"Лишайники" Конспект урока

Данилова Александра Александровна

вапрнек

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока "ЛИШАЙНИКИ"51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Биологии по теме: Лишайники

Тип урока:      изучение нового материала,

                          Комбинированный (по способам организации деятельности)

Цель:                Познакомить учащихся с Лишайниками.

Задачи:             1. Образовательная – создать условия для формирования знаний у учащихся о строении,  многообразии и роли Лишайников в природе и жизни человека.

                           2. Развивающая – продолжать развивать умения быстро отвечать на вопросы, использовать полученные ранее знания при освоении нового материала.

                           Воспитательная – воспитывать интерес к Биологии.

Общие умения: 

работать с учебником, анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

Оборудование: Телевизор, DVD-проигрыватель; изображение и натуральные объекты- лишайники, тетрадь, учебник.

План урока

№ п/п

Название этапа, содержание

Время

1.

Организационный момент.

3 мин.

2.

Проверка знаний – повторение изученного: фронтальный опрос.

7-10 мин.

3.

Изучение нового материала

  • Рассказ учителя
  • Просмотр учебного фильма
  • Самостоятельная работа с учебниками, тетрадью
  • Беседа

15-20 мин.

4.

Закрепление материала

  • Фронтальный опрос
  • Беседа

5-7 мин.

5.

Подведение итогов

3-5 мин.

Ход урока.

  1.    Организационный момент.
  2.    Повторение изученного.

Сегодня мы познакомимся со строением и особенностями жизнедеятельности лишайников. Но сначала давайте вспомним, что нам известно о грибах.

  1. Расскажите, что такое грибница.  (Грибница, или мицелий, образуют тело гриба. Это тонкие белые нити, которые можно разглядеть под микроскопом).
  2. На какие группы делятся грибы по способу питания? Кратко охарактеризуйте эти группы. (Грибы питаются готовыми органическими веществами. Грибы делятся на сапрофитов и паразитов. Сапрофиты питаются частицами отмерших организмов, а паразиты питаются за счет других живых организмов).
  3. Что вам известно о таком явлении как симбиоз? Укажите отличия симбиоза от паразитизма. (Симбиоз это взаимовыгодная форма совместного существования двух разных организмов. Симбиоз может быть между растениями и грибами, растениями и бактериями и др. Паразитизм – другая форма существования живых организмов, при нем один организм питается за счет другого. Нередко паразит приносит вред растению-хозяину).
  4. Как размножаются грибы? (Есть несколько способов размножения: с помощью почкования, кусочками грибницы, а также при помощи спор. Существуют грибы, которые размножаются путем слияния специальных половых клеток).
  5. Какие грибы вы знаете? (Ученики называют).
  6. Расскажите о значении грибов в природе и жизни человека. (Грибы участвуют в круговороте веществ в природе. Они способствуют формированию плодородного слоя почвы. Используются в изготовлении лекарств (например пенициллин) и продуктов питания. Из съедобных грибов люди готовят вкусные блюда. Грибы могут приносить и вред. Ядовитые грибы очень опасны для жизни людей и животных. Плесневые грибы портят продукты и некоторые вещи. Грибы-паразиты также могут нанести серьезный вред сельскохозяйственным культурам).

III.    Работа над новым материалом.

Изучение нового материала начинается с просмотра учебного фильма о лишайниках.

Учитель:   - Для того, чтобы познакомиться с лишайниками, давайте просмотрим учебный фильм.

Учитель:  - На какие три группы делятся лишайники?

Ученик:   - На накипные, кустистые и листоватые.

Учитель:   - Лишайники это не менее интересные организмы, чем грибы. Известно более 20000 видов лишайников. Они очень многообразны по своему внешнему виду. Все лишайники можно разделить на три группы:

  1.    Накипные лишайники. Имеют вид корочки, плотно сросшейся с субстратом, толщиной от одного до пяти миллиметров. Они встречаются на коре деревьев, на поверхности почвы, горных пород, постепенно разрушая их, выделяя особые вещества.
  2.    Листоватые лишайники. Имеют округлую форму с изрезанными краями. Размер этих  лишайников 5-20 см.
  3.    Кустистые лишайники. Представляют собой прямостоящий или повисающий кустик. Некоторые повисающие лишайники достигают в длину 7-8 метров.

