2.1. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Польдяева Валентина Яковлевна

 

 Публичное представление собственного  инновационного педагогического опыта

            Я, Польдяева Валентина  Яковлевна, работаю в «МБОУ  Перхляйская ООШ» учителем физики   25 лет. С 1997 года имею первую   квалифика –ционную   категорию.

        Современная школа в условиях перехода на новую модель образования (ФГОС) нуждается в "новом" типе учителя, творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования.

       Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Поэтому требования ФГОС  к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.  Поэтому тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения. Основной идеей моей педагогической деятельности на данном этапе является воспитание будущего гражданина, владеющего универсальными учебными действиями (УУД), умеющего применять знания и умения, полученные в школе, в повседневной жизни. В  этом мне помогает применение инновационных педагогических  технологий: интерактивных, информационно - компьютерных ,  здоровьесберегающих.

     Школьный курс физики — системообразующий для есте­ственно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

      Поэтому цели педагогической деятельности следующие:

-развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности с использованием инновационных педагогических технологий;

-формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

        Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. В качестве объектов ценностей труда и быта рассматривается формирование понимания у школьников необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств; сознательного выбора будущей профессиональной дея­тельности. В основе формирования коммуникативных ценностей, лежит процесс общения, грамотная речь, правильное использование физической терминологии и символики, умение  аргументировано отстаивать свою точку зрения.

       

 

         Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации активной познавательной деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. 

В настоящее время наблюдается снижение уровня мотивации обучения. Не является исключением и мотивация к изучению физики. 
Одно  из  решений проблемы повышения и поддержания уровня мотивации учения, развитие интереса к предмету, может быть достигнуто благодаря использованию на уроках интерактивных, информационно - компьютерных технологий и метапредметного подхода. Источник изменений - противоречия между необходимостью формирования у школьников социокультурных компетенций, универсальных учебных действий, метапредметных умений  и недостаточным уровнем эффективности традиционных образовательных технологий в условиях поэтапного введения новых ФГОС.

        Внедрение интерактивных технологий в целях активизации познавательной деятельности учащихся,  расширения опыта исследовательской деятельности, обеспечения развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

        Одна из компетенций, которой должен обладать выпускник, - это умение осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем). Новые задачи в обучении предполагают изменения в требованиях к уровню владения информацией, самостоятельному поиску и обработке информации; изменения в содержании и организации материала; в использование адекватных современных технологий. Известно, что использование ИКТ легко адаптирует и модернизирует традиционные виды учебной деятельности к применению информационных носителей и мультимедийных проектов. Эффективность обучения зависит от уровня мотивации учения, поэтому, чтобы поддерживать интерес к физике, необходимо искать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности учеников. В своей педагогической деятельности я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом:   1-я стадия – от любопытства к удивлению;  2-я – от удивления к активной

 

 

любознательности и стремлению узнать;   3-я – к прочному знанию и научному поиску. В настоящее время образовательные электронные издания и ресурсы сети Интернет предоставляют широкие возможности и для самостоятельного изучения физики. Основу такой деятельности составляют умения самостоятельно приобретать новые знания, владение которыми позволяет формировать ключевые компетенции учащихся как интегральные качества личности.

Применяя ИКТ, учащиеся:

  1. приобретают навыки самостоятельного поиска информации; оптимально используют персональный компьютер как обучающее средство;
  2. развивают свой познавательный интерес (через тягу современного школьника к компьютеру).

        У них формируется убеждение, что достижения современной техники неотделимы от науки физики. Эффективность применения информационных технологий в значительной степени определяется тем, как организована самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Совершенно очевидно, что в процессе обучения на базе ИКТ роль преподавателя изменяется, но его деятельность не становится при этом менее значительной. Самостоятельная работа школьников на всех основных этапах по-прежнему координируется преподавателем посредством выбора способов организации среды обучения, создания виртуального рабочего места учащегося.

       Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания физики, высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности. Знание  возрастных и психологических особенностей обучающихся и современных образовательных технологий. Готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег. Наличие необходимой материально - технической базы.

         Кроме того, о результативности использования современных образовательных технологий можно судить и по успешной сдаче экзаменов по предмету ЕГЭ и ГИА, на протяжении нескольких лет учащиеся выбирают для итоговой аттестации физику и успешно ее сдают. Что, впоследствии, им дает возможность получить бюджетные места в ряде технических вузов.  А готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями - это один из личностных результатов обучения физике в основной школе.

         

 

         Таким образом, интерактивный метод и метапредметное обучение повышают эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся (побуждая их к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала) и являются средством инновационного развития школы будущего.