Работа с одарёнными детьми

Савинкова Галина Львовна

Одаренные дети часто бывают "неудобны" учителю. Им тесно в общеобразовательном классе, они задают "неправильные" вопросы, "неправильно" решают задачи, "неправильно" ведут себя... Если их одарённость остаётся невостребованной в школе, они находят другие места, где становятся "звёздами" и "кумирами", или превращаются в одиноких чудаков.

Я люблю одарённых детей! Они заставляют меня развиваться: искать новые подходы, придумывать особые задания.

Готова подлиться некоторыми  своими разработками для организации работы с одарёнными детьми на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тепловые явления (олимпиадные задачи)

  1. Воду при температуре 200С наливают в электрический чайник. Через 15 минут вода закипела. Через какое время она вся выкипит? (103мин)
  2. В сосуд с водой, взятой при температуре 00С, впустили 1кг пара при 1000С. Спустя некоторое время в сосуде установилась температура 200С. Сколько воды было в сосуде? Теплообмен с окружающей средой отсутствует. (31,4кг)
  3. В сосуде имеется вода при температуре 00С. Откачивая воздух из сосуда, воду заморозили посредством испарения. Какая часть воды испарилась? Удельная теплота парообразования воды при 00С равна 2.5 106Дж/кг.(0,12)
  4. В калориметре, теплоемкостью которого можно пренебречь, находится 200г воды при 120С. В воду бросают кусок льда массой 15г при температуре -100С. Какая температура установится в калориметре? (50С)
  5. С какой скоростью должен лететь кусок льда массой 2 кг, чтобы при ударе о каменную стену он полностью расплавился? Температура льда 00С. Как влияет на величину скорости изменение массы? Что делает эту задачу нереальной? (830м/с)
  6. Три химически не взаимодействующие жидкости массами 1,10 и 5 кг налили в калориметр и сообщили им количество теплоты 1,3 МДж. Начальные температуры жидкостей и их удельные теплоемкости равны соответственно 60С, -400С и 600С, 2,4 и 2 кДж/кг 0С. Чему равна установившаяся температура смеси? (60С)
  7. В воду массой 1кг при 200С брошен комок мокрого снега массой 250г. Когда весь снег растаял, общая температура стала равной 50С. Определите количество воды в комке снега. Удельная теплота плавления снега 334 кДж/кг. (77,1г)
  8. Тигель с оловом нагревается электрическим током. Количество теплоты, ежесекундно подводимой к тиглю, постоянно. За 10 минут олово нагрелось от 200С до 700С и спустя еще 83 минуты полностью расплавилось. Найдите удельную теплоту плавления олова. Удельная теплоёмкость олова 0,23 кДж/кг 0С, температура плавления 2320С. (58190Дж/кг)
  9. В чашке находится 500г льда при 00С. В чашку вливают 200г воды, нагретой до температуры 800С. Какова будет установившаяся температура и что будет находиться в чашке? Теплообмен с чашкой не учитывать. (296г льда и 404г воды)
  10. Холодильник потребляет от сети мощностью 416 Вт, ежесекундные потери энергии в пространство составляют 840 Вт. За какое время можно заморозить в холодильнике 3,6 кг воды, взятой при 200С? Удельная теплота плавления льда 0,33 МДж/кг, удельная теплоемкость воды 4,2 кДж/кг 0С. (3515с)



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Задания школьного этапа 2012-2013 г.

8 класс

1. Рота солдат на учении движется с постоянной скоростью по прямой из пункта А в пункт В, расстояние между которыми L=2,0 км. Возвращаясь обратно с прежней скоростью, они обнаружили, что перпендикулярно к направлению их движения распахана полоса шириной d=200м  (См. рисунок). На сколько процентов изменилось время прохождения обратного пути, если скорость солдат на вспаханном участке была в n=1,5 раза меньше, чем на остальной части маршрута?

2. Как определить плотность неизвестной жидкости, имея в своём распоряжении только стакан, воду и весы с разновесами?

3. Динамометр показывает, что мраморный шарик, подвешенный к нему на тонкой нити, вести 1,62 Н. Что будет показывать динамометр, если шарик наполовину погрузить в воду? Плотность воды 1000 кг/м3, плотность мрамора 2500 кг/м3.

4. Из колодца глубиной 4 м поднимают ведро с водой массой 14 кг на цепи, масса каждого метра которой равна 1 кг. Какая при этом совершается работа?

5. Когда прогулочный катер с туристами на борту, идя против течения, проходил под мостом, один из туристов уронил в реку шляпу. Потеря была обнаружена через 15 минут. Катер тотчас повернул назад и догнал шляпу, когда она находилась на расстоянии 900 м от моста. Полагая, что режим работы двигателя катера во время всего плавания не менялся, и пренебрегая временем поворота катера, определите скорость течения воды в реке.



Предварительный просмотр:

Задания для школьного этапа олимпиады по физике                                10 класс

  1. Кусок сплава меди с цинком весит 8,24 Н, а в воде – 7,26 Н. определите, сколько меди находится в куске.
  2. Санки толкнули вверх по ледяной горке, составляющей угол 300 с горизонтом. Санки въехали на некоторую высоту и спустились обратно. Время спуска в 1,2 раза превышает время подъема. Чему равен коэффициент трения?
  3. С каким ускорением и в каком направлении должна двигаться кабина лифта, чтобы находящийся в ней секундный маятник за 2 минуты 30 секунд совершил 100 колебаний?
  4. С какой скорость должен лететь самолет, чтобы за 2 часа пролететь на север 500 км, если во время полета дует северо-западный ветер под углом 300 к меридиану со скоростью

30 км/ч?

  1. В баллон объемом 10 л налили 20 г воды. Затем баллон герметично закрыли и нагрели от 200С до 2000С. Вся вода испарилась. Какое давление установилось внутри баллона?



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап. 11класс. 2012-2013г.

1. Через сколько секунд тело, брошенное вертикально вверх со скоростью 44,8 м/с, упало на землю, если сила сопротивления воздуха не зависела от скорости и составляла в среднем 1/7 силы тяжести? Считать ускорение свободного падения равным 9,8 м/с2.

2.В цилиндре объёмом V1=190 см3под поршнем находится газ, имеющий температуру t1=500С. Найти работу расширения газа при нагревании его на Δt=1000С, если вес поршня Р=1200 Н, его площадь S=50 см2 и атмосферное давление р0=105 Н/м2.

3.Диэлектрик пробивается при напряженности поляЕ=1800 В/мм. Два плоских конденсатора с ёмкостями С1=0,6 мкФ и С2 =1,5 мкФ с изолирующим слоем диэлектрика толщиной d = 2 мм соединены последовательно. При каком минимальном напряжении будет пробита эта система?

4.Какой длины надо взять никелиновую проволоку с площадью поперечного сечения S=0,84 мм2, чтобы изготовить нагреватель, при помощи которого можно было бы нагреть воду объёмом V=2л от t=200С до кипения за время τ=10 мин при КПД 80%. Напряжение в сети U=200В. Удельное сопротивление никелина ρ=0,4 Ом мм2/м, удельная теплоемкость воды C= 4200 Дж/кг К.

5. Нарисуйте такую схему расположения двух плоских зеркал, чтобы при любом угле падения  луч, падающий и луч, последовательно отразившийся в двух зеркалах, были параллельны друг другу.

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап. 11класс. 2012-2013г.

1. Через сколько секунд тело, брошенное вертикально вверх со скоростью 44,8 м/с, упало на землю, если сила сопротивления воздуха не зависела от скорости и составляла в среднем 1/7 силы тяжести? Считать ускорение свободного падения равным 9,8 м/с2.

2.В цилиндре объёмом V1=190 см3под поршнем находится газ, имеющий температуру t1=500С. Найти работу расширения газа при нагревании его на Δt=1000С, если вес поршня Р=1200 Н, его площадь S=50 см2 и атмосферное давление р0=105 Н/м2.

3.Диэлектрик пробивается при напряженности поляЕ=1800 В/мм. Два плоских конденсатора с ёмкостями С1=0,6 мкФ и С2 =1,5 мкФ с изолирующим слоем диэлектрика толщиной d = 2 мм соединены последовательно. При каком минимальном напряжении будет пробита эта система?

4.Какой длины надо взять никелиновую проволоку с площадью поперечного сечения S=0,84 мм2, чтобы изготовить нагреватель, при помощи которого можно было бы нагреть воду объёмом V=2л от t=200С до кипения за время τ=10 мин при КПД 80%. Напряжение в сети U=200В. Удельное сопротивление никелина ρ=0,4 Ом мм2/м, удельная теплоемкость воды C= 4200 Дж/кг К.

5. Нарисуйте такую схему расположения двух плоских зеркал, чтобы при любом угле падения  луч, падающий и луч, последовательно отразившийся в двух зеркалах, были параллельны друг другу.



Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по физике, октябрь 2011-2012 г.

10 класс

1. Винни –Пух висит на воздушном шарике на некоторой высоте. Пятачок стреляет в шарик из ружья, пуля пробивает дырку в шарике, и Винни-Пух падает вниз так, что его ускорение за время падения меняется линейно от нуля до ускорения свободного падения 10 м/с2. Найдите скорость приземления Винни-Пуха, если он падал 2 секунды.

2.Длина шкалы спидометра 15 см. Он изменяет скорость от 0 до 150 км/ч. Найдите скорость указателя спидометра, если автомобиль движется с ускорением 2 м/с2.

3. Для измерения температуры воды, имеющей массу 7,3 г, в нее поместили термометр, который показал 32,4 0С. Какова действительная температура воды, если теплоемкость термометра с=1,9 Дж/ 0С  и  перед погружением в воду он показывал температуру в помещении 17,80С. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг 0С.

Теплоемкость тела показывает, какое количество теплоты требуется для увеличения температуры тела на 10С.

4. Юный физик выполнял лабораторную работу, в ходе которой требовалось измерить электрическое сопротивление двух резисторов, а так же сопротивление последовательного и параллельного сопротивления тех же резисторов. Начав работу с конца, он измерил сопротивление параллельного соединения резисторов и получил результат 24 Ом. Затем измерил сопротивление последовательного соединения и получил результат 100 Ом.  О том, что нужно было измерить сопротивление каждого резистора, юный физик вспомнил только дома. Как вы посоветуете ему выйти из создавшегося положения?

5. У мальчика имеется четыре одинаковых электрических чайника.  Каждый чайник при подключении к электрической сети напряжением 220 вольт пропускает ток 5 А. Предохранитель электрической проводки в доме рассчитан на 5А. Мальчика попросили одновременно нагреть до кипения воду в четырех чайниках. Как нужно подключить чайники к электрической сети, чтобы нагреть воду до температуры кипения за минимальное время?


Задания школьного тура олимпиады по физике, октябрь 2011-2012 г.

9 класс

1. Лодочник перевозит пассажиров с одного берега реки на другой за 10 минут, причаливая к берегу точно напротив того места, откуда он начал движение. Скорость течения реки 0,3 м/с., ширина  реки 240 м. С какой скоростью относительно воды и под каким углом к берегу должна двигаться лодка, чтобы достичь другого берега за указанное время?

2. Поезд проходит мимо неподвижного наблюдателя в течение 10с, а по мосту длиной 400м – в течение 30с. Определите длину и скорость поезда.

3. Молодые люди решили на Новый год угостить своих друзей коктейлем со льдом. В 23.00 они поставили ванночку с 1 л воды в морозильник. Через 15 минут они установили, что за это время температура воды понизилась с 160С до 40С. Успеет ли замерзнуть вся вода до наступления Нового года? Когда же будет готов лёд? Удельная теплоемкость воды  4200 Дж/кг 0С, удельная теплота плавления 3,3 •105Дж/кг.

4. Электрическая цепь состоит из двух кусков провода одинаковой длины, изготовленных из одного материала, соединенных последовательно. Сечение кусков провода соответственно 1мм2, 2 мм2. Найдите напряжение на каждом куске, если общее напряжение в цепи равно 120 В.

5. Как определить толщину бумаги, имея в своем распоряжении лист бумаги, ножницы и школьную линейку?



Предварительный просмотр:

10 класс                                                        Относительность движения.

1. Скорость движения лодки относительно воды в n раз больше скорости течения реки. Во сколько раз больше времени займет поездка на лодке между двумя пунктами против течения, чем по течению? Движение лодки по течению и против течения равномерное.

2. Пловец переплывает реку шириной L по прямой, перпендикулярной берегу и возвращается обратно, затратив на весь путь время t1=4 мин. Проплывая такое же расстояние L вдоль берега реки и возвращаясь обратно, пловец затрачивает время t2=5 мин. Во сколько раз скорость пловца относительно воды превышает скорость течения? (5/3)

3. По двум пересекающимся под углом 300 дорогам движутся к перекрестку два автомобиля: один со скоростью v1=10м/с, второй – со скоростью v2=17,3 м/с. Когда расстояние между автомобилями было минимальным, первый из них находился на расстоянии S1=200м от перекрестка. На каком расстоянии  S2 от перекрестка в этот момент находился второй автомобиль? (115,3м)

4.Один корабль идет по морю на север с постоянной скоростью 20 узлов.  Другой - навстречу ему, на юг, с такой же скоростью. Корабли проходят на очень малом расстоянии друг от друга. Шлейф дыма от первого корабля вытянулся в направлении на запад, а от второго – на северо-запад. Определите модуль скорости ветра.

1 узел =1 морская миля в час, 1 морская миля = 1852 м. Ответ выразите в км/ч, округлив до целого. (83км/ч)

10 класс                                                        Относительность движения.

1. Скорость движения лодки относительно воды в n раз больше скорости течения реки. Во сколько раз больше времени займет поездка на лодке между двумя пунктами против течения, чем по течению? Движение лодки по течению и против течения равномерное.

2. Пловец переплывает реку шириной L по прямой, перпендикулярной берегу и возвращается обратно, затратив на весь путь время t1=4 мин. Проплывая такое же расстояние L вдоль берега реки и возвращаясь обратно, пловец затрачивает время t2=5 мин. Во сколько раз скорость пловца относительно воды превышает скорость течения? (5/3)

3. По двум пересекающимся под углом 300 дорогам движутся к перекрестку два автомобиля: один со скоростью v1=10м/с, второй – со скоростью v2=17,3 м/с. Когда расстояние между автомобилями было минимальным, первый из них находился на расстоянии S1=200м от перекрестка. На каком расстоянии  S2 от перекрестка в этот момент находился второй автомобиль? (115,3м)

4.Один корабль идет по морю на север с постоянной скоростью 20 узлов.  Другой - навстречу ему, на юг, с такой же скоростью. Корабли проходят на очень малом расстоянии друг от друга. Шлейф дыма от первого корабля вытянулся в направлении на запад, а от второго – на северо-запад. Определите модуль скорости ветра.

1 узел =1 морская миля в час, 1 морская миля = 1852 м. Ответ выразите в км/ч, округлив до целого. (83км/ч)



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ для учащихся 5 классов по физике

Название

Настройка

Вопросы

1

Мыльные пузыри

Мыльные пузыри – любимая забава детей. Они и взрослых не оставят равнодушными.  Медленно, переливаясь всеми цветами радуги, плывет по воздуху прозрачный шар. Похожие пузыри появляются иногда на лужах во время дождя, но они не такие большие и быстрее лопаются.

Как надуть большой пузырь?

Как сделать так, чтобы он дольше не лопался?

Почему пузырь круглый?

2

Водомерки

Водомерка прудовая - небольшой клоп длиной 8-10 мм. Водомерка прудовая обитает на поверхности стоячих и проточных водоемов (прудов, рек). Она своеобразно передвигается по водному зеркалу, широко расставив длинные средние и задние ноги, которые снизу смазаны жировым веществом и потому не смачиваются водой. Если на пути встречается препятствие, этот клоп перепрыгивает через него. Скачкообразные движения помогают водомерке спасаться от врагов.

Как водомерке удаётся бегать по воде?

Почему она не тонет?

Можно ли заставить стальную иголку плавать по воде?

3

Мороженое

Начинаем готовить лакомство! Возьмите клубнику и смешайте с сахаром. То есть 2 чашки клубники и 50г сахара высыпаем в миску. Ставим на время в холодильник.

В отдельной кастрюле смешиваем желтки с молоком и оставшимся сахаром. Затем ставим кастрюльку на плиту средний огонь и, не доводя до кипения, помешиваем, пока масса не станет однородной. Сахар должен полностью раствориться.

Переливаем смесь в отдельную миску и даем остыть до комнатной температуры. После охлаждения ставим ее в морозильную камеру холодильника приблизительно на 2 – 3 часа, не забывая при этом помешивать мороженое каждые 20 минут. После охлаждения, добавляем сливки и ванильную эссенцию, а затем выкладываем из холодильника оставшуюся клубничку с сахаром. Выкладываем все красиво сверху и… приятного аппетита.

Какая вода быстрее замерзнет: комнатной температуры или горячая?

Как быстрее заморозить мороженое?

4

Термометр

Первые приборы для измерения температуры появились в конце 16 века (термоскоп Галилея). Сегодня существует множество разновидностей термометров, действие которых основано на тепловом расширении жидкостей, газов и твёрдых тел, изменении с температурой давления газа, электрического сопротивления и т.д. Но наиболее распространенными по-прежнему остаются жидкостные термометры.

Как устроены жидкостные термометры?

Какие жидкости в них применяются?

Почему при нагревании жидкости расширяются?

Почему медицинский термометр надо «стряхивать»?

