Представление инновационного опыта работы

Черепахина Анна Ивановна

 

Представление  инновационного опыта работы

учителя начальных классов Черепахиной Анны Ивановны.

Тема инновационного педагогического опыта «Освоение и реализация технологии деятельностного подхода и проблемного обучения на уроках».

Актуальность и перспективность

Современное общество развивается быстрыми темпами, поэтому и школа должна идти в ногу со временем. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Значит, школа должна готовить своих учеников к новым условиям жизни. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность, улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума.  Я считаю, решить данную задачу можно используя в своей работе системно-деятельностный метод, который использует УМК «Школа 2100». Данный УМК построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход. Проблемный характер изложения содержания обеспечивается уже на базовом уровне реализации дидактической системы «Школа 2100». Деятельностный метод способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком нового, позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС. 

Моя задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление моих учеников, повысить познавательную активность, использовать те богатейшие возможности, которые дала им природа и о существовании которых мы можем и не подозревать.

Я считаю, используя технологию деятельностного метода,  поможет мне развить в детях, вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать её на основе теоретических знаний, уметь использовать свои знания в самых разных жизненных ситуациях.

Концептуальность.

Для успешной реализации технологии базового процесса в любой системе деятельности необходимо выполнение определённых требований для элементов системы.

Такими требованиями являются семь условий успешной реализации технологии деятельностного метода, сформированные в виде дидактических принципов:

 Принцип деятельности успешной реализации в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе собственной деятельности.

 Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики.

 Принцип целостного представления о мире предполагает формирование у ребёнка обобщённого, целостного представления о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

 Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечить его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

 Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессовых факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

 Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к системному перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

 Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Перечисленные дидактические принципы систематизируют идеи традиционной дидактики и обеспечивают целенаправленное решение задач   развивающего обучения в общеобразовательной школе.

Я стараюсь в своей работе реализовать принцип минимакса. Данный принцип позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то я должна обеспечить  с помощью этого принципа индивидуальный подход к каждому школьнику. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмёт всё и будет двигаться дальше. Все остальные будут находиться между этими двумя уровнями. Они сами выберут свой уровень.  Темп задаётся высокий, а оценивается только обязательный результат и успех. Это формирует у учащихся установку на успешность.

Наличие теоретической базы.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  и  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

 5. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя делает вывод о том, что он уже умеет.

7.   Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Привожу примеры из опыта работы.

1. Рассматривая тему «Периметр многоугольника» на первом этапе провожу групповую работу – разделить геометрические фигуры на группы. Проверяем, по какому принципу делили.  Выясняем что нам известно про геометрические фигуры. Фрагмент урока.

Проводим  графический диктант.

-Что это такое помните?

-Отступили от работы 2 клеточки вниз, от полей 4 клетки ставим точку и от неё начинаем выполнять работу.

-Проведите 3 клетки  вниз на уголок вправо,  6 клеток влево, 3 клетки вверх на уголок вправо, соединили с начальной точкой.  Что у вас получилось?

(Замкнутая ломаная, треугольник)

Как назовём данный треугольник?  (АВС)

-Что можем сделать со сторонами треугольника? (Измерить)

-Используя данные измерения, что можем вычислить?

-Найти длину ломаной или сумму длин сторон треугольника.

-Вычислите сумму длин сторон треугольника.

Взаимопроверка.

-Ребята, а посмотрите, как вычислил Вова Колесников. (Выводится на экран. )

Кто выполнил задание так, на полях ставим плюс.

-Как вычисляли? (Сложили длины всех сторон)

-Вова Колесников благодарит вас за работу.

-Ребята, удобно записывать – сумма длин сторон? (пояснение очень длинное)

-Как же можно заменить?

-Заменить более коротким словом.

   «Открытие» нового знания.

-Действительно это длинное название можно заменить, одним словом. Вы узнаете, прочитав текст в учебнике. Откройте страницу 6 и найдите,  что такое сумма длин сторон, и как обозначается?

( Это слово периметр и обозначается буквой Р (пэ))

-Давайте посмотрим, как выглядела бы наша запись, когда вычисляли периметр треугольника. (Вводится на экран)

Формулирование темы и целей урока.

-Какова же тема и цели нашего урока?

 (Дети сообщают с помощью учителя)

-А теперь выполним задание №1 с. 6  (Работа в паре)

-1 ряд будет работать с прямоугольником.

-2 ряд – с квадратом.

-3 ряд – с треугольником.

-Назовите план ваших действий.

1. Измеряем стороны фигур.

2. Находим периметр.

-Как запишем? ( Р =…)

Следующим этапом является самостоятельная работа с последующей проверкой, но уже не проговариваем  алгоритм действий.

Рефлексия деятельности.  (Выводится на экран)

Ребята, какое открытие сделал Вова вместе с нами на  уроке?

Проанализируйте свою работу на уроке, закончив предложения:

Я узнал…

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

-А кто попробует словесно оценить свою работу?

-А работу класса?

Сегодня на уроке все работали очень хорошо.

2. При изучении темы род имён существительных предлагаю такое задание:

«Подбери пару». (Подобрать парное существительное женского рода.)

отец - …                       мужчина - …                       бык - ...

дедушка - …              дядя - …                                козёл - …

сын - …                        ткач - …                                баран - …

брат - …                      сосед - …                              кот - …

внук - …                      мальчик - …                        волк - …

Проверка.

     Можно ли считать такими же парами:  керосин – керосинка, мельник – мельница, кувшин – кувшинка, кузнец – кузница? Почему?

На моих уроках дети учатся  самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей своей работы я считаю идею личностно-ориентированного подхода в обучении школьников. Цель данного обучения: подготовка школьника нового типа: внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к окружающим людям, способного решать и ставить новые задачи, делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;  обеспечение условий, способствующих сохранению состояния здоровья ребёнка.

Оптимальность и эффективность средств.

Развитие способностей – это важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс

пронизывает все этапы развития личности ребенка, побуждает к  инициативе и самостоятельности принимаемых решений, к свободному самовыражению, уверенности в себе. В своей работе я использую проблемные методы обучения: а) проблемного изложения; б) частично-поисковый; в) исследовательский. Формы организации учебного пространства коллективные: а) парное взаимодействие; б) микрогрупповое взаимодействие; в) групповое взаимодействие; г) межгруп-повое взаимодействие. Работая в паре или в группах, учащиеся выполняют задания репродуктивного характера в игровой форме, проигрывают ситуации, предложенные в заданиях, сравнивают результаты, объединяют найденные решения задач, приобретают навыки проверки результатов, придумывают задания друг для друга, работают по образцу. А также учатся распределять роли, устанавливать очерёдность действий, умение слушать, устанавливать контакт, проявлять сдержанность.

Большое внимание уделяю проектному обучению, которое способствует развитию интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением, формирует навыки работы с научной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности, развивает аналитическое, ассоциативное и логическое мышление, устную речь; компьютерным технологиям, повышающим уровень учебной мотивации, компьютерной грамотности, развивающим навыки самостоятельного поиска информации.

Результативность.

Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Мои ученики участвуют в международных и всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа», конкурсе-олимпиаде «Познание и творчество». Показывают хорошие результаты на школьных и городских научно-практических конференциях, на предметных олимпиадах, становятся победителями и лауреатами различных конкурсов. Высокое качество знаний по итогам внешнего мониторинга: математика -  85,7%, русский язык -72%, проверка общеучебных умений - 89 %.