(Учитель демонстрирует изображение лишайников).

 Учитель:   - Где способны жить лишайники?

 Ученик:   - Лишайники живут на деревьях, камнях и на почве.

 Учитель:   - Правильно. Лишайники это неприхотливые организмы,    поселяющиеся в  пустынях, на скалах, иногда на крышах домов и даже на стеклах. Эти организмы часто называют первопроходцами растительного покрова, так как они способны поселяться в труднодоступных местах. Лишайники впитывают влагу дождей, росы и туманов всей поверхностью тела. Именно это позволяет поселяться им на голых бесплодных поверхностях.

Учитель:  - Скажите, а как быстро растут лишайники и сколько они живут?

Ученик:  - Растут лишайники очень медленно и живут до ста лет.

Учитель:  - Совершенно верно. А как называется тело лишайника и из чего оно состоит?

Ученик:  - Тело называется слоевище, а состоит из клеток гриба и водоросли.

Учитель:  - Правильно. Тело лишайника состоит из переплетений нитей гриба и расположенными между ними одноклеточными водорослями или сине-зелеными бактериями. На грибных нитях иногда появляются присоски, проникающие внутрь клетки водоросли.

Учитель:  - Чем обусловлено взаимовыгодное сотрудничество гриба и водоросли?

Ученик:  - Тем, что нити гриба поглощают воду, а в клетках зеленых водорослей образуются органические вещества.

Учитель:   - Правильно. У лишайников существует интересная особенность: если отделить грибницу от водоросли, грибница не сможет жить самостоятельно, а водоросль в подобных опытах нередко продолжала свою жизнь как самостоятельный организм.

Учитель:    - Как же размножаются лишайники?

Ученик:  - Кусочками слоевища и особыми группами клеток.

Учитель:   - Верно. Эти особые группы клеток гриба и водоросли во множестве образуются внутри тела лишайника, под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается и клетки разносятся ветром или дождем.

Учитель:   - Каково же значение лишайника в природе и жизни человека?

Ученик:   - Лишайник Ягель является кормом для северных оленей. Используются для изготовления лекарств.

Учитель:   - Правильно. (Раздает образцы).

Учитель:   - К какой группе относятся эти лишайники? (Ученики отвечают).

Учитель:  - Зарисуйте и укажите группу, к которой относятся лишайники.

А пока вы выполняете задание, я расскажу вам библейскую историю, связанную с лишайником. 

- Когда Моисей вывел народ Израильский из египетского рабства, их путь пролегал через большую пустыню. У людей через некоторое врем закончились запасы пищи; но на следующее утро они увидели, что вся земля оказалась покрытой маленькими комочками, оказавшимися съедобными. Бывшие рабы были потрясены этим чудом и решили, что не иначе как Бог послал им с неба эту пищу. Предполагают, что именно перемещающийся под воздействием ветра лишайник «аспилиция съедобная» породил библейский рассказ о манне небесной. Те лишайники, с которыми мы познакомились, прикрепляются к какой-нибудь  поверхности, однако существуют виды, которые «кочуют», перемещаясь в пространстве под воздействием ветра. Таким лишайником является «аспилиция съедобная», распространенная в пустынных районах Азии и Африки. Этот лишайник имеет вид небольших серых комочков. Эти комочки являются съедобными.

IV.      Подведение итогов.

А теперь давайте подведем итоги. На этом занятии мы познакомились со строением лишайников, узнали об особенностях их жизнедеятельности, питании, размножении, среде обитания и значении в природе и жизни человека. Научились определять, к какой группе следует отнести тот или иной лишайник. Зарисовали слоевища лишайников.

(Выставление оценок за работу на уроке).