд 4

Исследование – это деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы

Слайд 5

Главным результатом исследования является неизвестный заранее интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования

Слайд 6

ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ ПРОЕКТА И ИССЛЕДОВАНИЯ КАК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТ Главная цель – реализация проектного замысла ИССЛЕДОВАНИЕ Главная цель – уяснение сущности явления, истина

Слайд 7

Отличие учебного исследования от научного исследования: Учебное исследование имеет целью приобретение учащимся функционального навыка исследования как способа освоения действительности. Главное – приобретенный личностями опыт. Научное исследование – получение объективно нового результата, нового знания

Слайд 8

Принципы организации проектно-исследовательской деятельности: индивидуализации проблемности доступности самостоятельности деятельности сотрудничества

Слайд 9

Какие вопросы и задачи стоят перед учителем: Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется исследование или проект Как подобрать учебные проекты или исследования, соответствующие специфике школы Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием Как разработать учебный проект или исследование Какие формы образовательной деятельности применять при осуществлении проекта или исследования

Слайд 10

Этапы работы над проектом или исследованием Подготовительный (направлен на снятие состояния тревожности, свойственное школьникам в процессе их непосредственного участия в нестандартной ситуации внеучебной деятельности) Организационный (значительное стимулирование самостоятельной активности школьников в поиске необходимой информации, развитие адекватной самооценки) Обобщающий (вовлечение учеников в разнообразную личностно значимую для них профессиональную деятельность, активизацию познавательных процессов)

Слайд 11

Этапы работы над проектом или исследованием Поисковая фаза (развитие ситуации проектной деятельности, поиск информации, расширение количества ресурсов) Стратегическая фаза (затруднения, связанные с разработкой индивидуального личного профессионального плана, позволяющего осуществить профессиональное намерение) Презентационная фаза (поиск эффективных способов самопрезентации, самореализации, минимизация нервно-психического напряжения в ситуации публичного выступления)

Слайд 12

Критерии успешности реализации проекта или исследования Степень самостоятельности школьников в выполнении различных этапов работы Практическое использование УУД Количество новой информации, использованной для выполнения Степень осмысления использованной информации Уровень сложности и степень овладения методиками Оригинальность идеи Уровень организации и проведения презентации Владение рефлексией Творческий подход в подготовке объектов наглядности Социальное и прикладное значение результатов