Самостоятельная работа по теме "Нарушение звукопроизношения. Коррекционно-логопедическая работа"

Погорелова Лариса Юрьевна

В данном документе представлена самостоятельная работа по указанной выше теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушения звукопроизношения. Коррекционно-логопедическая работа

ТЕМЫ №1 - 12

Самостоятельная работа

Фамилия: Погорелова  

Имя: Лариса

Отчество: Юрьевна

ТЕМА №1. Классификация нарушений звукопроизношения

Задание 1.

Представьте в виде схемы или таблицы формы и виды дислалии.

Формы : механическая и функциональная.

Виды: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, йотацизм, дефекты озвончения, дефекты смягчения.

ТЕМА №2. Характеристика звуковой стороны речи

Задание 1.

Используя зрительный контроль (зеркало) и кинестетические ощущения, дайте артикуляционную характеристику гласных звуков (отметить знаком + соответствующие признаки звука):

а

о

у

ы

и

э

Степень подъема языка:

верхний

+

+

+

средний

+

+

нижний

+

Участие а артикуляции разных частей языка:

передний ряд

+

+

средний ряд

+

+

задний ряд

+

+

Степень лабиализации:

губы в нейтральном положении

+

+

губы растянуты, как при улыбке

+

+

губы округляются и выдвигаются вперед

+

+

Задание 2.

Используя зрительный контроль (зеркало) и кинестетические ощущения, дайте артикуляционную характеристику согласных звуков (отметить знаком + соответствующие признаки звука):

б

в

г

д

ж

з

й

к

л

м

н

п

р

с

т

ф

х

ц

ч

ш

щ

Носовой

+

+

+

Ротовой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Сонорный

+

+

+

+

+

Звонкий

+

+

+

+

+

+

Глухой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Смычно-взрывной

+

+

+

+

+

+

Щелевой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Смычно-щелевой

+

+

Смычно-проходной

+

+

+

дрожащий

+

Губно-губной

+

+

+

Губно-зубной

+

+

Переднее-язычный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Средне-язычный

+

Задне-язычный

+

+

+

ТЕМА №3. Онтогенез фонетической системы языка

Задание 1.

Составьте периодизацию развития фонетико-фонематической системы языка (в виде схемы или таблицы).

возраст

функции

2 мес.

нидеференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовой реакции – гуление. Можно выделить гласные: а,о,у, согласные п,м,б,к,х,г.

3-4 мес.

характер гуления меняется, появляется лепет

5 мес.

неосознанное повторение звуков

6 мес.

подражательно повторяет ритмичные отдельные слоги

8 мес.

произносит слова по типу «ма-ма»

1-2 года

гласные а,о,э, согласные п,б,м.

2-3 года

гл. и,ы,у, согл. ф,в,т,д,н,к,г,х,й.

4-5 лет

свистящие с,з,ц, шипящие ш,ж,щ,ч.

5-6 лет

соноры р,л.

ТЕМА №4. Механизмы нарушений звукопроизношения

Задание 1.

Заполните таблицу:

Этиология нарушений звукопроизношения

Биологические причины

Социально-психологические причины.

Недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а так же различные органические нарушения периферических органов речи.

Различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

Задание 2.

Заполните таблицу:

Механизмы нарушений звукопроизношения

№ п/п

Механизм

Описание

1

Несформированность артикуляционного праксиса.

Несформированность данного уровня порождает симптоматику, оъединяющую фонелогические и фонетические нарушения дисфункции языка и праксиса. Страдает формирование координационных программ артикуляции отдельных звуков, связанные с системой движения различных групп мышц.

2

Сенсорные нарушения.

Нарушение тонального слуха (тугоухость), нарушение слухоречевого гнозиса и фонематического слуха, нарушение фонематического восприятия.

3

Смешанные,сенсомоторные механизмы.

Вторичное нарушение фонематического восприятия, дефицит слухового самоконтроля и внимания.

4

Анатомическая аномалия органов артикуляции и зубочелюстного аппарата.

Аномалии артикуляционных органов и зуборечевого аппарата («механическая дислалия»)

ТЕМА №5. Принципы и методы логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения

Задание 1.

Представьте в виде схемы или таблицы методы логопедического воздействия.

практические

наглядные

словесные

упражнения, игры, моделирование.

Наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок.

Рассказы, беседы, чтение.

ТЕМА №6. Этапы логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения

Задание 1.

Заполните таблицу «Этапы логопедического воздействия»:

Этап

Цель

Направления работы

подготовительный

Установка контакта с ребенком, развитие осознанного анализа и навыка контроля за произношением, формирование артикуляционной базы.

Формирование движений органов артикуляции, фомирование направленной воздушной струи,развитие мелкой моторики рук, развитие фонематического слуха

Этап формирования первичных произносительных навыков

Добиться правильного звукопроизношения

Постановка звука, автоматизация звука, дифференциация звуков.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Употребление звука во всех ситуациях общения

Тесты, творчество,упражнения

ТЕМА №7. Методика обследования ребенка с нарушением звукопроизношения

Задание 1.

Составьте схему «Этапы логопедического обследования».

  1. этап- сбор анамнестических сведений.
  2. этап- диагностика анатомических особенностей артикуляционного аппарата.
  3. этап- проверка подвижности органов артикуляционного аппарата.
  4. этап- диагностика нарушений звукопроизношения.
  5. этап- диагностика состояния фонематического восприятия.
  6. этап- обследование слоговой структуры слова
  7. этап- логопедическое заключение.

