План по самообразованию

Рязанцева Светлана Викторовна

 

«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликаций»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Рязанцевой Светланы Викторовны

на 2021-2023 учебный год

2021г.

Личная карта

ФИО педагога: Рязанцева Светлана Викторовна                                                                                                       дата рождения:  01.01.1975

Образование (когда и какое учебное заведение окончил):

Средне-специальное. Ханты- Мансийское педагогическое училище,

 27.04 1995г.

Специальность по диплому:воспитатель в дошкольных учреждениях

Занимаемая должность:  воспитатель  логопедической группы                      Дата назначения на должность: 01.09.1995

Общий стаж трудовой деятельности: 28,5 года

 Педагогический стаж:25 год

 

План самообразования

Тема самообразования:

«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликаций»

Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.

Актуальность:

Вопрос о наиболее эффективных техниках аппликации, направленных, именно, на развитие мелкой моторики дошкольников, мало освещен в доступной методической литературе, поэтому поиск таких приемов становится очень актуальным.

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.                             

Задачи:

  1. Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развить  способность  координировать  работу рук со зрительным восприятием.
  3. Развить творческой активности, фантазии.
  4. Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес...
  5. Обучать ловкости в обращении с  различным материалом,тренировать мышцы рук детей.
  6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально

 Изучение психолого – педагогической литературы

  • Разработка программно – методического обеспечения учебно – воспитательного процесса
  • Проектная и исследовательская деятельность
  • Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей
  • Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов
  • Планомерное и систематическое совершенствование  методовучебно – воспитательного процесса/

Предполагаемый результат:

1) Развивается  творческий потенциал детей.

2) Дети получат радость от сотворчества .

3) Дети осваивают  нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;

4) Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;

5) У родителей проявляется  повышенный интерес к творчеству детей.

6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма  и   как следствие улучшается речевая активность.

Форма отчета по проделанной работе: Конспекты занятий, папки-передвижки, консультации для родителей

Форма самообразования: индивидуальная.

Срок реализации: 2 года

Содержание работы

№ п/п

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

1.

Диагностический

1. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)
2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию мелкой моторики через нетрадиционную аппликацию
1. Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды.
2. Подбор методического оснащения.
3. Пополнение методической копилки
4. Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную аппликацию..

В течение года

Курсы повышения квалификации

Изучение ФГОС ДО

Изучение психолого – педагогической литературы

Создание мини – сайта –персональный сайт в социальной сети работников образования

2.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов
4.Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы):
1. Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную аппликацию.
2. Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию мелкой моторики»
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук

В течение года

Сентябрь

май

3.

Практический

  1. Внедрение опыта работы.
    2. Формирование методического комплекса.
    3. Корректировка работы.
    4. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе):

В течение года

Работа с детьми:. 1.Обогащение словаря детей в НОД и совместной деятельности воспитателя с детьми

2.Занятия с использованием дидактических игр и упражнений.

3.Беседы с детьми по лексическим темам.

Работа с родителями

1. Родительское собрание

«Особенности развития детей с нарушениями речи»

Возрастные особенности детей подготовительной группы.

2. «Растить детей любознательными»

Консультации:

1. «Пальцы помогают говорить»

2. «Воспитание познавательных интересов у детей дошкольного возраста»

3.«Как отвечать на детские вопросы»

4. «Как активизировать словарь детей» (речевые игры)

5. «Влияниепродуктивных видов  деятельности на развитие

 речи детей»

6. «Домашние развивающие игры»

4.

Обобщающий

  1. Подведение итогов.
    2. Распространение опыта своей работы
    3. Оформить творческую лабораторию: «Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционных техник аппликации»:
  2. 4.Выпустить брошюру с обобщением опыта
    5. Составить программу «Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционных техник аппликации»
    6. Показ мероприятия родителям и педагогам
    7. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете
    8. Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий для педагогов.

1.Творческий отчёт о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете

2..Подготовить и провести открытое занятие

3.Подготовить консультацию для педагогов ДОУ

«Игры на обогащение словарного запаса детей»

5.Выступление на итоговом педсоветев ДОУ.

Перспективный план на 2015 – 2017 учебный год по самообразованию

на тему

«Развитие мелкой моторики рук с помощью

нетрадиционных техник аппликации»

.

Содержание деятельности

Цель

Работа с родителями

Работа с воспитателями

2015-2016  учебный год

Сентябрь

Сбор литературы, пополнить личную библиотеку

Цель: найти и изучить методическую литературу нетрадиционных техник аппликации

Анкетирование родителей

по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Цель: Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками. Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно –эстетическое развитие в воспитании дошкольника.

