Мой педагогический опыт

Лебедева Анна Михайловна

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогика»

                                         «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, —
                                           все, что может сделать учитель, это указать дорожки».
                                                                                               Ричард Олдингтон
Учитель – особый талант… Вспоминаю, как в 1 классе перед новогодним утренником мы спорили: существует ли Дед Мороз? В споре побеждали реалисты, но вдруг в класс входит моя первая учительница Лапшина Людмила Васильевна, молодая, всегда с улыбкой на лице, и восклицает: «Ребята, смотрите, смотрите, Дед Мороз за деревьями прячется!». И мы, прильнув к окнам, сквозь причудливые рисунки на стекле пытаемся увидеть чудо, кто-то даже видит след, кто-то – исчезающий за углом школы мешок с подарками. Она дарила нам надежду на чудо, дарила сказку. Так мы  еще и в 3 классе верили, что огромную коробку с мороженым, которую Людмила Васильевна принесла на урок, Дед Мороз на порог школы подкинул. Быть учителем – это особый талант, и уже тогда так хотелось верить, что и я обладаю этим талантом.

Каждый учитель оставляет частичку своего сердца ученикам. Не бояться открыть свое сердце детям  научила меня учитель истории Рябова Светлана Евгеньевна. Рассказывая нам о подвигах солдат на войне, она, волнуясь, быстро ходила по классу и плакала, и мы вместе с ней роняли слезы на исписанные детским почерком тетради. И вот уже казалось, что они, защитники нашей Родины, которые тащат на себе «Катюши», бросаются под пули, чтобы спасти боевых товарищей, не сдаются под пытками, - это мы  сами.

Вы спросите: «А почему же тогда решила стать учителем русского языка и литературы, а не учителем начальных классов или истории?». С раннего детства мне казалось, что в книгах скрывается какая-то тайна, иначе, почему отец, прибегая с работы на обед, забывал о поставленной на плиту кастрюле супа и с жадностью читал только что взятую в библиотеке книгу. А как я любовалась бабушкой, когда она, натянув валенки, ставила стул у печки, надевала очки, и медленно, вдумчиво перелистывала  страницы. «Да, в книгах непременно есть что-то особенное», - думала я, слушая в очередной раз бабушкин рассказ о том, как в голодный 1942 год она выменяла у «городских» за два ведра картошки икону и томик А.С. Пушкина. Так и пришла к своему выбору профессии.

Став педагогом, и по крупицам собирая детские воспоминания, я поняла, что каждый урок должен быть открытием. Урок – это общение, а не просто работа; искусство, а не только учебное занятие; жизнь, а не часы в расписании. Учитель – очень ответственная профессия. Готовясь к урокам, я всегда вспоминаю слова Нади из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром»: «Ошибки учителей менее заметны, но, в конечном счете, они обходятся людям не менее дорого». Я стараюсь найти те формы и методы работы, которые помогут мне избежать ошибок, раскроют суть моего предмета, научат детей учиться. Поэтому ведущей технологией для меня является технология педагогических мастерских. В каждом ученике я вижу личность, которую нужно не только учить, у которой нужно учиться. Педагогическая мастерская – это особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Я создаю на уроке  условия для восхождения каждого ученика к новому знанию, новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.  Но не всегда все получается сразу. Я объясняю своим ученикам, что отрицательный результат – это тоже опыт, который  проясняет цель, дает возможность двигаться вперед. И, кажется, ребята слышат меня и верят мне. А если тебя и себя слушают, как одного, которому можно во всём довериться,- не предел ли это желаемого учителем?

Каждый день я начинаю свой урок, чтобы вместе с моими учениками снова и снова пройти путь от незнания и сомнений к открытию, открывать красоту и объемность русского слова, языка души и сердца человека, языка А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого и А.П. Чехова. Именно они учат нас разбираться в сложностях окружающей действительности, помогают познать самого себя. Моя же задача – «указать дорожки» к этому познанию, помочь ребятам стать успешными, а успех учит стремиться к чему-либо, формируя позитивное отношение к любому делу.   



Предварительный просмотр:

Технология педагогических мастерских как современный подход к образовательной деятельности педагога

Педагогический опыт

учителя русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №138»

Лебедевой Анны Михайловны

г. Нижний Новгород

2016 год

Содержание.

  1. Исторический контекст возникновения и становления опыта

  1. Теоретическое обоснование педагогического опыта

  1. Технология инновационного педагогического опыта

  1. Результативность

  1. Адресная направленность

  1. Трудоемкость

  1. Литература.

I. Исторический контекст возникновения и становления опыта

Вопрос о характере обучения, о технологиях, которые мы применяем в учебном процессе, остро стоял всегда.

В 10 томе «Народной энциклопедии» за 1912 год, можно прочитать следующее: «… в средней школе характер обучения имеет не меньшую важность, чем его содержание. Обучение в средней школе должно быть развивающим, пробуждающим самостоятельное мышление, систематическим и научным…».

На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть сферу образования. Это связано, прежде всего, с изменениями, происходящими в современной жизни социума. Это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться  в любом обществе. Таким образом, перед школой стоит проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых практических навыков и компетенций, включая умение учиться.

