Материалы для подготовки к ГИА, тесты

Пономарева Татьяна Викторовна
ГИА по химии 2014
ГИА по химии - это один из экзаменов в конце 9-го класса, который может сдаваться по выбору ученика. Результаты этого экзамена будут рассматриваться при зачислении в 10-й класс с профильным уклоном, а также при поступлении в профессиональные училища, где требуется знание химии, например в медицинские училища, в которые также необходимо сдавать ГИА по биологии. В экзамене сочетается большое количество заданий и очень ограниченное время на их выполнение - на одно задание приходится 5,5 минут.

Общие цифры ГИА по химии

Время проведения экзамена: 120 минут (2 часа).

Разрешенные материалы: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов, непрограммируемый калькулятор.

Минимальный балл (соответствует тройке): 9.

Максимальный балл: 32.

Количество заданий: 22.

Структура теста ГИА по химии

23 вопроса разделены на 3 части с разным уровнем сложности и формой предоставления ответа:

- часть 1 - простые задания с предложенными четырьмя ответами, из которых надо выбрать один правильный, всего 15 заданий, за правильное решение каждого дается 1 балл;
- часть 2 - задания повышенной сложности, требующие от ученика краткого ответа; количество таких заданий - 4, а за правильное решение каждого ставится 2 балла;
- часть 3 - три сложные задачи, которые надо решить и записать ход решения и ответ, при верном решении за одну задачу ставится 4 балла, а за две другие - по 3.

Демонстрационные варианты ГИА по химии

Для подготовки к экзаменам и проверки знаний перед ними рекомендуем вам воспользоваться пробными тестами по химии. Приведенные ниже тесты не охватывают всего многообразия возможных вопросов, но позволяют оценить знания перед экзаменом и выявить сильные и слабые стороны в знаниях ученика, тем самым задолго до экзамена можно скорректировать программу подготовки и получить максимальный возможный результат.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А30) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

  • A1.

Элемент, электронная конфигурация атома которого 1s22s22p63s23p2, образует водородное соединение
1) CH
4
2) SiH
4
3) H
2O
4) H
2S

  • A2.

В каком ряду химические элементы расположены в порядке уменьшения их атомного радиуса?
1) Li
 Be  B  C
2) Ar
 Cl  S  P
3) Si
 Al  Mg  Na
4) Ne
 F  O  N

  • A3.

Основные свойства наиболее выражены у оксида
1) бериллия
2) магния
3) алюминия
4) калия

  • A4.

Соединения состава Na2ЭО4 образует каждый из двух элементов:
1) сера и хлор
2) сера и хром
3) хром и азот
4) фосфор и хлор

  • A5.

Ковалентная неполярная связь характерна для каждого из двух веществ:
1) водорода и хлора
2) воды и алмаза
3) меди и азота
4) брома и метана

  • A6.

Азот проявляет степень окисления + 3 в каждом из двух соединений:
1) N
2O3 и NH3
2) NH
4Cl и N2O
3) HNO
2 и N2H4
4) NaNO
2 и N2O3

  • A7.

Хлорид бария имеет кристаллическую решетку
1) атомную
2) металлическую
3) ионную
4) молекулярную

  • A8.

В перечне веществ:
А) СH
4
Б) H
2S
В) СH
3COOH
Г) NH
3
Д) H
5IO6
Е) K
2HPO4
к классу кислот относятся
1) АБВ
2) БBД
3) БГД
4) ВДЕ

  • A9.

Химическая реакция протекает между
1) Cu и ZnCl
2 (р-р)
2) Zn и CuSO
4 (р-р)
3) Fe и Al(NO
3)3 (р-р)
4) Ag и FeSO
4 (р-р)

  • A10.

Оксид углерода (IV) реагирует с
1) гидроксидом кальция
2) хлоридом меди (II)
3) оксидом серы (VI)
4) оксидом хрома (VI)

  • A11.

Гидроксид алюминия при обычных условиях взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) HCl и NaNO
3
2) HNO
3 и Ba(OH)2
3) KOH и NaCl
4) NaOH и CaCO
3

  • A12.

Раствор карбоната калия реагирует с
1) нитратом кальция
2) оксидом магния
3) оксидом углерода (II)
4) хлоридом натрия

  • A13.

В схеме превращений

веществами «X» и «Y» являются:
1) X – H
2 и Y – H2SO4 (конц.)
2) X – C и Y – Na
2SO4 (р-р)
3) X – Cu и Y – H
2SO4 (разб.)
4) X – Al и Y – H
2SO4 (разб.)

  • A14.

Структурная формула углеводорода, имеющего цис-, транс-изомеры,
1) СН
2 = СН – СН2 – СН3
2) СН
3 – СН = СН – СН3
3) СН
3 – СН = СН2
4) СН
2 = СН2

  • A15.

С каждым из веществ: водой, бромоводородом, водородом – может реагировать
1) пропан
2) метанол
3) этан
4) бутен-1

  • A16.

Верны ли следующие суждения о феноле?
А. Фенол взаимодействует с бромной водой.
Б. Фенол проявляет только осно
вные свойства.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

  • A17.

С уксусной кислотой взаимодействует каждое из двух веществ:
1) NaОН и СО
2
2) NaОН и Na
2СO3
3) С
2Н4 и С2Н5ОН
4) CO и С
2Н5ОН

  • A18.

В одну стадию бутан можно получить из
1) бутанола-1
2) бутановой кислоты
3) бутена-1
4) бутанола-2

  • A19.

Пентанол-1 образуется в результате взаимодействия
1) пентана с гидроксидом натрия
2) пентена-1 с водой
3) пентаналя с водородом
4) 1-хлорпентана с гидроксидом меди (II)

  • A20.

В схеме превращений CH3OH  X  HCOOH веществом «Х» является
1) CH
3Cl
2) CH
3CHO
3) H
3C – O – CH3
4) HCHO

  • A21.

Взаимодействие оксида серы (IV) с кислородом относится к реакциям
1) соединения, экзотермическим
2) замещения, экзотермическим
3) обмена, эндотермическим
4) соединения, эндотермическим

  • A22.

Увеличению скорости реакции 2Fe + 3Cl2(г) = 2FeCl3 способствует
1) понижение давления
2) уменьшение концентрации Cl
2
3) охлаждение системы
4) повышение температуры

  • A23.

Химическое равновесие в системе

смещается в сторону исходных веществ в результате
1) увеличения концентрации водорода
2) повышения температуры
3) повышения давления
4) использования катализатора

  • A24.

Наибольшее количество ионов образуется при электролитической диссоциации 1 моль
1) хлорида калия
2) нитрата железа (III)
3) сульфата алюминия
4) карбоната натрия

  • A25.

Осадок образуется при взаимодействии растворов сульфата калия и
1) NaOH
2) HCl
3) Ba(OH)
2 
4) NH
3

  • A26.

Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия и
1) нитрата бария
2) силиката калия
3) сульфата натрия
4) хлорида алюминия

  • A27.

Окислительно-восстановительной не является реакция

  • A28.

Верны ли следующие суждения о моющих средствах?
А. Растворы мыла имеют щелочную среду.
Б. Водные растворы мыла не теряют моющих свойств в жесткой воде.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

  • A29.

Каучук образуется при полимеризации
1) стирола
2) этилена
3) бутена-2
4) изопрена

  • A30.

Какой объем (н. у.) кислорода потребуется для полного сгорания 10 л (н. у.) ацетилена?
1) 20 л
2) 5 л
3) 50 л
4) 25 л

Вернуться в начало

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В10) является последовательность цифр или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

В заданиях В1–В5 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов. (Цифры в ответе могут повторяться.)

  • B1.

Установите соответствие между молекулярной формулой вещества и классом органических соединений, к которому оно относится.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФОРМУЛА

КЛАСС ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

A) C4H6
Б) C
4H8O2
В) C
7H8
Г) C
5H10O5

1) углеводы
2) арены
3) алкины
4) сложные эфиры
5) альдегиды

  • B2.

Установите соответствие между уравнением реакции и формулой вещества, которое в данной реакции является окислителем.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ

ОКИСЛИТЕЛЬ

А) H2S + I2 = S + 2HI
Б) 2S + С = СS
2
В) 2SO
3 + 2KI = I2 + SO2 + K2SO4
Г) S + 3NO
2 = SO3 + 3NO

1) I2
2) SO
3
3) S
4) HI
5) H
2S
6) NO
2

  • B3.

Установите соответствие между формулой соли и продуктом, который образуется на инертном аноде при электролизе ее водного раствора.

ФОРМУЛА СОЛИ

ПРОДУКТ НА АНОДЕ

А) CuSO4
Б) K
2S
В) BaCl
2
Г) Pb(NO
3)2

1) азот
2) сера
3) хлор
4) металл
5) кислород
6) водород

  • B4.

Установите соответствие между названием соли и отношением ее к гидролизу.

НАЗВАНИЕ СОЛИ

ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ

A) хлорид цинка
Б) сульфид калия
В) нитрат натрия
Г) нитрат меди

1) гидролизуется по катиону
2) гидролизуется по аниону
3) гидролизуется по катиону и аниону
4) не гидролизуется

  • B5.

Установите соответствие между простым веществом и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

РЕАГЕНТЫ

A) алюминий
Б) кислород
В) сера
Г) натрий

1) Fe2O3, HNO3(р-р), NaOH(р-р)
2) Fe, HNO
3, H2 
3) HI, Fe, P
2O3 
4) C
2H2,H2O,Cl2 
5) CaCl
2, KOH, HCl

Ответом к заданиям В6–В8 является последовательность цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в порядке возрастания сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

  • B6.

Взаимодействие пропена и бромоводорода в обычных условиях
1) протекает по правилу В.В. Марковникова
2) приводит к образованию 2-бромпропана
3) относится к реакциям замещения
4) не сопровождается разрывом π-связи
5) осуществляется по ионному механизму
6) приводит к образованию 2,2-дибромпропана

  • B7.

Ацетальдегид взаимодействует с
1) H
2
2) CH
4
3) HBr
4) CH
3OH
5) C
6H5NO2
6) Cu(OH)
2

  • B8.

В отличие от сахарозы, глюкоза
1) реагирует с кислородом
2) реагирует с серной кислотой (конц.)
3) восстанавливается водородом
4) окисляется аммиачным раствором оксида серебра
5) реагирует с уксусной кислотой
6) окисляется гидроксидом меди (II)

Ответом к заданиям В9 и В10 является число. Запишите это число в текст работы, а затем перенесите его в бланк ответов № 1 без указания единиц измерения.

  • B9.

К раствору хлорида кальция массой 140 г с массовой долей 5% добавили 10 г этой же соли. Массовая доля соли в полученном растворе равна
_________________ %. (Запишите число с точностью до десятых)

  • B10.

Какой объем (н. у.) сероводорода выделился при взаимодействии 0,3 моль сульфида железа (II) с избытком соляной кислоты?
_________________ (Запишите число с точностью до сотых)

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Вернуться в начало

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С5) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем полное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво.

  • C1.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
I
2 + K2SO3 + …  K2SO4 + …+ Н2О.
Определите окислитель и восстановитель.

  • C2.

Даны вещества: дихромат калия, серная кислота (конц.), фторид натрия, гидроксид рубидия.
Напишите уравнения четырех возможных реакций между всеми предложенными веществами, не повторяя пары реагентов.

  • C3.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

  • C4.

Нитрит калия массой 8,5 г внесли при нагревании в 270 г раствора бромида аммония с массовой долей 12%. Какой объем (н. у.) азота выделится при этом и какова массовая доля бромида аммония в получившемся растворе?

  • C5.

Определите молекулярную формулу ацетиленового углеводорода, если молярная масса продукта его реакции с избытком бромоводорода в 4 раза больше, чем молярная масса исходного углеводорода.

Вернуться в начало

Система оценивания экзаменационной работы по химии

Часть 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в их числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

 

 

 

 

 

 

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

2

А11

2

А21

1

А2

1

А12

1

А22

4

А3

4

А13

4

А23

2

А4

2

А14

2

А24

3

А5

1

А15

4

А25

3

А6

4

А16

1

А26

2

А7

3

А17

2

А27

2

А8

2

А18

3

А28

1

А9

2

А19

3

А29

4

А10

1

А20

4

А30

4

 

 

 

 

 

 

Часть 2
Задание с кратким свободным ответом считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр (число). За полный правильный ответ в заданиях В1–В8 ставится 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов. За правильный ответ в заданиях В9 и В10 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

 

 

№ задания

Ответ

В1

3421

В2

1326

В3

5235

В4

1241

В5

1324

В6

125

В7

146

В8

346

В9

11,3

В10

6,72

 

 

Вернуться в начало

Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом

За выполнение заданий ставится: С1 – от 0 до 3 баллов; С2, С4 – от 0 до 4 баллов; С3 – от 0 до 5 баллов; С5 – от 0 до 2 баллов

  • C1.