Анкетирование педагогов

Октябрь

Экскурсия в осенний лес- сбор природного материала

Цель:уточнение и закрепление правил сбора природного материала

 Задачи: развивать наблюдательность, образное восприятие, фантазию;

                развивать связную речь, логическое мышление, восприятие, концентрацию и переключение

                внимания, расширять кругозор;

                пополнять и активизировать словарный запас;

                воспитывать бережное отношение к природе.

Тематическое панно «Югра в России»

Сбор природного материала (шишки, мох, береста, кора сосны). Работа с природными материалами (изготовление поделок)

Презентация:

Аппликация как вид художественной деятельности детей дошкольного возраста.

Ноябрь

Беседа – презентация ВОЗМОЖНОСТИ АППЛИКАЦИИ

Презентация содержит две логические части: теоретическую и практическую. Разработка познакомит дошкольников с терминами, расскажет о необходимых инструментах и правилах безопасности. Практическая часть содержит задания для работы с картоном и природным материалом. На слайды выводятся изображения готовых работ. Дети могут проявить фантазию и внести поправки, изменения в аппликацию.

Подбор аппликационного материала

Семинар практикум для воспитателей на тему: "Знакомство с нетрадиционной техникой аппликации".

Декабрь

"Использование ИКТ в НОД в ДОУ"

Участие в Всероссийской дистанционной педагогической конференции «Педагогическая инициатива»

Центр интеллектуального развития «Академия талантов»

Изучить материал из опыта работы воспитателей.

Ситуативный разговор об особенностях жанров творчества народов Югры..

Консультация

«Аппликация при освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие в рамках ФГОС»

Январь

НОД

«Приди коляда накануне Рождества»

«Рождественская открытка».

Целевая прогулка в ДК «Сибирь»

Цель: Рассказать детям о празднике Рождества, о народных традициях. Сделать подарки своим родным и близким-красивыеоткрытки, аппликации и поделки.

Цель: познакомить детей с ансамблем «Радуга».

силуэты для украшений аппликации по мотивам хантыйской национальной одежды (малица, кисы, рукавиц)предметов быта (туесок, короб).

Консультация для воспитателей «Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, ее традициям и культуры»

Февраль

 «Морозный узор». Работа с бросовым материалом.

ЦельПродолжать учить работать с бросовым материалом; развивать пространственную ориентировку детей; развивать абстрактное мышление, воображение, обогащать словарь. Способствовать развитию мелкой моторики.

Индивидуальная работа – беседы.

Консультация для родителей.

«Развиваем фантазию детей применяя природный и бросовый материал»

Электронная презентация на тему: «Использование бросового материала в развитии элементов творческих способностей у дошкольников».

Март

НОД  «Матрёшка»

Развлечение «Русская изба»

Выставка «Такие разные матрешки»

.(изготовленных в разных техниках)

Цель: формировать уважительное отношение к народной национальной культуре, традициям.

Цель: познакомить с традициями русского народа –Расширение знаний детей и их родителей  о национальных традициях (гостеприимстве, почитании родителей), быте, об укладе жизни и обрядах русского народа.

Мастер-класс по изготовлению аппликации из крупы «матрёшка»

Консультация для воспитателей

Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

Апрель

Целевая экскурсия в детскую  библиотеку.

НОД образовательной области «Художественное творчество» аппликация Тема: «Десять птичек – стайка»

Цель: ознакомление с книгами о разных техник аппликаций

Цель: создать у детей атмосферу радости при изготовлении птичек; закрепить умение детей выполнять работу по задумке. 

Итоговая - Выставка

Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию мелкой моторики»

Май

Подведение итогов и проведение диагностики

Обобщающий этап работы по самообразованию (самоанализ)

Июнь  

Сбор информации о разных техник аппликаций

Июль  

Август

2016-2017 учебный год

Сентябрь

«Югорское

народное творчество»

Цель:Познакомить с декоративно – прикладным искусством народов Севера. Воспитывать любовь к прекрасному.

Презентация «Моя  Югра»;

Рассматривание Югорских народных игрушек иллюстраций к произведению детской литературе народов Севера.

Рассматривание физической карты, глобуса

Чтение стихотворения «Родная Югра»

Октябрь

«Есть поселок на Севере»

Чтение: художественная и познавательная литература по теме.

Знакомство с техникой «Флористика»

Цель: Расширить представление о родном поселке, городе  Ханты – Мансийск, развивать  любознательность, словарный запас, воспитывать  любовь к родному поселку.

- изготовление макетов объектов улиц поселка

Консультирование воспитателей- напарников с целью обмена опытом Индивидуальное консультирование;

Ноябрь

Беседа с детьми об истории праздника «День Народного единства»; Рассматривание фото, репродукцийкартин, иллюстраций, и др.

Чтение художественной литературы

Знакомство с техникой «Аппликация из салфеток»

Работа с салфеткамиаппликация «Флаг нашей страны» 

Цель: приобщение детей истории России.

Цель данного мероприятия познакомить с нетрадиционной техникой аппликации из салфеток,так же развитие мелкой моторики рук и усидчивости.

Изготовления дидактических игр с

предметами по художественному – эстетическому творчеству.(аппликация)

Мастер-класс

 Выставка поделок

Проведение консультаций для воспитателей

Декабрь

Презентация «Скоро Новый год»

Беседа «Ктотакойснеговик»

«Снеговик» - аппликация из ваты и цветной бумаги

Цель: проведение выставки детско-родительских новогодних поделок «Снеговик - почтовик», оформление музыкального зала к новогоднему празднику, повышение имиджа ДОУ у родителей.

Оформление групп к Новому году с помощью дидактических игр и пособий

Индивидуальное консультирование;

Консультация

«Новогодняя поделка»

Январь

"Нетрадиционная форма вовлечения ребенка в процесс художественно-эстетической  деятельности в домашних условиях"

Выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость.

Консультации для родителей.

- Оформление уголков творчества по данной теме

Февраль

Знакомство с техникой «Аппликация из ткани»

Работастканью, апплика-

ция «Доброе солнышко»

Цель:Познакомиться с аппликацией из ткани как видом декоративно- прикладного искусства.

Научиться приёмам изготовления аппликации, приёмам правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями, уметь применять их на практике.

Активизировать наблюдательность, внимание и воображение, пробуждать фантазию, развивать творческие способности, чувство формы, цветоощущение.

Изготовление папки-передвижки «Чем можно заниматься с детьми дома»

Консультирование воспитателей- напарниковс цельюобмена опытом

Март

«Изделия

из бересты в ХМАО»

Цель: Познакомить с изделиями

из бересты  ХМАО:

посуда, с названиями изделий, где делают изделия, как украшают

изделия, с правилами обращения

с изделиями из бересты.

Рассматривание югорских народных игрушек иллюстраций к произведению детской литературе народов Севера.

Выставка поделок из бересты…

Проведение консультаций для воспитателей

Апрель

Знакомство с техникой «Квиллинг»

Работа в технике квиллинг «Космические просторы» 

Привлечениек изготовлению коллажа натему «День Победы»;

Приглашение на НОД.

.

- Проведение мастер – класса.

- Мастер-класс для воспитателей ДОУ«

"Традиционная хантыйская кукла"

Май

«В РАДУЖНОМ КОРОЛЕВСТВЕ»

 (проведение итогового тематического дня в конце учебного года, с участием родителей)

Декоративно-прикладное творчество: изготовление куколок из ниток.

Цель: дать понятие об основных цветах спектра, познакомить с последовательностью цветов в радуге, развивать мелкую моторику, воображение, учить детей правильной последовательной речи, расширять словарный запас, развивать логическое мышление; прививать усидчивость, умение работать в коллективе;

Продолжать повышать уровень педагогической культуры родителей и объяснить им, что необходимо создавать условия для того, чтобы дети утверждались в своих гендерных ролях: я-девочка, я-мальчик.

Анализ проведённой работы за год.

Итоговаяпрезентация «Нетрадиционные материалы в аппликациикаксредство художественной выразительности детей» Отчет о проделанной работе 

июнь

Сбор информации

июль

Вывод:

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне(зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. 

Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей поступающих в детский сад страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково.

Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

Основная задача занятий нетрадиционной изодеятельностью состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

Сравнивая результаты этих двух лет я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по изодеятельности приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

Выводы на перспективу:

Я считаю, что развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста произойдёт быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через аппликационную деятельность даст позитивный результат: дети всё более уверенно станут работать в знакомых техниках; более точно воспроизведут движения пальцами рук, станут более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобретут осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ.2011г.М. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-ММоляко В.А. Психология творческой деятельности-2012г. Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность -2013г.
  2. Павлова М.Б. « Технология» - новый учебный предмет в школе.-Спб 2014г.
  3. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив-2014г.
  4. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.-М2014г. Симоненко В.Д. Технологическая культура-Брянск2014г.Эриксон Э.Детство и общество,СПБ-2013г.
  5. Г. Григорьева “Изобразительная деятельность дошкольников”: Издательский центр “Академия”, Москва.1997 год.
  6. Под. редакцией Т. С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию”: “Просвещение” — Москва. 1985 год.
  7. М. А. Гусакова “Аппликация”: Москва, “Просвещение”. 1982 год. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1982 год. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика /
  8. С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000. 
  9. 1. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М.: Просвещение, 2000.
  10. 2. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  11. 3. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования) .
  12. 4. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
  13. 5. Нетрадиционные техники и материалыпланирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми») .


Методический фонд: таблицы орнаментов, брошюры «Поэтапное выполнение…»  ТСО: телевизор, видео и DVDмагнитафоны.