С введением федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий (УУД) в образовательной деятельности.

Под универсальными учебными действиями понимаются обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [1]

Формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с особенностями и спецификой учебного предмета.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе, и на сегодняшний день учителю предстоит отойти от традиционного урока, на котором знания передаются от учителя к ученику, а включить самого ученика в образовательную деятельность[2].

Я, как и многие учителя, в своей работе сталкиваюсь с низкой мотивацией учащихся по формированию универсальных учебных действий и активности на уроках. Данную проблему нужно решать через использование таких педагогических технологии, которые предполагают самостоятельное мышление, где ученик имеет возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Ученик становится строителем собственных умений, которые образуются в ходе самостоятельного поиска, столкновения возникших противоречий.

Я пришла к выводу, что время требует от учителя новых подходов к организации своей педагогической деятельности, иных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология уроков-мастерских.

 Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие заключается в двух особенностях мастерской:

1.Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.

2.Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися[3].

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в системе образования, современными требованиями, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте  и в Законе «Об образовании Российской Федерации».  

Изменившиеся цели образовательной деятельности, направленные на развитие личности обучающегося, влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Отсюда вытекает создание качественно новой системы обучения, в которой  ведущим является системно-деятельностный подход, раскрывающийся  технологией педагогических мастерских.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что технология педагогических мастерских - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации образовательной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Она  предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, то есть личностно-ориентированный подход, который стимулирует учебную деятельность, вдохновляет на освоение учебного материала путём совместного творчества учителя и учеников.

В последние годы  метод педагогических мастерских (французских мастерских) используется во многих странах мира, поскольку его идеи и принципы соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.

  1. Теоретическое обоснование педагогического опыта

 Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Основой теоретического обоснования, возникновения и внедрения в практику мастерских как формы обучения, педагогической технологии явилась научная и практическая деятельность педагогов-новаторов «Французской группы нового образования» (ЖФЭН).

В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, развивающего обучения, коллективного способа обучения, идеи известных русских методистов, педагогов Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-Давыдова.

Принципы построения мастерской говорят о совершенствовании и приведении традиционных постулатов в соответствие с изменяющимся обществом. Мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному и личностному росту учителя и обучающихся, развитию их познавательных, творческих и коммуникативных способностей, мотивации научно-исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания.

 Важнейшие принципы: «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.

Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях[4]:

1. Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности: отношение учителя к ученику, как к равному себе; самостоятельное «строительство» знания учащимися, критически относящегося к информации; плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

4. Новый тип педагога. Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка.

 Цель технологии мастерских – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира. В мастерских чередуются индивидуальная, групповая и коллективная работа, что повышает уровень коммуникативной культуры.

Принципы и правила ведения мастерской:

1. Равенство всех участников, включая мастера.

2. Право каждого на ошибку:  преодоление ошибки — путь к истине.

3. Безоценочная деятельность: оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией (принципы «педагогики успеха»).

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил.

5. Элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях.

6. Диалог – главный принцип взаимодействия.

7. Организация и перестройка реального пространства в зависимости от задачи каждого этапа.

8. Позиция ведущего мастера – это позиция консультанта. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

  1. Технология инновационного педагогического опыта

Технология педагогических мастерских предполагает своеобразный подход к ребёнку во время обучения – он получает свободное образование и воспитание на положительных примерах через систему малых  групп посредством совместного творчества самого ребёнка и учителя – Мастера.

Цель моего педагогического опыта:

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, предметных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий через применение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности технологии педагогических мастерских.

Задачи:

- реализовать личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в образовательной деятельности для освоения учебного материала путём совместного творчества учителя и учеников,

-организовать образовательное развивающее пространство, которые позволят учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания,

- сформировать умения обучающихся мыслить раскованно, творчески,

- научить обучающихся публичной презентации результатов своей деятельности,

- формировать коммуникативные УУД для успешной социализации обучающихся.

 Ведущая идея. Развитие личности ученика как индивидуальности является наиболее эффективными, с моей точки зрения, если происходят через процесс творчества. На уроках-мастерских происходит соотнесение и сравнение учащимися их образовательных продуктов с тем, что сделали одноклассники в паре и группе, а также с «общепринятыми достижениями человечества», зафиксированными в учебниках и других текстах. В результате такого соотнесения вырабатывается, конструируется собственное понимание фактов, процессов и явлений.

На практике я убедилась, что мастерская как локальная технология охватывает часть содержания предмета. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средства  для достижения цели, выбор темпа работы и многое другое. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями одноклассников по группе (по паре или индивидуально). На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой (парой или личностью), и только после этого точка зрения группы (пары или личности) объявляется классу.  В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

Технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов[5]:

1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

2. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

4. «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование» — ознакомление с «произведениями» и их обсуждение.

6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, усовершенствование работы самого Мастера.

На различных этапах мастерской мной выбраны определенные методы:

Этапы

Методы

 «Индуктор»

Метод ассоциаций (текст, слово, образ, рисунок и т.д.)

