Рождество в православной культуре и в русском искустве.

Ерюшина Елена Юрьевна

Данная разработка включает в себя занятия по декоративно-прикладному и по народно-художественному творчеству. Необходимо возрождать обряды и традиции музыкального фольклора в современном мире, создавая школьные и межшкольные проекты по возрождению календарно-обрядовых праздников русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в первом классе «Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.», фрагментарно на уроках во втором классе тема Рождество Христово на занятиях по внеурочной деятельности в начальной школе рекомендована для занятий по народному-художественному творчеству, можно использовать для работы в этнокультурных центрах, домах детского творчества, фрагментарно для работы на уроках музыки, ОРКСЭ. Разработка занятия по внеурочной деятельности для четвертых классов рекомендована для занятий по народному-художественному творчеству, можно использовать для работы в этнокультурных центрах, домах детского творчества, фрагментарно для работы на уроках музыки, ОРКСЭ. Данная разработка включает в себя теоретическую часть и практическую, проведения с детьми четвертых классов праздничного рождественского праздника для учителей и родителей. При подготовке к данному мероприятию были проведены занятия по изготовлению рождественских сувениров, цветов, новогодних игрушек и открыток, выставка детских работ, рисунков, посвященных тематике праздника, рождественских стихов, рассказов собственного сочинения. Дети изготовили элементы праздничного народного костюма красоты(кокошники), которые украсили бантами, драгоценными камнями, кружевом, сделали Вифлеемскую звезду.  Подготовили и разучили рождественские стихи русских поэтов, исполнили их на фоне музыкальных произведений русских композиторов, торжественно прозвучали рождественские колядки в исполнении детского хора, в сопровождении музыкальных инструментов и яркий, светлый, праздничный Тропарь Рождества.

Музыкальный материал:

1.Международный гимн Рождества «Ночь светла»

2.Тропарь Рождества

3.Г.Свиридов Романс из муз. иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».

4.П.Чайковский Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик»

5.Г.В.Свиридов Вальс из муз. иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».

Ресурсный материал: аудиозапись Международного рождественского гимна «Тихая ночь», фортепиано, репродукции картин и икон русских художников, чтение фрагмента святочного рассказа «Христос в гостях у мужика».


Технологическая карта урока

Цель и задачи занятия по внеурочной деятельности:

Познакомить учащихся с помощью произведений искусств с традиционными особенностями и с обрядовой символикой, светлого православного праздника - Рождества Христова.

Основные задачи урока

Обучающие: -Познакомить детей с музыкальными, литературными и художественными произведениями искусств, посвященных Рождеству Христову.

-Познакомить детей с особенностями святочного рассказа, объяснить, что в структуре святочного рассказа главным остается нравственная и поучительная составляющая.

--Организовать и провести с детьми концерт «Рождественская встреча» для детей, учителей и родителей.

Развивающие: -Развивать навыки выразительного музицирования, ансамблевого исполнительства чувство ритма при игре на народных инструментах.

-Развивать творческие музыкальные способности, развивать вокально-хоровые навыки в процессе исполнение колядок, святочных песнопений, рождественских гимнов. Развивать эмоциональную сферу учащихся через активные формы самовыражения учащихся на народных инструментах и при исполнении рождественских песнопений

Воспитательные: – Формировать у учащихся личностные качества эмпатии к одноклассникам, укреплению межличностных связей.

-Воспитывать чувство патриотизма и нравственно-эстетические качества обучающихся.

Планируемые результаты обучения:

-Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздника – Рождества Христово, знать названия рождественских песнопений -  колядок.

-Уметь узнавать освоенные музыкальные произведения, давать определения общего характера музыки; дети научаться выразительно исполнять рождественские музыкальные произведения с народными музыкальными инструментами.

-Дети научатся осуществлять операции анализа, синтеза сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщенные выводы.

Мета предметные связи: музыка, история, литература, ОРКСЭ, МХК.

