Методическая копилка

Павлей Анна Ивановна

Здесь я буду размещать материалы в помощь педагогам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по использованию нетрадиционных техник рисования

Тема НОД

Вид техники

Программное содержание

Сентябрь

1

«Лето красное прошло»

«Кляксография»

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание».

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете. Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промачивать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях).

Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать воображение.

2

Полезные фрукты.

«В садах созрели яблоки»

Рисование тычком.

Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

Октябрь

3

«Осенний лес»

Отпечатывание сухих листьев

Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам.

4

«Спасская башня Кремля»

Шаблонография

Продолжать знакомить с техникой шаблонографии. Продолжать учить аккуратно обводить заготовленные шаблоны будущего рисунка. Конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формировать общественное представление, любви к Родине.

Ноябрь

5

«Платок для мамы»

Ниткография

Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным.

6

«Мой любимый дом»

Оттиск поролоном

Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки.

Декабрь

7

«Зимний лес»

Оттиск смятой бумагой

Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; дать представления о летнем пейзаже; учить рисовать пейзаж при помощи смятой бумаги; придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане, развивать воображение.

8

«Новогодняя ночь»

Техника граттаж

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь.  Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

Январь

9

«Морозные узоры на окне»

Свеча+акварель

Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детей работать свечой (или белым восковым мелком).

Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.

10

«Пурга»

Рисование «по-мокрому» и «набрызгом»

Закрепить умение рисовать «по – мокрому». Учить детей передавать образ ветреной снежной погоды в холодной гамме; закреплять знаний детей о цветообразовании; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.

Февраль

11

«Конфета для друга»

Монотипия предметная

Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качства.

12

« Военные корабли»

Рисование «по-мокрому»,  отпечатывание поролоном, рисование ватными палочками. Пластилинография.

Закреплять навыки рисования при помощи совмещения техник нетрадиционного рисования. Познакомить с техникой «пластилинографии» Показать разные интеграции рисования и лепки. Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Март

13

«Мимоза»

Рисование тычком

Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

14

«Фруктовая сказка»

Ниткография

Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными продуктами питания.

Апрель

15

«Матрёшка»

Нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками.

Ознакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушкой; Развивать умение украшать силуэт Загорской матрешки. Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности.

16

«Весеннее небо»

Рисование «по-мокрому»

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Май

17

Праздничный салют

Техника граттаж

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка,  располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

18

«Здравствуй, лето!»

Коллективная работа детей, созданная при помощи совмещения техник (фон листа – «рисование по мокрому», тампонирование; деревья – отпечатывание листьев; дома – шаблонография; и т.п.

Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. Продолжать учить детей рисовать коллективно; учить детей применять знания о смещении цветов, о перспективе и т.д.; учить детей рисовать пейзаж в правильном колористическом решении в соответствии с выбранным временем года.



Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте

Программное содержание

Материалы и оборудование

Дополнения Источники

Сентябрь

1

Дать представление о многообразии слов, о том, что все, что нас окружает можно назвать словами. Познакомить детей со звучащим словом. Познакомить детей с понятием «слово». Закрепить представления  детей о  том, что слова звучат, они разные по громкости

Игрушки, предметные картинки

Звуковые часы – Швайко Г., с. 54,

Назови нужное слово – Учите, играя, с. 42

2

Продолжать знакомство детей со звучащим словом.   Дать понятие, что слова состоят из звуков. Знакомить детей со словами-предметами, словами-действиями. Развивать память, упражнять в назывании знакомых слов, развивать слуховое внимание.

Предметные картинки, сюжетные картинки

Цепочки слов – Швайко Г., с. 44, Подбери слова-определения, Длинные слова

Октябрь

3

Учить сравнивать слова по звучанию, дать представление о том, что слова звучат по разному и похоже. Учить подбирать  слова-друзья к слову, заданному воспитателем. Закрепить умение выделять звук в слове. Упражнять в назывании  слов с заданным звуком. Закрепить знания о словах-предметах.

Звуковые схемы, звуковые таблицы, кружки двух цветов, предметные картинки

Определи первый звук в слове – Швайко Г., с. 42, Включи телевизор, с. 59

4

Учить определять место звука в слове. Дать представление о том, что все слова различные по длительности. Упражнять в подборе и назывании длинных и коротких слов. Познакомить со словами-определениями. Учить слышать и интонационно выделять звуки в словах.

Схемы слова с деление на слоги, предметные картинки со  словами разными по длительности

Кто больше назовет действий, Какой звук есть во всех словах – учите, играя, с. 51

Ноябрь

5

Уточнить представления детей о протяженности слов. Дать понятие о том, что слова состоят из слогов. Познакомиться со схемой предложения. Закрепить понятие слово-определение. Упражнять в умении называть слова-предметы, слова-действия, слова-определения.

Слоговые схемы слов, предметные картинки

Слоговые часы, Слова длинные и короткие – Учите, играя, с. 81, Поезд – Швайко, с. 61

6

Закрепить знания о протяженности слов. Закрепить знание детьми понятия «слог». Упражнять  в умении делить слова на слоги, составлять слоговую схему слова. Дать понятие, что слоги в слове идут друг за другом.

Слоговые схемы слов, предметные картинки

Кто найдет короткое слово, Слово можно прошагать – учите, играя, с. 83

Декабрь

7

Закрепить умение подбирать и называть слова с определенным количеством слогов. Упражнять в подборе слов  с заданным слогом (-ко-; -ка-; -ку-). Учить подбирать родственные слова (слова-друзья). Закрепить знания детей  о словах-предметах, словах-действиях.

Предметные картинки, схемы слов

Место слога в слове – Швайко Г, с. 45, Поймай мяч – Учите, играя, с. 105

8

Закрепить умение составлять схему слова  и подбирать слова по схеме. Закрепить понятие, что слоги идут друг за другом, есть начало и конец слова. Упражнять в подборе слов по заданной схеме. Дать представление об изменении слов (словообразовании).

Предметные картинки, схемы слов

Кто в домике живет? – Швайко Г, 48, Придумай вкусные слова – Учите, играя, с. 105

Январь

9

Познакомить с понятием: «предложение». Дать представление, что в предложении слова идут друг за другом.

Упражнять  в назывании слов с заданной частью. Закрепить умение выполнять слоговый анализ  (составление схемы).

Схемы предложений, предметные картинки

Подбери слово к схеме

10

Упражнять в составлении предложений из 2-3 слов. Учить изменять слова (словообразование), находить и называть родственные слова. Формировать умение работать со слоговой схемой.

Схемы предложений, слоговые схемы.

Подбери схему к слову. Продолжи  слово – Учите, играя. С. 112

Февраль

11

Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Упражнять в нахождении и назывании слов с заданным звуком.

Познакомить со словами-антонимами. Узнавать слова с пропущенным звуком.

Кружки красные, синие, зеленые

Место звука в слове – Швайко Г., с. 46

12

Формировать умение подбирать и называть однокоренные слова, упражнять в словообразовании. Вводить в речь детей эпитеты, закрепить знания о словах-определениях. Дать представление  о гласных и согласных звуках.

Назовем красиво. Выращиваем слово

Март

13

Закрепить умение составлять  схему предложений с предлогом.

Определять количество предложений в рассказе (не более четырех). Учить различать на слух мягкие и твердые согласные звуки, подбирать слова с заданными звуками.

Учить работать со звуковой схемой слова (различение твердых и мягких согласных).

Карты-схемы звукового анализа, схемы для работы с предложением

Придумай предложение, Пирамида – Швайко Г., с. 56

14

Учить обозначать на схеме гласные и согласные звуки.

Упражнять в работе со звуковой схемой слова. Упражнять в нахождении и назывании  слов с заданным звуком. Познакомить с понятиями: антонимы, синонимы.

Карты-схемы

Кто быстрее соберет вещи:, Скажи наоборот – Швайко Г, с. 49

Апрель

15

Упражнять  детей в подборе слов, согласно слоговой схеме.

Подбирать и называть слова с заданной частью. Упражнять в подборе антонимов к словам. Дать понятие – предлог (маленькое слово). Составлять предложения с предлогами.

Предметные картинки, схемы, схемы предложений

Построим пирамидку, Цветочный магазин – Швайко Г., с. 55, 57

16

Упражнять в составлении схем предложения с предлогами. Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов. Формировать знания о словообразовании с использованием суффиксов (ищ; чик). Учить подбирать слова согласно заданной слоговой схеме.

Сюжетные картинки

Составь предложение с заданным словом, Кто больше назовет предложений

Май

17

Полный звуковой анализ с составлением  схемы слова с указанием гласных, согласных, твердых и мягких звуков.

Упражнять в подборе родственных слов, синонимов. Закреплять умение  строить схему предложения с предлогом и без предлога. Учить работать со схемой предложения, использовать ее при составлении предложений.

