Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе

Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. Ознакомление дошкольников среднего дошкольного возраста с неживой природой. Мониторинг знаний детей в связи с порнятиями неживой природы. систеиа педагогического взаимодействия, направленного на формирование интереса к неживой природе у детей среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie_s_detmi.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

«Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста».

   Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром природы могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, повышения их экологической культуры. Компонент культуры в экологическом образовании имеет огромное значение в дошкольном воспитании.

По утверждениям ученых – экологов, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный поток научно-технического прогресса, безнравственное отношение к природным ресурсам и нерациональное использование их привели к нарушению экологического равновесия.

Такие ученые как С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Н. Вересов разрабатывали методические материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Особое место в изучении природы занимает раздел «Неживая природа».

Объекты неживой природы обладают признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств и скрытыми, не поддающимися такому восприятию. Вода, песок, глина имеют свойства и качества непосредственно воспринимаемые (цвет, величина, форма, запах) и скрытые (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и т.д.) Усвоение скрытых признаков осуществляется с помощью несложных опытов.

Объектом нашей работы является формирование познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет – элементарные опыты в формировании познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста.

Цель представленной работы – выделить особенности использования элементарных опытов в формировании познавательного интереса к природе.

В процессе планируемой работы будут решаться следующие задачи:

  1. Изучить педагогическую литературу по проблеме;
  2. Подобрать диагностический материал для оценки уровня сформированности интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста;
  3. Составить перспективное планирование работы с дошкольниками по формированию представлений об объектах неживой природы;
  4. Подобрать рекомендации для родителей  по изучаемой теме.

            Комплекс задач, стоящих перед нами, требовал использования разнообразных методов, принятых в дидактических исследованиях. Нами использовались следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, математическое исследование и обработка данных.

Анализ экологических программ.

В настоящее время большое значение уделяется проблеме разностороннего восприятия окружающего мира и воздействия его на ребенка. Решению этой проблемы посвящены работы известных исследователей  в области педагогики, среди которых П. Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Л. М. Маневцова, Н.Н. Кондратьева и др.

Так, существует программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик». В. И. Ашиков, С. И. Ашикова – авторы данной программы. Цель – Способствовать становлению более совершенного человека в нравственном мировоззренческом, творческом плане. Определены задачи:

  1. Раскрытие и развитие восприятия красоты;
  2. Заложение этических и нравственных основ;
  3. Расширение сознания и кругозора;
  4. Раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала;
  5. Заложить основу культурно – экологического сознания как базиса личностной культуры.

В данной программе выделен тематический блок «Планета Земля», в который входит раздел «Стихии». Так дошкольников знакомят со свойствами воды, воздуха, огня и земли. В тематическом блоке «Небо» тоже говорится   о небесных явлениях: дождь, сне г, град, молния и радуга, гром.

В программе «Детство» раздела о неживой природе как такового не существует. Здесь говорится о связи растений, животных со средой обитания, с неживой природой. Так предполагается формирование у дошкольника представления о существовании разных сред обитания: наземной (почва, земля), воздушной (воздух), водной (вода) и знаний об изменениях сред обитаний по сезонам.  Автор предлагает уровни освоения знаний (низкий, средний, высокий).

В программе экологического воспитания дошкольника «Юный эколог»  С.Н. Николаевой представлено 7 разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Предполагается знакомство дошкольников с водой, воздухом, почвой и камнями, комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями. Автор предлагает давать ребятам  определенные знания и формировать у них отношение к изучаемому предмету. Например, изучая воздух (воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах, он прозрачный, легкий, незаметный, не препятствует ходьбе, его можно почувствовать, когда он двигается – дует ветер, воздух нужен для дыхания всем живым организмам и т.д.), дети проявляют познавательный интерес, выражают желание участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по обнаружению воздуха.

В  программе М.А. Васильевой отмечается, что  необходимо рассказать  детям – все природное окружение делится на две части (природу живую и неживую).

В процессе проведения элементарных опытов нужно подвести ребят к пониманию того, что для роста растениям необходим свет, воздух и тепло, показать как комнатные растения поворачиваются к свету. Можно провести наблюдение за растениями, на которое падает больше света, чем ему необходимо; в этом случае растение приобретет светлую окраску. Следует подвести детей к пониманию того, что недостаток света тоже плохо влияет на рост растений.

Необходимо показать детям значение воды в жизни человека. Важно уточнить их знания о свойствах воды: без запаха, без цвета, принимает форму сосуда, в котором находится, может превращаться в лед и пар, при таянии снег превращается в воду. Нужно формировать понятие: вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Можно рассказать, что взрослые проводят специальную работу по очищению водоемов и рек.