 «Работа с материалом»

Поисковая деятельность, диалоговый метод, проблемное изложение

 «Разрыв»

Мозговой штурм, методы мозговых атак, эвристических задач

 «Творческая работа»

Аналитико-синтетический метод

 «Рефлексия»

Методы ассоциаций,  дискуссий, проблемных вопросов

На всех этапах уроков русского языка и литературы в соответствии с подаваемым материалом мною используются различные методы, технологии и приёмы работы.

Приёмы: создание ситуации успеха; положительный эмоциональный настрой; рефлексия; создание проблемной ситуации; занимательность; творческая работа; мнемотехника (ассоциативные зацепки); графические ассоциации; коллективная учебная деятельность; приём устного опроса.

Педагогические технологии: традиционная объяснительно-иллюстративная; личностно-ориентированная (педагогическая мастерская,  диалоговая технология, метод проектов, технология развития критического мышления через чтение и письмо); ИКТ; арт-технологии; технология коллективной мыслительной деятельности (творческие группы);

Содержание первого этапа урока: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность.

Индуктором могут быть слово, предмет, образ, рисунок, воспоминание, текст. Важны подбор и подача индуктора. 

Так в качестве индуктора при изучении в 5 классе повести Сент-Экзюпери «Маленький принц» мной предлагается следующее задание: «Нарисуйте круг. Обозначьте центр. Представьте, что центр – это вы, а вокруг находятся очень важные вещи. Они отделены от внешнего мира чертой. Впишите в круг предметы, ценности, составляющие ваш собственный мир. Что бы вы хотели рассказать о себе окружающим вас людям?» Данное задание актуализирует личный опыт учащихся.

 При изучении пьесы М.Горького «На дне» в 11 классе индуктором служит задание: «Придумайте и инсценируйте спор, который может возникнуть среди современных читателей пьесы «На дне».

Работа с материалом является вторым этапом урока. Вначале происходит исследование проблемы учащимися индивидуально или в группах (соответственно самоконструкции и социоконструкции), создаётся основа для дальнейшего усвоения знаний. А это уже требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи. Приведу несколько примеров самоконструкций и социоконструкций из мастерских, проводимых мною.

Это может быть путешествие в страну Маленького Принца, в ходе которого предлагается ответить на вопросы: Что он любит? Что представляет его планета? Какие правила он соблюдает?

Необычны самоконструкция и социоконструкция на уроке – мастерской при изучении стихотворных произведений по теме «Русские поэты 19 века о родной природе» (8 класс). После ознакомления со стихотворениями ученикам можно предложить создать в группах пластическую или живописную картину, где идёт прочтение выбранного лирического произведения. Самоконструкция плавно перетекает в социоконструкцию.

 Третьим этапом урока является разрыв.

Этот этап в построении мастерской очень важен, так как именно в этот период обучающиеся должны получить новые знания, вступающие в конфликт с прежними. Задача учителя – создание проблемного поля.

«Разрывом» в мастерской «Сказка «Спящая царевна В.А. Жуковского» является конструирование таблицы со словами (+) и (-) по тексту с событий со знаками «плюс» и «минус». На данном этапе происходит столкновение старых знаний с новыми.

   После знакомства и переработки новых знаний ребята переходят к творческой работе.

Четвёртый этап – творческая работа.

Творческую работу можно продумать и индивидуально, и в парах, и в группах. 

Создание текста происходит следующим образом: используя все выбранные слова (полученные в результате всех этапов отбора), каждый составляет текст; сочетание проводится с выбором и использованием ключевого слова – доминанты.

Составленные тексты предлагаются участникам и прочитываются вслух. Обычно это делаю я сама. Идёт процесс самооценки, рождается радость встречи со словом, вымыслом другого. Всё это постепенно перерастает в желание понять, как он работали, чтобы затем выработать собственную манеру в диалектическом единстве чтение – письмо.

Эти «маленькие» сочинения, которые создаются в течение 15-20 минут, формируют не только навык письма, они заставляют работать воображение, дают эмоциональный всплеск, и каждый, выбирая свои собственные слова и чувства, создаёт уникальное произведение. Потом, когда надо будет написать «большое» сочинение, они, как мозаика, каждое найдёт своё место в итоговой работе.

К творческой работе необходимо «подводить» учащегося в течение всего урока. Урок по повести «Маленький принц»: «Как вы думаете, почему сказка так печальна? О чем печалится Экзюпери? Какой вы представляете себе планету Добра и Любви? Попробуйте создать её в рисунке, в плакате, в музыке или расскажите о ней в стихотворении, в сочинении–миниатюре, в письме к Маленькому Принцу или автору».

5 этап - рефлексия.  Работа в мастерской обычно заканчивается рефлексией, которая может быть и дискуссией, и пожеланием, и отражением того, о чём мыслю и сама, и другие.

На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Они учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции. Подводя итоги урока, учащиеся размышляют над предложенными вопросами (Что было важно в сегодняшней встрече? Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились? и др.), составляют синквейны.

