Обобщение опыта

Ильина Елена Валерьевна

Награды (поощрения):

2010г. – Благодарность 

2013г. – Грамота

2014г. – Благодарственное письмо УО

2015г. - Выступление «Управление развитием ребёнка средствами индивидуального образовательного плана (ИОп)»

2017г. - Выступление "Планируемые результаты освоения АООП обучающимися с легкой степенью умственной отсталости"

Свидетельства о публикации, благодарность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc35 КБ
Microsoft Office document icon 4.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Модернизация содержания образования, внедрение ФГОС нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.

   Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность овладения программным материалом. Кроме этого, педагог, реализующий инклюзивную практику, должен обладать социальными компетенциями:

- включаться во взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, задействованными в создании условий для качественного образования того или иного ребенка,

- создавать условия для проявления субьектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности,

- нести ответственность за результаты своих действий и действий воспитанников и обучающихся.

(слайд 2)

Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.

   А цель деятельности учителя – создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребёнка, обучающегося в инклюзивном классе.

Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает задачи:

  1. Создает условия для освоения образовательной программы,
  2. Создает условия для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе,
  3. Привлекает дополнительные ресурсы, поддержки (служба сопровождения),
  4. Повышает профессиональную компетенцию.

  Основным механизмом достижения цели – будет создание ИОП для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

  (слайд 3)

Данная программа разрабатывается для данных категорий….

(слайд 4)

На этапе обучения, внедрения и апробации деятельности по разработке и реализации ИОП используем  менее «тяжёлый» вариант – индивидуальный образовательный план (не программа).

  Это корректируемая часть ИОП на некотором фиксированном этапе обучения (например, четверть или полугодие).

   Что необходимо:

  1. Служба сопровождения детей с ОВЗ
  2. Согласие родителей
  3. Педагогические кадры (классные руководители)

В прошлом учебном году мы предлагали вам 2 варианта составления индивидуального  образовательного плана.  

1 вариант

(слайд 5)

Основная структура похожа на карту сопровождения. В карту сопровождения добавляются лишь следующие таблицы:

(слайд 6)

 (слайд 7)

- создание безбарьерной среды: могут быть заполнены не все графы, если ребёнку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)

(слайд 8)

- психолого-педагогическое сопровождение: заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребёнка непосредственно – по решению ПМПК

(слайд 9)

- освоение образовательной программы: ИОп касается только тех предметных областей, в усвоении которых ребёнок с ОВЗ испытывает трудности.

(слайд 10)

- формирование социальной  компетентности, которые позволят им самореализоваться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов.

(слайд 11)

2 вариант составления индивидуального  образовательного плана

 (слайд 12)

Составление и заполнение таблицы, где указывали сильные стороны ребенка, его потребности.

(слайд 13)

Исходя из потребностей, составляли ИОп ученика.

                               



Предварительный просмотр:

  1. Приветствие.                                                               слайд 1 – слова Толстого

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в нашей школе. Надеемся, что сегодня встреча будет плодотворной и полезной.

      Упражнение «Дерево достижений»

…………………………..

2. Теоретическая часть. 

- Начать семинар я хотела бы притчей.

     Один праведный человек, беседуя с Богом, попросил у него: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».

     Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, на нём стояла огромная чаша, вкусно пахнущая пищей. Человеку безумно захотелось есть. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать чашу с едой и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».

Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только выглядели они сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

     Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю». Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».

       - Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?

       Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом. Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать слаженно и продуктивно, и в процессе работы поделимся своими мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и приобретём новые знания.

                                                                                                        слайд 2-тема семинара

    Тема нашего семинара «Разработка дидактических заданий для обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями».

  Актуальность данной темы обусловлена введением ФГОС для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) для уровня начального образования.

                                                                  слайд 3 - требования

В соответствии со стандартом предъявляются  требования …(по слайду)

       АООП содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. 

                                                                                                     слайд 4 – целевой раздел 

Целевой раздел АООП включает: пояснительную записку, планируемые результаты и систему оценки достижения планируемых результатов.                                                                             

Освоение АООП, созданной на основе ФГОС, обеспечит достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.  

Личностные - обеспечивают овладение обучающимися социокультурным опытом и социальными (жизненными) компетенциями. Личностные результаты отражают успешность овладения поведения детей с умственной отсталостью в  10 основных областях…………..                            слайд 5 - области

Предметные результаты - включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению, и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

                                                                                              слайд 6 – 2 уровня

Выделяют два уровня овладения предметными результатами:

–минимальный – является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью;

достаточный – не является обязательным для всех обучающихся.

   В стандарте в частности, сказано: «Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы».

Соответственно, для обучающихся с умственной отсталостью, предусмотрена возможность освоения некоторых дисциплин по индивидуальному плану.

    Содержание обучения в   АООП систематизировано по предметным областям, которые объединяют учебные предметы научно-теоретически взаимосвязанные между собой. Так,  предметная область «Естествознание»  представлена предметами «Мир природы и человека» 1 – 4 класс, «Природоведение» 5 класс, «Биология» 7 – 9 класс, «География» 6 – 9 класс.

Предмет    «Мир природы и человека» 1 – 4 класс является пропедевтикой освоения естественнонаучных знаний, имеющих важное социализирующее значение в обучении  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т.к. подготавливает обучающихся к взаимодействию с окружающим миром, пониманию места человека в природе взаимосвязях его и общества с природой.

В течение 3-х лет педагоги службы сопровождения, администрация  и учителя начальных классов посещали семинары в КИПК, где разрабатывали дидактические задания к предмету «Мир природы и человека» 1-4 классов по минимальному и достаточному уровню,  также разрабатывали уроки, с применением таких заданий.   

  Дидактические  задания, составлялись в соответствии с  содержанием данного предмета и требованиями к планируемым результатам освоения АООП на минимальном и достаточном уровнях. Данные задания могут использоваться учителями для индивидуализации и дифференциации обучающихся данной нозологической группы.       

                                                                                  слайд 7 – таблица сравнения уровней по классам и уровням

В таблице представлены минимальный и достаточный уровни предмета «Мир природы и человека»:

1 класс, по  разделам «Домашние животные» и «Дикие животные».                          

       Дидактические задания разрабатываются и применяются педагогами начальных классов не только по предмету «Мир природы и человека». Сегодня, на открытых уроках, педагоги покажут применение данных заданий на разных предметах. После рефлексии открытых уроков, мы разойдемся по кабинетам для разработки примерных дидактических заданий, на основе этого предмета, разного уровня, для разных классов,  по одному из разделов.

     После проведения площадки, составленные задания педагоги нашей  школы обработают, соберем в единый сборник и разошлем по школам, который поможет в работе педагогам, участвующим в создании условий для успешного обучения обучающихся.

          7 декабря в Красноярске проходил 4-ый краевой педагогический форум о введениях стандарта обучающихся с ОВЗ и обучающихся с УО. На презентационной площадке, по обучению детей с легкой степенью УО, один из педагогов поделился информацией о том, что их школа использует электронное пособие для  оценки предметных результатов освоения АООП обучающихся с умственной отсталостью по чтению. Нашла в интернете это пособие.

                                                                                 слайд 8 –книга

Автор пособия – Кадочникова Ольга Ивановна. Книга состоит из методических рекомендаций и контрольно-измерительных материалов для оценки навыков чтения и письма, а также использования письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач обучающихся с умственной отсталостью.  

    Материалы книги соответствуют требованиям к освоению предметных результатов АООП, содержащимся в ФГОС, вступившем в силу с 1 сентября 2016 года.

                                                                                   слайд 9 –карточка

Электронное приложение к книге содержит карточки с заданиями и текстами, которые необходимо распечатывать. 

           Готовятся к изданию следующие выпуски:

- оценка предметных результатов по предметам: русский язык, речевая практика, математика.

          Для дальнейшей работы в семинаре, разделимся на 3 группы:

- педагоги, выбравшие зеленый шарик для нашей елочки, идут в кабинет 2-04, с руководителем группы:

   ___________________;

- педагоги, выбравшие желтый шарик, идут в кабинет 2-06, руководитель группы: _________________;

- и, красный шарик, кабинет 2-01, руководитель: ____________.

     В 12.15 мы соберемся в кабинете 2-01 для презентации работ  каждой группы.

  1. Практическая часть.

Открытые уроки. Работа в группах.

  1. Подведение итогов. Презентация работ каждой группы.
  2. Рефлексия дня.

а) Предлагаем Вам посмотреть не большой по времени, анимационный, психологический

  фильм «Луна»  (показ)……..

…..Комментирование фильма психологом.

            б)  Вот и подходит к концу наш семинар. Надеемся, что Вы не зря потратили свое время, а   материалы семинара были полезны для Вас.

   Предлагаем Вам проанализировать  семинар с точки зрения его ценности и заполнить таблицу в анкетах…….

           в)  упражнение «Дерево достижений» 

       - Бернард Шоу как-то написал: "Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи».

    Бернард Шоу знал, что говорил. "Деятельность - единственный путь к знанию" - это определённо золотая цитата, которая для многих может стать мотивацией, смыслом двигаться дальше, не опускать руки и добиваться поставленных целей.

 - Спасибо всем за активную работу в семинаре.