Мультимедийный проект "Связь времён"

Гофф Юлия Евгеньевна

На данной странице размещены материалы мультимедийного проекта "Связь времён": образовательная программа, статьи, результаты деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Результат инноваций

(продуктивность и эффективность)

1. Разработаны и проведены: сетевые проекты «Мы и Другие», «Мост Памяти»; веб-квесты «Гражданин своей страны», «Вихорь-атаман» казачества России»; онлайн-квилт «Служил он истово державе»; цикл классных часов «Экспедиция в прошлое по следам Александра Невского».

2. Учащиеся стали победителями Международных конкурсов: Свириденко А. «Талантливое поколение» с работой «Милосердие согревает нашу душу»; Баклаушев В. Международный фестиваль исследовательских проектов с работой «Заповеди»; Щербина Г. «Талантливое поколение» с работой «Рождество». С 2023г. учащиеся принимают участие в  Общероссийском конкурсе «Разговоры о важном».

3. Учителя творческой группы проекта «Связь времен» Гофф Ю.Е., Ольховская Н.И., Попова И.А. стали победителями на Региональном, Межрегиональном уровнях по ЮФО в XVII Всероссийском конкурсе в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», участниками финального этапа конкурса, проходившего в г. Москве в январе 2023г. с конкурсной работой «Цикл объединенных классных часов «Экспедиция в прошлое по следам ?Александра Невского». Награждение проходило в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

4. Учителями начальных классов творческой группы проекта «Связь времен» проведен мастер-класс «Использование мультимедийных технологий на уроках ОРКСЭ как способ формирования УУД обучающихся» в рамках регионального мероприятия воркшоп «Дело мастера».

5.Прошла стажировку в музее Народного военно-исторического музеи?ного комплекса Великои? Отечественнои? вои?ны «Самбекские высоты».



Предварительный просмотр:

  1. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

  1. «РОСТОВСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 28»

«Центр дистанционного образования детей-инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Совет ЦДО ГКОУ РО

«Ростовская санаторная школа-интернат № 28»

Директор ГКОУ РО

«Ростовская санаторная  школа-интернат № 28»

Т.Л. Воронько

Протокол от 30.08.2022 № 1

Приказ от 30.08.2022 № 369

Председатель

Н.В. Гладких          

Руководитель ЦДО ГКОУ РО

«Ростовская санаторная школа-интернат № 28»

Заместитель директора по УВР В.А. Осипова          

  1. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Святые заступники земли русской»

Автор: Гофф Юлия Евгеньевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Святые заступники земли русской» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и направлена на обеспечение достижения  планируемых результатов.

Нормативно-правовой и документальной основой примерной программы внеурочной деятельности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Святые заступники  земли русской» являются:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об  образовании  в Российской Федерации».

2. Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.1999, гл. 3,    ст.28.I .2.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020  № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.36478-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,  отдыха  и оздоровления  детей  и  молодежи».

4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального  общего образования» № 286.

5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

6. Письмо Департамента  государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

7. Устав ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28».

8. Программа  развития  ГКОУ  РО «Ростовская  санаторная  школа-интернат  №28 .

9. Локальных актов ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28».             Согласно:

- Указу  Президента  Российской  федерации  от  7 мая  2018  года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования от 26 декабря 2017 года № 1642 (с изменениями  на 19 декабря  2019 года);

- Национальной   образовательной  инициативы  «Наша  новая  школа»;

- Федерального государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- Стратегии   развития   воспитания  в  РФ  на  период  до  2024  года;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан (решается одна из главных задач современной школы - раскрытие потенциала всех участников педагогической деятельности, предоставление им равных возможностей для проявления и роста творческих способностей).

Актуальность программы

        Актуальность заключается в использовании во внеурочной деятельности положительного опыта духовно-нравственного воспитания, накопленного в отечественной педагогике, обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом духовно-нравственных ценностей.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Результативность воспитания нравственных начал тем выше, чем раньше начинается систематическая работа по формированию этих качеств у человека. Психологи установили, что именно младший и средний школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В.А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».

Воспитывать нравственные качества личности необходимо через обращение к жизни и опыту своего народа. Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Каждое занятие по программе ориентировано на получение ребенком знаний по основам православия, воспитание чувства гордости за свою Родину и славные дела далеких предков, желание быть храбрыми, милосердными, сострадательными. Осознавать себя наследником великой истории и великой культуры, через жития святых, поэзию, архитектуру, историю, географию. Как камень точит воду так и задача учителя методично напоминать детям о главных жизненных ценностях православного человека. Ценить и хранить свое прошлое, любить и дорожить настоящим и приложить все усилия для сохранения культуры и традиции в будущем. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.