В зимний период, в процессе лепки разнообразных снежных построек, важно продолжать знакомить детей со свойствами снега.  В результате выхлопа газов и выброса промышленных отходов в атмосферу их частицы оседают на снег. В результате снег становится грязным. Можно показать детям, как растаявший снег превращается в грязную воду. Необходимо подвести их к пониманию того, что снег нельзя есть из-за того, что он грязный, а также потому, то он холодный и можно простудиться.

Важно объяснить детям: чтобы не болеть, на улице нужно правильно дышать. Лучше всего вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот. Это способствует большему насыщению организма кислородом и согреванию воздуха в носу – в легкие человека попадает уже теплый воздух.

В летний период можно предложить малышам найти красивый камень и сочинить про него сказку. При рассматривании камней воспитатель предлагает определить их свойства: большой- маленький, гладкий – шершавый, светлый – темный, теплый – холодный.

Таким образом, можно отметить, что опыты в неживой природе проводятся редко, не планируются специально. Кроме того, Николаева Н.Н. разработала систему работы по данной теме в зависимости от сезонов.

Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Принято выделять следующие методы и формы экологического воспитания:

  1. Наглядные методы (наблюдение, рассматривание, демонстрация моделей и т.д.)
  2. Практические методы (игра, моделирование, трудовые действия, элементарные опыты и т.д.)
  3. Словесные методы (рассказ, беседа, чтение художественной литературы).

Выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский считал, что без достаточного восприятия объекта при помощи органов чувств, без разнообразных органов чувств, без разнообразных действий с предметом, без обозначения воспринимаемых свойств и качеств предметов и явлений  - нет подлинного знания.

Известный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746 – 1824) исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения , а затем приведет к развитию способностей.

Свой неоценимый вклад в дошкольную педагогику и в частности в методику развития умственных способностей детей внес К.Д. Ушинский. Педагог писал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помяв на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется с той полнотою и свежестью, к которой способна душа человеческая…»

Важную роль педагоги и ученые отводят элементарным опытам. Их значение неоспоримо: они способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность и мыслительную деятельность, позволяют формироваться осознанию причинно следственных связей, способствуют уточнению знаний о свойствах и качествах объектов природы.

Психологи утверждают, что для развития ребенка решающее значение имеет  не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Исследователи выделяют основную особенности экспериментальной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняю познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской ( поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Ученым было выделено два основных вида этой деятельности.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае малыш в деятельности экспериментирования удовлетворяет свой потребности, свои интересы свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, малыш получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Важно отметить, что исследовательское обучение предполагает следующее:

  1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить.
  2. Предлагает возможные решения.
  3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
  4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
  5. Применяет выводы к новым данным.
  6. Делает обобщения.

Линия уточнения – степень самостоятельности ребенка по отношению к различным сторонам решения проблемы.

Ознакомление дошкольников с неживой природой.

 Много своих работ С.Н. Николаева посвятила изучению методики ознакомления детей дошкольного возраста с неживой природой. Автор предлагает проводить работу с ребятами  по темам: «Песок», «Камни», «Глина», «Вода», «Воздух».

Работа с детьми среднего возраста осенью.

Используя теплую погоду во время прогулок в сентябре, воспитатели организуют игры с песком во всех возрастных группах. При этом знакомят детей со свойствами и особенностями этого природного материала.

Воспитатель показывает детям песочницу, напоминает, что в ней песок, обращает внимание ребят на его свойства: сухой и влажный; сухой – светло-желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой – по цвету значительнее темнее, лепится в комки, не сыплется, в него легко играть.

На прогулке проводятся игры «Угощения», «Булочная» с использованием готовых изделий из песка. В начале прогулки взрослый подводит детей к песочнице, предлагает определить самостоятельно, какой в ней песок (сухой или влажный), можно ли в него играть. Предлагает наблюдать, как меняются свойства песка, когда его поливают из лейки, просит их называть все словами. В играх взрослый помогает детям лепить хорошие куличи, делать красивые торты, строить горку, дом для собачки, гараж для машин.

В конце прогулки воспитатель собирает песок в песочницу, просит детей помочь ему, говорит при этом: «Песок нам нужен для игры, не следует его разбрасывать. Если песок не собирать в песочницу, он разойдется весь по участку. Во что тогда играть будем?!»