Методы: традиционные (словесные, практические, наглядные). Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды деятельности: коллективное хоровое пение, групповая работа.

3.2 Содержание учебного материала урока, занятия и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Формирование УУД

I этап 

 этап

Организационный момент

Цель

Активизировать внимание учащихся

Организационный момент.

С целью создания эмоционального настроя детей.

Звучит фрагмент балета П.Чайковского «Щелкунчик» («Вальс снежных хлопьев»).

изображающей торжественную, праздничную картину рождественского праздника

Дети вошли в класс под звучание музыки П. Чайковского из балета «Щелкунчик» («Вальс снежных хлопьев»). Дети показали выполненное домашнее задание по декоративно-прикладному творчеству (выполнили сувениры, рождественские открытки, Вифлеемскую звезду, раскрасили глиняные фигурки, с изображением Богородицы и младенца, девочки, сделали элемент праздничного костюма красоту).

Активизировать, привлечь внимание учащихся, заинтересовать их.

Проверка творческого домашнего задания по декоративно-прикладному искусству.

Организационный момент

Личностные УУД

При проверке орнаментальных вышивок и элементов костюма формируется осознание своей этнической принадлежности.

Коммуникативный УУД

Стремление находить плодотворное сотрудничество с учениками при решении творческих задач.

II этап 

Актуализация знаний

Цель – закрепить знание о символике и обрядовых действиях рождественского праздника.

Дети прослушали рассказ об обрядовых особенностях празднования Рождества в России, увидели отражение этого праздника в русском искусстве.

Рассказать о празднике Рождества, представленного в форме презентации «Праздник Рождества в русском искусстве».

Познавательные УУД Дети должны осознать значение символики, обрядовых действии праздника в современном мире, знать традиции проведения рождественского праздника на Руси (колядование, ряженье).

III этап 

Изучение нового материала

Цель познакомить учащихся с традиционными музыкальными обрядами рождественского праздника, со святочными рассказами, посвященными Рождеству. Слушание музыкальных фрагментов

Международного рождественского гимна «Тихая ночь»,

«Тропарь Рождества», слушание, разучивание рождественских песнопений.  колядок гимна «Тихая ночь»,

 

Участвовали в обсуждении, учились формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Включить учащихся в обсуждение конкретных вопросов. Определение средств музыкальной выразительности определение музыкального образа в музыкальных произведениях

Познавательные УУД

Изучение нового материала. Умение слушать русскую духовную музыку. Уметь анализировать, сравнивать, проводить аналогию между произведениями музыки, литературы, изобразительного искусства. Развивать понимания основ художественного текста.

Личностные УУД Развивать чувство сопричастности к культуре своего народа.

Регулятивные УУД Понимать содержание художественных произведений и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные УУД развивать умения ставить вопросы, слушать собеседника.

IV Закрепление изученного материала

Цель Закрепление изученного материала в практической деятельности, с помощью фрагмента рождественского праздника.

Закрепление изученного материала в практической деятельности. Дети, в ярких народных праздничных костюмах, играли на русских народных инструментах, рождественских гимнов, исполнили. колядок.

Проведена на уроке подготовка к организация праздника «Рождественская встреча»

Учитель познакомил детей с международным гимном рождества «Ночь светла», помог детям организовать фрагмент праздника «Рождественская встреча», исполнить рождественские колядки, рождественские песнопения. Затем была проведена музыкальная викторина по русской и зарубежной музыке.

Закрепление изученного материала

Познавательные УУД Умение раскрывать содержание музыкального образа через средства выразительности

Коммуникативные УУД Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов.

V Этап Работа по карточкам в парах

 Яркие видеофрагменты, изображающие исполнение   рождественских гимнов и песнопений.

Повторение материала урока «Рождественские обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» работа в парах и выполнение задание, которое написано на карточках.

Для того, чтобы повторить материал занятия дети выполняют тестовую работу «Рождественские обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» учитель должен организовать работу в парах. Обеспечить контроль за выполнением задания.

Регулятивные УУД Понимать содержание художественных произведений соотносить их с традициями и музыкальными обрядами Древней Руси. Познавательные УУД Подведение итогов полученных знаний о традиционных особенностях Рождества. Коммуникативные УУД выстраивать отношения взаимного сотрудничества

VI Итог занятия

Рефлексия деятельности

Цель-подведение итога проделанной работы на уроке.

Больше всего детям понравилось исполнять рождественские песни, в праздничных народных костюмах. Элементы праздничного костюма дети изготовили сами (красоты, кокошники) украсили кружевом, лентами,)

Исполнили рождественские гимны, аккомпанируя себе на инструментах.

Дети с удовольствием согласились выполнить домашнее задание составить кроссворд на тему «Рождество в русском искусстве», подобрать материал для проекта: иллюстрации, видеофрагменты на тему «Календарно-обрядовые праздники Древней Руси»

За правильные ответы, в завершении занятия, дети получили небольшие календари, с изображением рождественского праздника получили творческое задание на дом.

Коммуникативные УУД развитие и воспитание коммуникативной культуры общения в процессе творческого взаимодействия учащихся.

Личностные УУД позитивная оценка своих музыкально-творческих способностей, повышение самооценки учащихся.

3.3 Формы и методы диагностики предметных, мета предметных результатов, учащихся на уроке.

Методические приемы, используемые на занятии – беседа, лекция, опрос, рассматривание иллюстраций, изготовление атрибутов праздника, элементов костюма, чтение стихов, святочных рассказов исполнение песен с народными музыкальными инструментами, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки, метод эмоциональной драматургии; метод игры. Проведение на уроке в игровой форме музыкальной викторины, выполнение индивидуально каждым творческого домашнего задания по декоративно-прикладному творчеству, (выполнили сувениры, рождественские открытки, раскрасили глиняные фигурки, с изображением Богородицы и младенца, девочки, сделали элемент праздничного костюма красоту, подготовили святочные рассказы). Коллективное концертного исполнение музыкальных произведений, тестовой теоретической работы, элементов проектной деятельности позволяют измерить меж предметные результаты, сформировать самооценку у учащихся.

3.4 Методическая разработка урока

Дети вошли в класс под звучание музыки П.Чайковского из балета «Щелкунчик» («Вальс снежных хлопьев»). Дети показали выполненное домашнее задание по декоративно-прикладному творчеству на интегрированном занятии. (выполнили сувениры, рождественские открытки, раскрасили глиняные фигурки, с изображением Богородицы и младенца, девочки, сделали элемент праздничного костюма красоту, подготовили святочные рассказы). Самый большой православный праздник после Пасхи - Рождество Христово. Празднуется вечером 6-го января (этот день называется “сочельником”) и днём 7-го января. (Эти даты соответствуют 24 и 25 декабрю по старому стилю). Рождеству Христову предшествует Рождественский пост, который длится 40 дней; от 28 ноября и по 6 января (по новому календарю). 6 января –сочельник– день строгого поста, в течение которого полагается полностью воздерживаться от пищи “до первой звезды “. Пост же заканчивается с окончанием службы 7-го января. (показ презентации)

Звезда- предвестница Христа-

Взойдет прекрасна и чиста.

Сияньем небо озарит,

Христа рожденье возвестит

Две тысячи назад родился спаситель мира. Произошло это величайшее чудо в маленьком городке Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указала путь к тому месту, где родился Младенец Христос. Чудесные события этой ночи были воспеты художниками, поэтами, музыкантами всего мира. После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых известил о рождении Мессии ангел, а на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну не как младенцу, а как Царю. Послушайте фрагмент знаменитого стихотворения «Легенда о рождении Христа»:

То было в давние года,

И светозарная звезда
Над Вифлеемом восходила.
И дети бедных пастухов,

Узнав, что родился Спаситель,
Со всех сторон, из всех шатров
С дарами шли в его обитель.
Несли ему ягнят живых,
И соты меда золотого,
И молоко от стад своих,
И хлеб от очага родного...

Рождество ярко отражается в картинах, иконах и в произведениях великих русских художников. (показ презентации). В церкви можно увидеть иконы с образами Богородицы и Младенца. Рассмотрите икону с образом Богородицы русского живописца Андрея Рублева в центре икона – Богородицы. Благодаря Пречистой Богородицы произошло величайшее таинство. - пришествие Бога в мир. Лик Богородицы обращен не ко Христу, а к нам, это говорит о том, что она становится заступницей рода человеческого, и мы можем обращаться к ней со своими молитвами. Ясли – это кормушка для животных. Ведь Христос родился в пещере, где находили в непогоду приют овцы и волы. Фигурка Младенца Христа- самая маленькая на иконе. Рядом с Богородицей мы видим маленького Христа он лежит не в кроватке, а в яслях. Я, но именно на нее указывает Вифлеемская звезда, которая, привела ко Христу волхвов над головой Христа полукруг, условное обозначение неба.  В небе сияет Вифлеемская звезда. Лучи ее спускаются прямо к голове Младенца, они указывают на него. Вверху слева, и справа изображены ангелы. Они несут людям великую и радостную весть о рождении Спасителя. Первыми из людей узнают об этом пастухи, они слушают Ангела, который сообщает им радостную весть. Дети рассматривают знаменитые картины русских и зарубежных художников, посвященные Рождеству: Федота Сычкова «Христославы» (дети старой деревни), И.Репина, Василия Шебуева, картину Порфирова «Рождество Христово» В.Верещагина, «Со звездой» Гамашева.  Сочельник. В сочельник (6-го января) вечером православный народ собирается в церкви на Рождественскую всенощную (вечерняя служба, состоящая из трех частей: “Великого Повечерия”, “Утрени” и “Первого Часа”). Всего Рождественская служба длится около трех часов. После богослужения официально начинается Рождество. При встрече люди приветствуют друг друга словами: “C Рождеством Христовым. Перед едой, все поют стоя Рождественский Тропарь (молитву в честь праздника). Потом все садятся за праздничный стол (к этому времени “первая звезда” уже просияла). Однако, пост еще не закончился. Поэтому к столу принято подавать только постные блюда. Первый день Рождества 7-го января, в первый день Рождества, в 10 часов утра богослужение – Рождественская Литургия. Почти все русские композиторы писали для церкви, русская духовная музыка — это целый пласт русской культуры забытый в советское время, это творчество Кастальского, С.В.Рахманинова «Всенощное бдение», «Литургия Святого Иоанна Златоуста», Гаврилина «Перезвоны», Бортнянского.

 Назовите фамилии композиторов в творчестве которых встречается тема зимы и Рождества? Г.Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель»,( П.Чайковский «Времена года» «У камелька» «Масленница»), балет «Щелкунчик» (написанный по сказке немецкого писателя Гофмана).

Сегодня мы с вами послушаем Международный рождественский гимн «Тихая ночь». После прослушивания дети ответили на вопросы как звучит рождественский гимн? Кто его исполняет? В исполнении смешенного хора мужских и женских голосов? Что вы себе представили, слушая это музыкальное сочинение?икону светлого Рождества Христова.Как звучала музыка? Музыка звучала светло, напевно, мелодичнои торжественно этот гимн был сочинен в 24 декабря 1818 году в австрийской деревне. Но эта музыка католического Рождества, несмотря на то, что она известна всему миру.

В русской православной церкви  в рождественскую ночь звучит торжественный Тропарь Рождества Христого. Давайте, исполним это замечательное рождественское песнопение.Дети исполняют тропарь рождества, выученный на предыдущем уроке, исполняют в честь великого праздника рождественские колядки и аккомпанируют себе на музыкальные инструментах.(треугольниках, колокольчиках, звоночах. бубенцах).

Постарайтест на слух определить музыкальные сочинения русской духовной музыки и произведения русских композиторов в творчестве которых встречается тема зимы и Рождества? По звучанию музыкальных фрагментов на слух определить фамилию композитора композитора и название музыкального произведения.

Музыкальная викторина:

1.Г.Свиридов Романс из муз. иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».

3.П.Чайковский Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик»

4. Г.В.Свиридов Вальс из муз. иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».

5. Тропарь Рождества

6..Славянское песнопение «Ночь светла над Палестиной»

За правильные ответы дети получают календарики с изображением праздника Рождества Христого.

Какой период от Рождества Христова называется Святками?

Благодаря повести «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, который в России стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место. Какой период от Рождества Христова называется Святками? Период с Рождества до Крещения (12 дней) называется святками.

«Настали Святки.
То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль
лежит светла, необозрима…» (А.Пушкин)

 «Святки, т. е. святые дни — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен...». Почти все русские  писатели, которые работали в периодических изданиях во второй половине XIX века, писали святочные рассказы: Николай Лесков, Михаил Салтыков-Щедрин, Антон Чехов, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, , Леонид Андреев, Максим Горький. В рассказах Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Старый гений», порой вместо чуда герой сталкивается с людьми, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту, ведь Рождество — время добра и сострадания. В рассказе «Зверь» Лескова (1883) проповедь священника растопила сердце сурового человека, изменила его отношение к жизни и к своим близким. В святочном рассказе все события разворачиваются за одну рождественскую ночь, в течение которой герои меняют свою жизнь и свои принципы. Нравственная и поучительная составляющая в структуре святочного рассказа является главной. В финале истории неизменно следует мораль — то, ради чего герои пережили все рождественские приключения, ради чего творились чудеса. Рассказ «Христос в гостях у мужика» (1881) (чтение рассказа детям) завершается моралью автора: «Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если оно исполняет заповедь: «любите врагов ваших, благотворите обидевшим вас», и Христос придет в сердце его, как в избранную горницу, и сотворит себе там обитель».

В результате обсуждения, анализируя ответы детей проходим к выводу: что часто святочные рассказы создавались не для развлечения, а для поучения детей. Авторы обращались к христианским темам и создавали на их основе простые и понятные детям истории. Формат святочного рассказа был удобен для обучения — сюда органично вписываются темы нравственности, святости, доброты, самопожертвования и честности, рассуждения о морали, справедливости, о духовных и нравственных ценностях на примере поступков главных героев произведения.


В конце проводится викторина, которая подводит итог полученных знаний: «Рождественские обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»

  1. Как называется время между Рождеством и Крещеньем — посиделки или колядки? (Святки.)
  2. 2. Из чего готовили сочиво — из мяса или из рыбы? (Из пшеничных, рисовых или ячменных зерен с медом.)

3. Как называется вечер накануне Рождества? (Рождественский сочельник.)
4. До каких пор не начинают праздничную трапезу в сочельник — до рассвета или до заката? (До первой звезды.)

5. Что стало приютом для святого семейства в Вифлееме — гостиница или дворец правителя? (Пастушья пещера, хлев.)

6. Первой колыбелью для младенца Иисуса стала детская кроватка или люлька из ткани? (Ясли — кормушка для овец.)
7. Кто первым пришел с дарами к младенцу Иисусу? —(Волхвы.)
8. Как называются песни, с которыми ходили по дворам на Святки, подблюдные или заздравные? (Колядки.)

9. Кто ходил по дворам с песнями, славя Христа?  (Колядовщики).

10. Со времен славянского язычества сохранился обычай «играть козу», надевать личины.

11.Кто сопровождал колядовщиков, весело озорничая, (Ряженые).