Задание 2.

Составьте речевую карту обследования детей с дислалией, используя материалы лекции и материалы, расположенные на Logonetwork.ru: http://www.logonetwork.ru/materials/logopedicheskie-tests/ .

Логопедический пункт в г.________________________

 

                                  Речевая карта

  1. Фамилия, имя, возраст_________________________________________________
  2. Класс_______________________________________________________________
  3. Домашний адрес, телефон______________________________________________
  4. Дата зачисления в логопедический пункт__________________________________
  5. Успеваемость по русскому языку( к моменту обследования)

____________________________________________________________________

  1. Жалобы учителя и родителей____________________________________________
  2. Заключение психиатра__________________________________________________
  3. Состояние слуха_______________________________________________________
  4. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития

_____________________________________________________________________

  1. Состояние артикуляционного аппарата ( строение и подвижность)

_____________________________________________________________________

  1. Общая характеристика речи( запись бесед, самостоятельных связных высказываний)_________________________________________________________

а) словарный запас_____________________________________________________

б) грамматический строй________________________________________________

в) звукопроизношение__________________________________________________

  1. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова________________________________________________________________
  2. Фонематическое восприятие_____________________________________________
  3. Логопедическое заключение_____________________________________________

ТЕМА №8. Методика коррекции нарушения свистящих звуков

Задание 1.

Заполните таблицу «Недостатки произношения свистящих звуков и приемы постановки»:

Вариант нарушения звукопроизношения

Краткое описание

Методы коррекции

Межзубный сигматизм

Свист отсутствует, слышится шум, язык между зубами

Сблизить зубы и произнести звук С. Механический способ- зондом нажать на кончик языка, опустив его за нижние резцы.

Боковой сигматизм

Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель

Приучать дуть с просунутым между губами широко распластанным краем языка

Носовой сигматизм

Струя воздуха идет в нос

Выработка правильной воздушной струи.

Губно-зубной парасигматизм

Участвует кроме языка нижняя губа, которая сближается с верхними резцами( Ф)

Произнести звук С при раздвинутыз губах и обнаженных краях резцов.

Призубный парасигматизм

Язык упирается в края верхних и нижних зубов, образуя затвор(Т,Д)

1.Легким нажатием шпателя на передний край языка опустить его за нижние резцы.2. Держать передний край языка между верхними и нижними резцами, затем постепенно отодвигать за нижние резцы.

Шипящий парасигматизм

Язык принимает артикуляцию, характерную для звука Ш

С помощью приема 2 в описании исправления призубного сигматизма

ТЕМА №9. Методика коррекции нарушения шипящих звуков

Задание 1.

Заполните таблицу «Недостатки произношения шипящих звуков и приемы постановки»:

Вариант нарушения звукопроизношения

Краткое описание

Методы коррекции

Межзубный

Так же как и в свистящих

При открытом рте произнести Т

Боковой

При помощи зонда поднять широкий язык

Носовой

Ш от С или от Р с мех.помощью

Губно-зубной

По подражанию

Призубный

По подражанию

Свистящий

Замена Ш на С

По подражанию

ТЕМА №10. Методика коррекции нарушения сонорных звуков

Задание 1.

Заполните таблицу «Недостатки произношения звуков [р] – [р’] и приемы постановки»:

Вариант нарушения произношения звуков

[р] – [р’]

Краткое описание

Методы коррекции

Звук отсутствует( ротацизм)

От звука Д или Ш

Велярное произношение

Корень языка сближается с мягким нёбом

Увулярное

Вибрация в малом язычке

Боковой

Вибрирует один из боков языка

Щёчный

К вибрации бокового края присоединяется и щека

« Кучерский»

Вибрируют губы

Носовой

Корень языка плотно смыкается с мягким нёбом

Одноударное

Вибрация отсутствует

Замены на другие звуки

параротацизмы

Задание 2.

Заполните таблицу «Недостатки произношения звуков [л] – ] и приемы постановки»:

Вариант нарушения произношения [л] – [л’]

Краткое описание

Методы коррекции

Звук отсутствует( ламбдацизм)

Упражнения

Замена

Звук искажается( носовой, межзубный)

ТЕМА №11. Методика коррекции дефектов произношения небных звуков

Задание 1.

Заполните таблицу «Недостатки произношения небных звуков и приемы постановки»:

Вариант нарушения произношения небных звуков

Краткое описание

Методы коррекции

Звук К отсутствует (каппацизм)

По подражанию

По подражанию с введением игровых приёмов

По подражанию с использованием моделей

От опорных звуков

Механический способ

Искажается

Замена

ТЕМА №12. Методика работы по преодолению дефектов смягчения и озвончения

Задание 1.

Подберите дидактический материал для автоматизации и дифференциации твердых и мягких согласных звуков. Опишите 2-3 упражнения (игры).

  1. Произношение слоговых « троек» ( бы-пи-бы, ми-мы-ми и т.д.)
  2. «Помести в домики»

Задание 2.

Подберите игры и упражнения на дифференциацию различных пар звонких и глухих звуков. Опишите 2-3 игры (упражнения).

  1. Закончить предложения:

Девочку звали … ( Лиза)

В лесу рыжая … (лиса)

  1. Закончи слово слогом СА или ЗА ( гла…за, колба…са)

НОЧУ ВПО «МСГИ»

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации

«Нарушения звукопроизношения. Коррекционно-логопедическая работа»        Страница