Кто в домике живет? – Швайко Г., с. 48

18

Упражнять в составлении схемы предложения. Составление предложений  по схеме с использованием определенного слова. Удлинение слова (словообразование) и составление новой схемы.

Закреплять умение делать звуковой анализ слов (указывать мягкие и твердые звуки), находить слова с одинаковой звуковой схемой. Определять количество предложений в рассказе (не более четырех)

Предметные картинки для составления предложений, сюжетные картинки

Считай слова, Выращиваем слова.



Предварительный просмотр:

«Информационно-коммуникационные технологии

в педагогической деятельности воспитателя детского сада»

Актуальность.

Владение педагогом компьютерными технологиями позволяет чувствовать себя идущим в ногу со временем, комфортно общаться с коллегами, что благоприятно сказывается на отношениях в коллективе и работе ДОУ в целом.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. И это не случайно, на современном этапе  уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникационных технологий.

Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», где поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Поэтому педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

И вот здесь очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее я буду говорить сокращённо ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.

Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно  сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.  Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях (тетрадь движения), диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки, каталоги. Очень жаль, что на рабочем месте воспитателя нет персонального компьютера, что существенно облегчило бы работу каждого из нас.

Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Подбор иллюстративного материала к ООД,  родительских уголков, группы,  информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. 

 Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.

 Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса).

Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

 Оформление буклетов, визитных карточек  группы, материалов по различным направлениям деятельности.

Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

Использование компьютера создании различных баз данных.

Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, интернет-конференциях, конкурсах.

Ежегодно участвую во всероссийском конкурсе на Фестивале педагогических идей «Открытый урок». Мои материалы опубликованы на сайте Фестиваля, имею дипломы и сертификаты. Благодаря мини-сайту на «MAAAM.ru», ежемесячно участвую в конкурсе «Лучший конспект занятия для детей в ДОУ», размещаю работы моих воспитанников в детских творческих конкурсах «Рисунки к русским народным сказкам» и др.

Участие в таких конкурсах способствует развитию моего творческого потенциала, коммуникативных способностей и стремлению к повышению моей педагогической компетентности. Однако, как человек творческий, я не могла оставаться в стороне, видя, что другие педагоги недостаточно владеют ПК и мультимедийными средствами. Поэтому предложила в ДОУ создать творческую группу по освоению и внедрению ИКТ в образовательный процесс детского сада.

Направления работы с педагогами: организация семинаров-практикумов в ДОУ по следующим темам: «Изучаем Microsoft office», «Создание слайдов в программе Power Point», «Изучаем Photoshop», «Использование ИКТ при планировании НОД» и др.; организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериала, иллюстраций природоведческого характера в Интернете, в музеях, в библиотеках, в экологических центрах, во время экскурсий в природу и т.п.

Для педагогов была проведена серия обучающих занятий и мастер-классов по созданию электронных продуктов. Некоторые овладели некоторым компьютерными программами, такими как Microsoft Office Word, Adobe Photoshop, PowerPoint, Excel, FineReader.

Разработала сетку для написания планов воспитательной работы. К этой сетке предусмотрена циклограмма деятельности в течение дня, рассчитанная на три возраста – младшие группы, средняя, старшие. Для работы с этой сеткой составлены и подобраны картотеки физминуток, комплексы утренней гимнастики, прогулочные карты, сделан перечень методической литературы и программных произведений с указанием места нахождения. Работа проведена колоссальная, однако теперь написание плана занимает меньше времени, воспитателям остается только вписать в нужные клетки вид работы, здесь предусмотрено место для указания источника. У воспитателей появилось больше времени для работы с детьми и подготовки к занятиям.

Теперь в ДОУ функционирует система сопровождения и поддержки педагогов, которые используют и хотят использовать в работе ИКТ.

Я разработала сайт детского сада, являюсь его администратором. Теперь это позволяет не только мне, но и педагогам детского сада разместить свою информацию для родителей, познакомить их с детсадовскими мероприятиями.

Кроме того, считаю, что каждому педагогу детского сада просто необходимо иметь свой сайт или сайт группы. Для чего? – спросят меня.

Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы. Родители  прислушиваются к  советам воспитателей, активнее участвуют в групповых проектах, мероприятиях.

Какие преимущества получают родители от сайта?

Во-первых, имеют возможность следить за жизнью детского сада;

Во-вторых, получать информацию в форме педагогических советов

В-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитателей (их увлечения, интересы, педагогические взгляды).

Я создала электронную почту, адрес предоставлен родителям.

Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень моей ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственного  мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования», на портале  «MAAAM.ru». На страницах сети Интернет я разместила информацию о себе: профессиональные интересы, увлечения, свои достижения, портфолио. Очень быстро я нашла единомышленников в профессиональной сфере общения по моим интересам. На сайте я общаюсь с коллегами, узнаю их точку зрения, высказываю своё мнение, получаю консультацию специалистов. В данное время в моём блоге в рубрике «Мои достижения» выложены результаты моего труда, в разделе «Мои публикации» - личные методические разработки по НОД, по работе с родителями, материалы по теме самообразования.

Родителям очень интересно зайти в интернет и среди участников конкурса увидеть  фамилию своего ребёнка и получить сертификат участника не просто, а всероссийского конкурса. Все достижения детей заносятся в личное портфолио.

При работе с родителями,  использую презентации на родительских собраниях (в знакомстве с новой темой -  дана подборка рекомендаций  по работе с детьми дома, предложен  дидактический материал по теме), а также,  информацию о  том, как проживали данную тему дети в группе, чего достигли и что получилось (сопровождая показ видео и фото материалами). Выпускаю информационные буклеты для родителей (учитываю занятость родителей), где расписана подробная деятельность  детей  в группе по образовательным областям.  

Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.

Я всегда стараюсь помочь другим педагогам, особенно молодым. Понимая, как дорого выписать журналы и книги при небольших зарплатах молодых педагогов, предлагаю воспользоваться Интернет-журналами «Современное дошкольное образование: теория и практика» http://sdo-journal.ru; научно-популярный журнал «Обруч» http://www.obruch.ru; на сайтах «Всё для детского сада. http://www.ivalex.vistcom.ru, «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома» http://doshvozrast.ru, «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru можно посмотреть и перенять опыт по проведению интересных занятий, на сайте «Детский сад. ру» http://www.detskiysad.ru в разделе семья и дети представлены сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду и о многом другом.

Не найдя нужной литературы в ресурсах электронных библиотек можно обратиться к книжному интернет-магазину, а именно:

• МОЗАИКА-СИНТЕЗ http://msbook.ru – сайт будет полезным для тех, кто работает по программам «Воспитание и обучения в детском саду», «Истоки». Всегда в продаже имеются методические пособия, конспекты занятий, рабочие тетради, наглядные пособия к программе;

• «Лабиринт» http://www.labirint-shop.ru – можно купить книги и материалы по дошкольному воспитанию.

Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты.

Система  мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на НОД. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения  детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.

В данном случае даже не нужно иметь мультимедийный проектор в каждой группе и носить компьютер из группы в группу. Однако в каждой группе имеется телевизор и DVD-проигрыватель. Каждая презентация сохраняется в таком виде, чтобы можно было управлять ею с пульта управления от DVD.

Не секрет, что дидактические демонстрационные материалы стоят дорого, детские сады почти не приобретают их, а все  покупать самим -  нереальная задача. Имеющийся в группах материал разноформатный, какие-то иллюстрации стали уже старенькими и неэстетичными. Вот здесь-то и приходят на помощь сканер, компьютер, принтер и программы Adobe Photoshop, PowerPoint,  FineReader, которые позволят обработать этот материал и представить его детям в наилучшем виде.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Я составила ряд интересных презентаций «День космонавтики», «День Защитника Отечества», «Русский национальный костюм», «Весна в произведениях русских художников» для старших дошкольников, «Домашние животные», «Дикие животные», «Зима пришла», «Весна-краса» и другие для младшего и среднего возраста и др. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

 Часть презентаций подобрана из готовых, однако каждая из них отсмотрена и адаптирована для детей дошкольного возраста, для определенной группы.

Также составлены  презентации с использованием элементов игры. Например:  «Наша Родина - Россия», «Художественные промыслы России», «Путешествия по сказкам», «Какой фигуры не хватает», «Какая фигура следующая», «Путешествие по стране Математике».

Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране дети должны  выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Теперь у меня имеется банк электронных дидактических и методических материалов, который включает в себя методические разработки, конспекты занятий, досугов и развлечений с детьми, коллекции проектов, презентаций, иллюстрационный материал, консультации для родителей. Этими материалами в любое время пользуется любой воспитатель.

Широкие возможности раскрываются благодаря использованию – Интернет- ресурсов.

Мы живем в эпоху Интернет. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и практически каждого педагога.

Самой распространенной формой использования деятельности  в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия.

«Виртуальная экскурсия» - еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания  тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить  информационное содержание экскурсии (сопроводительный текст).

Использование ИКТ на занятия ИЗО.

Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном  материале.

С помощью ИКТ (Презентация и телевизор) знакомлю воспитанников на занятиях с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал вне занятий.

Фильмы и презентации  используются мною во время бесед, путешествий и помогают заинтересовывать детей в ООД.

Для создания наглядных материалов использую возможности электронных таблиц и программ подготовки презентаций.

Преимущества использования компьютерных технологий  в ознакомлении  дошкольников с изобразительным  искусством очевидны:

  • ИКТ позволяют оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы;
  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайд-презентаций;
  • широко использовать показ репродукций картин художников;
  • «посещать» крупнейшие  музеи;
  • прослушивать записи музыкальных композиций;
  • активизировать учебный процесс.

Из всего выше сказанного,  можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:

  1. Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
  2. Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
  3. Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

  • предъявлять информацию на экране телевизора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
  • ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
  • поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их познавательной активности;
  • развивать у дошкольников исследовательское поведение;
  • расширять творческие возможности самого педагога.

Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний.

В результате применения перечисленных средств информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности, позволило  достичь некоторых результатов - появились видеозанятия, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, игровые занятия.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Но всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой глядим в будущее. Поэтому я хочу озвучить дальнейшие перспективы в моей работе:

  • Активное участие в вебсеминарах и интернет - конференциях.
  • Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.
  • Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса

И все же, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. Все должно быть в меру.



Предварительный просмотр:

Консультация  для педагогов

«Все о выносном материале»

 Прогулка - обязательный  элемент режима дня. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.

Прогулка летом отличается некоторыми особенностями. Значительно увеличивается пребывание детей на улице (до 4 – 4,5 часов), поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке.

Летом большое место в жизни детей занимает игра. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета.

Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.

Поэтому, важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках создаются условия для всех видов игр.

Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками.

Необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, воспитатель готовит в зависимости от целей и задач прогулки.

С большим удовольствием дети играют в сюжетно- ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. И в каждой игре должны быть свои атрибуты. Они помогут ребенку реализовать свой игровой замысел, отразить в игре жизненные наблюдения, пробуждают и развивают фантазию.

Для сюжетно-ролевых игр:

  • куклы
  • коляски
  • посудка
  • одеялки для «домиков»
  • машины большие
  • атрибуты игр «магазин», «семья», «автобус» и др.

Для игры в “семью” достаточно отгородить небольшой участок стойками с натянутыми шнурами, украшенными флажками, яркими лентами и т.д. Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель, предусмотреть место для её хранения в помещении ДОУ. Для сюжетно-ролевых игр надо подобрать атрибуты, изготовить их вместе с детьми.

Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др.

Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком - песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком.

Оборудование площадки для игр с песком включает:

- песочницу с увлажнённым песком, собранным в горку,

- совки, формочки, ведёрочки, баночки, стаканчики

- плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные),

- объёмные игрушки, машинки и др.,

- игры с ветром.

Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора.

Для игр с водой:

  • мыльные пузыри
  • емкость для воды
  • стаканчики – переливайки
  • водоплавающие игрушки
  • предметы для поддувания

Для игр с водой можно использовать надувной бассейн или тазики, использовать резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и природного материала.

Организация игр с водой на участке осуществляется следующим образом: в 7-8 часов утра, во время утреннего приёма детей, заливается бассейн, наливаются водой тазики. К выходу детей на прогулку вода нагревается до достаточной температуры. Дети  под наблюдением воспитателя могут играть в воде с предметами и в простейшие игры: "Надуй парус", "Достань игрушку со дна " и др.

Дети любят играть «в театр». Для этого хорошо иметь ширму с красивыми яркими занавесками и место, где можно разместить ширму и столик для игрушечных декораций и персонажей.

Необходимо выделить место и для театрализованных игр. Не надо забывать и про двигатели разных размеров, которые используются и для катания детей, катания кукол, игр с песком, как дополнение для настольных конструкторов и крупного строительного материала.

Задача взрослого во время прогулок помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения, сохранить и укрепить психическое здоровье. При этом важно опираться на внутреннюю активность ребенка, учитывать его интересы и стремление к познанию нового.

Особенно важно летом использовать подвижные игры для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.

Для подвижных игр:

  • спортинвентарь (обручи, городки, кегли, бадминтон, скакалки, мячи разных размеров)
  • маски-шапочки для игр

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивают элементы спортивных игр таких, как бадминтон, волейбол, баскетбол и др., катание на велосипедах, самокатах.

Обязательно выносится на участок оборудование для развития движений, спортивных игр: кольцебросы, серсо, скакалки, велосипеды, самокаты и др, ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров, скакалки, обручи, двигатели разных размеров, которые используются и для катания детей, катания кукол, игр с песком.. Активнее надо использовать малые формы, имеющиеся на участках ДОУ.

Игровую деятельность организовывает педагог, предлагая детям поиграть в подвижные игры разной интенсивности. Сначала проводиться новая игра с правилами, потом предлагается детям выбрать игру уже знакомую. Игр может быть несколько особенно знакомые детям, и давать возможность, что каждый ребёнок мог быть ведущим. Если дети не устали и хотят еще играть в подвижные игры можно организовать соревновательные игры. 

Для организации трудовой деятельности детей педагогу необходимо знать и соблюдать требования гигиены детского труда, правила охраны жизни и здоровья детей  (использование не травмоопасных предметов, предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям детей).

Орудия для трудовой деятельности

  • лопатки, веники, носилки
  • лейки…

Летом рекомендуется работать  с детьми не в жаркие часы (утром и вечером); обязательно чередовать виды работы. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей.

Во всех возрастных группах, в любое время года на прогулке необходимо проводить наблюдения за сезонными изменениями, происходящими в растительном и животном мире. К ним педагог должен хорошо подготовиться, продумать организацию детей, отобрать объект, за которым будут наблюдать, составить вопросы и подготовить необходимое оборудование.

Для наблюдений:

  • вертушка
  • увеличительные стекла
  • цветные стекла
  • солнечные очки

Чтобы обеспечить необходимые условия для детей  педагогу  надо знать интересы каждого малыша. Необходимо иметь материал в коробке для художественно-творческой  деятельности

  • бумага, карандаши, краски,
  • цветная бумага,
  • раскраски,
  • трафареты,
  • пластилин, салфетки и пр.
  • художественная литература для чтения и рассматривания на прогулке

Дополнить традиционные игрушки можно обилием разнообразного природного материала - шишек, веток, желудей, камешков и т. д., а также подобрать бросовый материал (баночки, крышечки, брусочки, пакетики, кусочки ткани)–это способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета.

Выносной материал рекомендуется периодически обновлять, регулярно мыть, он должен быть исправным.

Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.

Индивидуальная работа с детьми заключается в закреплении, какого либо материала по разным видам образовательной деятельности:

- счет (можно предложить посчитать веточки, камушки, деревья, машины проезжающие;

- геометрические фигуры (найти похожую, найди пару, построй фигуру);

- рисование закрепление, какого либо элемента (выносной материал, палочкой на песке, мелком на асфальте);

- заучивания считалок, стихотворений (подбирается стихи про деревья, цветы, облака, и многое другое);

- закрепления музыкальных и физкультурных навыков;

- отгадывания загадок (о природе, о бытовых вещах, о животных, о насекомых);

- закрепления звука произношения;

- времена года, дни недели, месяца, свой домашний адрес и многое другое.

В ДОУ надо предусмотреть площадку, асфальтированную для рисования мелками, если площадки нет, то воспитатель помогает детям найти ровный участок земли, на котором можно рисовать палочками…

Но это все для летней прогулки.

Но ведь прогулки проводятся и в холодный период.

Какой же выносной материал необходим детям в зимний период?

1. Санки для детей.

2. Санки для кукол.

3. Флажки разные.

4. Корзинки и носилки для снега.

5. Султанчики разные.

6. Печатки для различной формы.

7. Палочки для рисования.

8. Вертушки разные.

9. Лопатки для снега.

10. Метелки.

11. Движущиеся фигурки.

12. Атрибуты для подвижных и сюжетно-ролевых игр.

13. Санки для снега с корзиной.

Воспитатели должны предусмотреть удобные сумки для выноса на участок книг, принадлежностей для изодеятельности, настольных игр.

В ДОУ надо предусмотреть площадку, асфальтированную для рисования мелками, если площадки нет, то воспитатель помогает детям найти ровный участок земли, на котором можно рисовать палочками...

Для выносного материала надо подготовить специальные корзины, коробки или др. Игрушки после прогулки необходимо мыть.

Ежедневно после прогулок подметаются веранды, домики. В жаркие дни территория площадки орошается водой.

Песок в песочницах ежедневно рыхлится, проливается водой, закрывается чехлом после прогулки.