Примером творческих мастерских могут быть уроки русского языка при изучении раздела «Культура речи». Учащимся даётся текст для комплексного анализа. Школьники работают с текстом: выделяют ключевые слова, понятия, определяют стиль и тип речи, тему, основную мысль, анализируют лексические, фонетические, морфологические и синтаксические средства, используемые автором. При анализе текста определённой тематики  в группах можно использовать следующие приемы: запись слов-ассоциаций по данной теме;  распространение текста  определениями или другими словами так, чтобы получились словосочетания; запись определений понятий, создание небольшого текста с выражением своего отношения к содержанию, выделение основной мысли и составление вопросов к уже готовым текстам такой же тематики, выделение микротем, запись плана текста, создание рисунков, их характеристика, и как итог урока, сочинение, возможно, в форме письма. Мастерская всегда заканчивается рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.        

  1. Результативность

Применение технологии педагогических мастерских в работе на уроках русского языка и литературы  способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе учеников, стимулирует желание самосовершенствоваться.

1)Уровень обученности 9-х классов 2013-2014 уч.г. и 2011-2012 уч.г.

2)Уровень обученности (успеваемость и качество знаний  в процентном соотношении у учащихся с 5 класса (2010г.) по 9 класс (2014г.)

В данном классе на уроках русского языка и литературы я применяла технологию педагогических мастерских. Сравнительная диаграмма уровня обученности учащихся с 5 по 9 класс показывает рост качества образования.

3) 2 декабря 2015 года учащиеся 11а класса успешно справились с написанием итогового сочинения. Анализ сочинений учащихся показал:

- характер примеров свидетельствует о широком круге прочитанных учащимися произведений, в качестве аргументов выпускники часто обращаются не к программным произведениям  (А.И. Куприн  «Суламифь», А.П. Чехов «Душечка», А.П. Платонов «Возвращение», Э.М. Ремарк «Триумфальная арка», М. Митчелл «Унесенные ветром», Д. Остин «Гордость и предубеждение», Э. Сафарли «Мне тебя обещали», В. Быков «Сотников»);

- наблюдается обоснованность привлекаемых текстов;

- учащиеся стремятся избегать пересказов, что свидетельствует о сформированности аналитических умений;

- рассуждения у учащихся построены  логично: соотнесены в той или иной степени вступление, главная часть, заключение.

4) Уровень коммуникативной компетенции школьников (данные 5 класса (2010г.),  8 класса (2013г.) и 10 класса (2015г.) по проведенной  диагностике «Коммуникативные и организаторские склонности»  В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС).

Мы видим, что уроки-мастерские способствуют развитию коммуникативных УУД. Сравнительная характеристика результатов диагностики КОС показывает, что значительно снизился процент учащихся, КОС у которых находятся на низком и ниже среднего уровне, и значительно вырос процент учащихся с высоким и очень высоким уровнем КОС.

4) Сравнивались уровни самооценки у школьников 5 класса (2010г.) и 10 класса (2015г.) по методике Дембо-Рубинштейна «Определения уровня самооценки», модифицированной А.М.Прихожан. 

На уроках-мастерских большая роль отводится самооценке учащихся. Мы видим, что адекватный уровень самооценки значительно вырос. Если в 2010 году адекватный уровень самооценки был присущ 50% учащихся, то в 2015 году – 80%.

5) Развитие уровня самостоятельности можно наблюдать и в стремлении школьников принимать участие в НОУ, предметных олимпиадах школьного и муниципального уровня, городских и районных конкурсах.

Год

Школьный тур НОУ -количество участников

Победители

Муниципальный тур НОУ -количество участников

Победители и призеры

2012-2013

3 чел.

1 чел.- Захаренкова И. 10 класс

1чел.

3 место Захаренкова И. 10 класс

2013-2014

2 чел.

1 чел. – Ильина А. 9 класс

1чел.

-

2014-2015

2 чел.

1 чел. – Борисова Д. 10 класс

1чел.

-

Участие в городских и районных конкурсах

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Городской конкурс поисковых групп  «Мы первые!»

Поисковая группа заняла 1 место в районе и 3 место в городе с очерком «Доктор Архитектуры» (А.Л. Гельфонд)

Поисковая группа (Захарекова Ирина, Савчук Екатерина, Глухова Елизавета) заняла 1 место в районе с очерком «Я буду с вами…» (Н.И. Атясов)

Поисковая группа (Антон Ким (10а), Игорь Ким (7а), Рахиль Ким (5а) заняла 1 место с очерком «Медики-горьковчане» в районе и 2 место в городе

Конкурс «Юный экскурсовод»

Жорина Дарья и Трусихина Алена заняла 3 место в районе с экскурсией « История школы 138»

Савчук Екатерина заняла 3 место в районе с экскурсией «Через века заглянем в будущее. Прогулка по Малой Покровской»

Слюняева Ирина заняла 2 место в районе с экскурсией «Мы этой памяти верны»

Конкурс «Моя семья в истории страны»

Савчук Екатерина (8 класс) заняла 3 место в районе с очерком о педагоге школы Заводчиковой Ю.А.

