Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки

Комкова Маргарита Ивановна
Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки

Исследователи подчеркивают, что рисование, лепка, аппликация позволяют успешно развивать творческое воображение дошкольников.
На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и др.). Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.
Все виды изо-деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов и т. д. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.
В. В. Зеньковский в этой связи писал: «Из одного и того же материал (воск, глина) дитя лепит разнообразные фигуры, которые стоят тем выше нарисованных фигур, что они не имеют плоскостного характера, а представляют настоящие воспроизведения реальных вещей и существ. Трудно даже рассказать, какой чрезвычайный подъем творческих замыслов вызывает в душе ребенка возможность лепить разные фигуры! В душе ребенка зреет сознание своей творческой силы, перед ним раскрывается бесконечная перспектива творчества…»
В ходе творческой деятельности маленький скульптор добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.
Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются:
-                   практические методы (упражнения и экспериментирование);
-                   наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);
-                   словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);
-                   игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).
Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.
Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Применение игровых методов и приемов на занятиях лепкой способствует развитию воображения детей, созданию ими выразительных образов (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.).
Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества. Т. С. Комарова пишет: «Благодаря связи с игрой изо-деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность»
Г. Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности . В руководстве лепкой используются следующие игровые методы и приемы:
-                   обыгрывание предметов, игрушек;
-                   обыгрывание готового изображения;
-                   обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;
-                   обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);
-                   обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);
-                   обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.;
-                   игровые приемы с элементами ролевого поведения;
-                   использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.
Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи, задавая вопросы: «Как помочь Лунтику оказаться на луне≤», «Что может оказаться внутри волшебного сундучка≤» и др.
Другой игровой прием — обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением. С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его.
Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию лепки. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка. Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. Например, если была вылеплена машина, то она может «ездить», птица — «летать», «клевать», рыбка — «плавать» и т. д.
Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой». Например, при выполнении коллективной композиции — макета «Крестьянское подворье» этот игровой прием может быть направлен на «оживление» создаваемых образов, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения. Так дети, прокладывают дорожки, «сажают» деревья, изготавливают загон для домашних животных, лепят самих животных и птиц.
Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем лепить…»), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.
На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль скульптора, продавца, пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т. д. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.
На занятиях лепкой также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, «Чудесные превращения», «На что это похоже≤», «Загадки и отгадки», «Морские камушки» и др.
Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:
-          «Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.
-          «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил≤
-          «Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
-          «Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему.
-          «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д»..
-          «Добрый и злой». Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.
Таким образом, занятия лепкой не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.
Однако творческое воображение развивается, прежде всего, тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества — именно такие условия должны предоставляться в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. И только в тех случаях, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте.
Поэтому, руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала дошкольника.