Картотеки

Юношева Ирина Владимировна

 Картотека здоровье сберегающих технологий по лексической теме зима будет полезна педагогам, работающим с детьми  дошкольного возраста. Весь материал систематизирован в соответствиис темой, что позволяет легко исподльзовать упражнения картотеки для подготовки к занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Пояснительная записка

     Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил  в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

    Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий мы считаем их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к  школьным нагрузкам.

   Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность учебно-воспитательного процесса.

   Все здоровьесберегающее педагогические технологии условно можно разделить на две категории:

 - технологии сохранения и стимулирования здоровья;

      - технологии обучения здоровому образу жизни;

Рассмотрим  данные технологии.  

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Название

технологии

Определение

Особенности методики

проведения

Возрастная

категория

Физкультурная

минутка

Динамическая пауза для профилактики

переутомления на занятиях интеллектуального цикла

В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность 2-3 мин.


Все

группы

Пальчиковая

гимнастика

Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами.


Все группы

Артикуляционная

гимнастика

Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

Рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х лет. Результативна только при качественном ее выполнении.


С 3-х лет.

Гимнастика для глаз

Упражнения для снятия глазного напряжения.



Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога

Со 2 мл гр

Дыхательная гимнастика

Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Все группы

Психогимнастика

Курс специальных  этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы

  Упражнения проводятся по специальным методикам

  Со ст. гр.

   Упражнения

на развитие мелкой моторики

Упражнения в основном продуктивной деятельности, реализуются через использование различных приспособлений и действия с предметами

( бусины, бумага, мозаика, ткань, семена и др.)

 По программе реализуемой ДОУ

Все группы

        Технологии  обучения здорового образа жизни

Название

технологии

Определение

Особенности методики

проведения

Возрастная

категория

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных  формах физкультурно-оздоровительной работы.

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.


Со ст. гр.

Точечный массаж

Проводится в преддверии  эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время.

Проводится строго по специальной методике.  Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР - органов. Используется наглядный материал.


Со ст. гр.

Проблемно-игровые

игротренинги и игротерапия

  Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.

 В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных задач.

 

 

Все гр.

    Некоторые методики оздоровления долгие годы использовались сугубо в коррекционных целях и предназначались для детей  образовательных учреждений «специального образования» компенсирующего вида. В последнее время большинство методик используется в обычных образовательных учреждениях для обычных детей в профилактических либо оздоровительных целях.

     В МБДОУ «Детский сад № 85»  используются  различные здоровьесберегающие  технологии.   Для  детей в специализированных группах с ОНР и ЗПР, организована планомерная систематическая работа, включающая здоровьесберегающие технологии.  

     Для этого учителем-логопедом Юношевой И. В. специально подобран и систематизирован материал в соответствии с изучаемыми лексическими темами и возрастом воспитанников. Осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп во время режимных моментов, в НОД  и  в играх. Для удобства различные виды здоровьесберегающих технологий объединены  в  картотеки.  

        Предлагаем вашему вниманию картотеку по лексической теме «Зима».

Данный материал может быть   использован воспитателями общеобразовательных  и специализированных групп, родителями, узкими  специалистами,  учителями начальных классов.

 

 

Картотека

здоровьесберегающих технологий

по

лексической теме

 «Зима»

Средняя группа

Пальчиковая гимнастика: 

Ох, как холодно зимой!                     (Сжимают и разжимают пальцы)

Не хочу идти домой!                         (Грозят пальчиком)

Нужно ручки мне погреть.               (Делают повороты кистей рук)

Подышать: «Х-х-х!»-

И потереть.                                         (Хлопают в ладоши)

Физминутка:

За окошком первый снег,                    (Разводят руки в стороны)

Начала зима разбег.  (Делают вращательные движения рук перед грудью –

                                                                                                   «моталочку»)

На карнизе льдинки,      (Делают «выбросы» пальцами в разные стороны)

А вокруг снежинки.

Во дворе они кружатся, (Кружатся, разводя руки в стороны, и приседают)

Мягко на асфальт ложатся.

Упражнения на развитие мелкой моторики:

1.  «Снежинки»- вырезаем из сложенной уголком бумаги.

2. «Снежки»- катаем из ваты, завязываем дождиком.

3.  «Сугробы» на листе картона рисуем сугробы, мажем клеем и засыпаем манкой.

Старшая группа

Пальчиковая гимнастика:

Падал снег на порог         (Дети два раза медленно опускают ладони на стол)

Кот  лепи л себе пирог      (Прижимают ладонь к ладони, показывая как лепят

                                                                                                          пирог)

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек         («Бегут» пальчиками по столу)

Пирожки себе пеки           (Опять «пекут»  пирог)

Не из снега из муки.

Физминутка:

Кружатся снежинки    (Кружатся на носочках)

В воздухе морозном.

Падают на землю  (Медленно приседают, руками показывают падение

                                                                                                           снежинок)

Кружевные звезды.

Вот одна упала.             (Встают, ловят «снежинку» на ладонь)

Ой, не та, снежинка,     (Берут и прикрывают другой ладонью снежинку)

Подожди немножко,    (Сдувают ее)

Снова упадет.               (Медленно опускают руки вниз)

Упражнения на развитие мелкой моторики:

  1. «Снег идет» - наклеивание на готовый зеленый трафарет елки мелких ватных комочков.
  2. Вырезание снежинок из сложенной бумаги.
  3.  « Снеговик» - на готовые трафареты наклеивание ваты.
  4.  «Зимний пейзаж»- коллективная работа, на ватман наклеить елочки (объемные), затем намазать клеем и припорошить тертым пенопластом.
  5.  Выкладывание на половине листа ( А -4) елочек из спичек. Приклеивание их и раскрашивание красками.
  6. « Играем в снежки»   – катание снежков из ваты.

Подготовительная группа

Пальчиковая гимнастика:

Я мороза не боюсь,                            ( Грозят пальчиком)
С ним я крепко подружусь.              (
Руки в «замок»)
Подойдет ко мне мороз,                   (
Шагать двумя пальчиками по столу)
Тронет руку, тронет нос.                  (
Трогают)
Значит, надо не зевать,                     (
Грозят пальчиком)
Прыгать, бегать и играть.                (Загибать пальчики)

Физминутка:

Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, потопаем,

Мы похлопаем, похлопаем.

Будем весело плясать,

Будем  руки согревать.

 Покружиться мы не прочь.
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок ─
Получается снежок.

Чтобы  было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Упражнения на развитие мелкой моторики:

1. «Горка»-сминаем бумагу в комочки и катаем между ладонями, выкладываем  из них горки для ЗВЕРЕЙ.

2. Коллективная работа  «Зимний пейзаж» -склеить объемные елки  из цветной бумаги, приклеить их на лист картона А3 ,припорошить все «снегом» из измельченного пенопласта.

3. «Снегопад в лесу »- разложить на елке (аппликация из бархатной бумаги) кусочки ваты.

4. На  картоне размером 10х10 нарисовать зимнюю картину из пластилина методом размазывания и пластилиновых жгутиков  ( картину придумывает ребенок).

Психогимнастика:

Выражение психоэмоционального и психофизического состояния

  Выразите свое состояние и настроение в разное время  зимы.

Радуемся первому снегу, ёжимся от холодного   ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Пластические этюды

 

Покажите мимикой, жестами и движением настроение  и действия Зимы. Зима-волшебница нарядила деревья и  кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром  землю. Сердитая Старуха-Зима заморозила птиц, людей  и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Обыгрывание ситуации «Новый год».

Изобразите Деда  Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Покажите, как
разные звери встречали Новый год.

Изображаем зимние забавы: катаемся на коньках, играем в снежки, лепим снежную бабу, везем на санках  малышей, ходим на лыжах.

Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу.
Ты бежишь за мной.
Хорошо зимой:

Небо ярко-синее,
Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами.
Эй, ребята, кто за нами?

А. Введенский

Изобразите зимующих птиц: дятла, ворону, прилетевших к кормушке, замерзшего воробья.

Помогаем птицам: мастерим кормушку, вешаем ее на дерево, насыпаем в кормушку зерно.

Изобразите зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Изобразите зимние деревья, укрытые снеговой шапкой, стонущие и гнущиеся от сильного ветра; летящие снежинки; радующихся снеговиков; острую сосульку, свисающую с крыши.

Игра «Холодно - жарко»  (на напряжение и расслабление мышц туловища)

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.

Повторить игру 2 — 3 раза.

Мимическая гимнастика

Снежинки

Цель: развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Описание игры:

Вариант 1. Ребенку дают снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует.

Вариант 2. Ребенку дают снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагается схематически изобразить любую эмоцию на своей снежинке, затем рассказать, что снежинка чувствует.

Массаж активизирующий:

Зима 

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Принесла мороз.

пальцами массажируем плечи, предплечья

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Замерзает нос.

ладошкой массажируем кончик носа

Снег,

плавные движения ладонями

Сугробы,

кулаки стучат по коленям попеременно

Гололед.

ладони шоркают по коленям разнонаправлено

Все на улицу — вперед!

одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем,

ладонями проводим по ногам

Шапку, шубу, валенки.

ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

Руки в варежках согреем

круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

И завяжем шарфики.

ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

Зимний месяц называй!

ладони стучат по коленям

Декабрь, Январь, Февраль.

кулак, ребро, ладонь

Точечный массаж:

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Нужно горлышко прогреть,

И  не будем мы болеть

Артикуляционные упражнения:

Артикуляционная и мимическая гимнастика

 

Снеговики радуются морозу

Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.

Горка

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Горка закрывается – открывается 

Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы

– в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.

Саночки

Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

 

Грустные снеговики весной

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

 

Сосулька

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

Санки-ледянки

Сделать язык «чашечкой».

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку

Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

Артикуляционная зимняя  сказка

«Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.

1.Подуй на снежок – дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
2.Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
3. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
4. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
5.Язычок прыгает через зубы, как снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних), то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).
6. Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
7. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается. (6 раз)
9. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.

Развитие речевого дыхания и голоса:

Вьюга

 Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з».                                              (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».                  (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м».                      (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м».                                  (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

 Мороз колдует

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

Дыхательная гимнастика:

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звёзды,
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Подуй на снежинку

Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).

Гимнастика для глаз:

Кидай снежок (электронная)

Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

Ход: Предложить детям понаблюдать за  снежком, который кидает ребенок.

Новогодняя елка (электронная)

Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

Ход: Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными

огоньками, но не в полной темноте.

Снежинки (электронная)

Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

Ход: Предложить детям понаблюдать за движением падающей снежинки.

Елка(словесная с движением)

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

 

Проблемно-игровые игротренинги и игротерапия:

 Развитие ощущения и восприятия

Ответьте на вопросы:
Какие звуки характерны для зимы? Сравните на ощупь снег и лед. Что легче? Каким цветом можно нарисовать зиму, снег, лед, зимнюю дорогу?
Какой формы бывают снежинки? (Снежинки имеют форму восьмиугольника.) Какую геометрическую фигуру напоминает сосулька? (Треугольник.)
Сколько надо скатать комов, чтобы получился снеговик? Где находится самый большой ком - вверху или внизу? Что можно сделать из маленьких комочков?
Понаблюдайте, сколько времени пройдет с момента превращения воды в лед и льда в воду.

                                                Развитие внимания

Игра «Бывает - не бывает»

Зимой зеленеют листья. В воздухе кружатся снежинки. На яблоне созрели яблоки. Дети сыплют зерно в кормушку. На ветках сидят снегири. По болоту ходит цапля.

