Советы родителям.

Курочкина Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

10 простых советов логопеда родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: "Что он делает?",  вместо:  «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».



Предварительный просмотр:

Дорогие родители!

     Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

     Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:

одна - корни,

а другая - крылья.

     Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на "то, чему учила меня моя мать", "то, что мне показал отец", "то, чему меня учили дома". Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.

     "Годы чудес" - так называют исследователи первые семь лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

     В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.

 Надеюсь, что мои советы помогут Вам по-новому взглянуть на малыша, будут способствовать Вашему общению с ним. Помните, что время неумолимо летит вперёд, а значит, упущенного не наверстать. Желаю вам успехов в общении с детьми!

Советы родителям

ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?

Делайте!

* Радуйтесь Вашему малышу.

* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).

* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

* Говорите с малышом короткими фразами.

* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

* Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

* Говорите медленно.

* Будьте терпеливы.

* Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.

* Каждый день читайте ребенку.

* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

* Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

* Поощряйте игры с другими детьми.

* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

* Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

* Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.

* Регулярно водите ребенка в библиотеку.

* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

* Не теряйте чувства юмора.

* Играйте с ребенком в разные игры.

* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте!

* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

* Не задавайте слишком много вопросов.

* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".

* Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".

* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.

* Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:

  • всех логических связей;
  • всех Ваших чувств ("Мама устала");
  • абстрактных рассуждений и объяснений.

* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

 



Предварительный просмотр:

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА

Основная  трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься.

Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребёнок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придётся ходить за ребёнком по комнате,  показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

Не переживайте! Ваши страдания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

Ежедневно проводятся:

Игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная гимнастика ( лучше 2–3 раза в день).

Дыхательная гимнастика.

Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Игры по развитию связной речи.

Количество игр – 2–3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут!

Позже внимание ребёнка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребёнок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребёнка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и ни привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.        

Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.

«Когда же можно всё успеть?» – спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном, и оно станет любимым занятием малыша – ведь ещё 15–20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Не употребляйте  слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите его даже за незначительные успехи.

Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РЕБЁНКОМ
ПО РЕКОМЕНДАЦИЯМ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Для того чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении. 

Рекомендации по проведению занятий:

  • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15–20 минут (начинать надо с 3–5 минут).
  • Занятия должны проводиться 2–3 раза в день; лучшее время для занятий – после завтрака и после дневного сна.
  • Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.

  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
  • Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
  • Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
  • Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций вы можете сами придумывать игры и упражнения.
  • Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу.
  • Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
  • Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд, все перетрут. И вы с вашим ребёнком обязательно добьетесь успехов.

Удачи вам и терпения.



Предварительный просмотр:

Практические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

       Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

      Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ним начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
  • Лучше заниматься 2 раза в день, когда у ребенка хорошее настроение в течение 5-7 минут, в зависимости от усидчивости ребенка.

         Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Комплекс основных артикуляционных упражнений для детей.

1. «Лягушки»

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Вот понравится лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну и  перестану

И нисколько не устану.

2. «Бегемотики»

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

3. «Слон»

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять», вернуть в исходное положение.

Буду подражать слону!

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

4. «Змея»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

5. «Лошадка»

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

6. «Расческа»

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа,

А зовут меня…(расческа).

7. «Часики»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

8. «Шарики»

Описание упражнения: надуть одну щеку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

9. «Ёжик»

Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый еж!

10. «Цветы»

Описание упражнения: вдох через нос – «понюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!». Повторить 3-4 раза.

11. «Футбол»

Описание упражнения: рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Во дворе народ толпится.

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш,

Пропустить не должен мяч.

12. «Качели»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Сели детки на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

13. «Индюк»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед–назад, произнося: была-была-была…

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

14. «Месим тесто»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлепать язык губами – пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Тесто мнём, мнём, мнём.

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз-два-три-четыре-пять –

Не пора ли вынимать?

15. «Блинчики»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до пяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

    

16. «Вкусное варенье»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

17. «Чашка»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счет до пяти. Повторить 3-4 раза.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

 

18. «Чистим зубки»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счет взрослого (7-8раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10раз.

Зубки надо чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

19. «Киска сердится»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до восьми.

Выгляни в окошечко –

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

20. «Парус»

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до восьми.

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

21. «Маляр»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до восьми.

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

22. «Гриб»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребенку медленно пощелкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается»к нёбу.

Под березкой, у дорожки

Гриб растет на тонкой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

23. «Дятел»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д..». Выполнять 10-20 секунд, сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук.

24. «Комарик»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течении 10-15 секунд. Помнить , что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

Прилетает по ночам,

Не дает заснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

25. «Гармошка»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «присосать» язык к нёбу (упр. «Гриб). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положение языка. Повторить 4-5 раз.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам не трудно повторять!

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАССАЖ ЛИЦЕВЫХ МЫШЦ.

  1. Поглаживание лба от середины к вискам кончиками пальцев обеих рук легкими равномерными движениями.

  2. Равномерное осуществление движений от бровей к волосистой части головы обеими руками с двух сторон.

  3.Поглаживание лица от спинки носа к ушам кончиками пальцев обеих рук.

  4.Поглаживание лица кончиками пальцев от середины верхней губы к ушам.

  5.Поглаживание тыльными сторонами кистей рук от середины подбородка до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка.

  6.Пальцевый душ – легкое постукивание кончиками пальцев от центра к периферии.

  7.Пощипывание щек от носа  к ушам.

  8.Разминание скуловой мышцы: поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производить спиралевидные движения к подбородку.

  9.Пощипывание лица вдоль скуловой мышцы от середины к ушам и наоборот.

  10.Похлопывание лица ладонями.

  11.Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к уголкам рта; таким образом происходит расслабление лицевых мышц.

  12.Поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа; эти движения носят более интенсивный характер и способствуют укреплению лицевой мускулатуры.

  13.Поглаживание спинки носа ото лба к кончику и обратно средним пальцем.

  14.Поглаживание крыльев носа от переносицы к основанию носа средним и безымянным пальцами обеих рук.  



Предварительный просмотр:

ВЫРАБОТКА ФОНАЦИОННОГО ДЫХАНИЯ.

   Цель: формирование продолжительного, устойчивого, плавного ротового выдоха, достаточного для произнесения слогов, слов, фраз.

   1.Вдох и выдох широко открытым ртом, язык высунуть и положить на нижнюю губу (как дышит собачка).

   2.Вдох широко открытым ртом, выдох носом.

   3.Вдох и выдох носом.

   4. Вдох носом, выдох ртом. Возможны различные варианты выполнения данного упражнения: можно предложить ребенку широко открыть рот во время выдоха, а в другом случае при выдохе губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой.

   5.Вдох через одну ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем. Выдох через эту же ноздрю.

   6.Вдох правой ноздрей, левая закрыта указательным или средним пальцем; выдох через левую ноздрю; затем поменять.

   7.Вдох носом. Выдох поочередно через правую или левую ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем.

   8.Вдох ртом, выдох через правую или левую ноздрю.

   9. Вдох поочередно через правую или левую ноздрю, выдох широко открытым ртом.

   10.Вдох носом, выдох по возможности направить вверх, пытаясь сдуть ватку с носа.

    При выполнении упражнений следует контролировать ребенка, так как в первое время Лере будет трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Для контроля используется небольшой пузырек с узким горлышком, который попеременно подноситься к губам и носовым ходам ребенка. При этом необходимо объяснить, что характерный шум, который появляется во время выдоха, должен быть слышен, лишь когда пузырек поднесен ко рту.



Предварительный просмотр:

МИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Поскольку при дизартрии наблюдаются различной выразительности парезы лицевой мускулатуры, необходимы специальные упражнения на развитие мимики лица.

Перед выполнением упражнений проводится массаж (самомассаж) лица. Теплыми 2, 3, 4-м пальцами, сложенными вместе, погладить лицо в направлениях: от основания шеи к подбородку, начиная со средней части шеи; от середины подбородка к мочкам ушей; от уголков губ к козелкам ушей; от носа к вискам; от середины лба к вискам. Затем в этих же направлениях проводится разминание, пощипывание, похлопывание. Заканчивается массаж легкими похлопываниями лица подушечками четырех пальцев.

Развитие мимических мышц должно строиться на использовании естественных мимических движений:

 «плакса» – зажмуривание глаз;

 «надуем шарик» – надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

 «мы удивились» – приподнимание и опускание надбровных дуг;

 «тигренок» – оскаливание зубов;

 «упрямые бараны» – нахмуривание мышц лба;

 «солнышко дразнится» – высовывание языка и т. д.

Далее рекомендуется использовать следующие специальные упражнения: закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем и держать закрытым в течение одной минуты; открыть и закрыть глаза три раза подряд; улыбаться с закрытым ртом; «фыркать» и вибрировать губами; свистеть; расширять ноздри; поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы; улыбаться с открытым ртом; произносить звуки [о], [и]; гасить спичку; набрав в рот воду, полоскать закрытый рот, стараясь не выливать воду; надувать щеки, передавая воздух из одной половины рта в другую попеременно; опускать углы рта вниз при закрытом рте; выпячивать вперед губы; втягивать щеки при закрытом рте; опускать верхнюю губу на нижнюю; кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте.

Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т. д.

На всех этапах можно использовать наглядный материал: лица людей, выражающие различные чувства, пиктограммы, фотографии. Сначала дети по слову логопеда («Покажи лицо сердитого человека») находят соответствующие картинки, рассматривают их, затем, сидя перед зеркалом, придают своему лицу то или иное выражение.

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как ребенок нашел большой гриб и удивился или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.

 «Удивляюсь, какая большая тыква!» (Руки в стороны, рот полуоткрыт, глаза широко открыты, брови поднимаются.) «Радуюсь, какая маленькая тыковка». (Ладони соединены вместе, открыты вверх, губы улыбаются, глаза слегка прищурены.)  «Сержусь, какая неспелая тыква!» (Руки на поясе, покачивание головой, брови нахмурены, губы сжаты.)

  • «Потерялся в чужом городе». Выполняются движения в соответствии с текстом: «Мальчик Саша поехал в незнакомый город к бабушке. На перроне Саша увидел очень большую собаку и удивился – вот так (удивление). А родители пошли дальше. Саша оглянулся – вот так, а родителей нет. Саша разводит в стороны руки и хмурит брови – вот так: где мама? Где папа? Родители нашли Сашу и обрадовались – вот так (улыбка)».

 «Угощение». Я угощаю вас лимоном, какое у вас будет лицо? Я угощаю вас медом… Я угощаю вас горчицей… Я угощаю вас малиной…

 «Сказка о медвежатах». Дети сидят на ковре в кругу и выполняют соответствующие движения: «В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок (язык на нижней губе). Но медвежата быстро стиснули зубки (сжать зубы), сделали губы трубочкой  и стали крутить ими в разные стороны. Медвежата покатали пчелку на лбу (поднимать и опускать брови). Пчелка улетела. Пришла мама и зажгла свет. Медвежата зажмурились, сморщили нос. Мама погасила свет, и медвежата заснули (закрыть глаза).



Предварительный просмотр:

СНЯТИЕ СПАСТИЧНОСТИ И УМЕНЬШЕНИЕ САЛИВАЦИИ

Работу логопеда значительно усложняет повышенное слюнотечение у ребенка со стертой формой дизартрии. Комплекс упражнений для снятия спастичности и уменьшения саливации желательно включать в работу, предваряя артикуляционные упражнения, с тем чтобы к моменту начала выполнения артикуляционной гимнастики не возникало дополнительных трудностей.

 Массаж мягкого нёба – поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твердого и мягкого нёба
от верхних резцов для получения выраженного глоточного рефлекса.

 Прикладывание кусочка льда по контуру губ (6 точек) (см. рис.). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты.

Рис. Точки на верхней и нижней губе для прикладывания льда

 Полоскание полости рта с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника (предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребенка аллергии).

 Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселем, кефиром, густым киселем.

 Запрокинув голову, имитировать полоскательные движения.

 Запрокинув голову, имитировать жевательные движения.

 Запрокинув голову, позевывать.

 Положить на кончик языка хлебный шарик (измельченные витамины, накапать из пипетки 1–2 капли сиропа), с усилием сделать глотательное движение.

 Произнесение гласных «а, э, и» на твердой атаке: а а а; э э э; и и и; аэ аэ аэ; эа эа эа; аи аи аи; эй эй эй; аэи аэи аэи.

 Массаж по точкам. Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течение 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты – с закрытым) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично). Проблема усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях. Прежде всего, нужно обучать ребенка жеванию и глотанию с закрытым ртом.



Предварительный просмотр:

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но ребёнка можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух  детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить ребёнка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания

«Отгадай, что звучит».

Взрослый за ширмой звенит бубном; шуршит бумагой; звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.

«Угадай, что делать».

Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.

«Где позвонили?».

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4–5 раз.

«Угадай, кто сказал».

Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

Игры для развития фонематического слуха

«Так ли это звучит?».

Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, взрослый и ребёнок вместе называют слова, отмечая их многообразие слов, разное и сходное звучание.

«Кто внимательный?».

 Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза.

«Звуковые песенки».

Взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа АУ, как дети кричат в лесу, или как кричит ослик ИА, или как плачет ребёнок УА, или как мы удивляемся ОО и др. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая её, затем – второй. Потом ребёнок с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную им схему.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: