Для коллег

Фёдорова Светлана Геннадьевна

Уважаемые коллеги!

Методические разработки, программы, документы вы можете найти на ресурсе "Учительский сайт" в разделе "Разное"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю                                                                                     Принято педагогическим                                        

Директор МОУ «Новоржевская средняя                          советом  протокол № от___  2011 г                                                                                                                                                        общеобразовательная школа»                                              

______________ В.А.Меркулова

Приказ №     от  «___»_______2011 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о безотметочном обучении обучающихся первых классов.

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным стандартом начального общего образования, методическим письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 г. (№1561/14-15), Устава  МОУ «Новоржевская средняя общеобразовательная школа ».

1.2. Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития обучающихся первых классов.

1.3. Для оценки знаний обучающихся в 1-х классах МОУ «Новоржевская средняя общеобразовательная школа» используется качественная оценка успешности освоения образовательной программы (отсутствие бального оценивания знаний обучающихся), обучение является безотметочным, отметка по пятибальной системе начинает применяться со  2 класса.

1.4. Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:

а) дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;

б) контроль и оценивание строятся на критериальной основе, выработанной методическим объединением учителей начальных классов;

в) самоконтроль и самооценка обучающегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.

1.5. К главным критериям самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

-усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования;

- сформированность  общеучебных умений деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связано излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;

-сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

1.6. Функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения.

 1.7. Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и личностного развития обучающихся.

2. Содержание и организация безотметочной системы контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков

2.1. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений обучающихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не подразумевают сравнения его с другими детьми.

 2.2. Видами контроля результатов обучения в 1-х классах являются:

- текущий контроль;

- тематический контроль;

- итоговый контроль.

2.3. В первых классах  контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений обучающихся:

а) устный опрос;

б) письменный опрос:

- самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку обучающихся после освоения ими определённых  тем;

- самостоятельные работы, демонстрирующие умения обучающихся применять усвоенные по определённой теме знания на практике;

в) тестовые диагностические задания;

г) графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.;

д) административные контрольные работы, проверяющие усвоение обучающимися совокупности тем, разделов программы, курса обучения за определённый период времени (четверть, полугодие, год).

2.4. С целью фиксации и систематизации результатов тестовых, самостоятельных, творческих работ эти результаты заносятся в рабочий журнал учителя.

3. Механизм определения уровня обученности  и развития обучающихся

  1. Для формирования действий самоконтроля и самооценки учениками первых классов особое внимание уделяется развитию рефлексивных умений и навыков обучающихся.
  2. Уровни развития умений и навыков:

Низкий уровень – соответствует низкой степени обученности, когда ученик отличает какие-либо объекты, явления или действия, предъявляемые ему в готовом виде, т. е. может только узнавать полученные знания, но ни воспроизвести, ни объяснить их не может.

Ниже среднего – ученик может воспроизвести (иногда механически) какие-либо знания, не всегда понимая, что и зачем он делает, отвечает на вопросы только репродуктивного плана и часто при их определённой последовательности, отражающей логику построения текста учебника, рассказа учителя.

Средний – соответствует уровню понимания простейших умений и навыков (умеет не только воспроизвести, но и объяснить, показать). Может найти существенные признаки и связи исследуемых предметов и явлений, выделять их из массы случайного на основе анализа, применения правил.

Высокий – закреплены способы применения знаний в практической деятельности. Ученик умеет применять на практике полученные им теоретические знания, решать правильно типовые задачи с использованием усвоенных правил, законов, находит причинно-следственные связи, умеет теорию связать с практикой,  умеет творчески применять полученные знания на практике в новой, нестандартной ситуации, переносить в неё изученные понятия, законы.

                          Критерии определения уровня овладения основными знаниями,              умениями, навыками.

Уровень

%

цвет

высокий

100-85%

зеленый

средний

84%-65%

желтый

Ниже среднего

64%-30%

синий

низкий

Менее 30%

красный

3.3. При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо, прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.      

3.3.1. Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 30 слов в минуту (на конец учебного года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

3.3.2.Среднему уровню развития навыка чтения в 1-ом классе  соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок,  темп чтения  25 слов в минуту (на конец учебного года. Обучающийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

3.3.3.Уровню ниже среднего навыка чтения в 1 классе соответствует чтение по слогам, с 4-6 ошибками, при темпе 20-25 слов в минуту.

