Для вас, родители!

Анненкова Татьяна Борисовна

Вот и заканчивается учебный год. Впереди - сдача экзаменов ГИА - государственная итоговая аттестация. В нашей школе-интернате для школьников с ограниченными возможностями она проводится в форме ГВЭ - государственный выпускной экзамен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_napis.izlozhenie.doc106.5 КБ
Microsoft Office document icon klishe.doc40 КБ
Microsoft Office document icon poshaginstrsochinenie.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Изложение – традиционная форма работы на уроках русского языка, широко применяющаяся во всех классах средней школы и закрепившаяся в качестве экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации по русскому языку за курс основной школы.

Почему именно изложение?

Прежде всего потому, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности обучающихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему. Обязательным требованием при этом является сжатый пересказ текста с максимально возможным сохранением авторского языка и стиля. Однако это не сводится к переписыванию кусков чужого текста. Прослушанный текст необходимо творчески переработать, создать его сокращённый вариант, в котором должны сохраниться все отличительные черты исходного текста.


ТЕКСТЫ ИЗЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА (ОГЭ)

Написать сжатое изложение требуется в части 1 контрольной экзаменационной работы по русскому языку, включающей в себя одно задание и представляющей собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Работая над изложением, необходимо учесть, что требуется передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Микротема – это часть темы; все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Микротемы должны составить основу плана. Чем он будет подробнее, тем легче восстанавливать в памяти текст.

Когда микротемы выявлены, надо выяснить, какая информация является основной, а какая – второстепенной, которую можно опустить.

Главное – не исказить авторскую идею и не нарушить логику текста (основной смысл).

Как слушать текст?

Текст изложения читается дважды. При первом его прочтении надо сосредоточиться на том, чтобы «схватить» специфику всего текста, обнаружить те моменты, которые создают его неповторимость, наметить для себя языковые и стилистические особенности, которые следует обязательно сохранить и на которые необходимо сделать наибольший упор, чтобы в итоге «сжатого пересказа» получился узнаваемый текст.

Что делать, слушая текст первый раз?

  1. Мысленно делите текст на смысловые части, выделяя главное, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них, что поможет понять весь текст в целом – о чём он, каково его содержание.
  2. Определите тему текста (о чём?), его основную мысль (что утверждается?), в соответствии с отдельными частями и в целом, чтобы понять, зачем он вообще написан.
  3. Мысленно выделяйте опорные слова (главные слова) и слова, которые соотносятся с ними. Такие слова являются определяющими, чаще ими могут быть имена существительные, прилагательные, наречия. Постарайтесь понять, какую роль они выполняют в тексте и как в них отражается индивидуальный стиль автора.

Что делать после первого прочтения текста?

  1. Не создавайте сразу связный текст, а лишь схематично представьте в черновике общее представление о тексте.
  2. Представляя общую схему текста как первооснову его сжатого варианта, запишите в столбик посередине листа опорные слова и словосочетания, чтобы понять логику и основную мысль текста. При этом оставляйте между записями свободное место для дополнений и уточнений.
  3. Добавьте к полученной схеме другие слова, окружая опорные с разных сторон, одновременно подбирая и средства связи в предложениях.
  4. Продумайте приёмы сжатия текста, с целью исключения подробностей и дополнительной информации.
  5. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста. Помните, что повествование должно содержать вступление (начало событий), основную часть (ход событий, кульминация – самый острый момент сюжета), заключение. Описание включает  значимые, существенные признаки. Рассуждение представляет общие положения, аргументы, доказательства, выводы.
  6. Составьте и запишите сложный (подробный) план текста, выделяя микротемы каждой части.

Что делать, слушая текст во второй раз?

  1. Конкретизируйте первые впечатления от текста, делая по возможности письменные исправления и дополнения в составленную схему изложения.
  2. Соотнесите отдельные части с опорными словами по смыслу для создания целостного текста, разграничивая их на отдельные абзацы сжатого изложения.
  3. Представьте более конкретно логику авторского рассуждения (размышления), соотнося её со своей схемой.
  4. Проверьте точность окружения опорных слов, лексическую сочетаемость отдельных выражений, подберите при необходимости свои слова на уровне авторского замысла.
  5. Напишите черновой вариант изложения.

