Экзамен 9 класс -ОГЭ

Володина Татьяна Валериевна
Дорогие ребята! Если вы зашли на эту страничку, значит вы  выбираете экзамен по химии в форме ОГЭ. Вы найдете здесь необходимую информацию,  демоверсии ОГЭ  , а также   ссылки на сайты ,  где  найдете задания и сможете готовиться к экзамену самостоятельно. Удачи!

 

  • Обновлена информация о ОГЭ-2015.  Порядок проведения ОГЭ,  материалы для подготовки к экзамену  можно найти на сайте нашей школы  в разделе " Экзамены" или на сайтах http://fipi.ru/ , https://ege.43edu.ru/
  • Приказ Департамента образования  от 12.01.2015 об установлении минимального балла при проведении итоговой аттестации в 9 классе  https://ege.43edu.ru/docs/rpri1441.pdf

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

При подготовке к ГИА ( источник Интернет)

Пояснительная записка

Место урока: обобщающий урок в 9 классе (при подготовке к ГИА   по химии).

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, проектная доска, микролаборатория, воздушные шары, мыльные пузыри.

Методы и средства обучения: индивидуальная работа, работа в группах, лабораторный опыт, работа у доски, с использованием ИКТ, раздаточного материала и объектов абстрактного мира.

Длительность урока: Одна пара (90 мин.)

Содержание урока: Урок структурно разбит на 3 части, соответствующим  вопросам в вариантах ГИА.

  1. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) (А 14).
  2. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония) (А 14).
  3. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) (С 3)

В ходе урока учителем используется мультимедийная презентация (приложение 1).

Цель урока: Подготовить учеников 9-го класса к ГИА по химии по конкретным вопросам.

Задачи урока:

- Углубить, систематизировать и закрепить, знания учащихся о способах получения, собирания и свойствах различных газов;

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи;

- познакомить с методикой выполнения заданий в вариантов ГИА по данной тематике;

- содействовать развитию умений применять знания в конкретных ситуациях;

-расширять кругозор учащихся, повышать мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную деятельность;

- помочь учащимся получить реальный опыт решения нестандартных заданий;

- развивать учебно-коммуникативные умения;

- содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности;

- помочь учащимся в подготовке к поступлению в сузы.

Результативность урока:

В ходе урока учителем были созданы условия для активной деятельности обучающихся, в том числе творческой. Ученики самостоятельно добывали знания, используя слайды презентации, раздаточный материал и лабораторный опыт. Учитель грамотно руководил деятельностью учеников, воспитывал делом и словом. Результаты урока представлены на сайте в Интернете uchitelhimii.ucoz.ru и отображены в приложении 2.

Ход урока:

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) (Первая часть урока)

Необходимо знать:

  1. Физические  и химические свойства газов (водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака)
  2. Методы сбора газов
  3. Название и работу аппаратов для получения газов
  4. Основные способы  получения газов в промышленности и лаборатории
  5. Идентификацию газов (качественные реакции)
  1. Разнообразие газов. Распределите известные вам газы по группам (индивидуальная работа):

1) газы – простые вещества;

2) газы - оксиды;

3) окрашенные газы;

4) газы с характерным запахом;

Ответ: 1) Простые вещества: N2, O2, H2, Cl2.

            2) Оксиды: CO, CO2, NO2.

            3) Окрашенные газы: Cl2, NO2.

            4) Газы с характерным запахом: Cl2, NO2, NH3, H2S, HCl.

2.  Определите каким газом заполнен шар. Нарисуйте линию горизонта. Для этого: Рассчитайте плотность по воздуху выданных вам газов.

На доске заготовлен рисунок: пронумерованные воздушные шары, расположенные на разной высоте. В течение 5 минут учащиеся должны определить, каким газом из тех, чьи формулы перечислены ниже, заполнен каждый шарик: N2, NН3, СО2, Н2, Не, О2.

3. Опыт: Почему воздушные пузыри летят вниз? (Водяной пистолет). Дети дают ответ.

Создадим группы. Каждая группа получает свой газ (шарик разного цвета, соответствующего цвету баллонов в котором перевозят сжиженный газ), свойства которого группа определит.1 группа - Н2,  2 группа - О2,  3 группа - СО2,  4 группа -  NН3

Работа в группах:                                                          

 4. Назовите физические свойства выданных вам газов. Кратко. Лаконично. (работа в группах)

 5. Ответьте на вопрос: Какие методы собирания газов вы знаете? Обратимся к слайду:

Вопрос

Ответ

1) Что изображено на рисунках? Как можно назвать рисунки?