12. Как называется традиционное рождественское угощение из теста — жаворонки или куличи? (Пряники в форме звезды, пироги).

В завершении урока звучит романтичная мелодия Романса Г.Свиридова из «Метели» (жанр инструментального романса был популярен во времена А.Пушкина в рождественские вечера собирались на балы, играли на гитаре и пели) за правильные ответы дети получают календари, изображающие праздник Рождества Христова. В конце занятия предлагается самостоятельно дома составить кроссворд на тему «Рождество в русском искусстве», собрать материал к проекту «Календарно-обрядовые праздники древней Руси» подобрать иллюстрации, стихи, видеофрагменты.


Приложение

Организация концерта для учителей и родителей.

Концерт «Рождественская встреча», посвященный празднику Рождеству Христову.

(В начале концерта звучит вальс Г.В.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»).

«Рождественская встреча» – концерт для учителей и родителей. В концерте, посвященном великому празднику, прозвучат светлые стихи и праздничные рождественские песнопении. При подготовке к этому празднику многие родители сшили детям русские народные костюмы, иллюстрирующие традиции и быт русского народа, из золотой и серебряной бумаги дети сделали шестиконечную Вифлеемскую звезду, один из главных атрибутов рождественского праздника. В руках у многих еловые ветки, в течении выступления зажгутся свечи рождества. На сцене установлена нарядная, яркая, украшенная разноцветными огнями елка, в центре зала на стуле была установлена прекрасная, сияющая божественным светом икона Рождества. Зал был украшен цветами, еловыми ветками, гирляндами разноцветных огней.

Ведущие: Уважаемые, родители, дети, учителя, сегодня мы приглашаем Вас на замечательный праздник, на великолепную рождественскую встречу, пусть эта встреча принесет каждому ощущение светлой и чистой радости, света, внутренней гармонии и всяких, всяких благоденствий. (Звучит фрагмент из балета «Щелкунчик»).

Дети читают стихи, посвященные празднику Рождества. (на фоне музыки П. Чайковского из балета «Щелкунчик»)

Есть страны С. Надсон

Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна…
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершилось желанное чудо воочью:
Родился Младенец Христос.

Иван Бунин
В вечерний час над степью мирной,
Когда закат над ней сиял,
Среди небес, стезей эфирной,
Вечерний ангел пролетал,
Он видел сумрак предзакатный,
Уже седел вдали восток...
И вдруг услышал он невнятный
Во ржах ребенка голосок.
Он шел, колосья собирая
И васильки, и пел в тиши,
И были в песне звуки рая
Невинной, неземной души.
"Дитя,- сказал посланник Бога,
И грусть и радость затая,-
Куда ведет твоя дорога,
И где сложилась песнь твоя?"
Ребенка взор был чист и светел,
Но он в смущении стоял.
"Не знаю..." - робко он ответил.
"Благослови меньшого брата,-
Сказал Господь,- благослови
Младенца в тихий час заката
На путь и правды и любви!"
И осенил дитя с улыбкой
Вечерний ангел,- развернул
Свои воскрылья в сумрак зыбкий
И на закате потонул.
И как алтарь весенней ночи,
Заря сияла в вышине,
И долго молодые очи
Ей любовались в тишине.
И в созерцании впервые
Дитя познало красоту,
Лелея грезы золотые
И чистой радости мечту.

Ведущий: Рождество – один из любимых праздников русского народа, открывающий Святки.25 декабря в древности праздновался праздник нового рождения солнца. После принятия христианства на Руси он стал отмечаться как Рождество Христово. В христианской религии в этот тот день отмечается один из главных христианских праздников, установленных церковью в честь рождения Христа. История этого праздника связана с известным библейским сюжетом Рождества Христого.

Ведущий читает отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Рождественская звезда».

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями тёплая дымка плыла.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем…..

