Портфолио

Жемкова Ольга Константиновна

Содержит материалы обобщения опыта работы.

 

Формирование коммуникативных потребностей у учащихся на уроках русского языка и лит0ературы

Начав свою педагогическую деятельность 30 лет назад, придя в родную школу №8 в новом качестве - учителя, я поставила перед собой вопросы, ответы на которые пытаюсь найти в течение многих лет, используя традиционные и инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы, осваивая самую трудную и самую интересную профессию ­учителя.

    Как соединить на уроке изучение языка, повторение орфографии и пунктуации с развитием речи учеников, приобщая их к вдумчивому чтению, обучая пониманию текста? Как заразить любовью к Слову своих учеников? Как построить урок в соответствии с современными тенденциями?

     Я всегда была уверена в том, что учитель-словесник, как ни какой другой специалист, призван формировать этические устои личности, развивать ее душевный и духовный потенциал. Литература - часть культуры, представляющая вечные нравственные и этические ценности, путь освоения которых детьми и есть основа и путь их личностного становления и развития.

     «Погружаясь» с учениками в Слово, в его происхождение, историю, современное осмысление, я пытаюсь приобщить к общественным ценностям своих учеников, приблизить их к пониманию и окружающего мира и самих себя. И поэтому мое педагогическое кредо сложилось таким - Развитие гармоничной личности на основе сотрудничества творчества учителя и ученика и самостоятельного поиска истины.

     Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потому основные задачи урока направляю на развитие умения мыслить с помощью языка.

      Овладение речью - это процесс творческий и воспринимать его как чисто технический навык в корне не верно. Потому считаю важным:

- развивать не только письменную речь, но и устную главным образом, т.к. именно она готовит учеников к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи;

-развивать способности не только к монологической речи, а в первую очередь к диалогу, т.к. речевое общение включает в себя и умение слушать и слышать собеседника, наблюдать, фантазировать, мыслить;

-прививать навыки речевого мышления, речевого творчества, адекватного восприятия чужой речи.

Важно сформировать коммуникативную потребность, т.к. ученик, овладев тем .или иным речевым умением, расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей, поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста.

Формировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главного от второстепенного; аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие высказывания; отстаивать ту или иную точку зрения.

Выработана определенная система, помогающая привить навыки речевого мышления. Она включает следующие основные виды работ.

 

 

I. Творческие работы (сочинения, эссе, путевые заметки) на основе личных впечатлений.

Важно, чтобы ребятам было что сказать. Они должны писать и говорить о том, что пережили лично, что стало фактом их жизни.

Что можно понимать под личными впечатлениями?

1.Жизненные впечатления (Сочинения «Моя семья», «В школе», «На уроке музыки» и т.д.)

2. Читательские впечатления.

Этими впечатлениями лучше делиться по произведениям, которые прочитаны в классе и большинству ребят понравились.

3. Музыкальные впечатления.

После прослушивания небольших музыкальных фрагментов, ребята пишут сочинения или устно высказываются на темы: «Какое состояние природы я представляю себе, слушая музыку?» («Времена года» П.И. Чайковского- 6 класс) или «Что я чувствовал, слушая эту музыку?» («Ноктюрн» Ф.Шопена-l0 класс)

4. Фантазии -мечты.

      Ребята делятся своими мечтами («Если бы я был Дедом Морозом ... », «Святочный рассказ», «Школа будущего» и т.д.) Очень важно на уроке создать такую атмосферу, чтобы комфортно чувствовали себя все ученики. Обязательно нужно, по-моему, читать работы (по желанию авторов) в классе: ребята больше узнают друг о друге, что способствует доброжелательному отношению в коллективе. Ведь ребята пишут работу не только для учителя, они стремятся быть оцененными и сверстниками тоже, а уже в 7-м классе - главным образом сверстниками. Ситуация, когда ребенок пишет и говорит только для учителя, не является нормальной. Для ребят очень важно, что их творчество способно воздействовать и на атмосферу класса и на учителя.

    Учитель-словесник призван формировать этические устои личности и потому он должен заботиться и о том, чтобы впечатления детей были как можно более разнообразными, так как в ином случае им не о чем будет высказываться. Потому традиционными стали для нашего класса поездки в театр (3-4 раза в год), выставочный зал, экскурсии в Болдино, Тарханы, Наровчат, Москву, Петербург, Волгоград и т.д.

2. Лингвистическая работа с опорой.

    Опорный конспект (допустим, «Причастие») вывешивается перед классом или рисуется на доске, затем учитель читает его; ребята задают вопросы, предлагают примеры, просят объяснить некоторые знаки опоры. На следующем этапе конспект читают ученики по желанию, весь класс оценивает ответ.

    В данном случае от ребят требуется не импровизация, а точность, ясность речи, в том числе умение правильно употреблять термины, объяснять ИХ, формулировать абстрактные положения, подкрепляя их конкретными примерами.

    Сегодня большие возможности дает использование интерактивной доски, дистанционных заданий, общение в скайпе.

3.Работа с текстом.

     Одним из действенных способов, на мой взгляд, является обращение к тексту. К хорошему, умному, познавательному, грамотно выстроенному. По сути, мы живем в мире тестов, они нас окружают всюду: мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим и пишем. Тексты - это наша речь, жизнь нашего языка. Комплексная работа с текстом предполагает иной путь познания языка - от практики к теории. Работая с разными текстами можно совершенствовать и речь учащихся и углублять знания о русском языке, о литературе, о культуре.

     Важно, по-моему, чтобы вопросы и задания к тексту не становились самоцелью, а по мере возможности, во-первых, помогали ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность ребят, во-вторых, постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, культуру речи, в-третьих, заставляли учеников задуматься о содержании, «вовлекая в процесс речевого общения». Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников.

4.Афоризмы на уроке.

     Л.Н.Толстой считал: «Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений». Это действительно так. Афоризм порой может заменить целую лекцию. Его можно использовать смело и в начале урока - как эпиграф, в конце, как вывод, в качестве темы сочинений, для различных  языковых упражнений,  их использование вполне целесообразно и в воспитательных целях.

5. Устные дискуссии.

Основная цель этого вида работы - научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

     Темы дискуссий должны быть интересны и в то же время хорошо знакомы детям, это может быть, например, то художественное произведение, которое они вместе читали, или какое-то волнующее их событие. Например, в одном из моих 10 классов состоялся урок-диспут «Суд над Обломовым»: Один из учеников был судьей, другой прокурором. Третий адвокатом, кто-то свидетелем, были и сам Обломов, и Штольц, и Ольга. Или в 11 классе я провожу урок-спор по поэзии Серебряного века «Преображение мира средствами искусства». Одна группа ребят - «символисты», другая - «акмеисты», третья - «футуристы». Они излагают свои взгляды, спорят, читают и анализируют стихи. Все это происходит на уроке литературы, однако, это именно работа по развитию речи.

6. Пересказ художественного текста от имени героя.

    Скажем, девочки 5-го класса могут пересказать сказку А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» от имени Людмилы. А мальчики - от имени Черномора. Или 8-м классе один и тот же эпизод. из повести «Капитанская дочка» пытаемся увидеть и с позиции Гринева и глазами Пугачева. Ж.Пиаже показал, что ребенку трудно понять точку зрения другого человека, - этому учит такая работа. Каждый  из героев произведения видит и знает только часть того, о чем рассказывает автор; кроме того, одно и то же событие разные персонажи воспринимают по- другому- это должен передать рассказчик.

7. Языковые игры.

     Это могут быть как всем известные «На одну букву», «Одним словом», « Барыня прислала сто рублей», так и игры, придуманные методистами. их  использование позволяет сделать уроки живыми: Веселыми, отдохнуть от тяжелых для детей видов работы.

8. Работа со зрительной опорой.

     Как правило, в качестве зрительной опоры используют комиксы или какие-то картины. Фотографии и т.п. Простые рисунки легко ксерокопировать или нарисовать на доске. Они задают тему разговора и сюжет. Рисунки должны соответствовать возрасту детей, быть живыми и интересными, не содержать сложных деталей, число персонажей должно быть ограничено, события понятны, но не тривиальны. Как правило. Уже через полгода после начала работы по комиксам некоторые дети начинают сами сочинять и зарисовывать комиксы. Иногда очень удачные: так, моя ученица Даша (5-й класс) придумала такой комикс: шофер автобуса находит в салоне сумку, издающую гуденье,- по-­видимому, это бомба. Шофер выясняет у пассажиров, чья это сумка, потом всех «эвакуирует» и вызывает милицию, обнаруживающую в сумке урчащую кошку! Такой сюжет позволяет индивидуализировать речь героев (один пассажир испугался, другой, напротив, воспринимает все юмористически), дает простор речевой импровизации.

 Комиксы должны быть тематически разнообразны, включать самые разные - наиболее распространенные в жизни - темы и сюжеты.

Предлагаю виды работ с комиксами.

    А. Устный диалог, в котором каждый участвующий играет роль одного из персонажей комикса. При этом работа может оцениваться в соответствии со следующими критериями: сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать речевыми средствами его характер; являются ли его реплики ПL:ихологически достоверными: может ли человек так мыслить и говорить в подобной ситуации; насколько хорошо ученик слышит реплики своих визави, являются ли его реплики действительно ответами на то, что он слышит, или они содержательно не связаны с услышанным; насколько ярко, интересно, остроумно,  лаконично он говорит; насколько разнообразную лексику использует; литературна ли, грамотна ли его речь.

    Работа по одному комиксу может продолжаться до тех пор, пока не надоест детям, но она не должна занимать целый урок. Необходимо фиксировать все достижения, все удачные находки детей.

Методика устного диалога по комиксам следующая

  .l. Рассматривание комиксов с устным комментированием: основная цель этого этапа - понять тему и сюжет, замысел художника. Заметить как можно больше деталей, которые служат для воплощения замысла и характеризуют персонажей, высказать на основании этцх деталей какие-то психологические догадки (какие люди изображены, что они чувствуют).

  2.Второй этап работы, как правило, переноситься на следующий урок: дети импровизируют устные диалоги.

    3.Оценивание устных диалогов - дети оценивают услышанное, отмечая достоинства и недостатки.

Очень важно, чтобы оценивание так же происходило на следующем уроке, потому что параллельное оценивание (происходящее сразу после прослушивании диалога) убивает непосредственность восприятия. На l-м и 2-м этапах эта работа воспринимается детьми как игра, что является положительным моментом,- и лишь на третьем этапе включается сознание, анализ. Непосредственные переживания (увлеченность, радость творить, фантазировать) имеют огромное значение, так как именно они создают мотивацию, и главная забота учителя должна быть направленно на поддержание высокого уровня увлеченности.

Б. Устный рассказ по комиксу.

  Это монологическая работа. Поэтому она должна следовать за устным диалогом.

   Суть работы: кто-то из детей рассказывает (но не читает), остальные слушают его рассказ. В этом случае комиксы следует раздать детям заранее. Первый этап, выделенный в работе с устным диалогом (совместное рассматривание), исключается: каждый сам придумывает свой рассказ,  рассматривая рисунки самостоятельно. Третий этап здесь тот же, что и в работе с устным диалогом.

В. Письменный рассказ по комиксу. В этом случае дети не рассказывают.

А читают свои истории. Третий и первый этапы те же.

    На начальном этапе работы по комиксам учитель достаточно активно принимает участие в диалогах, чтобы дать образцы правильной и яркой речи либо постоянно включать в них наиболее одаренных учеников класса, однако это не должно выглядеть «дидактически»: дети должны видеть, что учитель играет вместе с ними, и ему тоже интересно.

     В работе. по комиксам исключаются всякие предварительные этапы подготовки, общепринятые в существующей методики развития речи: словарная работа и пр. Однако такая работа и происходит, но на третьем этапе, где отмечаются все интересные находки, удачи, достижения и пр.

   Другим типом зрительной опоры являются картины (обычно это репродукции картин известных художников) и фотографии.

     Основная цель работы с этим видом зрительной опоры - развитие наблюдательности. Как правило, картины и хорошие фотографии содержат множество интересных деталей, которые нелегко увидеть и еще труднее понять их роль в данной картине. Могут быть использованы картины и фотографии разных жанров, от жанровой живописи, пейзажа (в 5 - 6-х классах) до психологического портрета (7 - 9-е классы).

    Оценивается прежде всего наблюдательность: самую высокую оценку получает тот, кто сумел увидеть то, чего не заметил никто; также оценивается грамотность речи, логика высказывания (действительно ли данные детали позволяют сделать такой вывод).

     Этап оценивания нужен не для того, чтобы всем выставить отметки: это этап обучения. Сравнения удачной работы и неудачной, анализ того, каким путем можно добиться успеха, накопление активной лексики и Т.П. Оценивается учитель вместе с детьми: они постепенно учатся оценивать, начинают оценивать не                                                    только друг друга, но и себя; поэтому учитель должен всегда выслушивать класс и ставить отметку, учитывая все высказанные мнения.

Работа по картинам и фотографиям может бить также письменной, однако не следует злоупотреблять письменными работами, так как они снижают мотивацию детей. (Помогают на таких уроках мультимедийные пособия с видеофрагментами.)

 

9. Доклады и сообщения. Рефераты.

     Учитель - словесник обязан научить ученика готовить и оформлять сообщения, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей. Защита экзаменационного реферата сопровождается, как правило, подготовленной к нему презентацией.

Доклады могут сопровождаться полемикой.

Ежегодно мои ученики принимают участие на заседании школьного научного общества «Адонис». Лучшие научно-исследовательские работы защищаются на республиканском уровне - на заседании научного общества «Истоки» .

10.Издание литературно-публицистического альманаха или газеты.

Ребята готовят сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в городе. Статья должна быть информативной, интересной, написанной в определенном стиле. В школе издается газета «Ступени». Основной состав ее редколлегии - это ученики.

11.Письма.

     Важно вспомнить сегодня эпистолярный жанр, способствующий развитию чувства слова, языка. Можно переписываться со сверстниками из другого города, с одноклассниками. Можно написать письмо литературному герою - задать вопросы, оценить поступки, высказать свою точку зрения. Я предлагаю своим ученикам написать статью на какую-либо тему в форме письма в школьную газету «Ступени» (в ней есть такая рубрика - «Письма о добром и прекрасном»).

12. Театральные сценки.

    Литературно - музыкальные композиции. Инсценированные басни (И.А. Крылова), короткие рассказы (А.П. Чехова), эпизоды из романов уместно вводить в канву урока .Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной - это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках литературы, - важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной - это могут быть записи выступлений артистов или речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей

     Все виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков и лингвистической работой. И развитие речи, я считаю, не должно восприниматься только как дополнение к обычной работе и не должно отделяться от других видов учебной работы.