Слюняева Ирина (8 класс) заняла 1 место в районе с работой о своем прадеде – участнике Великой Отечественной войны

Смотр-конкурс музеев и выставок

Экспозиция «Защитник Ленинградского неба» (экскурсоводы Захаренкова И. и Жорина Д.) - 2 место в районе

«Мы этой памяти верны» (экскурсоводы Садилова А. и Слюняева И.) - 1 место в районе

Проект «Голос ребенка»

Призеры  в номинации «Мы – наследники победителей» Антон Ким (10 класс) «"От дня первого до Победного - жили, любили, верили, ждали" и Игор Ким (7 класс) "Медики - горьковчане"

6) Учащиеся творчески относятся к своей деятельности, и их работы публикуются в различных изданиях: в газете «Нижегородская правда» в 2014 году опубликованы 2 статьи  поисковой группы «Следопыты», в сборнике «Легенды педагогического Ленинского» - очерки и стихи учащихся; в сборнике «Очерки истории лидерства нижегородцев» -  очерки поисковых групп «Доктор архитектуры» и «Я буду с вами…»

Таким образом, технология педагогических мастерских стимулирует учебную деятельность, вдохновляет на освоение учебного материала путём совместного творчества учителя и учеников.

  1. Адресная направленность

Накопленный  опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, преподающими по любой программе. Технология педагогических мастерских может применяться на обобщающих уроках и уроках развития речи.  

Свой опыт работы я представила на школьных педагогических советах и методических объединениях. Мои методические разработки и работы моих учеников размешены на личном сайте: http://nsportal.ru/lebedeva-anna-mihaylovna и на сайте школы http://school138-nn.ru. Моя методическая система доступна и открыта для изучения и внедрения педагогами в свою деятельность.

  1. Трудоемкость

Чтобы овладеть данной техникой педагогической деятельности, на мой взгляд,  учителю - мастеру нужны широкие знания, учитель предварительно работает с большим объёмом информации, чтобы в мастерской остаться в тени. Учитель должен чувствовать себя не «над», а рядом с обучающимися.

При подготовке мастерской необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

Литература

  1. Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции//Советская педагогика. N4, 1991. с.132-136.
  2. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.
  3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды М., 1990.
  4. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская. -http://www.lelien.org/CHTO-TAKOE-PEDAGOGICHESKAYA?lang=fr
  5. Н.В. Пантелеева «Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы  в 5-6 классах» - http://infourok.ru
  6. Педагогические мастерские; интеграция отечественного и зарубежного опыта.- СПб,2005 г.
  7. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014
  8. Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  9. Селевко Т. К. Альтернативные технологии.- Москва, 2006 г.
  10.  Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика. N2, 1993. стр.66-70.
  11. Фиалковская В.П. Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и  литературы  как совместный процесс творчества учителя и ученика. -  http://nsportal.ru/fialkovskaya-veronika-petrovna
  12.  «Энциклопедия 1912 года, том 10, стр. 292-293:


[1] Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014

[2] Н.В. Пантелеева «Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы  в 5-6 классах» http://infourok.ru

[3] И.А. Мухина. Что такое педагогическая мастерская. http://www.lelien.org/CHTO-TAKOE-PEDAGOGICHESKAYA?lang=fr

[4] . Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции//Советская педагогика. N4, 1991. с.132-136.

[5] Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика. N2, 1993. стр.66-70.



Предварительный просмотр:

Проект урока по теме «Однородные члены предложения»

Класс: 8

Форма проведения: творческая  мастерская

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели:

Деятельностные:

- развивать умения конструирования индивидуальных знаний, работать в группах, представлять свои знания в группе и классе;

- систематизировать знания об однородных членах предложения;

- уметь находить предложения с однородными членами, выстраивать ассоциации;

-  закрепить умения правильно расставлять  знаки препинания в предложениях с однородными членами;

- способствовать формированию у учащихся умений слушать других и высказывать своё мнение, создавать групповой проект;

- воспитывать уважение к мнению высказывающихся;

- содействовать развитию эстетического вкуса учащихся;

- обеспечить формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

Содержательные: отработать правила по предложению, осложненному однородными членами,

  развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Формировать УУД:

-Личностные УУД: способность к самооценке

- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

- Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками, умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК с выходом в интернет, магнитная доска.

Ход урока:

1.Мотивационный этап. (учащиеся заранее разделены на 4 группы)

Учитель. Добрый день, я сегодня вас приглашаю в творческую мастерскую. А основное правило мастерской – доброжелательное отношение друг к другу. (Слайд 1)

Дарите всем добро,

Бросайте его в море.

Оно не пропадет

И к вам вернется вскоре.

Мы сегодня на уроке будем работать в группах, такая работа предполагает распределение обязанностей. Вам необходимо выбрать организатора, секретаря, помощника секретаря, спикера, помощник спикера и хранителя времени. Вы можете воспользоваться подсказкой на стр.1 «Путеводителя» (Приложение 1).

2. Индукция

Учитель. Перед вами картина Ивана Константиновича Айвазовского «Среди волн» (Слайд 2). Выскажите свои ощущения, впечатления, эмоции от увиденного. Что показалось особенным, необычным?

Ученики высказывают сое мнение, обращают внимание на краски.

Учитель. Сравните свои эмоции с описанием океана у Владимира Галактионовича Короленко.(Слайд 2) 

«Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность» (В.Короленко). 

Ученики. И.К.Айвазовский, и В.Г.Короленко передают движение океана. (Описывают океан через его движение)

Учитель. С помощью чего передал Айвазовский красоту, динамичность океана

Ученики. С помощью красок.

Учитель. А как это удалось сделать Короленко? На что мы должны обратить внимание, анализируя текст Короленко?

Ученики. Короленко предает красоту моря с помощью  однородных сказуемых, выраженных глаголами.

Учитель. Сформулируйте тему урока.

Ученики. Однородные члены предложения.

Учитель. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какие задачи себе поставим?

Ученики. - Находить однородные члены.

- Составлять предложения с однородными членами.

-  Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

- Обобщать знания по теме «Однородные члены предложения»

Учитель. Я хочу вам предложить описания моря. Ваша задача - найти однородные члены предложения, обозначить их графически, определить части речи, которыми выражены однородные члены предложения. (Каждая группа получает карточку с описанием моря. Приложение 2.)

Ученики представляют результаты работы в группе, зачитывая предложения с однородными членами.

Учитель. Чем могут являться в предложении однородные члены?

Ученики. Сказуемыми (главными членами предложения), определениями, дополнениями, обстоятельствами (второстепенными членами предложения)

Учитель. Какой эффект дает употребление однородных членов?

Ученики. Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины.

Учитель. С какой целью нам необходимо изучать однородные члены предложения?

Ученики. Однородные члены необходимо изучать, чтобы обогатить свою речь, сделать ее более точной, образной и т.д.

Учитель. Этому мы с вами тоже будем учиться.

3. Самоконструкция и социоконструкция

Учитель. Перед вами кластеры. Вспомните все, что вы знаете по теме нашего урока и заполните кластер (Приложение 3). Если у вас возникнут затруднения, то, перевернув лист, вы можете найти подсказки в конвертах (Приложение 4). Подсказку по составлению кластера вы можете найти на стр.3 Путеводителя. Привести примеры вам поможет картина Айвазовского «Среди волн» (Слайд3). 

Ученики. Один учащийся представляет результат работы, вывешивая кластер на магнитную доску. Учащиеся из других групп обсуждают, предлагают свои варианты, свои примеры.

4. Минута релаксации

Учитель. Я предлагаю вам вернуться к картинам моря. Перед вами картина современного художника Дмитриева «Луна и море» (Слайд 4). Сядьте удобнее, расслабьтесь. Слушая шепот моря, попробуйте представить неспешное движение волн, помечтать.

5. Социализация

Творческая мастерская

Учитель. Итак, принимаемся за работу. Открывается наша творческая мастерская!

Я предлагаю группам выбрать себе по желанию творческое задание:

  1. Напишите письмо другу с описанием вашей прогулки на яхте.
  2. Сочините стихотворение (четверостишие) о спокойном или бушующем море.
  3. Напишите сочинение-миниатюру  по репродукции картины  художника Георгия Дмитриева «Подарок моря» (Слайд 5)

Учитель: Ребята, в ваших текстах в обязательном порядке должны быть предложения с однородными членами.

Работа в группах

6. Афиширование. Ответы групп.

Учитель. Итак, давайте заслушаем ответы групп.

 Выходит один представитель от группы. В то время, когда отвечающий представляет продукт творчества, все ученики слушают и готовятся к комментариям о том, какие предложения с однородными членами они услышали.  

7. Самоконструкция.

Учитель. Каковы особенности расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами? Вспомнить правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами вам поможет схема (Слайд 6)

Ученики. Запятая ставится:

-между однородными членами, не соединенными союзами,

-между однородными членами, если они соединены одиночными противительными союзами, повторяющимися союзами, двойными союзами.

Запятая не ставится между однородными членами предложения, соединенными одиночными соединительными союзами.

Учитель. Я предлагаю разделиться на пары, пройти к компьютерам и выполнить тест, пройдя по ссылке на мой сайт (http://nsportal.ru/lebedeva-anna-mihaylovna).  

Ученики выполняют тестовые задания в парах, советуясь друг с другом.

Учитель. Если вы выполнили тест, то можете проверить себя, открыв вкладку «Проверь себя».

8. Разрыв.

Учитель. Ответьте на вопрос: С какими осложнёнными предложениями мы с вами сегодня работали?

Выводы. Итак, в чём же особенность однородных членов предложения, какую роль они играют в тексте?

Ученики. Они украшают текст. Делают текст интересным, красочным. Помогают увидеть более конкретную, точную картину.

Учитель.  В тесте вам встретились однородные члены предложения с повторяющимися соединительными союзами и без них. В чем разница этих предложений.

Учащиеся. Варианты ответов.

Учитель. Особенности употребления предложений с повторяющимися союзами и без них вы можете найти в «Путеводителе» на стр.2

9. Рефлексия.

Учитель. Теперь я вам предлагаю изложить свои впечатления, полученные в ходе урока, составив синквейн («Путеводитель» стр.3).

Учитель. Может быть,  кто-то желает прочитать свой синквейн, либо, по вашему желанию, прочитать могу я.

Заслушиваются синквейны учащихся.

10. Домашнее задание.

Задание на дом вы можете выбрать самостоятельно:

-Написать сочинение по репродукции картины художника Ю. Пименова «Спор» (репродукция в учебнике)

-Словесно нарисовать картину «На берегу моря»

-Составить кластер «Роль однородных членов предложения в текстах разных стилей»

Ребята, в ваших текстах обязательно должны быть предложения с однородными членами.

10.Итог урока.

Учитель. Чему мы научились в мастерской? Что вам больше всего понравилось, а что показалось сложным?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель. А на следующих уроках мы узнаем, чем еще могут быть осложнены предложения и зачем необходимо включать в свою речь осложненные предложения.

Этап

Цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивационный этап

Создание эмоционально положительного настроя на совместную работу.

Организация групповой деятельности учащихся

Проявление коммуникативных способностей, умение распределять роли в группе

Коммуникативные умение сотрудничать с учителем  и сверстниками,

самоопределение

2. Индукция

Создание эмоционального фона, введение в языковую ситуацию

Создание проблемной ситуации

самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель занятия

Коммуникативные: умение точно, правильно, логично излагать свою точку зрения ; умение сотрудничать с учителем.

Познавательные:  умение формулировать проблему;

Регулятивные: способность ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

2.Самоконструкция

Конструирование индивидуальных знаний, первичное предъявление своих знаний

Выявление имеющихся знаний учащихся

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала.

Коммуникативные:

  1. умение строить взаимодействие со сверстниками;

Познавательные:

  1. умение строить логическую цепь рассуждения;
  2. способность находить доказательства,
  3. умение определять основную и второстепенную информацию

Работа в группах. Проявление самостоятельности при распределении ролей в группе. Обсуждение, задания в группе,

  1. 3.Социоконструкция
  1. Создание ситуации,  при которой возникает необходимость получения новых знаний.
  1. Проверка имеющихся знаний учащихся по теме
  1. Работа в группах. Выбор отвечающего, демонстрация
  2. собственных знаний по теме
  1. Личностные: формировать понимание необходимости учения.
  2. Познавательные: умение выдвигать аргументы, умение строить логическую цепь рассуждения, способность находить доказательства  Коммуникативные: умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения

4. Минута релаксации

Организация процесса снятия мышечного напряжения, создание условий для эмоционального настроя на выполнение творческой работы.

Создает настрой на будущую работу

Выполнение действий, согласно задаче

Регулятивные: выполнение и контроль действий, согласно заданной задаче.

5.

Социализация

Создание творческого продукта

Учитель- проводник

Выбор темы творческой работы. Создание творческого продукта.

Познавательные:

применить полученные знания в процессе выполнения творческой работы, Личностные:

умение воспринимать полезную информацию от сверстников.

Коммуникативные: умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; владение всеми видами речевой деятельности;

Регулятивные: умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её.

5.Афиширование

Формирование презентационных умений учащихся

Помощь в представление результатов.

Презентация творческого продукта, обсуждение результатов выполнения заданий.

Коммуникативные:

умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения.

Познавательные:

  1. способность извлекать необходимую информацию из различных источников;

Регулятивные:

  1. умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
  1. 6. Самоконструкция.
  1. Формирование коммуникативных, познавательных УУД учащихся.
  1. Организация работы по проверке полученных знаний
  1. Работа в парах. Выполнение упражнений. Самопроверка и взаимопроверка
  1. Коммуникативные: умение работать в парах.
  2. Познавательные: способность извлекать необходимую информацию из различных источников; умение определять основную и второстепенную информацию.
  3. Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию.

7.Разрыв.

Развитие интереса к изучаемой теме

Привлечение внимания учащихся к принципиально новым сведениям.

Осознание учащимися неполноты свих знаний. Проявление интереса в получении принципиально новых знаний.

  1. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.
  2. Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др

8. Рефлексия

Планирование работы на будущее

Оценка результатов совместной деятельности.

Самосознание: что происходило на занятии

Личностные:оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность,

осознание собственной значимости.

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль

деятельности, анализировать собственную работу,

оценивать меру освоения каждого,установка на получение новых знаний

Коммуникативные: показывать эмоциональное отношение к совместной деятельности

9.Домашнее задание.

Закрепление полученных знаний.

Предоставление возможности выбора домашнего задания с учетом разных интересов и возможностей

Выбор домашнего задания, в соответствии со своими индивидуальными способностями

Личностные: чувствовать свою индивидуальность

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.

Приложения к уроку.

Приложение 1. Буклет «Путеводитель по творческой мастерской»

Стр.1 «Организация работы в группе»

  • Организатор (лидер) – организует работу группы.
  • Секретарь – оформляет решение группы.
  • Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
  • Спикер – представляет результаты работы группы.
  • Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
  • Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».

Стр.2 «Роль многосоюзия и бессоюзия в предложениях с однородными членами»

  1. Многосоюзие при глаголах в роли однородных сказуемых позволяет замедлить темп, сделать строки плавными и размеренными.

«Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность» (В. Короленко).

  1. Бессоюзие придает впечатление стремительности, быстрой смены картин.

Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят… (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

  1. Соединение многосоюзия и бессоюзия может задавать произведению определенный ритм, имитировать музыку (Например, имитация ритма вальса).