Ведущий: Римский император Август под властью, которого находилась Индия, объявил перепись населения. Праведный Иосиф, с которым была, обручена Мария отправился с ней в Вифлеем. Не найдя места в гостинице, они нашли приют за городом в пещере, куда загоняли скот. Здесь в ночной тишине свершилось чудо – Рождение Божественного младенца. Пастухи, извещенные ангелом, поспешили первыми поклониться воплотившемуся Богу. Затем пришли волхвы – восточные мудрецы, узнавшие о свершившемся по появлению на небе необычной звезды, которая их и привела в Вифлеем. Рождество Христово – примирение человека с Богом, предвестие искупительного подвига сына Божия.

Хор исполняет рождественские песнопения «Ночь светла», «Рождество Христово».

Звучат стихи, посвященные празднику Рождества, рождественское песнопение «Ах, ель в лесу как хороша» с народными музыкальными инструментами (колокольчиками, звоночками, треугольниками)

Божья елка

Г. Гейне

Ярко звездными лучами
блещет неба синева…
— Отчего, скажи мне, мама,

Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире

В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?

— Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных

Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые —

Для людей — благоволенье,
Мир и правда — для земли.

Ведущий: Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и перекликаются, сливаются воедино христианские и языческие праздники, с их обрядами и традициями. Рождество – один из главных праздников христианской религии. Звучит отрывок из романа Пушкина «Евгений Онегин» («Святки)», литературный отрывок из книги Шмелева «Лето Господне» на фоне музыки П.И.Чайковского «У камелька» из цикла «Времена года». Началу рождественского праздника предшествовал 40 - ый рождественский пост во время которого нельзя «вкушать скоромную пищу», но возбранялось всякое увеселение. Канун Рождества назывался Сочельником, в этот день следовало соблюдать строгий пост, ничего не есть, кроме сочива – густого рисового отвара, приготовленного с медом и сухофруктами. Вечером молодежь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни _

Колядки, которые сегодня звучат на нашем празднике исполнит школьный хор на 2 - голоса, а капелла.

Очень часто в период Святочных гуляний, исполнялись подвижные святочные рождественские игры, в которые мы с вами играли на занятиях. «Позвони в колокольчик», «Кто дотронулся», «В фанты», «В магазин за подарками».

 Помимо Рождественских гимнов, восхваляющих Христа дети и молодежь исполняли переходя из дома в дом, веселые припевки, прославляя хозяев дома, желая им благополучия, урожая, приплода скота.

 Они назывались колядками, овсенями, виноградиями с музыкальными народными инструментами:

Уродилась Коляда накануне Рождества        

За речкою за быстрою

Как искала Коляда Государева двора.

Нашла Коляда Государева двора!

Ведущий: Хозяева одаривали ряженых, приглашали их в дом и угощали. Люди верили в то, что чем более щедро они одаривали других людей, тем более хлебосольным и благополучным будет их дом, все дары возвращались к ним хорошим угощением, и другими дарами людей и природы. В завершении нашего праздника мы исполним для Вас замечательный, яркий, радостный, необыкновенно светлый и торжественный Тропарь Рождества.

Звучит Тропарь Рождества «Рождество твое Христе Боже наш» в исполнении хора первых классов в сопровождении фортепиано

В конце праздника дети дарят календари, изображающие Праздник Рождества Христова и дарят гостям праздника рождественские сувениры глиняные фигурки, раскрашенные красками, изображающую Богородицу с младенцем на руках.


Список литературы:

1.Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр академия», 1999. —183 с.

2.Дмитриева Е.В. Россия. — 2-е изд. — СПб. Корона принт, 2007. — 400 с.: — ил. — (Мировая художественная Культура).

3.Забылин М. (сост.) Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. - М.: Книга Принтшоп, 1990. — 607 с.

4.Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г - 272 с.

5. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999. - 320с.

6. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989. -238с.

 7.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М., Владос,

2003г.-. 320с.

8. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008. - 176с.

9.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224с.

10.Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.-128с.

11. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006. - 224с.