Цель курса: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека. Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:                                  

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

- приобщить младших школьников к нравственным устоям православной культуры;

- помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;

- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

- выработать этические принципы на основе традиций отечественной культуры;

- создать условия для развития целостной духовно-нравственной личности;

- показать на примере        жизни святых моральные и духовные ценности жизни;

- способствовать формированию основ  культуры общения        и построения межличностных отношений;

- создать необходимые        условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Продуктивность и эффективность

Новые методы взаимодействия использованные в рамках реализации данной программы пробудили в учениках интерес к познанию, повысили уровень коммуникативного интеллекта, позволяющие развивать и реализовывать ребятам свои творческие способности. В процессе выполнения проектов ребята получили навыки самостоятельного поиска, систематизации информации, что является основой фундаментального навыка самообразования. Игровая трансформация ребят позволила попробовать работать в режиме многозадачности и самостоятельно планировать траекторию выполнения проектных заданий.

Профориентационное направление в программе способствовало развитию самостоятельности в принятии проектных решений, стимулировало развитие волевых качеств личности и усилила мотивацию к обучению.

Социальная значимость

В  проектах  учителем  создается  такая среда,  которая дает возможность каждому ученику продвигаться  в определенном им самим темпе, находить и размещать информацию в оптимальном объеме, участвовать в коммуникации  с участниками  проекта  в реальном  и отсроченном  времени,  взаимодействовать  с учениками  других школ, городов области, страны. При  этом  все  участники  имеют  определенную  степень  свободы,  достаточную  для возможности определять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность   за  конечный   результат,   каждый   может   стать   лидером   готовым   к   использованию   своего  ресурса для достижения общих целей проекта. Взаимодействуя в  проектах, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. Кроме этого школьник овладевает еще и дистанционными компетенциями. Формируются такие качества личности как: ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблему, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу.

Реализация проекта

Комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на повышение качества образования субъектов, входящих  в образовательную деятельность.

Сроки   реализации

Ежегодно  мероприятия  проводятся  в 4-х классах с 2019 года по настоящее время.

Описание места учебного предмета

Данная программа может быть использована для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных и воскресных школ. На изучение материала отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю в возрастной группе 9 -11 лет или в любом из классов.

Программа внеурочной        деятельности «Святые заступники земли русской» организована на основе принципов:

- принцип нравственной значимости и художественности материала;

- принцип привлекательности и доступности для детей;

- художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач);

- преемственности;

- последовательности;

- развития творчества;

-концентричности;

- личностно-ценностного соответствия.

Отличительной особенностью данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ является то, что она углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее исторических корнях, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее прошлому и настоящему.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;

знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие и милосердие;

- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные:

- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники.

Предметные:

- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев, воинов и святых людей России;

- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Обучающийся научится:

- понимать значение ключевых слов: человек, объекты окружающего мира,

семья, православный храм, икона, Россия, Родина, история местного храма,

герой;

- рассказывать о своей семье, семейных праздниках, о родной стране, о своём

селе, о храме;

- уважительно относиться к людям, которые исповедуют православие,

- оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской

этики: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять

активность в решении познавательных задач;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- формулировать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу:

передавать в художественно-творческой        деятельности свое эмоциональное

отношение к своей семье, к окружающему миру;

- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста,

живописи, музыкальных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать значение ключевых слов курса: благоверные князья,

страстотерпцы, мученики, праведные, святители, блаженные и т.д;

- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия

(добро – зло, трудолюбие – леность, красиво – некрасиво);

- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных

знаний по православной культуре;

- уважительно относиться к своему народу, людям, которые живут рядом и

исповедуют православие, к России как государству, являющимся нашей

Родиной;

- описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы праздника;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою.

Содержание программы курса

Раздел 1. Благоверные святые князья, воины земли русской  (11часов)

1. Князь Владимир - креститель Руси, Красное Солнышко.

2. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

3. Святой Благоверный Князь Андрей Боголюбский.

4. Благоверные князь Петр и Феврония Муромские – образец семьи, любви и

верности.

5. Князь Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой.

6. Экскурсия (онлайн) в храмы ЮФО.

7. Святой Благоверный Князь Даниил Московский.

8. Князь Дмитрий Донской – Благоверный, святой, заступник Руси.

9. Святой праведный воин – Федор Ушаков.

10. Открытое мероприятие «Урок мужества».

11. Обобщение по разделу. Творческая работа.

Раздел 2. Преподобные (3 часа)

12. Преподобный Сергий Радонежский.

13. Преподобный Андрей Рублев – иконописец.

14. Преподобный Серафим Саровский.

Раздел 3. Святители и чудотворцы (7 часов)

15. Святитель Николай – Чудотворец.

16. Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России.

17. Святитель Спиридон Тримифунтский.

18. Святитель Митрофан Воронежский.

19. Святитель Тихон Задонский.

20. Святитель Лука Крымский.

21. Святые покровители русского воинства в наши дни.

Раздел 4. Мученики (5 часов)

22. Святой мученик Георгий Победоносец.

23. Творческая работа (изготовление герба Москвы из разных материалов).

24. Великомученик Пантелеимон Целитель.