Что делать с черновым вариантом изложения?

  1. Проверьте соотношение и взаимосвязь микротем в частях своего текста.
  2. Соотнесите смысл каждой части с общей основной мыслью текста.
  3. Отметьте в составленном плане существенное и подробности в каждой части. Определите способы и приёмы сжатия текста.
  4. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т. п.).
  5. Оформите сжатое изложение и отредактируйте его, т. е. внесите исправления и дополнения. Исправьте текстовые, лексические, стилистические ошибки и недочёты. Удалите неоправданные повторения, тавтологию; проверьте правописание.
  6. Прочтите ещё раз черновой вариант изложения, лучше дважды, мысленно соотнося его с авторским (исходным) текстом.

Завершение работы.

  1. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. При этом объём изложения должен составлять не менее 70 слов.
  2. Напишите чистовик сжатого изложения аккуратным и разборчивым почерком.
  3. Проверьте его не менее двух раз.

Придерживайтесь предложенной схемы работы над изложением и у вас всё получится.

Способы и приёмы сжатия текста.

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым. Чем они отличаются друг от друга?

1. Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля.

2. Сжатое изложение – это краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной.

Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. 

Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания: вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, последовательно изложить отобранную информацию. 

Для того чтобы написать СЖАТОЕ изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.

1. Знакомство с приемами сжатия текста.

Основных приёмов сжатия информации – два:

  • исключение второстепенной;
  • обобщение частной информации;

Исключить из текста нужно всё, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении - к основной проблеме.

Обобщая, мы передаём содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца.

1. При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);
  • убрать детали;
  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
  • объединить существенное;
  • составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1.1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.   
 
ПРИМЕР:
- до сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась 
радостная, светлая, приветливая улыбка.
- после сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась 
приветливая улыбка.

1.2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд 
однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР:
- до сжатия:
Он знал разные языки: 
немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
- после сжатия:
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.


1.3. Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи избыточными являются 
однородные обстоятельства, уберём эти однородные обстоятельства, смысл предложения не изменится.

ПРИМЕР:

- до сжатия:

Сказка живёт везде, во всём: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом.

- после сжатия:

Сказка живёт везде, во всём.

2. ОБОБЩЕНИЕ (УПРОЩЕНИЕ).

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

  • вычленить единичные факты;
  • подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
  • составить новый текст;
  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную.

Варианты ОБОБЩЕНИЯ.

2.1. Вычленение единичных фактов; подбор языковых средств их обобщённой передачи.

ПРИМЕР:
- до сжатия:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. 
Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
- после сжатия:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, 
в зависимости от вкусов и привычек.

2.2. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
ПРИМЕР:

до сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, 
которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
- после сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает 
туристическая фирма.

2.3. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
ПРИМЕР:

- до сжатия:
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
- после сжатия:
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.


2.4. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

ПРИМЕР:
- до сжатия:
Приятно смотреть на зимородка, 
который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
- после сжатия:
Приятно смотреть на зимородка, 
который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

2.5. Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.

III. Эти приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе. Следующий ПРИМЕР демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

  • замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
  • замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространенным несогласованным определением.

ПРИМЕР:

- до сжатия:
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
- после сжатия:
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Тренировочные упражнения на овладение способами и приёмами сжатия текста.  

Задание: передайте содержание предложений, используя приемы сжатия.

А. Прием исключения.

1. На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) 

2.  Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. – Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию

3. Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.
4. У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась 
радостная, светлая, приветливая улыбка.- У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
5. Он знал разные языки: 
немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.- Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

6. Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки соткрытыми, простодушными, ясными лицами.- Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Б. Прием обобщения.

1.Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого. - Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды.

 2.Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)

 3.Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. - В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.

4.Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.

5. Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. - Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

6. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. - Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

В. Смешанные примеры

Сочетание исключения и обобщения (объединения)
1. 
Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов) - Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)

2. Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова) - Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов) 

3. Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно простНадо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)- Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов) 



Предварительный просмотр:

Вторая часть задания на экзамене

– написание сочинения-ответа на заданный вопрос в конце изложения.

Сочинение - ответ на вопрос должен представлять собой сочетание анализа текста изложения и  выражение своей точки зрения на поднятую проблему. Лучше всего для этого использовать структуру: тезис – аргументы – выводы.

Тезис – главная мысль текста, на основе которой и задан вопрос.

Аргументы – это доказательства, объяснения, примеры, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения.

Вывод – это утверждение доказанного.

Сочинение должно обладать всеми признаками текста: смысловой цельностью, связностью, логикой развития замысла, законченностью. Ученик должен уметь выражать свою точку зрения на поставленный вопрос, приводя собственные аргументы, тезисы из прочитанных книг. Учитываются также практические умения, необходимые для повседневной речевой практики: речевое оформление, грамотность.

Как и всякий письменный текст, сочинение должно иметь абзацное членение.

Пошаговый алгоритм написания сочинения

Шаг 1. Вступление.

Работу желательно начинать со вступления, подготавливающего к восприятию основного смысла в содержании сочинения. Вступление должно состоять из 1-3-ёх предложений.

Возможные варианты вступления:

Можно обрисовать аналогичную изображённой в тексте ситуацию:

- Часто бывает так, что… Безусловно… Разумеется… Конечно… Мне кажется… Я считаю… По моему мнению… На мой взгляд… Я думаю, что… Попробуем разобраться в этом вопросе… Я полностью согласен (согласна) с… Я поддерживаю точку зрения, мнение…

Шаг 2. Проблема.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Возможные варианты описания проблемы:

Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, острая, назревшая, политическая, социальная, национальная, международная, экологическая проблема.

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, воспитания, образования, экологии.

Нам надо: поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы…

Уделить внимание какой-либо проблеме…

Над какой-либо проблемой думать, работать…

Какая-либо проблема возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения…

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, как, каким образом эта проблема касается вас, других людей, всего человечества.

Шаг 3. Комментарий к проблеме.

Комментарий – это объяснение, пояснение. Здесь требуются ваши мысли по поводу приведённой проблемы текста.

Тезис – это главная мысль текста, которую надо доказать.

Аргументы - это доказательства, объяснения, примеры, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения. Аргументы должны быть убедительными.

В качестве аргументов в сочинении могут быть приведены:

- примеры из художественной литературы:

- Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п. (назвать автора)…

- В произведении, рассказе, басне, романе и т.п. (назвать автора) мы тоже наблюдаем за…

- Возьмём, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п. (назвать автора)…

- пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;

- факты, события;

- примеры из личной жизни и жизни окружающих (реальные факты, собственные наблюдения и выводы):

- Мне не раз приходилось сталкиваться с…

- Помню, как-то…

- Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но, тем не менее, с этой проблемой приходилось сталкиваться…

- Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с…

- ссылки на авторитетных людей, цитаты их трудов и произведений:

- Известный русский писатель, поэт…, выдающийся учёный…, как-то заметил…

- Любой историк скажет, что…

- Большинство врачей…, учёных… и т.д. считают, что…

- примеры из средств массовой информации (газеты, журналы, телевидение, Интернет);

- законы природы, выводы, подтверждённые экспериментально.

Шаг 4. Последний абзац сочинения.

Он не должен превышать по объёму рассуждение и аргументы. Достаточно 3-4 предложения, точных, соответствующих вышесказанному. Здесь важно подвести итог именно той проблеме, о которой шла речь в сочинении.

Возможные варианты заключения:

- Проблема, поднятая в этом вопросе актуальна и в наши дни.

- Итак,…

- Подводя итоги, ещё раз подчёркнём, что…

- В заключение хочется заметить, что…

- Всё сказанное убеждает нас в том, что…

- Таким образом…

- Исходя из сказанного…

- Нам удалось доказать, что…

- Мы пришли к выводу о том, что…

- Подводя итог сказанному, можно сделать вывод…

- В заключение хочется заметить, что проблема … не имеет временных рамок, потому что…

Шаг 5. Проверить орфографию, пунктуацию, речь и грамматику. Сосчитать количество слов (объём сочинения: не менее 200 слов). 

Шаг 6. Разборчивым почерком переписать в бланк.



Предварительный просмотр:

Сочинение-рассуждение с опорой на прочитанный текст

 (по вопросу, данному после изложения)

 

        Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту – важная часть государственной итоговой аттестации по русскому языку, без качественного выполнения которой невозможно претендовать на высокий балл за экзаменационную работу в целом.

        На ОГЭ (ГИА) требуется написать сочинение-рассуждение на тему, затронутую в изложении.

        Объём сочинения должен составлять не менее 200 слов. Максимальное количество слов неограниченно.

        Для успешного выполнения творческой части экзаменационной работы следует развивать навык написания текстов, поиска аргументов, выстраивания сочинения как единого целого, а также разбирать различные варианты заданий.

План сочинения-рассуждения

        Любое сочинение состоит из трёх частей.

        Первая из них – вступление, в котором затрагивается тема или проблема сочинения, выдвигается какой-либо тезис (то, что доказывается или объясняется) и поднимаются основные вопросы.         Вторая часть – основная. Она состоит из нескольких абзацев, в которых автор описывает свою позицию по вопросам, которые поднимались во вступлении.

        Третья часть – заключение, в котором подводятся итоги и автор приходит к определённому выводу.

План сочинения-рассуждения

1. Вступление 

Занимает первый абзац сочинения и содержит общие сведения о проблеме. Данный пункт задает общий эмоциональный фон всему сочинению.

2. Основная часть 

А) постановка проблемы. В этой части требуется задать вопрос, уточнить, к какой части жизни общества относится проблема и к чему она побуждает. Проблема может быть морально-этической, социальной, политической, злободневной, философской, идеологической и т. д…

Б) комментарии к проблеме и описание позиции автора по данной проблеме. В этом пункте необходимо ответить на вопросы:

насколько актуальна проблема и почему; как к проблеме относится сам автор произведения; на что обращает внимание читателей автор; существуют ли другие точки зрения и какие.

Оформление ответов на эти вопросы необходимо подкреплять цитатами и выдержками из текста или указанием номеров нужных предложений.

В) личное мнение. Здесь можно согласиться или не согласиться с мнением автора, привести несколько примеров из личной жизни или литературных источников, подтверждающих ваше мнение.

3. Заключение. 

В данном пункте в общей форме повторяется основная идея сочинения.

Пошаговая инструкция по написанию сочинения-рассуждения 

Шаг 1. 

Внимательно прочитайте (2-3 раза) исходный текст. Определите, какая затрагивается тема или проблема, какие вопросы поднимаются автором. Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чём повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей. Проблема – сложный вопрос, поставленный в литературном произведении (может получить ответ или остаться неразрешѐнным); та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем.

Шаг 2.

Знакомимся с фрагментом. Внимательно прочитайте текст. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 3.

Пишем вступление. В основе предложенного текста лежит тема о потенциальных возможностях человека, его умения противостоять жизненным обстоятельствам и социальной среде. Поднимается вопрос, относящийся к категории «вечных» вопросов, поставленных жизнью перед людьми. Очень значимым он является и для нашей современности.

Шаг 4.

Пишем основную часть. Поставьте проблему, уточните, к какой части жизни общества она относится и к чему она побуждает. Прокомментируйте проблему и опишите позицию автора. Выразите своё мнение.

Шаг 5.

Сформулируем позицию автора.

Шаг 6.

Выразим своё отношение к авторской позиции. Я полностью разделяю данную точку зрения.

Шаг 7.

Приводим аргументы в подтверждение своего мнения. Приведите два аргумента из текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Шаг 8. Пишем заключение.