приборы для собирания газов.

2) Какие газы можно собирать прибором на рисунке 1 и 2?

Которые легче воздуха 1, тяжелее – 2..

3) Какие газы можно собирать прибором на рисунке 3?

Газы, которые нерастворимы в воде.

4) Прибором под каким номером будете собирать

1 группа - водород? 2- кислород?

Отработаем этот вопрос по заданиям ГИА:

Получение какого газа показано на рисунке?

                                     А) аммиак

                                     Б) кислород

                                     В) углекислый газ

                                     Г) сероводород

Получение какого газа показано на рисунке?

                                     А) аммиак

                                     Б) кислород

                                     В) углекислый газ

                                     Г) водород

  1. Отработаем лабораторные и промышленные способы получения газов по вопросам ГИА: (по раздаточному материалу таблица 1.)

Какой газ получают?

А) аммиак

                                     Б) кислород

                                     В) углекислый газ

                                     Г) водород

Какой газ получают?

                                     А) аммиак

                                     Б) кислород

                                     В) углекислый газ

                                     Г) водород

 Какой газ получают? А) аммиак

                                     Б) кислород

                                     В) углекислый газ

                                     Г) водород

Какой газ получают? А) аммиак

                                     Б) кислород

                                     В) углекислый газ

                                     Г) водород

Какой газ получают? А) аммиак

                                     Б) кислород

                                     В) углекислый газ

                                     Г) водород

  1. Как отличить газы друг от друга?

    Какой газ определяют? А) аммиак

                                             Б) кислород

                                             В) углекислый газ

                                          Г) водород

                                                                     

   

                         Каким газом заполнены шары?

                                             А) сероводород

                                             Б) кислород

                                             В) углекислый газ

                                             Г) водород

         

Какой газ переливают?

                                             А) аммиак

                                             Б) кислород

                                             В) углекислый газ

                                             Г) водород

В заданиях ГИА встречаются следующие вопросы по рисункам:

Какой газ собирают? (методы собирания)

Какой газ получают? (способы получения)

Какой газ определяют? (идентификацию)

   

Таблица 1. Таблица определения газов (вопросы для учителя)

Формулы газов

Получение

Качественная реакция

В лаборатории

В  промышленности

О2

Собирание О2 двумя методами:

вытеснением воздуха (а),

вытеснением воды (б)

Прибор для получения кислорода

и собирание его методом вытеснения воды

2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2

2О2 → 2Н2О + О2

2KClO3 → 2KCl + 3O2

2 HgO        =2 Hg        +O2

Кислород получают из жидкого воздуха, который затем подвергают перегонке (дистилляции). Температура кипения кислорода (-182,9°C) более чем на 10 градусов выше, чем температура кипения азота (-195,8°C). Поэтому из жидкости азот испаряется первым, а в остатке накапливается кислород.

О2 поддерживает горение – тлеющая лучинка в нем вспыхивает

1. Какие вещества используются для получения кислорода?

2. Какой метод используется для собирания кислорода? Почему?

3. Существует ли другой способ получения кислорода? Если да, то какой?

4. Составьте уравнение наблюдаемой реакции

Кислород (О2) без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.

Н2

Собирают в перевернутую вверх дном пробирку.

1.Действие разбавленных кислот на металлы. Для проведения такой реакции чаще всего используют цинк и соляную кислоту:

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2↑

2.Взаимодействие кальция с водой:

Ca + 2H2O → Ca(OH)2 + H2↑

3.Гидролиз гидридов:

NaH + H2O → NaOH + H2↑

4.Действие щелочей на цинк или алюминий:

2Al + 2NaOH + 6H2O → 2Na[Al(OH)4] + 3H2↑

Zn + 2KOH + 2H2O → K2[Zn(OH)4] + H2↑

1.Электролиз водных растворов солей:

2NaCl + 2H2O → H2↑ + 2NaOH + Cl2

2.Пропускание паров воды над раскаленным коксом при температуре около 1000°C:

H2O + C  H2 + CO

3.Из природного газа.

Конверсияс водяным паром:

CH4 + H2O  CO + 3H2 (1000 °C)

4. Крекинг и реформинг углеводородов в процессе переработки нефти.

