Для педагогов.

Материалы для педагогических работников.         

"Развитие функциональной грамотности младших школьников через кружковую работу, средствами ИКТ в условиях реализации ФГОС".

В статье приводится опыт по развитию ИКТ компетенции младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ, СРЕДСТВАМИ ИКТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС».

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кашарская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Кашарская СОШ), слобода Кашары

В статье приводится опыт по развитию ИКТ компетенции младших школьников.

Почему этой проблеме мы уделяем более пристальное внимание в своей работе?

ИКТ-компетентность младшего школьника-это умение ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и способность их грамотно применять.

   Учебная ИКТ-компетентность – способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации.

Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые именуются общеучебными умениями или ключевыми компетенциями.

 Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

 Выделяется несколько основных видов функциональной  грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку,самокоррекцию и др.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В начальной школе основной линией развития является умение грамматически и эффективно пользоваться русским языком в устной и письменной речи. Наличие функциональной грамотности по русскому языку предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания). Для того, чтобы у обучающихся на уроках русского языка развивалась функциональная грамотность, необходимо, чтобы у него был, прежде всего, интерес к данному предмету.

И вот здесь велика роль кружковой работы и средств ИКТ.

Например, курсы: «Занимательная грамматика», «Почитай-ка», «Живое слово».  

Почему мы остановилась именно на этих курсах? В чём же причина?

Речь – это источник душевного богатства человека.  Для того, чтобы речь была выразительной и правильно звучащей, нужно много работать как учащимся, так и учителю. Почему? Всем известно, что в конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная масса заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и родной культуре. Поэтому развитие речи детей младшего школьного возраста средствами ИКТ как  на уроках русского языка и литературного чтения, так и во внеурочное время на сегодняшний день имеет особую значимость.

Цель данных курсов: развитие речи, коммуникативной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования,  познание читательской деятельности.

 Курс «Занимательная грамматика» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности. Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность.

Для развития информационной компетенции каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Формы организации кружка  «Почитайка», «Живое слово»:

Литературные игры

 Конкурсы-кроссворды

Библиотечные уроки

Путешествия по страницам книг

Проекты

Встречи с библиотекарем

Уроки-спектакли.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Давайте же посмотрим, какие загадки, пословицы и поговорки, шарады, считалки  жили и живут на деревенских улицах и в городских дворах, в школах и в детских лагерях.

Загадка - что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.

Загадки обогащают словарь детей за счет многочисленности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. В них присутствуют элементы соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе работы над разгадыванием школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Именно поэтому, мы на своих уроках часто используем различные виды загадок (метаграммы, логогрифы, ребусы, шарады и т. д).

Сейчас мы более подробно остановимся на каждом виде загадок.

Шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.

(Использование информационно-иллюстративного материала).

Мой первый слог тягуч и сладок,

Второй частица, вместе зверь,

Живет в лесу, на улья падок.

Ну, угадал его теперь? ( медведь)

Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы на другую получается новое слово.

Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною;

Но замените мягкий знак

На букву А и я завою.

Логогриф – загадка, в которой при отнимании (прибавлении) слова или буквы получается загаданное слово.

Я – ядовитая змея,

Ты от меня погибнуть можешь.

Но если вставишь «У» в меня,

То пистолет в меня положишь.

Анаграмма - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Задачу ты решишь свободно:

Я - небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца-

Во мне увидишь что угодно.

Так как мы ведём данную работу на уроках русского языка и литературного чтения, то особое внимание уделяем русским народным загадкам. Считаем, что если использовать малые формы фольклора, то уровень развития речи повысится.

Живая живулечка на живом стулечке. (Ребёнок на коленях взрослого.)

Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звёзды, месяц.)

Задания к загадкам помогают раскрывать межпредметные связи, расширяют развивающие и познавательные возможности урока.

Ни говорит, ни поет,

А кто к хозяину идет-

Она знать дает.  (Собака)

- С какими орфограммами встретились в тексте загадки?

- Какие породы собак вы знаете?

-  Слово собака собственное или нарицательное?

-  Какой частью речи является данное слово?

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Дети считалки знают, любят и используют в играх. Мы с успехом используем в своей работе этот материал.

Я вчера летал в ракете,

На далёкой был планете,

Там обедал в синеве,

А под вечер был в Москве.

Из ракеты той, друзья,

Самым первым вышел я.

Что же даёт детям работа в данных кружках?

 - Позволяет удовлетворить собственные интересы,

- решать значимые личностные проблемы,

- формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми,

- способствует решению учебных затруднений,

- стимулирует личностный рост,

- способствует развитию индивидуальности ребенка.

Навыки и умения, полученные  на кружках в первую очередь развивают функциональную грамотность ребенка, развивается читательская, коммуникативная грамотность, грамотность письма, компьютерная грамотность, потому, что в процессе общения и поиска информации ребенок верит в свои силы, стремится достигнуть и узнать что-то новое, ещё ему неизвестное и неизведанное, раскрывает свои личные качества, учится у других, становится личностью со своими взглядами и требованиями.

В помощь педагогам, родителям используем детский образовательный портал для интерактивного обучения детей при помощи интересных игровых заданий и задач.

В школе на уроках ученики овладевают учебно-научным стилем речи.

А вот развитие связной речи тормозится. Речь становится менее раскованной и эмоциональной. Решить эту проблему помогает участие в театральном кружке. Где ребенок пользуется диалогической речью.

(Использование аудио и видео средств).

В результате  эти виды речи получают дальнейшее развитие. Ученики овладевают умением вести беседы по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с изучением основ наук. Вся наша работа направлена на развитие родной красивой правильной связной речи у детей.

Как хотелось бы слышать вокруг себя выразительную, богатую и образную речь, речь без ошибок и недостатков, которые нужно было бы искоренять!