3.3.4. Низкому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.

3.4. При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать навыки каллиграфии и орфографии:

3.4.1. Высокому уровню развития  соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу и в соответствии с требованиями каллиграфии при наличии 1-2 негрубых ошибок.

3.4.2. Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по русскому языку соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 2 и работа  содержит не более 3-4 негрубых ошибок.

3.4.3. Ниже среднего уровня развития знаний, умений и навыков по русскому языку соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 3-5 и работа содержит отклонения от каллиграфических норм.

3.4.4. Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по русскому языку соответствует письмо, в котором более 5 ошибок и работа написана неряшливо.

   Ошибкой следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замена слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

   Негрубой ошибкой считать:

  • повторение одной и той же буквы в слове;
  • недописанное слово;
  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена.
  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.
  • 6единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы.

   За ошибку не считать:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые в данном классе не изучались.

3.5. При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.

3.5.1. Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро. Допускаются 1-2 недочёта.

3.5.2. Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные недочёты в формулировках, не всегда использует рациональные приёмы вычислений, допустив при этом 1-2 вычислительных ошибки.

3.5.3. Ниже среднего уровня развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает 3-4 вычислительные ошибки при 3-4 недочётах.

3.5.4. Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, допуская при этом 5 и более вычислительных ошибок.

3.6. Высокому уровню выполнения письменных комбинированных работ соответствуют работы, в которых может быть допущено 1-2 вычислительные ошибки.

3.6.1. Среднему уровню выполнения письменных комбинированных работ соответствуют работы, в которых допущено не более 3 вычислительных  ошибок. Может быть допущена  вычислительная ошибка в ходе решения задачи.

3.6.2. Ниже среднего уровня выполнения письменных комбинированных работ соответствуют работы, в которых допущено не более 4 вычислительных  ошибок. Может быть допущена ошибка в ходе решения задачи.

3.6.3.  Низкому уровню выполнения письменных комбинированных работ соответствуют работы, в которых допущено 5 и более вычислительных  ошибок, не решена задача.

Ошибками считать:

  • неправильный выбор действий;
  • неверные вычисления;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа к задаче.

Недочётами считать:

  • неправильное списывание данных;
  • отсутствие ответа к задаче.

3.7.При определении уровня развития умений и навыков  работы с геометрическим материалом следует учитывать умение ориентироваться в геометрических понятиях и умении построения геометрических фигур.

3.7.1. Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.

3.7.2. Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает   неточности в определении существенных признаков фигур.

3.7.3.Ниже среднего уровня умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает  существенные ошибки в распознавании геометрических фигур при их небрежном построении.

3.7.4.Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, несоответствующие указанным требованиям.

3.8. Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится  в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.

3.8.1. Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

3.8.2. Среднему уровню умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик  допускает отдельные неточности в изложении фактического материала.

3.8.3. Ниже среднего уровня умений и навыков соответствуют ответы неполно раскрывающие взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.

3.8.4. Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

3.9. При определении уровня развития общеучебных навыков необходимо учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения.

3.9.1. Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте).

3.9.2. Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой- либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух  основных внешних показателей её содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте).

3.9.3. Ниже среднего уровня развития умения  работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя.

3.9.4. Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя,  и не может самостоятельно ориентироваться в ней.

3.10. Умение обучающихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках.

3.10.1. Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы.

3.10.2. Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приёмы и способы работы.

3.10.3. Ниже среднего уровня  определяется непонимание учеником учебной задачи — составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя.

3.10.4.Низкому уровню соответствует неумение планировать свою работу даже под руководством учителя.  

3.11.  Определение уровня развития познавательных мотивов и активности обучающихся производится по результатам  наблюдения учителя за деятельностью обучающихся в урочной и неурочной деятельности и при помощи диагностических методик.

3.11.1. При высоком уровне развития общественной активности ученик принимает активное участие в деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения, умеет организовать ребят, повести за собой.

3.11.2. При среднем уровне развития общественной активности  ученик принимает участие в деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами участвует в обсуждении различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения.