5

На санках с горы

По снежку на санках дети

 Мчатся с горки, словно ветер.

 Кто боится в снег свалиться —

 Пусть на санки не садится.

Катание на санках – любимая забава детворы. Ветер в лицо, дух захватывает от скорости! Придумано много разных видов санок. Существуют даже санные виды спорта.

От чего зависит скорость санок, спускающихся с горы?

Какие санки лучше?

Как безопаснее съезжать с горы?

6

Коньки

Коньки — вид спорта удивительный. И красивый, и поэтичный, и для здоровья полезный. За многовековую историю коньков о них написано много добрых слов, создано много литературных произведений и замечательных живописных полотен.

Когда смотришь, как скользят по льду наши лучшие мастера, то захватывает дух от восхищения. И, наверное, каждому новичку хочется научиться кататься так же красиво и быстро, как они.

 Сделать это непросто, но попытаться можно и нужно.

Катание на коньках только тогда доставит удовольствие, если лезвия наточены.

 Точите коньки! Эта заповедь одна из первейших.

Почему коньки хорошо скользят по льду?

Почему их рекомендуют хорошо заточить?

Почему на сильном морозе скольжение ухудшается?

7

Компьютер и растения

Существует мнение, что рядом с компьютером и телевизором надо ставить кактусы, чтобы защитить себя от вредных воздействий этих приборов современного быта. Есть и другое мнение: кактус не в состоянии защитить от вредных воздействий компьютера.

Могут ли какие-нибудь растения уменьшить вредное воздействие излучения компьютера?

Как сами растения реагируют на это излучение?

8

Музыка для ума

Канадскими учёными из университета Торонто было доказано, что у детей, которые занимаются музыкой, уровень интеллекта в среднем на 20% превышает аналогичный показатель сверстников, которые далеки от музыкального искусства. У таких детей лучше развиты математические способности и пространственное мышление. Есть и еще один важный пример. Известно, что сегодня совершенно здоровыми рождается не более 20% детей, хотя еще четверть века назад этот показатель был на порядок выше. И одной из причин, влияющей на здоровье поколения, ученые называют то, что сегодня появилось много «вредных» для здоровья музыкальных направлений, а популярность «полезной» классики или, к примеру, народной музыки упала.  

Поможет ли музыка решить задачу?

Может быть, стоит включать музыку во время контрольной?

9

Экономим электроэнергию

Сейчас человек уже не может обойтись без электрического света, тепла батарей в квартире, продукции, создающей наш привычный комфорт. Человек привыкает к новым благам цивилизации, на которые необходимо всё большее и большее количество энергии.

Ограничить рост потребления энергии очень сложно, ведь от него напрямую зависит здоровье и благосостояние каждого человека. Готовы ли мы для этого хуже питаться или одеваться, поменять свой образ жизни? Нет, необходимо решить другую задачу: как современному человеку не ухудшая уровень комфорта оптимизировать свое потребление энергии, экономя при этом полезные ископаемые и природные ресурсы?

Сколько электроэнергии потребляют электрические приборы у нас дома?

Как работает счетчик электроэнергии?

Как экономить энергию у себя дома?

10

Тайны зазеркалья

Среди всех предметов повседневного обихода едва ли найдется вещь более загадочная, чем зеркало. С ним связано множество мифов и легенд. Греческий миф гласит, что Нарцисс, увидев свое отражение в пруду, не смог от него оторваться и превратился в цветок. Медуза Горгона взглянула себе в глаза, отразившиеся в блестящем щите, и окаменела. Честь изобретения этого сплава якобы принадлежала самому Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. Первые стеклянные зеркала появились в Риме. Были они крошечными, смотреться в них было невозможно, поэтому их использовали как амулеты и украшения. Настоящие зеркала появились позже, в Средние века.

Как с помощью зеркала управлять световым лучом?

Почему в кривом зеркале искажаются отраженные предметы?

Как изготавливают зеркала?

Как устроен калейдоскоп?

11

Мой друг телефон

Ученые не прекращают спорить о вреде сотовой связи.

В России  принята национальная программа по изучению влияния мобильных телефонов на здоровье человека. Хотя сотовая связь более девятнадцати лет активно распространяется по планете, ученые до сих пор не выяснили, насколько вредно использование мобильников. Новый виток в этом споре вызвали события в Китае, где несколько человек пострадали от удара молнии в сотовый аппарат.

Что думают твои одноклассники и родители о вреде сотового телефона?

Как сделать общение по телефону безопасным?

Влияет ли работающий сотовый телефон на растения?