Великолепие выше сил:

Туши, и сепии, и белил,

Синих, пунцовых и золотых

Львов и танцоров, львиц и франтих,

Реянье блузок, пенье дверей,

Рев карапузов, смех матерей,

Финики, книги, игры, нуга,

Иглы, ковриги, скачки, бега.

В этой зловещей сладкой тайне

Люди и вещи на равной ноге.

Этого бора вкусный цукат

К шапок разбору рвут нарасхват.

Душно от лакомств. Елка в поту.

Клеем и лаком пьет темноту. (Б. Пастернак «Вальс с чертовщинкой»)

Стр.3. «Как составить кластер»

  1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
  2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
  3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
  4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

«Правила составления синквейна»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Приложение 2. Карточки «Описание моря»

1 группа.

Море бурлило и пенилось,

Пеною в ноги ложилось.

Ветром волненье усиливалось

Власти морской на милость.

Волны все дальше на берег,

С хлопаньем, заходили,

Отодвигая порог

Морской стихии…(Валерий Попов)

2 группа.

На море буря. Над разбуженной бездной устрашающе, зловещее нависло пасмурное небо. Кажется, что за миг оно сольется с огромной волной. Волны поднялись, будто зверь-великан, который стал на дыбы.

3 группа.

На обломках корабля, который поглотило море, борется со стихией кучка смельчаков. Надвигается девятый вал. Под ним люди могут погибнуть! Но сквозь косматые, покромсанные тучи уже пробивается и лунный свет - луч надежды.

4 группа.

Облака над землей возвышались теперь, как горная гряда, а берег казался длинной зеленой полоской, позади которой вырисовывались серо-голубые холмы. Море представлялось мне бесконечной гладью, глубокой синевой, вольной стихией. Я видел причудливый отсвет солнечных лучей.

Приложение 3. «Скелет кластера»

(Заполняют учащиеся)

Приложение 4. «Кластер»

(Ответы-подсказки спрятаны в конвертах, приклеенных к кластеру)



Предварительный просмотр:

Пресс-релиз.

Лебедева Анна Михайловна - победитель школьного этапа конкурса "Учитель года – 2016".

        В МБОУ «Школа №138»  в декабре 2015 года прошел школьный этап конкурса "Учитель года". Конкурсанты раскрыли свои педагогические таланты в конкурсах «Учебное занятие» и «Мастер-класс», показали умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей педагогической деятельности, обсуждали актуальные общественно значимые проблемы.         Победителем был выбран  лучший педагог школы, учитель русского языка и литературы  – Лебедева Анна Михайловна, которая продолжит конкурсный марафон уже на муниципальном этапе.

          Что мы можем сказать о Лебедевой Анне Михайловне?

        Её кредо: «Высокая миссия педагога для меня в том, чтобы быть творцом детского счастья, врачевателем и исцелителем детских душ, чтобы в сердце человеческом не поселилось горе и страдания. Я отдал этому всю жизнь»

В. Сухомлинский

        Её хобби - путешествия, театр, кулинария, «тихая охота».

         В 2014 году Анна Михайловна участвовала в конкурсе «Классный руководитель - 2014», в 2015 году приняла участие в педагогических чтениях по теме: «Мы - твои наследники, Победа!».

         Учащиеся Анны Михайловны показывают высокие результаты на государственной итоговой аттестации, принимают участие в олимпиадах и НОУ, где занимают призовые места на различных этапах.

Анна Михайловна руководит школьным музеем. Под её руководством учащиеся занимали призовые места в конкурсах поисковых групп в 2012, 2013, 2014 годах, экскурсионных групп - 2012, 2014, 2015 годах. С экспозицией «Защитник Ленинградского неба», собранной и подготовленной учащимися кружка, которым руководит Лебедева Анна Михайловна, школьный музей занял 2 место на муниципальном уровне, а с выставкой «Мы этой памяти верны» - 1 место.

        Учащиеся под руководством Лебедевой А.М. в проекте «Голос ребенка» стали призерами  в номинации «Мы – наследники победителей»: Антон Ким (10 класс) - «"От дня первого до Победного - жили, любили, верили, ждали" и Игорь Ким (7 класс) - "Медики - горьковчане". Учащиеся Анны Михайловны творчески относятся к своей деятельности, и их работы публикуются в различных изданиях: в газете «Нижегородская правда» в 2014 году опубликованы 2 статьи  поисковой группы «Следопыты», посвященные героизму горьковчан в годы Великой Отечественной войны; издан сборник очерков под редакцией Ким Олега Сененовича «Легенды педагогического Ленинского», в котором авторами очерков стали учащиеся педагога; в сборнике «Очерки истории лидерства нижегородцев» опубликованы очерки поисковых групп «Доктор архитектуры» и «Я буду с вами…»

Опыт работы Анны Михайловны транслируется в форме открытых уроков, внеклассных мероприятий, экскурсий в школьном музее, через выступления на педагогических советах и методических объединениях, а так же на персональном сайте: http://nsportal.ru/lebedeva-anna-mihaylovna

          Лебедева Анна Михайловна является человеком творческим, увлечённым, пользуется заслуженным уважением всех участников образовательных отношений.  

        

Желаем   Анне   Михайловне   успехов   на   муниципальном   этапе   конкурса «Учитель года – 2016»!