К урокам Технологии

Прусова Наталья Павловна

Предварительный просмотр:

                        Построение урока в рамках реализации ФГОС

  Критерии результативности урока различной  типологии.

№ п/п

Критерии

Реализация

Наблюдения

да

частично

нет

как, в какой форме, при выполнении каких заданий

1

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.

4

Учитель владеет технологией диалога, полилога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы.

5

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по алгоритму и творчески.

6

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы.

8

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Обработка результатов наблюдений:

сумма ответов «да»  и «частично» должна превышать сумму ответов «нет»

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема анализа урока введения нового знания в рамках

деятельностного подхода

№ п/п

Описание  этапа

Реализация

Наблюдения

да

частично

нет

как, в какой форме, при выполнении каких заданий

1

Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5

Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8

Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Обработка результатов наблюдений:

сумма ответов «да»  и «частично» должна превышать сумму ответов «нет»

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Структура проблемного урока.

  1. Актуализация.
  2. Постановка учебной проблемы.

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

«С удивлением»

Между двумя или более положениями.

  1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
  2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащегося и научным фактом.

  1. (1) Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку.

(2) Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, нагляностью.

«С затруднением»

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

  1. Дать практическое задание не выполнимое вообще.
  2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
  3. (1) Дать невыполнимое сходное с предыдущим задание.

(2) доказать, что задание учениками не выполнено.

  1. Выход к учебной проблеме.
  1. Осознать противоречие.
  2. Сформулировать проблему.

4.Решение учебной проблемы.

1. Выдвигаем и проверяем гипотезы.

1 шаг – выдвижение гипотез.

2 шаг – проверка гипотез (та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы).

3 шаг – подводим к открытию знаний.

ИЛИ

2.Через организацию подводящего диалога подводим к открытию знаний.

5. Творческое воспроизведение знаний.

1. Формулирование темы урока.

2. Формулирование вопросов.

3. Создание опорного сигнала.

4. Создание художественного образа.

6. Закрепление.

1. Фронтальная работа по формированию умения и навыка.

2. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

3. Творческая работа.

7. Итог.

Домашнее задание может быть дано на любом этапе урока.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

УМК________________________        

Предметная область: ___________________________________

Класс: _________________________________________________

Тема: _________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: создать (обеспечить) условия для формирования (развития) представления (умения) .

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  •  Формирование (развитие) …
  • Формирование  ...

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  •  Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
  •  Формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
  •  Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
  •  Формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
  •  Формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  •  Освоение знаний по теме: ___________________________-

Ключевые вопросы для детей:

Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды): ЭОРы, ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Прогнозируемый результат: