Педагогический опыт "Развитие интеллектуальных способностей и логического мышления детей старшего дошкольного возраста через игру «Шахматы»

Готовцева Новлия Исламовна

Педагогический опыт "Развитие интеллектуальных способностей и логического мышления детей старшего дошкольного возраста через игру «Шахматы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppo.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Ф. И. О. автора

Готовцева Новлия Исламовна

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail)

МБДОУ детский сад №1 «Родничок» г.Охи

ул.Красных партизан ,25, 694490,

45-619,

sadrodni4ok@yandex.ru

Должность

воспитатель

Стаж работы в должности

43 года

1.Тема инновационного (передового) педагогического опыта

Развитие интеллектуальных способностей и логического мышления детей старшего дошкольного возраста через игру «Шахматы»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?».

Если проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, Г. Агзамов – в 4 года, В. Стейниц, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер, О. Рубцова, Ю. Балашов – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль, В. Смыслов – к 7 годам.

Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Б. Спасскому, А. Карпову и Г. Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.

Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим.

Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Неслучайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.

Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.

Успешное обучение ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, ведь игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации.

Огромную роль в воспитании успешного, самостоятельного, гармонично развитого человека играют шахматы. И это не фантастика, дети легко осваивают шахматные премудрости с 3-х лет.

В. В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал: “Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед”.

О роли шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился: “Шахматы — чуть ли не единственная чисто соревновательная, т. е. наглядная форма фиксации интеллекта личности”.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.

Работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А. Вегнера, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И. Никитина, З.А. Михайловой, Е.В. Колесниковой, современные концепции обучения самых маленьких детей доказывают, что не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний дошкольников является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только измерять и вычислять, но и рассуждать. Ведь логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно- следственных связей. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребёнка отстаивать свою точку зрения.

Применение в работе с детьми методики раннего обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.  Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. 

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования. 

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день.  Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. 

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации образовательной деятельности, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами периода сенситивного к тому или иному виду педагогического воздействия. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены периоды, сензитивные к обучению игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. 

3.Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

Цель педагогического опыта – выявить степень влияния игры в шахматы  на интеллектуальное развитие и логическое мышление старших  дошкольников.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические подходы влияния игры в шахматы  на интеллектуальное  развитие старших  дошкольников.

2. Выявить и применить в практике работы ДОУ наиболее эффективные методы и приемы интеллектуального развития через шахматы.

3. Рассмотреть игру в шахматы  как средство активизации развития интеллектуальных способностей.

4. Повышение уровня подготовки детей к школе, в частности, к усвоению математических знаний.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Новизна опыта состоит:

  • в раннем обучении игре в шахматы в непринужденной игровой форме;
  • в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности) по обучению игре в шахматы.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Влияние шахмат на интеллектуальное  развитие дошкольников будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

– использования методики обучения игре в шахматы для дошкольников;

–учета индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка;

–использования разнообразных форм организации обучения игре в шахматы;

6. Результат изменений

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление, наблюдательность и внимание.

Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическую: играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. Среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться».

Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности

7. Публикации

-

8.Описание педагогического опыта

1. Констатирующий этап – выявить уровень интеллектуального развития старших  дошкольников через игру в шахматы  при помощи следующих методов – анкетирования родителей, педагогической диагностики, педагогического наблюдения. Срок – сентябрь 2016 года

2. Формирующий этап – внедрение в практику работы дошкольного учреждения системы мероприятий, направленной на рост уровня интеллектуального развития через игру в шахматы. Срок –  октябрь 2016 года – апрель 2017 года.

3. Заключительный этап – повторное выявление уровня интеллектуального развития старших  дошкольников через игру в шахматы при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Срок – май 2017 года.

          Особенности обучения игре в шахматы дошкольников.

Как известно, основная форма занятий с дошколятами – игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес.
Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого требуется запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Нельзя перегружать детей, в середине занятия – физкультминутка. К новому материалу можно переходить только после того, как малыш будет уверенно знать пройденное.

Обучение должно быть развивающим, должно включать самостоятельную работу ребенка с изученным материалом. И двигаться от простого к сложному. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Малыши с удовольствием изображают шахматные фигуры, читают про них стихи. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают. Постепенно интерес возникает, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

Шахматы в детских садах положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству многим детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, ребенку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

Педагогическое исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Родничок» г. Охи в старшей и подготовительной группе.

Первым этапом исследования стала диагностика обследования  уровня развития умений и навыков детей. Были определены следующие критерии: 

         Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
         Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
            Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

После обработки итогов диагностики получены следующие результаты:

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Процентное отношение

0%

30%

70%

Далее было проведено анкетирование родителей по теме «Шахматы в жизни ребенка». В анкетировании приняло участие 16 родителей. Им было предложено ответить на 6 следующих вопросов. Анкеты были именные и закрытые. Были предложены следующие варианты ответов:

«Да»

«Нет»

«Не знаю»

После обработки ответов респондентов получены следующие результаты:

Вопрос

Положительно ответило

Отрицательно ответило

Ответило «Не знаю»

1. Умеет ли ваш ребенок играть в шахматы?

0%

100%

2. Есть ли желание у вашего ребенка играть в шахматы?

30%

30%

40%

3. Считаете ли вы, что шахматы положительно влияют на интеллектуальное  развитие?

50%

20%

30%

4. Считаете ли вы необходимым учить детей дошкольного возраста игре в шахматы?

30%

30%

40%

5. Необходима ли вам помощь педагогов в обучении игре в шахматы?

30%

70%

6. Необходим ли шахматный кружок?

30%

30%

40%

Исходя из результатов анкетирования родителей, сделали вывод, что родители не имеют представления об игре в шахматы и ее значения для умственного развития детей дошкольного возраста.

Реализация в практике работы дошкольного учреждения системы мероприятий, направленной на рост уровня интеллектуального развития через игру в шахматы.

Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в шахматы на сегодняшний день является актуальной, так как она дает возможность мыслить системно и стратегически, развивает способность к анализу, а самое главное, учит создавать внутренний план действий, или, проще говоря, действовать в уме, что является ключевым для развития мышления в целом. Вот почему игра в шахматы часто называется интеллектуально-спортивной.  Кроме того, раннее прикосновение к древней игре развивает у детей живой интерес, они учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования.

С чего следует начинать обучение шахматной игре в детском саду? Существует много разнообразных приемов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры. С чего начать? Конечно,  же,  с игры. Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам.

Попробуйте начать играть, например, в «ладью». Расскажите о ней сказку, покажите на шахматной доске, где ее «домик»,  нарядите ее  и начните за ней охотиться – и ваш ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи.  И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик.

Сказки, истории можно придумывать и самим (приложение 1). Не очень складный, но зато яркий образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя, дает гораздо больше, чем сухое объяснение официальных правил.

Сам процесс обучения шахматам должен быть облечен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быстроту и правильную расстановку пешек и фигур,  придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки» и т.д. Методы и приемы варьируются, но основной остается игра.

На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть всеми фигурами. Соблюдая это условие, малыши постепенно приучаются видеть всю доску, а также отдельное поле (клеточку), равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методику необходимо постоянно менять. Наибольшего эффекта можно добиться, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними отдельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего, приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы.

Некоторые воспитатели недооценивают значение шахмат в жизни ребенка. Между тем, педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны: а) образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность  дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.; б) воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер; в) эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой; г) физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.

Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, ребенку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. В детском саду и шахматной секции можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха).

Малыш должен запомнить, как называется каждая из фигур, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, с удовольствием по-своему играют в них.

Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли малыш это. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребёнка, он может  и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор поиграем с детьми в следующие игры-задания (приложение 2) .

Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: “Волшебный мешочек”,  “Шахматный теремок”,  “Шахматный колобок”,  “Шахматная репка”,  “Запретная фигура”,  “Угадайка”,  “Пирамида”,  “Прятки”,  “Догонялки”,  “Школа”,  “Полна горница”.

При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: “Кто быстрее?”,  “На стуле”,  “Над головой”,  “Ряд”,  “Белые и чёрные”,  “Что общего?”,  “Большая и маленькая”,  “Запретная фигура”,  “Волшебный мешочек”,  “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”,    “Шахматная репка”.

Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минут достаточно, чтобы все дети в возрасте 4,5–5,5 лет усвоили названия  шахматных фигур.

После реализации в практике работы дошкольного учреждения системы мероприятий по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру в шахматы, провели повторную диагностику обследования уровня интеллектуального развития детей и навыков игры в шахматы, которая показала следующие результаты:

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Процентное отношение

50%

50%

0

Далее было проведено повторное анкетирование родителей по теме «Шахматы в жизни ребенка». В анкетировании приняло участие 16 родителей. Им было предложено ответить на 6 следующих вопросов. Анкеты были именные и закрытые. Были предложены следующие варианты ответов:

«Да»

«Нет»

«Не знаю»

После обработки ответов респондентов получены следующие результаты:

Вопрос

Положительно ответило

Отрицательно ответило

Ответило

«Не знаю»

  1. Умеет ли ваш ребенок играть в шахматы?

50%

30%

20%

  1. Есть ли желание у вашего ребенка играть в шахматы?

80%

10%

10%

  1. Считаете ли вы, что шахматы положительно влияют на интеллектуальное развитие?

90%

10%

  1. Считаете ли вы необходимым учить детей дошкольного возраста игре в шахматы?

100%

  1. Необходима ли вам помощь педагогов в обучении игре в шахматы?

100%

  1. Необходим ли шахматный кружок?

70%

10%

20%

Исходя из результатов анкетирования родителей, сделал вывод, что родители имеют представления об игре в шахматы и ее значения для умственного развития детей дошкольного возраста, родители проявляют заинтересованность.

Таким образом, использование элементов шахматной игры в развитии логического мышления дошкольников способствует:

  • обобщению, систематизации и апробации методов и приемов развития логического мышления;
  • повышению уровня подготовки дошкольников к усвоению математических знаний;
  • формированию умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

9.Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям.

В гипотетическом плане целенаправленное внедрение шахматной игры в учебно-воспитательный процесс будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Использование шахмат позволит развивать интеллект детей в процессе игры, а игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. В основе ППО прослеживаются принципы от простого к сложному, принцип доступности, наглядности, индивидуального подхода.

Готовцева Новлия Исламовна учитывает возрастные особенности детей на разных этапах знакомства детей с шахматной игрой. Цели и задачи ставятся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями. Воспитатель раскрывает используемые методы и приемы при обучении детей шахматной игре. Важнейшим фактором, содействия формированию интеллектуальных способностей ребенка является создание воспитательно-образовательного процесса «семья – дошкольное образовательное учреждение». В работе с родителями используются различные формы и методы работы, что делает процесс обучения детей игре в шахматы более эффективным.

В приложении для педагогов предложены игры и упражнения по обучению детей игре в шахматы для разных возрастов, примерные конспекты проведения занятий, консультации и рекомендации для воспитателей

Данный опыт имеет практическую значимость, актуальность, соответствует современным требованиям и может быть рекомендован для организации работы воспитателям дошкольных учреждений.

10.Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Рябова О.С., заместитель заведующего по ВМР МБДОУ детский сад №1 «Родничок» г.Охи

Дата заполнения экспертного заключения:

09. 01. 2018  год.