Игра «Я - не я».

Я катаюсь на лыжах. Я съезжаю с горки. Я собираю грибы. Я пускаю кораблики по лужам. Я хожу в валенках. Я катаюсь на велосипеде. Я еду на снегоходе. Я сосу сосульку. Срываю яблоки в саду. Поливаю огород. 

Развитие памяти

 

Кто больше назовет слов, относящихся к зиме?
Зима - снег - снежинка - лед - коньки - каток...

Кто знает, пусть продолжает
Я знаю такую зимнюю одежду: шуба... Я знаю такую зимнюю обувь: валенки... Я знаю такие зимние виды спорта: лыжи...

Послушайте, запомните и повторите слова.
Снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегопад.  Какое слово «потерялось»? (Снег, снеговик, Снегурочка, снегопад.)

Запомните и назовите пары слов.


каток - коньки хоккеист - хоккей гол - ворота шайба - клюшка
фигуристы - лед комок - снежки мороз - шуба

Подберите нужное слово.

катаемся на (санках, лыжах, коньках)
лепим (снеговика, снежную бабу)
спускаемся с (горы)
поднимаемся на (горку, фуникулере)
скользим по (льду)
играем в (снежки)

Найдите и разложите правильно
Выкладываются две картинки: одна с изображением зимнего пейзажа, другая - осеннего. Дети называют предметы, относящиеся к тому или иному времени года.

Из ряда картинок с изображением зимней одежды исключить плащ. Объяснить, почему он исключается. И т. д.

                                            Развитие мышления

 Подумайте и скажите
Я назову месяцы, а вы - время года.
Декабрь, январь, февраль. (Зима.)
Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Осень.)
 

                                         Развитие воображения

Ответьте на вопросы:

О чем разговаривают между собой Снежинки?
О каких приключениях поведали вам Снежинки?
О чем предупреждают Сосульки, свисающие с крыши?
О чем шепчутся Деревья в зимний день?
О чем разговаривают между собой Ель и Осина? Сосна и Береза?
Какие сны видит Елочка зимой?
О чем мечтает Березка в морозный день?
О чем мечтают Воробушки в зимний день?
О чем могут вести разговор Зайка и Белочка в холодный ненастный день?
Что могла бы рассказать замерзшая Река?
Что вы можете рассказать о волшебнике Дедушке Морозе? О чем поведали Снегурочке обитатели леса в новогоднюю ночь? Что вам могла бы рассказать Снегурочка о своей жизни?
 

 

Литература:

  1. Белая А.Е.Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] / А.Е.Белая, В.И. Мирясова // ООО “Издательство АСТ”. 2000 -112 с.
  2. Кудрявцев В.Т. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет [Текст]  / В.Т.Кудрявцев, Т.В.Нестерюк.// – М., 1999- 214 с.
  3. Краузе Е.Н. Логопедия  [Текст] / Е.Н. Краузе// Санкт-Петербург. КОРОНА принт. 2003. 64 с.
  4. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику  [Текст] / О.И. Крупенчук //ООО “Издательский дом “Литера”. Санкт-Петербург. 2002. 68 с.
  5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр  [Текст] / М.С . Рузина //Издательский ДОМ “Кристалл”. Санкт-Петербург. 2000. 205 с.
  6. Семенкова, С.И.  Уроки добра   [Текст] / С.И.  Семенкова //Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет / С.И.Семенкова. – М.: АРКТИ, 2002 – 87с.
  7. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О.В Узорова.,  Е.А. Нефёдова //  Москва, АСТ  Астрель.2002 – 56 с.
  8. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры [Текст] / В.М.Минаева// – М.:АРКТИ, 1999.-128 с.
  9. Хухлаева, О.В. Лесенка радости [Текст]  / О.В.Хухлаева.// – М., 1998
  10. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст]  / М.И.Чистякова.// – М.: Просвещение, 1995.  245 с.