В октябре воспитатель предлагает детям собрать коллекцию камней, просят их принести любые камни (речные, морские). Вместе рассматривают камни - сравнивают камни по форме, размеру, цвету, по округлости, гладкости, по тяжести. Вместе придумывают сказку, например «Как камень из моря в детский сад попал», или «Что сказал речной камень рыбкам в аквариуме?». (Воспитатель заранее сам придумывает несложный сюжет сказки, включает в нее предложения и высказывания ребят). Воспитатель просит детей придумать игру с камнями (поощряет безопасные игры).

В ноябре воспитатель учит детей сравнивать глину и камни. В свободное вечернее время всех желающих вокруг общего стола, каждому ребенку дает дощечку для лепки, кусок глины, камень (лучше речной неровный). Предлагает детям пальчиком нажать по очереди  на глину и на камень, выяснить, где остается ямка от пальца, а где ее нет ( проделывает это с детьми несколько раз). Называет свойства материалов, которые обнаружили дошкольник: камень сухой и твердый, глина влажная и мягкая, в ней можно делать разные ямки. Просит ребят взять камень в руки, помять его, покатать в ладонях, потянуть в разные стороны, посмотреть  - может быть он стал другой, изменил форму, разорвался. Уточняет: камень очень твердый, не меняется, из него ничего нельзя лепить, его нельзя разделить на два куска – он крепкий.

Затем воспитатель предлагает детям взять глину в руки, помять ее, потянуть в разные стороны и разделить на два куска. Уточняет свойства: глина не такая, как камень – мягкая, ее можно разорвать, она меняет форму, из нее можно что-то слепить. Дети катают из одного куска шарик, дают ему обозначение (яблоко, помидор, яичко, картошка и пр.), из другого – колбаску, которую тоже обозначают «продуктом». Воспитатель организует игру в «угощение кукол». Деятельность может быть повторена 2-3 раза в разные дни со всеми желающими детьми.

 Работа с детьми среднего возраста зимой.

В декабре воспитатели не забывают демонстрировать детям экономичное расходование воды и электричества – выключают сами лишние лампы, просят детей выключить зря льющуюся воду, каждый раз поясняя, зачем это делается.

В январе продолжается наблюдение за  вечерним небом: воспитатели не упускают случая на прогулке – наблюдают с детьми Луну, звездное небо. В этом месяце в соответствии с технологиями идет ознакомление детей с водой, снегом, льдом, их свойствами и особенностями. Воспитатели проводят опыты и наблюдения, делают цветные льдинки, украшают ими елку на участке, делают угощения для кукол.

В феврале воспитатель знакомит детей с воздухом и его свойствами. Сообщает, что везде – в помещении и на улице, дома в квартире – есть воздух. Он прозрачный, легкий, совсем незаметный.

Работа с детьми среднего возраста весной.

В марте продолжается наблюдение за воздухом.

В апреле воспитатель занимается с детьми посадкой, пересадкой и размножением растений. Эта деятельность становится условием для уточнения представлений дошкольников о песке, глине, почве, о значении этих материалов в жизни растений.

Во время прогулок в теплые дни воспитатель осматривает с детьми разные места на территории детского сада, отыскивают сухие песчаные и глинистые с лужами, обсуждают, почему в одних местах сухо, а на других держится вода. Если встречаются места с черной землей, воспитатель напоминает о том, что это хорошая питательная почва.

Много времени в этом месяце уделяется играм в песочницах. Дети подросли, все могут назвать основные свойства песка (желтый или серый, сухой или мокрый, сыпучий),  могут определить, когда его надо полить, а когда он пригоден для игры. Воспитатель продолжает учить ребят играм с песком. Дети средней группы делают хорошие изгороди, поселяют на огороженных местах животных (зоопарк, скотный двор и пр.), машины (автостоянка), куколок (детский сад). Дети учатся делать дома, горки. Воспитатель обучает их использовать в строительстве совки, лопаты, дощечки, обращает внимание на прочность постройки.

Мониторинг знаний детей среднего дошкольного возраста в связи с понятиями неживой природы.

Исследование начнем  с определения задач предложенной работы и с подбора заданий, в ходе которых выявим уровни сформированности познавательного интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, определим следующие задачи:

  1. Узнать, что такое природа в понимании ребенка.
  2. Выявить умение классифицировать объекты живой и неживой природы.
  3. Выявить знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы (о воде; о песке; о камнях; о глине; о воздухе).

Методика изучения уровня сформированности познавательного интереса к природе и знаний об объектах неживой природы.

  1. При непосредственном общении с ребенком задавался вопрос «Что такое природа?»
  2. Экспериментатор предлагает дошкольнику разложить картинки – в одну сторону с изображением объектов неживой природы, в другую – с изображением объектов живой природы.

Методика изучения знаний в связи с понятием «песок».

Задание №1.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику дается задание найти среди предложенных природных даров (глина, песок, камни) песок. Объяснить, как он догадался.

Если у ребенка возникают затруднения при выполнении данного задания, то экспериментатор позволяет подействовать с природными материалами, с помощью наводящих вопросов выясняет свойства песка, а затем и вычленить его среди других. 

Задание №2. 

Процедура и инструкции.

Экспериментатор просит ребенка рассказать, как можно использовать песок, зачем  он нужен.

Задание №3.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику предлагается ответить на ряд вопросов:

  1. Какого цвета песок?
  2. Где можно увидеть песок?
  3. Когда песок сухой, а когда мокрый?
  4. Сыпучий или несыпучий?

Методика изучения знаний в связи с понятием «камень».

Задание №1.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику дается задание найти среди предложенных природных даров (глина, песок, камни) камень. Объяснить, как он догадался.

Если у ребенка возникают затруднения при выполнении данного задания, то экспериментатор позволяет подействовать с природными материалами, с помощью наводящих вопросов выясняет свойства камней и вычленить их среди других. 

Задание №2. 

Процедура и инструкции.

Экспериментатор просит ребенка рассказать, как можно использовать камни, зачем и кому они нужны.

Задание №3.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какого цвета камни?
  2. Мягкие или твердые?
  3. Тонут или нет?

Методика изучения знаний в связи с понятием «глина».

Задание №1.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику дается задание найти среди предложенных природных даров (глина, песок, камни) глину. Объяснить, как он догадался.

Если у ребенка возникают затруднения при выполнении данного задания, то экспериментатор позволяет подействовать с природными материалами, с помощью наводящих вопросов выясняет свойства глины и вычленить ее среди других. 

Задание №2. 

Процедура и инструкции.

Экспериментатор просит ребенка рассказать, как можно использовать глину, зачем и кому она нужна.

Задание №3.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какого цвета глина?
  2. Где можно увидеть глину?
  3. Лепится или нет?

Методика изучения знаний в связи с понятием «вода».

Задание №1.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику дается задание найти среди предложенных природных даров (глина, песок, камни, вода) воду. Объяснить, как он догадался.

Если у ребенка возникают затруднения при выполнении данного задания, то экспериментатор позволяет подействовать с природными материалами, с помощью наводящих вопросов выясняет свойства воды. 

Задание №2. 

Процедура и инструкции.

Экспериментатор просит ребенка рассказать, как можно использовать воду, зачем и кому она нужна.

Задание №3.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику задается ряд вопросов:

  1. Какая бывает вода?
  2. Где ее можно увидеть?
  3. Все предметы тонут в воде?
  4. Вода прозрачная или нет?

Методика изучения знаний в связи с понятием «воздух».

Задание №1.

Процедура и инструкции. 

Дошкольнику задается вопрос «Что такое воздух?»

Если у ребенка возникают трудности при выполнении данного задания, то экспериментатор с помощью наводящих вопросов выясняет, что означает «воздух» для ребенка.

Задание №2. 

Процедура и инструкции.

Экспериментатор просит ребенка рассказать, зачем  он нужен.

Задание №3.

Процедура и инструкции.

Дошкольнику предлагается ответить на ряд вопросов:

  1. Где есть воздух?
  2. Воздух можно увидеть?
  3. Воздух можно почувствовать?
  4. Воздух теплый или холодный?

Предлагается оценивать знания детей по следующей системе :

  1. Знает
  2. Знает частично
  3. Не знает.

Система педагогического взаимодействия, направленного на формирование интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста.

Важно понимать, что необходимо уделять большое количество  времени на ознакомление  дошкольников с неживой природой. Нужно организовывать опыты, эксперименты, наблюдения, игры, игровые упражнения.

Сначала определим задачи:

  1. Способствовать расширению и углублению представлений  о неживой природе у детей дошкольного возраста;
  1. Называть объекты неживой природы;
  2. Выяснять свойства предложенных объектов неживой природы;
  3. Уточнить значение объектов неживой природы для живых организмов.
  1. Развивать операции мышления (анализ, синтез, обобщение).
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Анализ программ экологического воспитания дошкольников способствовал планированию работы по организации элементарных опытов.