 

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:
1) составлен электронный баланс:

1

I20 +2ē → 2I–1;

1

S+4 – 2ē → S+6;

2) расставлены коэффициенты в уравнении реакции:
I
2 + K2SO3 + 2KOH = 2KI + K2SO4 + H2O;
3) указано, что сера в степени окисления +4 является
восстановителем, а йод в степени окисления 0 – окислителем.

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы.

3

В ответе допущена ошибка только в одном из элементов.

2

В ответе допущены ошибки в двух элементах.

3

Все элементы ответа записаны неверно.

0

Максимальный балл

3

 

 

  • C2.

 

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:
написаны четыре уравнения возможных реакций между указанными
веществами:
1) K
2Cr2O7 + 2H2SO4 = 2CrO3 + 2KHSO4 + H2O;
2) K
2Cr2O7 + 2RbOH = Rb2CrO4 + K2CrO4 + H2O;
3) NaF + H
2SO4 = NaHSO4 + HF;
4) H
2SO4 + 2RbOH = Rb2SO4 + 2H2O

Правильно записаны 4 уравнения возможных реакций.

4

Правильно записаны 3 уравнения реакций.

3

Правильно записаны 2 уравнения реакций.

2

Правильно записано 1 уравнение реакции.

1

Все элементы ответа названы неверно.

0

Максимальный балл

4

 

 

*Примечание. Оцениваются первые четыре уравнения реакции.

  • C3.

 

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:
составлены уравнения реакций, соответствующие схеме
превращений:

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы.

5

Правильно записаны 4 уравнения реакций.

4

Правильно записаны 3 уравнения реакций.

3

Правильно записаны 2 уравнения реакций.

2

Правильно записано 1 уравнение реакции.

1

Все элементы ответа названы неверно.

0

Максимальный балл

5

 

 

  • C4.

 

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:
1) записано уравнение реакции, и рассчитаны количества исходных веществ:
KNO
2 + NH4Br = N2↑ + KBr + 2H2O,
n(KNO
2) = 8,5/85 = 0,1 моль,
n(NH
4Br) = 270·0,12/98 = 0,33 моль − в избытке,
2) рассчитан объем выделившегося азота:
n(N
2) = n(KNO2) = 0,1 моль,
V(N
2) = 0,1 моль · 22,4 л/моль = 2,24 л,
3) рассчитана масса бромида аммония, оставшегося в избытке:
n(NH
4Br)изб = 0,33 − 0,1 = 0,23 моль,
m(NH
4Br)изб = 0,23 · 98 = 22,54 г,
4) рассчитана массовая доля бромида аммония:
mp-pa = 8,5 + 270 − 0,1·28 = 275,7 г,
w(NH
4Br) = 22,54/275,7 = 0,0818 или 8,2%.

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы.

4

В ответе допущена ошибка в одном из названных выше элементов.

3

В ответе допущена ошибка в двух из названных выше элементов.

2

В ответе допущена ошибка в трех из названных выше элементов.

1

Все элементы ответа записаны неверно.

0

Максимальный балл

4

 

 

*Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из элементов (первом, втором, третьем или четвертом), которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.

  • C5.

 

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:
1) составлено уравнение реакции:
С
nН2n-2 + 2НВr → СnН2n Вr2 ;
2) рассчитана молярная масса углеводорода и продукта реакции:
М(С
n Н2n-2) = 14n – 2; М(Сn Н2nВr2) = 14n + 160;
3) установлена молекулярная формула углеводорода:
(14n + 160)/(14n – 2) = 4, n = 4;
Формула: С
4Н6.

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы.

2

Правильно записан первый или второй элементы ответа.

1

Все элементы ответа записаны неверно.

0

Максимальный балл

2


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: