Методическая работа и трансляция педагогического опыта

Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, проблемных групп, временных творческих коллективов и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О подготовке к итоговому сочинению выпускников 11 класса

в формате КИМ ЕГЭ в рамках реализации краткосрочной программы по русскому языку в средней школе.

Зиятова Р.Ф.

Выступление на секции учителей русского языка «Формы и методы работы учителя по повышению образовательных результатов по учебному предмету» в рамках краевой научно-практической конференции «Эффективные формы и механизмы повышения образовательных результатов обучающихся»

Анализ ТЕГЭ и анкет показал, что обучающиеся затрудняются в написании сочинения-рассуждения. Сложность представляет выявление проблемы текста, особенно художественного стиля. На ТЕГЭ учащиеся получили балл за формулировку проблемы исходного текста. Но так как формулировка была одинаковая, я решила, что они списали. Это подтверждает и тот факт, что никто не смог определить позицию автора.

Известно, что если выпускник неправильно определит проблему, то получит 0 баллов по критериям 1-4. Проводить работу над анализом текста и созданием собственного письменного монологического высказывания в рамках урока сложно: нет времени на практическую работу. Исходя из этого, была разработана краткосрочная программа «Подготовка к итоговому сочинению выпускников 11 класса в формате КИМ ЕГЭ».

Работа по разработке программы проходила в несколько этапов:

  1. Определение цели,  задач программы, ожидаемых результатов по реализации программы.

Цель программы: повышение результатов школьников при написании сочинения-рассуждения на  ЕГЭ

Задачи:

  • совершенствовать умение конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений;
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст

Планируемые результаты:

Снизить до минимума риск получить 0 баллов по критериям 1-4.

По реализации программы обучающиеся должны

знать:

  • ключевые понятия (проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация);
  • способы выражения проблемы в текстах публицистического и художественного стилей;
  • типы комментария;
  • типы аргументов, требования к аргументации;
  • структуру сочинения-рассуждения.

 уметь:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;
  • определять позицию автора;
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
  • уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

  1. Сбор дидактического материала.

Так как приобретение пособий затратно для детей, мы в школе готовим дидактические материалы сами. В первую очередь – это разные тексты публицистического и художественного стилей. В основном они взяты из КИМов прошлых лет.

Кроме этого в приложении есть ученические сочинения по некоторым текстам для анализа и рецензирования.

  1. Реализация программы.

Программа ориентирована на выпускников 2017-2018 учебного года. Соответственно, ее необходимо было реализовать в том же учебном году.

Трудности связаны были с тем, что все дети из разных населенных пунктов: после уроков их увозят, по субботам подвоза нет, а родители не имеют возможности их привезти. Оптимальный вариант – июнь, когда организован подвоз в рамках летней оздоровительной кампании.  Занимались целый день, чередуя онлайн тестирования с работой над сочинением-рассуждением и индивидуальными консультациями.

Посещали не все учащиеся. Одна ученица сдавала химию и была только на одном занятии после сдачи этого экзамена. Определить проблему исходного текста она не смогла и получила все-таки 0 баллов по первым четырем критериям.

Результаты по сочинению-рассуждению:

баллы

З.А.

С.А.

С.Д.

К 1

Формулировка проблем исходного текста

1

0

1

1

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

3

0

2

3

К3

Отражение позиции автора исходного текста

1

0

1

1

К 4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

3

0

2

2

К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2

2

1

1

К 6

Точность и выразительность речи

2

2

1

1

К 7

Соблюдение орфографических норм

3

2

2

2

К 8

Соблюдение пунктуационных норм

3

1

2

3

К 9

Соблюдение языковых норм (грамматические ошибки)

2

1

1

1

К 10

Соблюдение речевых норм (речевые ошибки)

2

2

1

1

К 11

Соблюдение этических норм

1

1

1

1

К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

1

1

1

1

 

 

24

12

16

17

Результаты ТЕГЭ: средний балл - 61

Результаты ЕГЭ: средний балл – 66

Ученик, который остался в 10-11 классы целенаправленно, поступил в планируемое высшее учебное заведение (институт культуры, специальность – актер театра драмы и кино).

Остальные получают СПО.