Психолого – педагогическое сопровождение детей ЗПР 5-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. «Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста»

Мещерякова Елена Геннадьевна

 Социализация детей с задержкой психического развития становится приоритетной задачей современного общества. Поэтому одной из главных задач современного учреждения является формирование у детей универсальных умений и способностей- ключевых компетенций: коммуникативной, социальной, когнитивной. По мнению Е.В. Бондаревской, развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенции, включение в содержание -это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных  детей "значений" к личностным смыслам, т.е. ценностному отношению к знаниям. В итоге у ребенка ЗПР развиваются способности и появляются возможности решать реальные проблемы в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_5-6_let.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

 Психолого – педагогическое сопровождение  детей ЗПР

 5-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 «Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста»

Тема «Золотая осень. Деревья»

Цель: повышение уровня развития когнитивной, коммуникативной и социальной компетенций детей с ЗПР.

Задачи: дать детям начальные знания о человеческих эмоциях; учить передавать определенное эмоциональное состояние посредством мимики, запоминать знакомый предмет и находить подобный из множества; развивать память, образное мышление, внимание; совершенствовать восприятие; воспитывать чувство коллективизма, художественный вкус.

Оборудование: магнитофон с записью спокойной музыки, зеркала, пиктограммы: радость, грусть. Карточки с изображением листьев различной формы, длины, размера.  Листочек-образец и картинка с изображением 7-8 листьев. Картинки-лабиринты. Картинка с изображением леса, наполовину раскрашенная, цветные карандаши.

  1. «Игра с листочками»

Цель:  развитие восприятия, внимания.

Оборудование: 10 карточек с изображением листьев, различающихся по длине, форме, размеру.

Предложить детям среди этих карточек найти: длинные, короткие, большие, маленькие, прямоугольные, круглые.

  1. «Осенние листья»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование:  листочек-образец и картинка с изображением 7-8 листьев, среди которых находится листик с образца.        

Детям предлагается посмотреть на образец, запомнить его. Далее образец закрывается. Дети должны отыскать листик с образца среди остальных.

  1. «Кто за каким деревом прячется?»

Цель: развитие внимания, образного мышления.

Оборудование: картинки-лабиринты.        

Каждый ребенок получает картинку-лабиринт с нарисованными деревьями и зверушками. Он должен с помощью указки проследить, кто из зверьков за каким деревом прячется.

  1. «Мимическая гимнастика. Выражение «Радости»  и «Грусти»

Цель: развитие умения посредством  мимики выражать состояние «Радости» и «Грусти»

Оборудование: зеркало каждому ребенку.

Детям предлагается попеременно изобразить радость и грусть, посмотреть при этом на себя в зеркало.

  1. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Пошли пальчики гулять    

Стали Листья собирать:

Красный листик, желтый листик...

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали?

Пять!

С листьями осенними

Будем мы играть.

«Пробегают пальчиками по бедрам к коленям.

Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому.

Поочередно загибают пальцы на одной руке.

Протягивают вперед ладошки.

Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы.

  1. «Раскрась картинку»

Цель:  развитие восприятие цвета, формы, величины.

Оборудование: картинка с изображением леса, наполовину раскрашенная, цветные карандаши.

Взрослый предлагает детям раскрасить картинку до конца, подбирая такого же тона цвета.

         Предлагаемое занятие ориентировано на развитие познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с проблемами в развитии.  

    Использованы различные виды деятельности, свойственные данному возрасту, к каждому ребенку использовался индивидуальный подход, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Дети размышляют, осознают, осмысливают, занимаются самонаблюдением, видят результат собственной деятельности. Использованы различные виды деятельности, свойственные данному возрасту. Дети на занятии активны, т.к. им понятна цель упражнений. У кого возникают трудности, задания  повторяются, показываются наглядно. Дети методом проб и ошибок выполняют упражнения, достигая поставленной цели.  При выполнении предлагаемых заданий  ребенок строго следует инструкции, выполняет поставленную задачу, выделяет, классифицирует, обобщает. 

  В конце занятия дети вспоминают, выявляют, осознают, основные этапы деятельности.  Чем сегодня занимались, какие решались задачи, и каким путем достигался конечный результат. Дети отвечали на поставленные вопросы:

  • Что он делал, что происходило?
  • Что он чувствовал при этом?
  • Как  он участвовал в том, что происходило?
  • Что  больше всего понравилось...
  • Мне было трудно...
  • Завтра я хочу еще раз поиграть, выполнить...

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность,  увлекательность работы.