25. Святая преподобномученица Елизавета Федоровна Романова.

26. Мученики, страстотерпцы – Последний Российский царь Николай II с

семьей.

Раздел 5. Блаженные (3 часа)

27. Блаженная Ксения Петербургская.

28-29. Блаженная Матрона Московская.

Раздел 6. Святые заступники в годы Великой Отечественной войны (4 часа)

30-31. Защита творческих проектов.

32-33. Творческий отчет «Защитники Земли Русской в разные времена».

34. Резерв.

ИТОГО: 34 часа.

Календарно – тематический план

№ п/п

Тема

Количество

часов

Дата проведения

Примечание

Раздел 1. Благоверные святые князья, воины земли русской

1

Князь Владимир-креститель Руси,

Красное Солнышко.

1

2

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

1

3

Святой Благоверный Князь Андрей Боголюбский.

1

4

Благоверные князь Петр и Феврония Муромские – образец семьи, любви и верности.

1

5

Князь Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой.

1

6

Экскурсия (онлайн) в храмы ЮФО.

1

7

Святой Благоверный Князь Даниил

Московский.

1

8

Князь        Дмитрий Донской Благоверный, святой, заступник Руси.

1

9

Святой праведный воин – Федор Ушаков.

1

10

Обобщение по разделу. Творческая работа.

1

11

Открытое мероприятие «Урок мужества».

1

Раздел 2. Преподобные

12

Преподобный Сергий Радонежский.

1

13

Преподобный Андрей Рублев -

иконописец.

1

14

Преподобный Серафим Саровский.

1

Раздел 3. Святители и чудотворцы

15

Святитель Николай - Чудотворец.

1

16

Святитель Алексий, митрополит

Московский и всея России.

1

17

Святитель Спиридон Тримифунтский.

1

18

Святитель Митрофан Воронежский.

1

19

Святитель Тихон Задонский.

1

20

Святитель Лука Крымский.

1

21

Святые покровители        русского воинства в наши дни.

1

Раздел 4. Мученики

22

Святой мученик Георгий Победоносец

1

23

Творческая работа.

1

24

Великомученик Пантелеимон целитель.

1

25

Святая преподобномученица

Елизавета Федоровна Романова.

1

26

Мученики, страстотерпцы –

последний Российский царь Николай II с семьей.

1

Раздел 5. Блаженные

27

Блаженная Ксения Петербургская.

1

28-29

Блаженная Матрона Московская.

2

Раздел 6. Святые заступники в годы Великой Отечественной войны

30-31

Защита творческих проектов.

2

32-33

Открытое мероприятие «Защитники земли Русской в разные времена».

Творческий отчет.

2

34

Резерв.

1

Основные методы и формы работы с обучающимися:

Учебно-теоретические

Практические

Изучение литературы

экскурсии (онлайн);

рассказ педагога

посещение музеев

беседа

научно-исследовательские работы

учебная игра

встречи с местными жителями

презентация

праздник

организация выставок

творческие конкурсы

художественная деятельность

творческие проекты

Формы контроля планируемых результатов освоения программы

внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в усвоении содержания данной Программы; второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в практику. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, исследовательские работы учащихся.

Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником

Литература:

1. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.М.: Издательский дом «Покров», 2014.

2. Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 2013.

3. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа_Пресс, 2015.

4. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2015; 2_е изд. Новосибирск, 2010.

5. Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2013.

Результаты реализации образовательной программы

внеурочной деятельности

1. Разработаны и проведены: сетевые проекты «Мы и Другие», «Мост Памяти»; веб-квесты «Гражданин своей страны», «Вихорь-атаман» казачества России»; онлайн-квилт «Служил он истово державе»; цикл классных часов «Экспедиция в прошлое по следам Александра Невского».

2. Учащиеся стали победителями Международных конкурсов: Свириденко А. «Талантливое поколение» с работой «Милосердие согревает нашу душу»; Баклаушев В. Международный фестиваль исследовательских проектов с работой «Заповеди»; Щербина Г. «Талантливое поколение» с работой «Рождество». Участие в  Общероссийском конкурсе «Разговоры о важном».

3. Учителя творческой группы проекта «Связь времен» Гофф Ю.Е., Ольховская Н.И., Попова И.А. стали победителями на Региональном, Межрегиональном уровнях по ЮФО в XVII Всероссийском конкурсе в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», участниками финального этапа конкурса, проходившего в г. Москве в январе 2023г. с конкурсной работой «Цикл объединенных классных часов «Экспедиция в прошлое по следам Александра Невского». Награждение проходило в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

4. Учителями начальных классов творческой группы проекта «Связь времен» проведен мастер-класс «Использование мультимедийных технологий на уроках ОРКСЭ как способ формирования УУД обучающихся» в рамках регионального мероприятия воркшоп «Дело мастера».

5.Прошла стажировку в музее Народного военно-исторического музейного комплекса Великой Отечественной войны «Самбекские высоты».