Горючий газ. Набранный в пробирку и поддоженный, сгорает с характерным звуком.

1. Какой метод используется для получения водорода? Чем это объясняется?

2. Какие вещества необходимы для осуществления этого процесса?

3. Напишите уравнения реакции.

4. Существуют ли другие способы получения водорода? Ответ пояснить.

Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный, не имеет запаха.

СО2

Собирают вытеснением воздуха.

        

1. Действием соляной кислоты на куски мрамора:

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + CO2  + H2O

В промышленности углекислый газ получают из печных газов, из продуктов разложения природных карбонатов (известняк, доломит).

CaCO3 = CaO + CO2

Ca(HСО3)2 = CO2 + CaCO3 + H2O

С   + О2 = СО2

1. Он обладает способностью притягиваться известковой водой (гидроксидом кальция) и вызывать её помутнение:

CO2 + Ca(OH)2 → CaCO3 + H2O

При дальнейшем пропускании СО2

CO2 + CaCO3 + H2O → Ca(HСО3)2

2. Горящая лучинка в нем гаснет

3. Не обесцвечивает подкисленный раствор перманганата калия

1. Какие вещества будете использовать для осуществления реакции?

2. С какой целью в воду добавляют раствор лакмуса?

3. Если раствор нагреть, то окраска лакмуса восстановиться. Чем это объясняется?

4. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Углекислый газ – оксид углерода (IV) – СО2. Бесцветный, не имеет запаха, не поддерживает горение, тяжелее воздуха. Растворим в воде.

NH3

Собирают в перевернутую вверх дном пробирку. Не собирают вытеснением воды, т.к. он хорошо в ней растворяется.

2NH4Сl + Сa(OH)2 = 2NH3 + CaCl2 + 2H2О

3Н2 + N2 = 2NH3 + 104 кДж   (при давлении, высокой температуре и катализаторе)

1. Имеет резкий запах нашатырного спирта

2. Окрашивает влажную лакмусовую бумажку в синий цвет

1. Какие вещества необходимы для получения аммиака?

2. Чем объясняется такое положение пробирки?

3. Какой индикатор используют для обнаружения аммиака?

4. Что произойдет, если поднести стеклянную палочку, смоченную раствором соляной кислоты?

5. Напишите уравнения реакций.

Аммиак (NН3) имеет резкий характерный запах, без цвета, хорошо растворим в воде, легче воздуха.

Таблица 1. Таблица определения газов

Формулы газов

Получение

Качественная реакция

В лаборатории

В  промышленности

О2

Собирание О2 двумя методами:

вытеснением воздуха (а),

вытеснением воды (б)

   

Прибор для получения кислорода

и собирание его методом вытеснения воды

2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2

2О2 → 2Н2О + О2

2KClO3 → 2KCl + 3O2

2 HgO        → 2 Hg + O2

Кислород получают из жидкого воздуха, который затем подвергают перегонке (дистилляции). Температура кипения кислорода (-182,9°C) более чем на 10 градусов выше, чем температура кипения азота (-195,8°C). Поэтому из жидкости азот испаряется первым, а в остатке накапливается кислород.

Тлеющая лучинка

(уголь) ярко загорается в О2 -    

О2 поддерживает горение

Н2

Собирают в перевернутую вверх дном пробирку вытеснением воды и воздуха:

1.Действие разбавленных кислот на металлы. Для проведения такой реакции чаще всего используют цинк и соляную кислоту:

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

2.Взаимодействие кальция с водой:

Ca + 2H2O → Ca(OH)2 + H2

3.Гидролиз гидридов:

NaH + H2O → NaOH + H2

4.Действие щелочей на цинк или алюминий:

2Al + 2NaOH + 6H2O → 2Na[Al(OH)4] + 3H2

Zn + 2KOH + 2H2O → K2[Zn(OH)4] + H2

1.Электролиз водных растворов солей:

2NaCl + 2H2O → H2↑ + 2NaOH + Cl2

2.Пропускание паров воды над раскаленным коксом при температуре около 1000°C:

H2O + C  H2 + CO

3.Из природного газа.

Конверсияс водяным паром:

CH4 + H2O  CO + 3H2 (1000 °C)

4. Крекинг и реформинг углеводородов в процессе переработки нефти

Горючий газ. Набранный в пробирку и поддоженный, сгорает с характерным звуком.

При поднесении к пламени раздается «хлопок» или «лающий» звук.