3.11.3. При ниже среднего уровне общественной активности ученик малоактивен в делах классного коллектива, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро охладевает к нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно их оценивает.

3.11.4. При низком уровне отсутствует общественная активность.

3.12.Формирование отношения к учению.

3.12.1. При высоком уровне сформированности отношения к учению проявляется повышенный интерес обучающегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда добросовестен в учении.

3.12.2. При среднем уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес ребёнка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают срывы.

3.12.3. При ниже среднего уровне сформированности отношения к учению не проявляется интерес к знаниям или этот интерес ситуативен, учащийся добросовестен только по отношению к предметам, к которым проявляет интерес.

3.12.4. При низком уровне сформированности отношения к учению учится по принуждению, не проявляет старания и интереса к учению.

3.13. Отношение ребёнка к любым трудовым поручениям.

3.13.1.Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребёнка к любым трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу.

3.13.2. Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение учащегося к трудовым  поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит участвовать в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других.

3.13.3. Ниже среднего  уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность происходит лишь по необходимости.

3.13.4. Низким уровнем   определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия в трудовых делах.

3.14. Сформированность отношения к людям.

3.14.1. Высокий уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной готовности помочь товарищам, взрослым и младшим.

3.14.2. Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием  нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется, проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.

3.14.3. Ниже среднего уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения, когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает часто интуитивно.

3.14.4. Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения, когда ученик сам не ищет места приложения сил, иногда поступает вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет это как повинность.

4. Взаимодействие с родителями в процессе безотметочного обучения

4.1. В соответствии со ст.32 п.3.2. Закона Об образовании» РФ ОУ несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих учеников.

4.2 На родительских собраниях учителя знакомят родителей обучающихся с особенностями оценивания в 1-х, рассказывают об особенностях и важности формирования портфолио обучающегося,  приводят аргументы против отметок, называют преимущества безотметочной системы обучения, знакомит родителей с требованиями к усвоению образовательных программ по основным предметам учебного плана первого года обучения: математика, русский язык, чтение, окружающий мир.

4.3 Для информирования родителей о результатах обучения и развития обучающихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации, знакомит родителей с индивидуальными достижениями их детей по итогам учебных четвертей и года через Листы индивидуальных достижений обучающихся

5.Форма учета результатов обученности первоклассников.

Учитель первого класса оформляет следующую документацию:

-Карта адаптации (Приложение 1)

-Лист индивидуальных достижений обучающихся (по учебным четвертям  итогам года)(Приложение 2)

-Карту индивидуального развития обучающихся (метапредметные умения и навыки) (Приложение 3)

-Карта индивидуальных достижений обучающихся по предметам учебного плана в соответствии с требованиями УМК ( ОС)( Приложение 4)

6.Отчет в администрацию школы предоставляется по итогам каждой учебной четверти по каждому предмету в соответствии со списочным составом класса. (Приложение 5)

                                                          Приложения.

Приложение1

Карта адаптации.

Ф.И. ребёнка     ____________________________________

 Класс: 1 класс.            Возраст: _________________________

Симптомы нормальной адаптации.

Степень выраженности.

сильно

средне

слабо

нет

Физиологическая адаптация.

1. Трудоспособность.

2. Уравновешенность.

3. Жизнерадостность, оптимистичность.

4. Внимательность, сосредоточенность.

5. Хороший аппетит.

6. Нормальный сон.

Социально-психологическая адаптация.

К учебной деятельности.

1. В школу ходит с желанием.

2. Активный, продолжительная заинтересованность.

3. Адекватная реакция на замечания.

4. Старательный, усердный.

5. Активный на уроке.

6. Самостоятельно выполняет задания.

7. Быстро включается в учебный процесс.

8. Равномерная успешность в учении.

9. Прогресс успешности в учении.

10. Аккуратный.

К общению с ровесниками, учителями.

1. Дружелюбный, отзывчивый.

2. Вступает в контакт с детьми.

3. Пользуется симпатией детей.

4. Активный, эмоциональный в игре.

5. В совместной учебной деятельности стремится к руководству детьми.

6. Стремится к общению с учителем.

7. Вежливый.

Физиологическая дезадаптация.

1. Утомляемость.

2. Тревожность, неуверенность, заторможенность.

3. Импульсивность, расторможенность в поведении.

4. Плаксивость, раздражительность, обидчивость.

5. Неуважительность, неумение сосредоточиться на чём-либо одном.

 6. Жалобы на головную боль.

7. Жалобы на тошноту, боль в животе.

 8. Отсутствие аппетита.

9. Плохой сон.

10. Заикается, запинается.

11. Грызёт ногти, очень взволнованный.

12. Засыпает на уроке.

Социально-психологическая  дезадаптация.

К учебной деятельности.

1. Отказывается ходить в школу.

2. Пассивный, быстро теряет интерес к заданию.

3. Отказывается выполнять задания.

4. Нестарательный, равнодушный к неудачам.

5. Негативно относится к замечаниям, плачет.

6. «Присутствует» на уроке, молчит.

7. Нуждается в помощи и контроле.

8. Медленно включается в учебный процесс.

9. Наблюдается падение успеваемости.

10. Неаккуратный, несобранный.

К общению с ровесниками, учителями.

1. Агрессивный к детям.

2. Ссорится, обзывает детей.

3. Кусается, царапается.

4. Отказывается от общения с детьми.

5. Не принимает участие в игре, стремится к одиночеству.

6. Требует особого внимания к себе.

7. Избегает общения с учителем.

8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание.

9. Ни с кем не здоровается.

10. Создаёт конфликтные ситуации.

                                                                                                                               Приложение 2

Листок индивидуальных достижений

ФИ ученика_______________________________________________________________

Учебные предметы

Период обучения

                                                                        Чтение

Осознанность

Правильность

Выразительность

Скорость

                                                                     Русский язык

Каллиграфия

Орфография

Развитие устной речи

                                                                     Математика

Устные вычислительные навыки

Письменные вычислительные навыки

Решение задач

Геометрический материал

Ознакомление с окружающим миром

Общеучебные навыки

Умение работать с книгой

Умение спланировать свою работу

Умение обосновать оценку своей деятельности

Самооценка

Развитие познавательных мотивов и активности

Сформированность ценностных отношений

Общественная активность

Отношение к учению

Отношение к труду

Отношение к товарищам

                                                                                                               Приложение 3

    КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ  УЧЕНИКА.

Ученик___________________________________________________________  Класс ________

Метапредметные умения и навыки

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

1.

Слушать

2.

Доводить дело до конца

3.

Быть усидчивым

4.

Быть независимым в суждениях

5.

Умение говорить разборчиво, словесно оформить свою мысль

6.

Умение вести себя в школе, на улице

7.

Умение отвечать за свои поступки

8.

Умение работать со сверстниками

                                                                                                        Приложение 4

Таблица требований

к умениям учащихся по математике (УМК, ОС_____)

 

Ф.И.

Читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20

Сложение и вычитание в пределах 20

Считать выражения в два действия

Работа с именованными числами

Запись именованных чисел

Решение простых задач

Решение уравнений

Решение ребусов, головоломок

Выделять признаки предметов

Узнавать и называть плоские геометрические фигуры

Определять длину отрезка

Итог

Таблица требований

к умениям учащихся по русскому языку(УМК, ОС_____)

 

Составлять предложение из слов

Отличать текст от набора предложений

Составлять небольшой текст

Правильно списывать

Различать звуки

Делить на слоги, ударение

Находить корень

Писать большую букву

Жи-ши, ча-ща, чу-щу

Смягчающий ь

Чк, чн, нч, нщ

Непроверяемые безударные гласные

Перенос

Точка в конце предложения

Итог

                                                     Таблица требований

                             к умениям обучающихся по чтению(УМК, ОС_____)

Ф.И.

Способ чтения

Темп чтения

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

                                                                                                    Приложение 5.

     Результативность учебной деятельности

____      класса за____    четверть 2011-2012 учебного года

( по уровням обученности).

Ф.И. ученика

адаптация

Матема

тика

русский язык

чтение

ОМ

Метапредметные умения,

навыки

Итог

1

2

итог

высокий

средний

ниже среднего

низкий