Проведенная работа включает себя непосредственно образовательную деятельность с экспериментированием. Можно использовать такие приемы как загадки, сюрпризный момент. Затем на основе полученных детьми впечатлений и представлений проводится работа по развитию речи (игры, игровые упражнения, разучивание стихотворений, чистоговорок, потешек, чтение сказок и рассказов), расширению и уточнению полученных представлений, закрепление в активном словаре названий объектов неживой природы.

В непосредственно образовательной деятельности, связанной с развитием математических способностей можно использовать задания следующего содержания: нарисуй столько снежинок, сколько обозначают цифры; рассмотрите картинки с изображением времен года, назовите изменения в неживой природе на каждом изображении и др.

Проводя с детьми различные опыты в неживой природе, ребятам  следует рассказывать о тесной связи живого и неживого. Ведь и человек, и рыбы, и птицы, и звери не могут жить без воздуха, воды, а растениям, еще кроме всего, нужна почва, которая в свою очередь включает в себя песок и глину.

Дошкольники зарисовывают опыты, проводимые с предметами неживой природы.

Кроме того, изготовлялись  модели, которые дети использовали не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Для родителей можно составить папки-раскладки, беседы, консультации по изучаемой теме.

Литература.

  1.   Ашиков В. И., С. И. Ашикова Семицветик. Программа экологического воспитания –М.: Просвещение, 1991.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.- СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991.
  4. Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.- М.: Просвещение, 1989.
  6. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.
  7. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2006.
  8. Костюченко М. Экспериментируем. Ж. Дошкольное воспитание №8, 2006.
  9. Лыков И.А., Бартковский А.И., Головачева О.С. Морская азбука. Книжка-плакат. Издательский дом «Карапуз» - 2005.
  10. «Мы». Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др.- 2-е изд. Испр. И доп.- СПб: «Детство-пресс», 2004.
  11. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
  12. Николаева С.Н. Игровые ситуации
  13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2002.
  14. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование  в детском саду. Методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2005.
  15. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика- Синтез, 2002.
  16. Ожегов Шведов Толковый словарь
  17. От прибаутки до былины: (Русский фольклор). Сост. И примеч.В.Аникина. – М.: Художественная литература. 1991.
  18. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. Под общ. Ред.  Р.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003.
  19. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода».- М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  20. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  21. Стихи-загадки для детей. Сост. И.А. Мазнин. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  22. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
  23. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. Сост. И.А. Мазнин. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  24. Шипицина  Л.М. , Защирицкая О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.
  25. Я иду, гуляю: Прогулки с детьми в выходной день. – М.: ИД «Карапуз», 2002.

Художественная литература для чтения с детьми.

  1. Снегурочка. Русская народная сказка.
  2. Заюшкина избушка. Русская народная сказка.
  3. Цыферов Г. Град.
  4.  Цыферов Г. Как ослик купался
  5. Козлов С. Зимняя сказка.
  6. Пантелеев Л. На море ( из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»)
  7. Некрасов Н. Не ветер бушует…
  8. Суриков И. Зима
  9. Саша Черный Когда никого нет дома
  10. Чуковский К. Мойдодыр
  11. Чуковский К. Телефон
  12. Чуковский К. Федорино горе
  13. Рогов Н. Сказка в стихах. Рыб Рыбыч.
  14. Сахарнов С. Морские сказки
  15. Александрова З. Дождик
  16. Г.Х. Андерсен Снежная Королева
  17. Макс Дахне Был очень ли нужен лягушкам король?
  18. Сутеев В. Под грибом

Примерный перечень элементарных опытов и вариантов игр-экспериментирований в среднем дошкольном возрасте.

  1. Водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины.
  2. Формуется только сырой песок.
  3. Определение свойств камней (цвет, твердость и др.)
  4. Сравнение глины и камней.
  5. Вода превращается в лед при низких температурах.
  6. Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.
  7. Из какого снега можно лепить?
  8. Определение свойств воды (прозрачность, бесцветность)
  9. Когда льется, когда капает.
  10. Мой веселый звонкий мяч.
  11. Тонет – не тонет
  12. Определить, какие вещества растворяются в воде, какие нет.
  13. Вода превращается в пар и наоборот.
  14. Вода не имеет формы, не имеет запаха.
  15. Как обнаружить воздух в помещении.
  16. Дуем – играем.
  17. Воздух нужен для жизни всем живым существам.
  18. Есть ли в воде воздух.
  19. Как птицы летают.
  20. Мыльные пузыри.

Старший воспитатель ГБДОУ детского сада №4

Приморского района Санкт-Петербурга

Кравцова А.В.