Формулы газов

Получение

Качественная реакция

В лаборатории

В  промышленности

СО2

Собирают вытеснением воздуха.

1. Действием соляной кислоты на куски мрамора:

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + CO2 ↑ + H2O

В промышленности углекислый газ получают из печных газов, из продуктов разложения природных карбонатов (известняк, доломит).

CaCO3 = CaO + CO2

Ca(HСО3)2 = CO2 + CaCO3 + H2O

Прямым синтезом:

С + О2 = СО2

1. Он обладает способностью притягиваться известковой водой (гидроксидом кальция) и вызывать её помутнение:

CO2 + Ca(OH)2 → CaCO3 ↓+ H2O

При дальнейшем пропускании СО2 

CO2 + CaCO3 + H2O→ Ca(HСО3)2

2. Горящая лучинка в нем гаснет

3. Не обесцвечивает подкисленный раствор перманганата калия

NH3

Собирают в перевернутую вверх дном пробирку. Не собирают вытеснением воды, т.к. он хорошо в ней растворяется.

1. Смешивание хлорида аммония и гидроксида кальция:

2NH4Сl + Сa(OH)2 = 2NH3 + CaCl2 + 2H2О

2 + N2 = 2NH3 + 104 кДж   (при давлении, высокой температуре и катализаторе)

1. Имеет резкий запах нашатырного спирта

2. Окрашивает влажную лакмусовую бумажку в синий цвет

3.По появлению дыма при поднесении стеклянной палочки, смоченной в соляной кислоте.

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.

Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония)

(вторая часть урока)

  1. Лабораторный опыт. В группах  определить выданные вам вещества (по раздаточному материалу таблица 2.)

Группа 1

В трех пробирках под номерами находятся растворы: кислоты, щелочи и воды. Используя выданные вещества (метилоранж) определите, в какой пробирке находится каждое из веществ.

Группа 2

В трех пробирках под номерами находятся растворы: карбоната натрия, хлорида натрия и сульфата натрия. Используя выданные вещества (соляная кислота, нитрат серебра) определите, в какой пробирке находится каждое из веществ.

Группа 3

В трех пробирках под номерами находятся твердые вещества: карбонат кальция, карбонат натрия и хлорид натрия. Используя выданные вещества (вода, соляная кислота) определите, в какой пробирке находится каждое из веществ.

Определение конспектируете в тетради, вывод – озвучиваете.

Таблица 2. Качественные реакции на некоторые ионы.

Определяемый ион

Реактив

Уравнение

Признак реакции

Сокращенное ионное

Молекулярное

Н+

(кислота)

Индикаторы

Изменение окраски

NH4+

КОН

NH4++ ОН- → NH3↑+ Н2О

NH4Cl + КОН → NH3↑+ Н2О + KCl

Запах аммиака, посинение влажной лакмусовой бумажки

OH-

(основание)

Индикаторы

Изменение окраски

Cl-

AgNO3

Cl- + Ag+ → AgCl↓

NaCl + AgNO3  → AgCl↓ + NaNO3

Белый творожистый  осадок AgCl, нерастворимый в кислотах и растворимый в растворе  аммиака    

Pb(NO3)2

2 Cl- + Pb2+ → PbCl2 ↓

2NaCl + Pb(NO3)2 → PbCl2↓ +2NaNO3

Белый  кристаллический осадок PbCl2

SO42-

BaCl2

SO42-+ Ba2+ → BaSO4

Na2SO4 + BaCl2→ BaSO4↓ +2NaCl

Белый кристаллический осадок BaSO4, нерастворимый в кислотах

Pb(NO3)2

SO42-+ Pb2+ → PbSO4

Na2SO4 + Pb(NO3)2 → PbSO4 ↓ +2NaNO3

Белый кристаллический осадок PbSO4

CO32-

НCl

CO32- + 2Н+→ CO2↑+ Н2О

Na2CO3 +  2НCl → CO2↑+ Н2О + 2NaCl

Выделение газа СО2 без запаха, не поддерживающего горение

Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

Получение газообразных веществ.

Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

(третья часть урока)

  1. Каждой группе предлагается решить одну комбинированную задачу. Группа решает сообща. Запись решения приводится на доске.

Задача 3.1:

На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета. В результате добавления к нему гидроксида калия выделился газ с резким специфическим запахом, при горении которого на воздухе образуется азот. После растворения исследуемого вещества в воде и приливания к нему раствора нитрата серебра образовался осадок белого цвета, не растворимый в кислотах. Запишите 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе распознавания неизвестного вещества.

Задача 3.2:

Газ А горит в кислороде с образованием бесцветного газа Б и паров воды. Газ Б способен взаимодействовать при комнатной температуре с металлическим литием с образованием твердого вещества В, содержащего 60% лития по массе. При взаимодействии вещества В с водой выделяется газ А и образуется раствор вещества Г, изменяющего окраску фенолфталеина. Определите вещества А, Б, В, Г. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Задача 3.3:

Раствор вещества А в жидкости Б содержит только водород, кислород и натрий. Раствор вещества В в жидкости Б содержит только водород, кислород и хлор. При сливании этих растворов выделяется тепло. При добавлении к раствору А раствора вещества Г выпадает осадок, содержащий только серебро и кислород. Что могут представлять собой вещества А, Б, В и Г?

Напишите уравнения всех упомянутых реакций.

Задача 3.4:

Серебристо-белое легкое простое вещество А, обладающее хорошей тепло- и электропроводностью, медленно реагирует с водой при нагревании, при этом образуются два вещества — простое и сложное В. Вещество В реагирует с кислотой С, образуя соль, раствор которой при добавлении хлорида бария дает белый осадок, нерастворимый в кислотах и щелочах. Назовите вещества А, В и С. Напишите соответствующие реакции.

Задача 3.5:

Вещество Х1 получают взаимодействием алюминия с порошком желтого цвета. При действии воды на  Х1  выделяется ядовитый газ с запахом тухлых яиц. Этот газ горит, образуя вещество Х2  с резким запахом. Определите Х1 и Х2.  Напишите уравнения происходящих реакций. Укажите молярную массу вещества Х2.

Задача 3.6:

Железные опилки с порошком желтого цвета прокалили. Получили вещество Х1. При действии разбавленной серной кислоты на  Х1  выделяется  газ Х2. Этот газ пропустили через хлорную воду (Cl2) выпал осадок. Определите формулу осадка. Определите Х1 и Х2.  Напишите уравнения происходящих реакций. Укажите молярную массу вещества Х2.

Задача 3.7:

Из холодильника достали твердое кристаллическое вещество Х и расплавили его. При изучении химических свойств этого вещества было выяснено, что Х энергично окисляет при обычных условиях очень активные металлы: кальций, калий и др.; взаимодействует с оксидами этих металлов. Вещество Х также взаимодействует с оксидами серы (IV) и (VI) и другими кислотными оксидами. Назовите вещество Х.  Напишите уравнения упомянутых реакций

Ответы к задачам:

Задача 3.1:

На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета. В результате добавления к нему гидроксида калия выделился газ с резким специфическим запахом, при горении которого на воздухе образуется азот. После растворения исследуемого вещества в воде и приливания к нему раствора нитрата серебра образовался осадок белого цвета, не растворимый в кислотах. Запишите 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе распознавания неизвестного вещества.

Ответ:

Составлены уравнения реакций, проведенных учащимися в процессе исследования неизвестного вещества:

1) NH4Cl + КOH = КCl + NH3 + H2O

2) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O

3) NH4Cl + AgNO3 = AgCl + NH4NO3

Задача 3.2:

Газ А горит в кислороде с образованием бесцветного газа Б и паров воды. Газ Б способен взаимодействовать при комнатной температуре с металлическим литием с образованием твердого вещества В, содержащего 60% лития по массе. При взаимодействии вещества В с водой выделяется газ А и образуется раствор вещества Г, изменяющего окраску фенолфталеина. Определите вещества А, Б, В, Г.

Напишите уравнения соответствующих реакций.

Ответ:

Вещество В содержит литий, формулу этого вещества можно записать в виде LinX.

Используя значение массовой доли лития в соединении, вычислим его молекулярную массу: M(LinX) = 7n/0,6 = 11,67n.

При n = 1 и n = 2 величины молекулярной массы смысла не имеют.

При n = 3 М = 35 г/моль (что является единственным возможным ответом).

А(Х) = 35 - 37 = 14 г/моль. Таким образом, Х — это азот.

Тогда: А — NH3, Б — N2, В — Li3N, Г — LiOH.

4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H2O

6Li + N2 → 2Li3N

Задача 3.3:

Раствор вещества А в жидкости Б содержит только водород, кислород и натрий. Раствор вещества В в жидкости Б содержит только водород, кислород и хлор. При сливании этих растворов выделяется тепло. При добавлении к раствору А раствора вещества Г выпадает осадок, содержащий только серебро и кислород. Что могут представлять собой вещества А, Б, В и Г?

Напишите уравнения всех упомянутых реакций.

Ответ:

А = NaOH, Б = H2O, В = HCl, или любая из кислородсодержащих хлорных кислот, Г — любая растворимая соль серебра.

NaOH + HCl = NaCl + H2O

2NaOH + 2AgNO3 = 2NaNO3 + Ag2O↓

Задача 3.4:

Серебристо-белое легкое простое вещество А, обладающее хорошей тепло- и электропроводностью, медленно реагирует с водой при нагревании, при этом образуются два вещества — простое и сложное В. Вещество В реагирует с кислотой С, образуя соль, раствор которой при добавлении хлорида бария дает белый осадок, нерастворимый в кислотах и щелочах. Назовите вещества А, В и С. Напишите соответствующие реакции.

Ответ:

вещество А — магний, В — гидроксид магния, С — серная кислота

1. Вещество А — магний:

Mg + 2H2O →  Mg(OH)2 + H2

2. Вещество В — гидроксид магния:

Mg(OH)2 + H2SO4 → MgSO4 + 2H2O

3. Вещество С — серная кислота:

MgSO4 + BaCl2 → MgCl2 + BaSO4

Задача 3.5:

Вещество Х1 получают взаимодействием алюминия с порошком желтого цвета. При действии воды на  Х1  выделяется ядовитый газ с запахом тухлых яиц. Этот газ горит, образуя вещество Х2 с резким запахом. Определите Х1 и Х2.  Напишите уравнения происходящих реакций. Укажите молярную массу вещества Х2.

Ответ:

2Al + 3S → Al2S3

Al2S3 + 6Н2О → 3H2S↑ + 2Al(OH)3

2H2S↑ + 3O2 → 2SO2↑+ 2Н2О

Al2S3 - Х1 , SO2  - Х2    М (SO2 ) = 64 г/моль

Задача 3.6:

Железные опилки с порошком желтого цвета прокалили. Получили вещество Х1. При действии разбавленной серной кислоты на  Х1  выделяется  газ Х2. Этот газ пропустили через хлорную воду (Cl2) выпал осадок. Определите формулу осадка. Определите Х1 и Х2.  Напишите уравнения происходящих реакций. Укажите молярную массу вещества Х2.

Ответ:

Fe + S → FeS

FeS + H2SO4 → H2S↑ +FeSO4

H2S↑ + Cl2 → 2HCl + S↓

FeS - Х1 ,  H2S↑ - Х2    М (H2S↑  ) = 34 г/моль

Задача 3.7:

Из холодильника достали твердое кристаллическое вещество Х и расплавили его. При изучении химических свойств этого вещества было выяснено, что Х энергично окисляет при обычных условиях очень активные металлы: кальций, калий и др.; взаимодействует с оксидами этих металлов. Вещество Х также взаимодействует с оксидами серы (IV) и (VI) и другими кислотными оксидами. Назовите вещество Х. Напишите все перечисленные реакции.

Ответ:

Х - Н2О

Са +2Н2О = Са(ОН)2  + Н2 ↑

2К + 2 Н2О = 2КОН + Н2 ↑

СаО + Н2О = Са(ОН)2

К2О + Н2О = 2КОН

2 + Н2О = Н23

3 + Н2О = Н24

Задача 3.8:

Твердое, белое, дымящееся не воздухе вещество, принесли из цеха, где делают мороженое, поместили в стакан с дистиллированной водой. Кусок «исчез». В получившемся растворе лакмус изменяет окраску на красную. Известно, что относительная плотность этого вещества в газообразном состоянии по воздуху приблизительно равна 1,5. Назовите вещество. Приведите уравнения реакций, характеризующих его свойства.

Ответ:

Речь идет о твердом оксиде углерода (IV) – «сухом льде».

Применяют его для охлаждения, например, мороженого, металла. Возможные уравнения реакций:

СО2  + Н2О ↔  Н2СО3

СО2 +  Са (ОН)2  = СаСО3 ↓ + Н2О

СаСО3 + Н2О + СО2 = Са (НСО3)2

СО2 + СаО = СаСО3

10. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: