Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ

Семёнова Тамара Павловна

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Осень – щедрая душа»

 (старшая и подготовительная группы)

(с использованием  русского фольклора)

Дети заходят в зал. Зал оформлен в виде избы. Детей встречает хозяйка.

Хозяюшка. Здравствуйте, желаннушки мои доброхотушки!

О поре уж багряной, осенней.

Приходите, не пожалеете, коли время имеете.

Будьте, как  дома, не стесняйтесь,

Радуйтесь осени, забавляйтесь.  

Воспитатель. Мир твоему дому, а хозяйке – долгие лета.

Хозяюшка. Для дорого гостя  и ворота настежь.

Мы пришли не с пустыми руками.

(дети преподносят свои поделки хозяйке и благодарят)

Хозяюшка. Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Как уютно в нашей горнице

Спозаранку печка топится

Котик лапкой умывается

Мой рассказ начинается.

«Большое у меня хозяйство: и в доме  прибрать, и на огороде работать, скотину накормить. На лето приезжает внучка  Катя, помощница моя. Любит она пасти  коровушку на лугу. (звучит фонограмма скотного двора)

(Песня «Коровушка» (индивидуальное исполнение)

Хозяюшка. Молодец, Катюша, хорошо у тебя получается. А ведь в народе

                     говорят «Хорошее начало полдела  откачало». Лето быстро              

                     закончилось и наступила осень.

Весна красна цветами,

Зима – белыми снегами,

Осень щедрыми дарами.

Русская народная закличка

Ребенок № 1. Осень, осень, осень

С обильными хлебами,

С высокими снопами

С листопадом и дождем

Перелетным журавлем.

Ребенок № 2. Восенушка – осень

Тебя в гости просим

С громами сильными

С дождями, ливнями,

Гости недель восемь

Лейся, дождик, с неба,

Больше будет хлеба.

Ребенок № 3. Восенушка – осень

Сноп последний носим

Приходи к нам с ливнем,

Хлебом обильным,

Со льном высоким,

С корнем глубоким.

Песня календарная  (Д/В № 9 – 93 год)

Хозяйка. Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой

Будут радостными встречи,

Осень это праздник твой.

Ребенок. Осень в гости к нам пришла

Добро нам принесла

В коробы – холсты,

На гумно – зерна.

Также лен – конопель

Рожь, пшеницу, ячмень.

Хозяюшка. Сегодня в нашем хороводе

Все что растет на огороде

Щедрая осень  угощает всех плодами:

Фруктами и овощами.

(Хозяйка подает корзину с овощами)

Дети.  Морковь, репка и картошка

Два зелененьких горошка

Четыре молодца –

Зеленых огурца,

Силач – пузаты кабачок

Его дружок сосед лучок

Свекла с редискою – подружкой

Укроп с красавицей – петрушкой

Важные сеньоры - зазнайки помидоры.

Воспитатель. Вроде все  … а где капуста?

Без неё в тарелке пусто!

Хозяйка. Нынче капуста удалась на славу. С давних пор на Руси даже праздник был посвященный капусте, он так и  назывался в народе Сергей-Капустник.  Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

Хозяйка. Все любят капусту и дети и взрослые и даже звери. Угадайте кто?

Заберется в огород

И давай над  грядкою  

Забивать капустой рот,

Грызть морковь украдкой

Погрызет часок другой

И стрелой летит домой. (Заяц)

Хороводная игра «Гости в огороде» Можжевелова Группа № 1

Хозяйка. И медведь любит ко мне в огород захаживать.

Русская народная игра из сборника «Сорока-белобока» «Медведь в огороде»

Хозяйка. Раньше капусту заготавливали на всю зиму, в бочки солили.

Логопед.  Наши дети тоже умеют рубить капусту.

Дни становятся короче,

Холоднее с каждым днем

Дружно дети, мы, капусту

Заготавливать начнем.

Все наденем фартуки, чтобы не запачкать свои наряды.

Русская народная игра  «Я на камушке сижу» стр. 58

Логопедическое упражнение «Мы капусту солим»

Хозяйка. Есть у меня  и фруктовые деревья  в саду. А хотите  узнать, фрукты уродились в моем саду? Если угадаете загадку – говорите, не угадаете – молчите.

Круглое румяное,

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

На сучках висят  шары,

Посинели от жары. (слива)

Долгоножка хвалится

«Я ли не красавица»!

А всего косточка

Да красненькая кофточка. (вишня)

Воспитатель. Да много витаминов в твоей загадке.

Русский народ всегда смеялся над теми, кто не хотел и не умел трудится.

Тит: Где баранки, калачи?

1 Дев. Пролежал лодырь целый день

2. Дев. Не жнет, не косит

            А обедать просит.

3. Дев. Тит, иди молотить

Тит. Живот болит.

4. Дев. Тит, иди молотить.

Тит. Спина болит.

5. Дев. Тит иди мед пить.

Тит. Дай скорее шапку схватить.

Все дев. Хочешь есть калачи,

Не сиди на печи.

Хозяйка. Девицы и молодцы много ли вы знаете пословиц и поговорок о труде? Я их в корзину положу кому хочешь отнесу.

Дети. – «Что посеешь, то и пожнешь».

- «Мала пчела, да  и та работает»

-  «Труд человека кормит, а лень портит».

- «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».

- «Без труда не вытянешь рыбку из пруда».

- «Умелые руки не знают скуки».

Хозяйка. Сбор поздних ягод  (рябина, шиповник, калина) начинался 1 октября в праздник «Арина Шиповница».

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики здороваются

В лес идем мы погулять

Обе руки идут гулять

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Хозяюшка: В сенокос горька,

А в мороз сладка

Что за ягодка? (Рябина)

1 девушка: Ты рябинушка раскудрявая!

                   Ты когда взошла, когда выросла?

2 девушка: С вечера мою рябинушку дождиком мочило,

                    Со полуночи рябинушку ветром обдувало.

Обе: Ветер дует, солнце греет, рябина алеет, (русское народное творчество)

3 девушка: Мы рябинки, у дорожки,

Понавесили сережки

Бусы красные надели

Танцевать мы захотели

                                             «Танец Рябинок»

Воспитатель: А теперь детвора,

                      Хоровод водить пора.

«Хоровод Калинушка» муз. Михайленко.

Ребенок: Мы вокруг калинушки

В хоровод ходим

Песенку осеннюю

Нежную заводим.

Хоровод «На горе-то калина»р.н.м.

Хозяюшка:

В народе говорят:

«Осень идет за собой дождь ведет».

Логопедическое упражнение «Меж еловых мягких лап»

Ребенок: Славно осенью в лесу

Падают листочки

На полянке у реки

               Собрались грибочки.

Воспитатель: А на радости такой, пой частушки всей гурьбой.

« Частушки о грибах»

1. Месяц в небе как лукошко,      

Ты играй, моя гармошка,

Я грибок залез на пень,

Я играю целый день

(садится на пенек нога на ногу играет на гармошке)

2. Как у наших у опят

Вырос целый детский сад

Все сынки и дочки

Прячутся в листочки

(Играют на ложках)

3. Милые поганочки

Пляшут на поляночке

Не жалеют каблуков

Веселят всех грибников

(Играют на бубнах)

4. Грибы говорком:

Расступись народ,

Мухомориха идет

Мухомориха поет:

Фартук новый лист клиновый

Мне ребята в пору

Соберуся и уеду

В гости к мухомору.

(Грибы играют мухомориха пляшет)

Аттракцион «Кто быстрее соберет грибы»

Хозяюшка: Собран урожай, а в ноябре, в праздник «Кузьмы и Димиана» прославляли трудовой народ: ремесленников и кузнецов.

Воспитатель: А еще говорят «Кузьминки по осени поминки»

Хозяюшка: Да , на Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

1 Ребенок: И блоху он подкует,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит

Чашей полной дом тот станет

2. Ребенок:

Идет Кузьма и кузницы

Несет Кузьма два молота

Для всех людей

Накует гвоздей.

3. Ребенок: Вот кузнец-молодец

Захромал мой жеребец

Ты подкуй его скорей Кузнец: Вот гвоздь, вот подкова

Раз, два и готово _Речевое упражнение «Молотки» массаж ног

Туки-ток, туки-ток Застучали молотки

Похлопывают ноги ладонями снизу вверх

Туки-туки, туки-точки Застучали молоточки

Поколачивают кулачками

Туки-ток, туки-ток Так стучит молоток

Поглаживают кулачками

1 ребенок: А вот и ложки деревянные

Звонкие, забавные

2 ребенок: Ложки резали мы сами

Их любовно расписали

Педагог по изо:

А вы знаете, ребята, из чего состоит узор на ложках?

 (Из листьев, завитков, травки веток с ягодами).

Как вы думаете почему хохломские художники украшают ложки закругленной веточкой?

 (закругленная ветка соответствует круглой форме ложки).

А чем украшен край ложки? (Каймой)

Как раскрашена ручка? (Ее нижний и верхний края в отличии от середины, другого цвета)

Молодцы, а теперь давай те веселиться.

3 ребенок: Ложки, ложечки резные

Зазвенят в один момент

Не простые, расписные

Древнерусский инструмент

Оркестр «Во саду ли, в огороде»

Хозяюшка:

Тары-бары растабары

Подтяните шаровары

Трынцы брынцы траляля

По плясать, друзья, пора.

Общая русская пляска.

Хозяюшка в кругу: Мы гостей всегда встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником

Пороги мы вам подносим

Поклонясь отведать просим.

Воспитатель: Дух от них идет лесной

Земляничный и медвянный

И рябинный и грибной.

Песня «К нам гости пришли» (поет хозяюшка)

Хозяюшка:

Вы хозяюшку потешьте

Пирогов моих поешьте,

Не красна изба углами

А красна пирогами.

Воспитатель: Спасибо дорогая хозяюшка за гостеприимство

Но «Посидя гости уходят»,

«Пора и честь знать».

Дети покидают зал под фонограмму русской народной музыки.

Хозяйкаостается в зале.



Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник

«Встреча весны - Благовещение»

с использованием речевых игр

(старший возраст)

Подготовила:

музыкальный руководитель ДОУ № 13

Семенова Т.П.

г. Волжск, 2009 год


Фольклорный праздник «Встреча весны - Благовещение»

с использованием речевых игр

(старший дошкольный возраст)

Дети сидят в зале, оформленном в русском стиле, звучит русская народная

мелодия

1 Ведущий: Здравствуйте, люди добрые, гости званые, гости желанные.

2 Ведущий: Пожалуйте, гости дорогие!

Давно мы вас ждем-поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

1 Ведущий: К путешествию в старину приглашаем -

О русских обычаях и традициях много узнаем.

Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте.

Игры веселые затевайте.

2 Ведущий: Так жили на Руси наши предки

И нам завещали -

Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.

1 Ведущий: Сегодня будут игры, танцы, смех,

Радости хватит для всех.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Раз народ такой веселый

Значит будет жить она.

Танец «Сударушка» (подготовительная группа)

2 Ведущий: Светлеет небо, тает снег,

Мы вам расскажем о весне.

Звучит русская народная мелодия, на её фоне идет рассказ

Прошла зима с лютыми морозами, с бурями - метелями, с холодом и голодом. Наступила оттепель, и сердце радуется скорому приходу весны. Мы, современные люди знаем, что весна обязательно наступит в свой срок. А наши далекие предки верили, что весна придет, только если её ждут, просят прийти.

1   Ведущий: Ребята, все соскучились по весне? Как нам быть? Давайте и мы позовем весну.

1 Ребенок (подг. группа): Приди к нам, Весна.

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью.

2 Ребенок (подг. группа): С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой.

Со всом кучерявым,

С ячменем усатым.

3 Ребенок (подг. группа): С просом колосистым,

Со льном кустистым,

С калиной-малиной,

С красной рябиной,

С черной смородиной,

 Со всякой садовиной.

4 Ребенок (подг. группа): С лазоревым цветом,

С теплым летом!

Логопед (подг. группа): Дай. Весна, добрые годы,

Годы добрые, хлебородные!

Зароди жито густое.

Жито густое, колосистое,

Колосистое, ядренистое.

Речевая игра «Весной» (подготовительная группа)

В марте тает рыхлый снег -Скользкая дорога Приготовились к весне Мы с тобой задолго.

Дети идут по кругу дробным ритмичным шагом.

Сняли валенки вчера, Сапоги надели Потому что со двора Слышаться капели

Садятся на пол, упор рук сзади, топают слегка ногами по полу.

Ну, а в мае - красота! Все зазеленело То художница - весна 11ринялась за дело.

Медленно поднимаются с пола, вытягивая руки-росточки вверх, в конце раскрывают пальцы рук -«бутоны распускаются».

2  Ведущий: Много весенних православных праздников на Руси.

Первыми были праздники Евдокии Плющихи и Герасима-Грачевника.

(Входят Евдокия и Герасим - дети разновозрастной группы № 2)

- Доброго вам здоровья! Мы рады всем гостям, (кланяются)

Герасим: Мы пришли к вам с зимой прощаться, весну встречать.

Евдокия: Я весне первая помощница, где пройду, там снег тает, ручьи бегут.

Герасим: А я - Герасим-Грачевник - парень веселый да сноровистый:

как засвищу, так грачи с юга летят, весну - красну на крыльях несут.

(звучит завывание метели, входит Зима) Зима:      Это кто тут хозяйничать собирается? Хотите снега мои топить

да весну приваживать? Я - Зима-госпожа: как захочу так и будет!

Евдокия: Да полно, зимушка, куражиться.

Пришла пора уходить тебе со двора!

Герасим: Уноси скорее ноги,

Очищай весне дорогу!

Зима:     Как бы не так! Не бывать этому! (топает ногами) 

Евдокия: Что же делать будем, люди добрые?

Герасим: Ну, народ, выручай! Всем миром победим зимушку, глядишь и весна объявится

Зима:     Ишь, какие смелые, все на одну! На санках, да лыжах катались?

У елки плясали, а теперь меня, зимушку, пожалеть некому. Евдокия и Герасим: Мы же на честное состязание тебя вызываем, зимушка!

Зима:     Хорошо, согласна! Начнем с загадок:

«Гость гостил, золотой мост мостил:

Без ножа, без топора, без железного долота». (Мороз)

«Выгляну в оконце - лежит белое суконце,

Всю зиму лежит, а весной убежит» (Снег)

« Это кто такой идет,

Бородой своей трясет,

Рогами качает,

Ребяток пугает» (козел)

Русская народная игра «Шел козел по лесу»(разновозрастая группа № 2)

Зима:    Давайте лучше в играх молодецких состязаться.

Соревнование «Перетягивание каната»

Зима:   Ладно, согласна, вы сильнее, а Весны-то все равно нет.

1 Ведущий: В старину пели веснянки-песни, которыми зазывали весну, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы хлеба взошли.

Весна-красна, приходи скорее

Прогони туман сырой

И подснежники раскрой, Хочу, чтобы скорей.

«Весняночку» мы с пели.

«Весенний хоровод» муз. Качаевой (разновозрастная группа № 1)

Дефектолог (группа № 1): Матушка-весна!

К нам скорее приходи!

С собой солнце приводи!

Будем солнышко мы звать,

Будем солнышко встречать!

Солнышко, ребята скорей позовем,

Пусть согреет нас оно теплом.

Пальчиковая игра «Солнышко» (разновозрастная группа № 1)

(русская народная закличка)

Солнышко, солнышко Выгляни в окошечко

«Фонарики»

Дам тебе веретешечко,

Вращают кулачками перед грудью

Насыплю горошечка.

«Сыплют горошек»

Дефектолог (группа № 2): Что-то не слышит нас солнышко?

Пальчиковая игра «Солнышко» (разновозрастная группа № 2)

(русская народная закличка)

Солнышко, солнышко

«Фонарики»

Выгляни в окошечко

Где твои детки?

Вытягивают руки вперед и пожимают плечами

Сидят на загнетке

«Полочка» перед грудью

Камушки катают

«Тарелочки»

За окно бросают

«Бросают камушки» правой рукой

Логопед (подг. группа): А мы для солнышка-колоколнышка песенку

споем.

«Песенка про солнышко» муз. Филлипенко (м/р № 2 06 стр. 62)

Логопед (старшая группа № 6): Давайте и мы, ребята, постараемся

позвать солнышко.

Пальчиковая игра «Солнышко» (разновозрастная группа № 6)

(русская народная закличка)

1,2,4.5

Дети скрещивают руки в запястьях, раздвинув пальцы и медленно поднимают их

А к обеду на часах солнце прямо в небесах

Переплетают пальцы в замок и подтягиваются за прямыми руки вверх

6,7,8,9,10

Солнце спит на небе месяц

Кладут ладошки под щеку, спят

Разбегайтесь кто куда

Бегут на месте

Утром новая игра

Заходит весна

Весна (взрослый группы №6): Здравствуйте, ребята!

Вот и я, пришла Весна,

 К вам спешила очень я.

Лесам и птичкам очень я нужна,

Несу с собой тепло и свет

И солнца раннего привет

Долго ли вы меня ждали?

Дети: Долго, очень долго.

Весна: Надоели ли вам снега, вьюги да метели?

Дети: Очень надоели.

Весна-красна ты на чем пришла?

Речевая игра «Весна-красна» (старшая группа № 6 ) (русская народная закличка)

- Весна - красна На чем пришла?

Дети показывают «фонари, подняв руки

- На жердочке, На бороздочке.

Вытягивают руки вперед. Вытягивают прямые руки впред-вниз.

Кулики, жаворонки

Взмахивают руками как крыльями

Прилетите к нам в одонки!

Соединяют ладони над головой «стог»

Посылаем вам головки!

Вытягивают ладони вверх.

Весна: Я приехала на возочке.

Приплыла на челночечке.

Дети:  Весна-красна, а ты с чем пришла?

Весна: С сохой, бороной.

С лошадкой вороной,

С рожью зернистой

Пшеницей золотистой,

С травою шелковою,

С водой ключевою,

С калиной-малиной,

С красной рябиной.

Дети: Весна-красна, что ты нам принесла?

Весна: Принесла я вам здоровье:

Первое - коровье,

Второе - овечье,

Третье - человечье.

Дети:  Весна-красна, чем ты нас одаришь?

Весна: Одарю я вас ключевой водой,

Шелковой травой,

Теплым летом,

Лазоревым цветом.

Весна (обращается к зиме): А тебя, зимушка, я провожаю.

Ребенок: Ты прости-прощай Зима-матушка!

Ты на нас не серчай

Ждем тебя через годок,

На осенний листок. (Зима уходит) 

Весна:  Эй, дружочки, месяцы мои! Отзовитесь!

Расскажите нам о себе!

Март:    Я - март, первый месяц весны.

Еще лежит снег, солнышко пригревает ласковей.

Недаром говорят: «Весна, зажги снега»

(звенит колокольчиком)

Апрель: Я - апрель, второй месяц весны,

Издавна в народе говорят: «Апрель - водолей»

В апреле дни становятся длиннее и теплее.

Пробуждается природа. (играет на металлофоне) 

Май:     Я - май, третий месяц весны

Весны - зеленой травы

Распускаются на деревьях листочки

В лесах поют соловьи да зяблики. (играет на свистульке)

Весна:   Пусть всюду льется музыка

Везде она нужна.

Сегодня в нашем садике

Танцует детвора.

Танец «Кадриль» (индвид. танец группа №6)

Весна:   Ребята, давайте покличем птичек перелетных.

Позовем гонцов весны,

Где вы милые певцы.

Ребенок: Весну закликаем,

Первых птиц встречаем.

Закличка «Жаворонушки» (старшая группа № 6 ) (русская народная закличка)

Жаворонки, прилетай те!

Дети поднимают прямые руки

Красно лето принесите,

А зиму-то унесите

Взмахивают кистями рук

Опускают руки через стороны, взмахивают кистями

Нам зима-то надоела,

Скрещивают руки на груди

Как хуже горькой редьки Надоела, уморила, Ножки, ручки поморозила.

Вытягивают руки вперед Качают головой вправо-влево Шлепают ладонями по колени

Бабушка сидит по печкой Шьет мешочки, Кладет уголечки,

Печет кренделечки.

«Полочка» «Шьют иголкой»

Складывают уголечки  в мешок, прикасаясь пальцами правой руки к ладони левой «Пекут пирожки»

1 ребенок (старшая группа № 6): Скворушка, прилетай,

Себе домик выбирай.

2 ребенок (старшая группа № 6): На дереве высоком,

С крылечком широким.

3 ребенок (старшая группа № 6): Ты позвонче свисти,

Да почаще щебечи.

Игра «Скворушка» (м/р № 2-06 стр. 53)

1 ведущий: На Руси весну встречали 7 апреля, на Благовощенье. В этот день звонили колокола, звали людей в храмы поклониться Богородице.

« Звон колоколов»

1 ребенок (подг. группа № 5): С крыши льется светлая капель

Блеском солнца сад обрызган весь,

Не случайно избран был апрель,

Чтобы принести благую весть!

2ребенок (подг. группа № 5): Вся природа эту весть ждала.

Жаждал мир любви и возрождения,

И потоки света и тепла

Жизнь зеленую привели в движение.

3 ребенок (подг. группа №5): Вешний воздух над землей царил,

Зеленели тонко луговины

Весть принес Архангел Гавриил.

О рождении Спасителя и Сына!

2 ведущий: Как в народе говорили об этом празднике?

1 ребенок (подг. группа № 5): На Благовещенье весна зиму поборола! 2ребенок (подг. группа № 5): Если на Благовещенье снег на крышах

лежит - значит лежать ему до Егория.

3 ребенок (подг. группа №5): Бывает на Благовещенье первая гроза -

значит быть лету теплым.

4 ребенок (подг. группа № 5): На Благовещенье птица гнезда не

вьет, девица косу не плетет.

5 ребенок (подг. группа № 5): В этот весенний день на Руси было

принято делать добрые дела: освобождать птиц, выпуская их из клеток на волю.

1 ведущий: Птицы, маленькие птицы

Грустно жить вам тесной клетке.

Словно узникам в темнице.

В это утро золотое

Радость льется с небосвода

Дверцу клетки я открою –

Отпущу вас на свободу!

Улетайте в лес и в поле.

Вейтесь в синем поднебесье,

 Прославляйте Божью волю

Радостною звонкой песней.

Танец «Птицы и цветы» (ст. группа № 6)

Весна: Спасибо вам, ребята, за то, что меня с радостью встретили.

Принесла я вам солнышко ясное, да птиц хоровод. Травушка-муравушка вас в сад позовет. А к празднику Благовещенья я подарю вам птичек-невеличек

Весна дарит детям Птичек-оригами

Весна: А вас дорогие гости с праздником поздравляю

Счастья будет вам горой.

Урожая воз большой,

На столе всегда пирог,

Легких вам всегда дорог.

(Угощение пирогами) (танцуют под русскую народную музыку).



Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник

«Наступили святки. Начинаются колядки».

Подготовила:

музыкальный руководитель ДОУ № 13

Семенова Т.П.

г. Волжск, 2011 год

1-й Зазывала: Собирайся, честной народ, на гулянье! Рядитесь, берите трещотки! Да всей семьей спешите к началу!

2-й: Ото всех дверей, ото всех ворот к нам на праздник спеши! Кто умеет хорошо трудиться, тот умеет и веселиться!

3-й: Зима нас торопит!

Спешите!

Рядитесь, из групп выходите,

Колядуйте, пойте,

пляшите, шутите!

Дети-«ряженые» и «колядовщики» заходят в зал с разных сторон и поют.

Колядовщики (говорком): 

Коляда светлая!

Пришла коляда

вперед Рождества,

Вперед Масленицы.

Зашла коляда в город (название),

А в граде том живет

народ честной,

И большой, и малый.

Коляда-моляда!

Ходила коляда

по святым вечерам.

1-й ребенок (проходит вблизи гостей): Дома ли хозяева?..

Дети (хором): Как желает коляда...

1-й ребенок:

Всем здоровья и добра,

И согласия, и богатства

В наступающем году!

Мальчики-«колокольчики» осыпают гостей горстями конфетти и зерном.

Все исполнители убегают и присаживаются на стульчики.

Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли подокнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание — это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза.

Взрослые разыгрывают сценку. Звучит р. н.м. «Барыня». Входит Цыган и ведет Медведя. Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается на все стороны.

Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый — что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!

А ну-ка, Мишенька Иваныч,

Родом боярыч,

Ходи-похаживай,

Говори-поговаривай,

Да не гнись дугой,

Словно мешок тугой,

А ну, поворотись, развернись,

Добрым людям покажись!

Потешь народ честной,

Попляши-ка, дорогой!

Медведь отрицательно качает головой и рычит.

Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):

Ну-ка, Миша, попляши,

У тя ножки хороши!

Тили-тили-тили-бом,

Загорелся козий дом.

Коза выскочила,

Глаза выпучила,

Таракан дрова рубил,

В грязи ноги завозил!

Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» - выскакивает Коза в сарафане - «барабанщик». Звучит русская народная плясовая мелодия (по

выбору), Коза барабанит, Медведь пляшет.

Цыган: Медведь с Козою забавлялись,

Друг на друга удивлялись.

С того раза подружились,

Музыке и пляске вместе научились.

Пошли в услуженье к хозяину жить,

Играть, плясать да народ веселить.

Танец Медведя и Козы подр.н.м. «Барыня».

Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела! Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся? Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком — во как, во как! Ох, хорошо!

Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».

Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уваженье да за угощение, за труды!

Медведь снимает с головы Цыгана шляпу и, держа ее в передних лапах, обходит гостей, собирая угощение.

Ведущий  (детям): Понравились ли вам наши артисты? Тогда похлопайте! (Все аплодируют; Цыган, Медведь и Коза уходят из зала, прощаясь со зрителями.) А сейчас вопрос к вам у меня: без кого не бывает новогоднего праздника? (Дети отвечают: «Без Деда Мороза, Снегурочки, ёлочки».) Звучит мелодия песни «В лесу родилась ёлочка». В зал входят Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: Наш поклон вам и поздравления! Добра вам, счастья, благополучия!

Снегурочка: Побольше улыбок, здоровья, радости! А чего же вы сидите, не играете? Дедушка, не возражаешь, если мы с ребятами поиграем?

Дед Мороз: Да что ты, внученька! Я вот тоже подарочки для самых шустрых ребят припас!

Игры (по выбору):

  1. «Перетягивание каната» (дети встают в две команды спинами друг к другу, надо дотянуться и достать каждой команде свой приз).
  2. «Бег в мешках» (перед игрой слова: «Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки про скакать сумеет ловко"?»).
  3. «Бег в «сапогах-скороходах» (с привязанными к валенкам грузами).
  4. «Петушиный бой» («бой» подушками; цель - столкнуть противника с «бугра»).

Дед Мороз: А теперь — шире круг, смелей размах! Танцы начинайте!  Всем участникам — колядкино угощение!

Общий танец под веселую русскую народную мелодию (по выбору).

Дед Мороз: Молодцы! Устали? И меня уморили! Что ж, как и обещал...

Открою сундучок —

достану пятачок,

Открою коробейку —

достану копейку!

Отдает призы Ведущему.

А в этой коробочке у меня подарочек для кота Леопольда, мыши передали ему. Нет здесь Леопольда? Снегурочка, как же передать подарок — не знаю!

Снегурочка: Дедушка, а что, если мы вместе с ребятами отправимся в гости к коту Леопольду? Ребята, хотите в гости? (Дети отвечают.) Только просьба к вам: входить в кинотеатр надо «по-кошачьи»: на цыпочках — лапочках, а руками обозначить ушки. Можно тихонечко мурлыкать.

Дед Мороз и Снегурочка с детьми переходят в другой зал.

Дед Мороз: Ну вот, ребятушки, все собрались. Отогревайтесь, а нам со Снегурочкой долго в тепле нельзя — растаять можем. Посылочку Леопольду от мышат передайте! До свидания, не скучайте! С Рождеством вас!

Дед Мороз и Снегурочка уходят, прощаясь с детьми.

Ведущий: А где же Леопольд? Что будем теперь делать с этой коробочкой?

Звучит припев песни котаЛеопольда «Если добрый ты», муз. Е. Савельева.

Появляется Кот Леопольд.

Леопольд: Здравствуйте, дорогие ребята! Ах, какие вы все, мур-р, нарядные! Мур-р, красивые! Мур-р, весёлые! А меня вы узнали? Я — кот Леопольд! И если я сегодня на себя не похож, то только потому, что надел новогодний

костюм. А песенку мою вы узнали? Давайте споем ее на новогодний лад!

Леопольд поёт, дети подпевают.

1.Праздник Новый год

В гости к нам пришел,

Снегом по плечам

Хлопал.

Общий хоровод —

Это хорошо,

А когда наоборот —

Плохо!

2.Если вместе петь —

Слышно далеко,

Не страшна пурга

Дружным.

Если добрый ты,

То всегда легко,

А когда наоборот —

Трудно!

3.С каждым поделись

Радостью своей,

Рассыпая смех

Звучно.

Если песни петь —

С ними веселей,

А когда наоборот —

Скучно!

Ведущий: Леопольд, у нас есть для тебя подарок, его просили передать тебе мышата.

Леопольд: Мур-р, спасибо! Как приятно получать подарки! Я обязательно поделюсь с ребятами! (Открывает коробку, взрывается хлопушка.) Мя-я-у-у! Эти мыши неисправимы! Они не хотят жить дружно даже в Новогодний праздник! Тут еще и записка есть!

Ведущий (читает): Вызываем всех на бой! Биться будем за настоящий подарок. Если справитесь со всеми нашими заданиями — подарок ваш, если нет— то наш! Самые умные и самые честные мыши на свете.

Дети в одиночку или командно участвуют в «испытаниях».

  1. Скороговорки.
  2. Соревнования (по выбору воспитателей).
  3. Новогодние загадки.

Леопольд: Кажется, с заданием мы справились. Но я теперь коробку открывать не буду!

Ведущий: Хорошо, я открою!


(Осторожно открывает, ничего не происходит.) Да здесь шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого и что ожидает в Новом году.

В коробке находятся цветные шарики из фольги, внутри которых - предметы для шуточного «гадания»: сердечко - к любви, ключик - к новоселью, пуговка -к обновке, колесико - к покупке или выигрышу машины, географическая карта - к путешествию, цветочек - к подарку, конфетка -к сладкой жизни, копейка -к богатству, и др.

Леопольду достается «кругосветное путешествие».

Как только Леопольд видит содержимое шарика (карту), он прощается с детьми и бежит готовиться к путешествию.

Ведущий: Вот и узнали мы что-то новое, немного позабытое старинное, но вечное. Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные обрядовые праздники России-матушки! Но мы не прощаемся, а заканчиваем наш большой праздник пляской с задорной русской частушкой! Исполняются частушки по теме праздника, по выбору музыкального руководителя.




Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник

«Святки. Лесные колядовщики».

(для старшего дошкольного возраста)

Подготовила:

музыкальный руководитель ДОУ № 13

Семенова Т.П.

г. Волжск, 2010 год


«Святки. Лесные колядовщики».

(для старшего дошкольного возраста)

Вед. Добрый день, ребята! Теперь когда на российской земле установились настоящие холода, настало самое веселое и таинственное время, которое с древних времен носит название - Святки.

Проходила неделя после встречи Нового года и в России начинали праздновать веселую пору Святок, каждый день люди гуляли вечерами возле своих деревень, пели песни, наряжались в диковинные костюмы. Люди радовались, если к ним заглядывали колядовщики, это считалось доброй приметой. Гостей старались угостить сладостями. А еще в эти дни принято было ходить по домам, под окнами исполняя специальные песни, которые назывались колядки.

Колядки в исполнении воспитателей

Вед.

Во владениях инея и снега

Расцвели хрустальные сады

К нам в окошко с праздничного неба

Льется свет рождественской звезды

В каждый терем, в каждую светёлку

Златокрылый ангел прилетел

Он зажег рождественскую ёлку

И на нас с улыбкой поглядел

Реб. 1

За Новым годом Рождество

Тихонечко идёт,

И снова возле ёлочки

Хор детей поёт.

Хоровод «Танец ёлочек» (гр.4)

Вед.

Огоньки сверкают,

Огоньки мигают,

В зимний лес зовут,

Там нас рождественские сказки ждут....

(Звучит сказочная музыка. Дети закрывают глаза)

На святки все бывает

Любая сказка оживает

Вед.

Вот и попали мы в сказочный зимний лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна

Только ёлочки стоят,

Танцевать они хотят

Реб.

Мы летучие снежинки,

Мы прозрачные как льдинки

Мы прекрасны, мы воздушны

Только ветру мы послушны

«Танец снежинок» (группа 2 и 8/ 6)

Вед. Что это за большой сугроб?

«Стихотворение с движениями «Как на горке...»(логопед)

Как на горке

поднимают руки

Снег. Снег

встряхивают кистями рук

И под горкой

опускают руки

Снег, снег

встряхивают руки

Как на ёлке

соединяют ладони над головой острым углом

снег, снег

встряхивают руки

И под ёлкой

плавно водят руками вправо-влево

снег, снег

встряхивают руки

А под снегом спит медведь.

ладошки под щеку

Тише! Тише! Не шумите!

грозят пальцем

(В зал входит Лиса)

Лиса: Здравствуйте, ребята. Что это вы так тихо сидите? Я пришла медведяразбудить. Он и так весь новый год проспал. (подходит к сугробу) Мишка просыпайся!

Мишка поднимайся!

Ничего не слышит мишка,

Помогите мне детишки!

Мы в ладоши громко хлопаем -Хлопают.

Раз, два, три

И ногами так притопаем - Топают

Раз, два, три

Просыпайся Мишка,

Мишка - шалунишка! - Грозят пальцем.

(проводится 2-3 раза)

Медведь (снимает простынь) 

Вы зачем меня подняли?

Медведь (снимает простынь)

Вы зачем меня подняли?

Медведь

Вы зачем меня подняли,

 Мишке выспаться не дали?

Лиса

Миша, наступили святки.

В деревнях идут колядки.

Медведь.

Колядки? Это что такое?

Лиса. Колядки - это веселые забавы. (Дает историческую справку.) 

Медведь.

Угощение — это хорошо!

Лиса.

Чем, Миша, мы хуже?

Давай в лесу у нас «колядуем!

Медведь.

А кто нам в лесу угощение даст?

Лиса.

Смотри, сколько ребят к нам в зимний лес в ости пришло. Вот они нас и угощают. Медведь и Лиса обходят елку. Медведь, Лиса Сеем, веем, посеваем, С Новым годом поздравляем! Счастья будет вам горой, Урожая воз большой!

Новогодняя колядка «Колядка»

Поют Медведь и Лиса.

У хозяина в дому

Велись бы ребятки,

Велись бы телятки,

Велись бы ягнятки,

Велись бы жеребятки,

Велись бы поросятки,

Велись бы козлятки,

Велись бы утятки!

Медведь

Коляду встречайте,

Нас с Лисою угощайте!

Ведущий

Не плясали и не пели,

Угощенья захотели!

Сначала нас повеселите,

Поиграйте, попляшите.

Медведь

А я, Мишенька-медведь,

Так умею песни петь

У-У-У.

Ведущий

Тише, Миша, не кричи!

Тише, Миша, не рычи!

Эх, ты , Мишенька- медведь!

Совсем ты не умеешь петь ,

Ты тугой на ухо -Ни голоса, ни слуха.

Послушай лучше ты ребят, Петь песню и они хотя.

Песня о зиме (по выбору)

Лиса

А я - Лиса-красавица.

Играет мне очень нравится.

Игра «Зайцы и лиса» Г. Вихаревой

Лиса

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повеселим гостей немножко. Медведь

Давай, Лиса, покажем, Как лихо с тобой пляшем.

«Барыня»

Медведь и Лиса танцуют. Дети хлопают

Медведь

Я, Топтыгин, с давних пор

Замечательный танцор,

Удивительный артист

Называюсь пародист

Кого хотите, покажу,

Движениями изображу

Номер «Пародист»

Исполняет Медведь. Ведущий дает ему задания, тот изображает.

Ведущий

Ты, Топтыгин, попляши

И ребятам покажи

Как старушки пляшут

Да платочками машут.

Медведь показывает

Как девчушки-хохотушки

На праздник собираются,

Кудри вьют, наряжаются,

Белятся да румянятся.

Медведь изображает

Как мальчишки-шалунишки бьются,

Кулаками дерутся

Медведь боксирует с воображаемым противником

Как старый дед ногами стучит,

На парнишек ворчит.

Медведь топает ногами.

Ведущий

Лисавета, поиграй,

Нам спортивные загадки загадай.

Лиса

Тащим их на горку

Чтобы устроить гонку (Санки)

По ледяной дорожке

Бегут стальные ножки (Коньки)

Две палки, две дощечки

Катайтесь человечки (лыжи)

Лиса

А теперь отгадайте-ка ребятки,

О моих друзьях загадки

Под к её жертвам обманчиво прост:

«Я, курочки, ваша сестрица ...»

Блестят её зубы и огненный хвост!

Да, это же, это .... (Лисица)

П. Гудимов

Это белый комок

Ловко прячется в сугроб

Лисице обидно –

На снегу его не видно.

Кого же зимушка-зима

От лисы уберегла? (Зайца)

Косолапый, неуклюжий,

Не боится зимней стужи

До весны привык храпеть .

Он в берлоге. Кто? ... (Медведь)  

В белой шубе, как в обнове

Носик у него - морковка К снегу, холоду привык

Из комков наш.....(снеговик).

Танец снеговиков (группа 1,6)

Ведущий

Прикатила коляда

Из далекого леска.

Что за славный денек!

Ты не прячься за пенек,

Будем кругом ходить,

Будем всех веселить.

Дети и звери водят у ёлки.

Лиса

Все, кончаем веселить»

Не пора ли нас дарить?

Ведущий

Вот вам, гости дорогие,

Колядовщики лесные,

Пряники, конфеты!

(Дает Лисе и Медведю корзинку с угощением)

Медведь. Спасибо-вам за -это!

Медведь и Лиса прощаются с детьми и уходят.

Ведущий

Полно в сказке нам бывать

Пора нам, дети колядовать!

Хоровод  (по выбору)

Дети обходят елочку еще раз, любуясь ею, уходят из зала.

1 реб.

Коляда, коляда уродилась коляда

Одарите друзья, колядовщиков!

Коляда пришла, вам здоровья принесла

2 реб.

Мы пришли прославлять

Да хозяйку детсада поздравлять

Взрослый:

Мы пришли всех прославлять, да хозяев величать

Вашим детушкам, сыновьям, дочерям

90 быков, полтораста коров

И житием, и бытиём, и богачеством!

Реб. Коляд, коляд, колядин,

Я у батюшки один

Коротенький кожушок,

Дай хозяйка пирожка (в столовой)

Реб.

Я маленький мальчик,

Залез на чуланчик,

Надел красный колпачок,

Пожалуйте витамином (медсестра)

Вед.

Вот каким веселым получился у нас праздник святок! Люди верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несёт в дом радость и здоровье.

1 реб.

Коляда, коляда уродилась коляда

Одарите друзья, колядовщиков!

Коляда пришла, вам здоровья принесла

2 реб.

Мы пришли прославлять /с Да хозяйку детсада поздравлять

Взрослый:

Мы пришли всех прославлять, да хозяев величать

Вашим детушкам, сыновьям, дочерям

90 быков, полтораста коров

И житием, и бытиём, и богачеством!

Реб. Коляд, коляд, колядин,

Я у батюшки один

Коротенький кожушок,

Дай хозяйка пирожка (в столовой)

Реб. Я маленький мальчик, Залез на чуланчик, Надел красный колпачок, Пожалуйте витамином (медсестра)

Вед. Вот каким веселым получился у нас праздник святок! Люди верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несёт в дом радость и здоровье.



Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник

«В гости к бабушке на блины и оладушки»

(I младшая группа)

Подготовила: музыкальный руководитель

ДОУ№ 13

Семенова Т.П.

г. Волжск, 2009 год

Фольклорный праздник для первой младшей группы

«В гости к бабушке на блины и оладушки»

Часть зала оформлена под избу в русском народном стиле. Дети вместе с воспитателем свободно входят в зала и останавливаются не далеко от домика, (чириканье воробьев).

Воспитатель: Потеплели ветры

Улеглись метели

Воробьи на ветках

Весело запели.

Рано утром просыпался петушок и будил своим криком солнышко. Солнышко выходило гулять теплыми лучами землю согревать.

Речевая игра «Солнышко»

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости? (Да)

Тогда я предлагаю пойти в гости к бабушке Арине, которая живет в том домике.

Бабушка: Ладушки мои пришли. Здравствуйте, мои дорогие. Много у

меня внуков, и для каждого найдется доброе слово, (каждого гладит по голове).

Наша Оленька в саду

 Что оладушки в меду

Что оладушки в меду

Сладко яблочко в саду.

Ой, ты мой внучочек,

Лазаревый цветочек

Пшеничный колосочек,

Сиреневый кусточек.

Ах, ты моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Катенька, Катюшенька

Хлопотунья, душенька,

В лесу лыку нарвала

Себе лапти сплела.

(ребята рассаживаются по лавкам) 

Воспитатель: У нас полон дом ребят.

Вес в окошечки глядят

Кашу с маслицем едят

Ложка гнется, рот смеется, душа радуется.

Бабушка: А для гостей напеку блинов да оладушек. Ведь издревле па Руси Гостей встречали угощением.

Мешу, мешу тесто Есть в нем место.

Пеку, пеку каравай,

Перевертывай давай.

Ладушки, ладушки, напеку оладушков

На окно поставлю, остывать заставлю.

Остынут поедим, и воробушками дадим.

Бабушка: А пока тесто будет готовиться, я покажу вам свое хозяйство. Воспитатель: Кто же живет в доме с бабушкой?.

Громко лает во дворе,

Отдыхает в конуре,

Стережет хозяйский дом

И виляет всем хвое том. (Собака).

Бабушка: Вот собачка жучка,

Хвостик закорючкой,

Зубы острые,

Шерстка пестрая Гав! Гав!

Воспитатель: Жучка во всем бабушке помогает, всю домашнюю живность охраняет. У бабушки много домашних животных и птиц.

Учитель-дефектолог: Давайте расскажем бабушке, кто как поет. _

Речевая игра «Кто как поет?»_

- Как поют котята?

- Мя-мяу-мяу!

Поочередно плавно выставляют вперед руки

- Как кричат утята?

- Кря-кря-кря!

Сгибают руки в локтях, сжав пальцы в кулаки, и поднимают и опускают локти.

- Как мычит корова?

- Му-му-му!

Показывают руками «рога».

-1 [оросенок хрюкает? - Хрю-хрю-хрю!

Прикасаются указательными пальцами к носу.

- А как густ гогочет?

- Га-га-га!

То прикасаются всеми пальцами к большому, то широко раздвигают все пальцы.

- I [апугать пас хочет?

- Ш-ш-ш____

Поклоняются вперед, отводя руки назад и вытягивают шею.

Воспитатель: Бабушка, а я знаю, что и у тебя есть гуси. Бабушка: Да, вот же они! Будьте моими гусями? Идите тогда погуляйте, травке пощипайте, лапки по мойте.

Инсценировка «Жили у бабуси два веселых гуся». 

Бабушка: Много дел у меня по дому ...

Пальчиковая игра «Царапки»

Вот какой котишка

Сгибают руки перед грудью, опустив руки вниз качают головой вправо-влево

Круглая мордашка

Обводят ладонью вокруг лица

И на каждой лапке Коготки-царапки.

Сжимают и разжимают пальцы.

Котик точит коготки Очень острые они.

Скребут пальцами по коленям.

Л потом играет Мячик догоняет

Стучат ладонями по бедрам.

Вот палью сметану в плошку,

Позову на завтрак кошку.......

Вот она, кошка, У бабушки в доме живет,

Утром проснется песни поет.

Песня «Кошка» муз. Александровой

Учитель-дефектолог: Киске дали молока

Лакает так она.

Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке и широким кончиком языка гладят нёбо, делая движения назад-вперед. Гимнастика развивает подвижность языка.

Бабушка: Чтобы были вес здоровы Молоко дает корова.

Песня «Коровушка» р.н.м. (поет бабушка)

Бабушка: Бабушка, бабушка, а я знаю, что у тебя еще курочка с петушком

жили.

Бабушка: Жили.

Воспитатель: А где же они?

Бабушка: Да вот же они (показывает на детей).

Будете моими курочками и петушками? (да)

Тогда идите, погуляйте, зернышки по клюйте, но смотрите далеко

не ходите, а то лиса вас поймает.

Игра «Лиса и куры» (муз. «Во саду ли в огороде).

Бабушка: А вот и тесто подошло.

Пальчиковая игра «Ладушки-ладшуки»

Ладушки-ладушки Испекли оладушки

«Пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая).

11а окно поставили Остывать оставили.

Протягивают вперед руки, развернув ладонями вверх.

Воробушки прилетали Оладушки расклевали

Взмахивают кистями рук, как крыльями.

Постукивают указательным пальцами по коленям.

Хоп-хоп, - полетели

На  головку сели.

Поднимают руки вверх взмахивают

кистями.

Кладут руки на голову.

Песня с движениями «Ладушки»

Бабушка: Подходите, подходите,

Угощенье берите

 Чаем запивайте

Меня добрым словом вспоминайте.

(дает оладушки воспитателю)

Бабушка: А еще для вас игрушки, веселые погремушки

Инструменты разбирайте, плясовую начинайте.

Все детищки славные,

Красивые, забавные.

И телята, и козлята,

Поросята, жеребята

 Веселятся от души

До чего же хороши.

«Пляска с погремушками»



Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник

«Ярилин день. Хороводы вокруг берёзки»

Подготовила: музыкальный руководитель

ДОУ № 13 Семенова Т.П.

г. Волжск, 2009 год

Фольклорный праздник

«ЯРИЛИН ДЕНЬ.ХОРОВОДЫ ВОКРУГ БЕРЕЗКИ»

Ведущий : Очень часто за событиями

И сутолокою дней

Старины своей не помним мы,

Забываем мы о ней,

Хоть и более привычны

Нам полеты на луну

Вспомним старые обычаи

Вспомним нашу старину.

Совсем недавно мы встречали весну. Рада бы весна вековать вековушкой, но прокукует кукушкой, соловьем зальется и к лету за пазуху уберется.

Весна, весна

Что принесла?

Дети:      Тепло солнышко

красно летечко

Ведущий: Конец весне!

Дети:      Ура! Ура! Пришла летняя пора!

Ведущий: просим, просим, гости дорогие славить землю цветущую, славный ЯРИЛИН ДЕНЬ

Ярилин день - это старинный праздник, праздник солнца и лета.

Ребенок: давайте позовем солнышко

Заклички о солнышке

Солнышко, солнышко

Фонарики

Выгляни в окошечко

Прикладывают ладонь «козырьком» ко лбу

Где твои детки'.'

Вытягивают руки вперед и пожимают плечами

Сидят на загнетке

Ставят руки «полочкой перед грудью

Камушки катакл

Тарелочки

За окно бросают

Бросают камушки правой рукой

Песня «Солнышко-ведрышко» муз. Карасевой стр. 53 Эст. Воспитание

 «Ветер и солнышко»

Ветер ,ветер поскорей

Качают руками над головой

Тучу темную развей

Рисуют рукой в воздухе солнце

Солнце солнышко гори

Поднимают вверх одну руку, затем, др.

Всем нам радость подари

'Здравствуй солнце ясное

Здравствуй солнце красное

Появляется солнце

Солнце: Здравствуйте, ребята!

Я - солнце

Шлю тепло и свет,

Придет вечерняя пора

Я спрячусь до утра.

Услышало я как вы меня зовете,

Песню весело поете,

Поспешило сразу к вам,

К дорогим моим друзьям.

Ведущий: Лето солнышком вкатилось, засияло, засветилось.

Речевая игра «Здравствуй солнце» (Гр № 8)

Ведущий: Вот пришло к нам лето красное

С зорьками ясными

Со светлыми росами,

С ливнями и грозами,

С медовыми цветами,

С высокими хлебами,

С душистыми травами,

С зелеными дубравами

Слева- лето!

Справа- лето!

До чего прекрасно это!

Ребенок: Светит солнце в небе синем,

Улыбаясь нам с тобой

Наша родина Россия,

Наш любимый край родной.

Ребенок: Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает

Весело птицы поют,

Песнею день начинает. «Песня о Родине» муз. Струве

Солнышко: Своими теплыми лучами,

Поглажу всех, всех разбужу

О тех кого я разбудило

Сейчас , ребята, расскажу!

Я пойду- ка разбужу березку, Ч

то сейчас в саду.

( Солнце взмахивает солнечным лучиком, в зал под спокойную русскую народную музыку входит березка, потягивается).

Березка: Я березка кудрявая

Я кудрявая моложавая

По зорям расцвела

И вот к вам пришла.

Тогда к вам пришла,

Когда в поле цветочек

И сиреневый цветочек

Когда солнышко-колколнышко.

 Ведущий. Ай-да красавица!

Ай-да кудрявая

Ай-да стройная.

Солнце: Улыбнулась сонная березка

Растрепала шелковые косы

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные косы. (С. Есенин)

Березка: Здравствуй, солнышко и дети.

Как хорошо жить па свете

Посмотрите как я расту

Здесь в зеленом саду.

Ведущий: Березка в России самое красивое и самое любимое дерево. Его считают деревом счастья, целомудренности и нежности. Березе посвящали много стихов, хороводов, песен. Теперь будем нашу белую березку украшать,

Хороводы водить

И песнями величать.

 Ребенок: Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, топкая березка,

Что загляделась в пруд?

Ребенок: Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок

Песня «Березка» Струве

Ребенок: Вокруг березки я хожу,

Я не знаю, чем березку наряжу.

Чем я бсло-кудревату подарю.

Подарю березку алой ленточкой

Да переленточкой,

А еще шелковым платком

Да лазоревым венком.

Воспитатель. Заведем хоровод,

Чтоб был радостным весь год

Хоровод «Ай да березка» Филлипенко

Ребенок: Люблю березку русскую

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками

С зелеными сережками!

Ребенок: Люблю березку русскую

Она всегда с подружками

Весною хороводится

И гнется, да не ломится!

Хоровод «Ненаглядная березка» Вихаревой

 Ребенок: Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза раскудрявая.

Ребенок: Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

 Ребенок: Под тобой, березонька,

Трава шёлковая

Близ тебя, березонька,

Красны девицы песни поют.

Хоровод «Во поле береза стояла» р.н.м. Русская народная игра с пением «Венок»

10. «Венок».

Двое детей держат венок, подняв руки вверх, образуя ворота. Остальные дети проходят поп «воротами» друг за другом и поют.

Березка-девочка кричала.

К себе призывала:

«Идите, девочки, на дуг гулять.

Зеленые веточки завивать».

Мы тебя, березка, не coгнем.

На тебе веточки не завьем.

«Я к нам. девушки, сама согнусь,

Сама я веточкой совьюсь.

Завьете венки зеленые —

Станете на весь гол веселые».

Кто проходит под венкам в то время, как закончилась песня, тому надевают венок.

Березка: Ох как наплясалась,

Что пить захотелось.

Давно дождь мои коренья не поил, мои зеленые веточки не омывал.

Только, чтобы дождь услышал, нужно, чтобы вы, ребята, вместе со мной повторяли: «Тучи, тучи, набегайте в кучу! Сол нышко заволоките,

Дождем землю примочите». Русская народная закличка «Дождик»

Дождик, дождик веселей!

Поднимают руки, встряхивают кистями.

Капай, капай, не жалей!

Стучат указательным пальцем, одной руки по ладони другой.

Брызгни в поле пуще -

Встряхивают кистями рук.

Станет трава гуще!

Плавно поднимают руки вверх.

Только на не замочи,

Грозят пальчиком.

Зря в окошко не стучи!

Стучат кулаком по ладони другой.

Русская народная закличка «Дождик»

Дождик, дождик поливай Будет больше хлеба.

Поднимают руки, встряхивают кистями.

Испечем мы каравай

Показывают круг руками перед совой.

Каравай до неба.

Поднимают руки вверх.

Дождик, дождик пуще

На бабину капусту

На мой ячмень

Поливай весь день.

Встряхивают кистями рук.

Русская народная закличка «Дождик»

Дождик лей, лей, лей!

Поднимают руки, встряхивают кистями.

На меня и на людей.

Прижимают ладони к груди.

На деревья,

Поднимают руки вверх

На цветы.

Наклоняются, опустив руки

На зеленые кусты,

Приседают, соединив руки над головой

На меня по крошке,

А на Бабу-Ягу -

Лей по целому ведру.

Ведущая. Сильный, сильный дождь прошел,

Стало очень хорошо

Полотенце - радуга, протирает радостно

Солнышко от тучек, чтоб сияло лучше.

Солнце: Солнце разгорается, веселье продолжается.

Вбегает зайчик

Березка: Ты что, заинька, запыхался? От кото убегал?

Зайчик: Зачем вы про Бабу-Ягу вспомнили?

Она услышит и сюда придет.

(Березка успокаивает зайчика)

 Зайчик: Тогда к березке подойду

Себе лыка надеру

Лапоточки сплету.

Березка: Ну-ка, Зайка, убегай

И меня не обижай!

Пусть к себе домой идет,

Моё лыко не дерёт.

Л ты лучше не скучай,

Лучше с нами поиграй.

Хоровод «Мы на луг ходили» Филлипенко

Березка: Слышу, слышу, снова ножки стучат

Чьи это ножки к березке спешат?

(к березке подходит Козёл)

Козёл:     Ай да березка!

Зеленые ветки

Свежая зелень

Вкусные конфетки.

Березка:  Козел, убегай,

Мои ветки не глодай!

Ведущая: Ребятки, помогайте,

Березку выручайте

Иди, козлик, сюда-

Вот вода, а вот трава.

(угощает козла)

А теперь не скучай, С нами ты поиграй.

Русская народная игра «Шёл козёл по лесу»

Березка: А это кто еще едет?

Дети: Ваня, Ваня - простота

Купил лошадь без хвоста!

(выезжает Ваня на лошади)

Ведущий: Ребята, давайте Ваню из круга не выпустим, да спросим, что он на ярмарке купил?

Песня-инсценировка «Где был, Иванушка?»

Солнышко: У ворот солнце-ворот

Выходи плясать народ!

Ребенок: Солнце землю пригревает

Дует теплый ветерок

Так и хочется по роще

Прогуляться хоть часок.

Пляска «Кадриль» Ребенок:

У нас любимых танцев много

Мы их любим танцевать

И на празднике сегодня «Сударушку» хотим сплясать.

Пляска «Сударушка»

Ведущая: Мы плясали, мы плясали - топали,

Все, кто видел - подпевали

Все, кто видел - хлопали!

Слава на небе солнцу высокому!

Дети: Слава! Слава!

Ведущая: Слава на небе месяцу ясному!

Дети: Слава! Слава!

Ведущая: Слава па небе зорюшке утренней!

Дети: Слава! Слава!

Ведущая: Слава не небе утру прекрасному!

Дети: Слава! Слава!

Березка: Плясали, пели, да есть захотели

А что за честь, коли нечего есть!

 Солнце. Посмотри на нас, постой,

У нас есть угощенье

Всем па удивленье!

Ведущая: Вот и подошла к концу наша радостная встреча

А конец - всему делу венец!



Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник

«Бабушкины Забавушки»

(младший возраст)

Подготовила: музыкальный руководитель

ДОУ № 13 Семенова Т.П.

г. Волжск, 2009 год

Фольклорный праздник «Бабушкины Забавушки»

игры, шутки, потешки-прибаутки

(младший возраст)

Звучит русская народная музыка. Воспитатель встречает и рассаживает детей.

Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки.

Какая веселая музыка вас встречает! Так и хочется плясать! Да здесь и платочки есть, хотите с ними поплясать?

Девочки 3 группы: Хотим.

Ведущий: Платочки в руки вы берите, Свою пляску покажите.

Русский народный танец «Белолица-круглолица» (девочки группы № 3)

Ведущий: Вот как славно все плясали

Вы, девчата, не устали?

Девочки: Нет.

Ведущий: А платочки устали. Спать хотят, давайте укачаем их.

Колыбельная песня «Ходит сон по хате» русская народная мелодия (Дети кладут платочки на предплечья и качают как куклу).

Ведущий: Уснули, пусть отдыхают.

Положите их в корзиночку

(Звучит веселая музыка)

Послушайте, какая красивая музыка звучит из домика

Кто же там живет? (стучит в домик)

Не слышит, давайте-ка вместе спросим.

 (в окошке появляется бабушка)

Бабушка: Здравствуйте, детушки-малолетушки!

Я бабушка-забавушка.

Люблю песни петь, плясать, играть и деток забавлять.

Ладушки мои пришли.

Много у меня внуков и для каждого найдется ласковое слово.

1

Наша Наденька в дому,

Что оладушек в меду,

Красно солнышко в саду

2

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Андрюшенька - хороший,

Андрюшенька - пригожий.

Хоровод «Кто у нас хороший?» (группа № 8)

3

Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

4

Не плачь, Ванечка, не плачь,

Куплю тебе калач.

Не плачь, не кричи,

Куплю тебе три.

5

Котик в избушке

Печет ватрушке

Тому сему продает

А Юленьке так дает.

Хоровод «Как на нашем на лугу» (группа № 3)

6

У Максима руки в бок,

Глазки в потолок,

Пошел за порог,

Упал поперек.

Бабушка: Кого приласкала, кого пожалела, а кого рассмешила.

У меня для вас есть еще одна забава - загадка.

Золотое яблочко по небу катается В

сем-всем улыбается

А улыбка-то - лучи

Очень-очень горячи.

Что это?

Дети: Солнышко.

Бабушка: Правильно с ним поздороваться нужно. Вы, умеете?

Дети: Здравствуй солнышко-колоколнышко! (группа № 4)

Песенка «Утром солнышко» муз Макшанцевой (группа № 4)

Пальчиковая игра «Солнышко» (разновозрастная группа №8)

(русская народная закличка)

Солнышко, солнышко Выгляни в окошечко

«Фонарики»

Где твои детки?

Вытягивают руки вперед и пожимают плечами

Сидят на загнетке

«Полочка» перед грудью

Камушки катают

«Тарелочки»

За окно бросают

«Бросают камушки» правой рукой

Бабушка: Ребята, а какое солнышко? (теплое, ласковое)

На что оно похоже? (блин, тарелка, колесо, яблоко)

А какого оно цвета? (желтое)

А кто хочет еще рассказать про солнышко?

Пальчиковая игра «Солнышко» (средняя группа № 3)

(русская народная закличка)

1,2,4.5

Дети скрещивают руки в запястьях, раздвинув пальцы и медленно поднимают их

А к обеду на часах солнце прямо в небесах

Переплетают пальцы в замок и подтягиваются за прямыми руки вверх

6,7,8,9,10

Солнце спит на небе месяц

Кладут ладошки под щеку. Спят

Разбегайтесь кто куда Утром новая игра

Бегут на месте

Бабушка: Ребята, давайте порадуем солнышко песенкой.

Песня «Есть у солнышка дружок» (общая)

Бабушка: Петушок, петушок Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Через лес за реку.

Прокричи кукареку!

Выходит петушок

Петушок:  Рано утром я встаю Группа № 8

Ку-ка-ре-ку!Ку-ка-реку!

Громко песенку пою -

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-реку!

Шпоры есть и гребешок

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-реку!

Вот какой я петушок –

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-реку!

Бабушка: Ну-ка Петя, погуляй.

Игру с снами начинай

Русская народная игра «Петушок» (группа № 8)

Описание игры

Петя, Петя петушок

Дети двигаются по кругу.

-Золоченный гребешок

Ребенок роняет перо

Масляна головушка,

Дети: «Раз, два, три - беги».

Шелкова бородушка.

Петушок и ребенок обегают круг в разные

стороны, кто первый прибежит - победитель.

Петя по двору ходил.

Перо Петя уронил.

Бабушка: Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет

Петух зернышки клюет,

К себе курочек зовет.

Петушок: Ку-ка-ре-ку!Ку-ка-реку!

Бабушка: Вы, хотите курочку позвать?

Дети гр. № 4: Да.

Обращается к группе № 4

Бабушка: А кто её детки? (цыплята)

А какие они? (маленькие, желтенькие)

А как она их зовет? (ко-ко-ко-, та-та-та)

А как цыплята пищат? (пи-пи-пи)

Давайте про курочку и цыплят споем песенку.

Песня «Цыплята» муз. Филлипенко (группа № 4)

Бабушка: А Варенька у нас будет мама-курочка.

Исполняется игра-потешка «Курочка-рябушечка» рус. нар. Потешка

Бабушка: Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

Курочка: На речку.

Бабушка: Курочка-рябушка, за чем ты пошла?

Курочка: За водичкой.

Бабушка: Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

Курочка: Цыпляток поить.

Бабушка: Курочка-рябушечка, как цыплята просят пить?

Курочка: Пи-пи-пи-пи-пи-пи.

Бабушка: А еще у меня козел-помощник живет.

Он бородою трясет,

В гости к нам сюда идет.

По музыку входит козел, несет дрова, (ребенок группы № 3)

Бабушка: Козел в лес ходил,

В лесу дрова рубил.

На что тебе дрова?

Козел: Ме-ме-ме, печь топить.

Бабушка: На что печь топить?

Козел: Кашу варить.

Бабушка: На что кашу варить?

Козел: Ребят с бабушкой кормить.

Подает чугунок с ложками, бабушка пробует кашу.

Бабушка(обращение к группе № 4): Эй, внучата, подходите,

Кашу ложками берите.

Дети разбирают ложки и имитируют, как едят кашу.

Бабушка: Вкусная каша?

Ребенок группы № 4: Каша сладенька?

Да ложка маленька?

 Бабушка: И ребята-крошки заиграли в ложки -

Играют, играют

Всех потешают.

Оркестр ложкарей группа № 4

Козел: Ай да ребятишки, ай да молодцы.

Бабушка: Спасибо тебе, козлик, за кашу,

За, что слушал игру нашу, (козел уходит) А я вам еще одну загадочку загадаю. Хотите?

Дети: Да.

Бабушка: Острые лапки, а в лапках цап-царапки.

Молоко пьет, мяу-мяу поет.

Кто это?

Дети: Котик

Бабушка: Правильно, у меня еще живет кот Васька.

Ночью он мышей ловит, а днем на завалинке лежит, на солнышке греется и мурлычет.

Воспитатель группы № 3: Водят мыши хоровод,

В колыбельке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет ваш хоровод.

Хороводная игра «Васька-кот» группа № 3

Бабушка: Молодцы, быстрые, ловкие,

Хорошо с котом-Васькой играете.

А потешки про котика знаете.

Логопед группы № 3:

Раньше всех проснулся кот,

Лети встают на колени потягиваются.

Поднял рыжий хвост столбом, Спинку выпятил горбом.

Опираются ладонями об пол выгибают спину и прогибаются в пояснице.

И во весь кошачий рот Как зевнет!

Упражнение    «Зевок».     Слегка улыбаются, медленно   открывают   рот   и   держат рот открытый 5-10с, медленно закрывают.

«Мур! Умыться бы не грех ...» [Вместо мыла - язычок,

Упражнение   «Гибкий   язычок». Улыбаются, открывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят    им    движение    вверх    и вниз, прикасаясь то к верхней, то к нижней губе.

Кот свернул на бочок

И давай лизать совой мех!

Просто смех!

Сидя на коленях, поворачивают голову вправо и влево, и как бы облизывают язычком шерстку.

А умывшись, в кухню - шмыг.

Встают и мягко, не спеша, бегут по кругу.

Скажет «Здравствуйте» метле

Стоя, наклоняют голову вперед и выпрямляют ее.

И пошарит на столе:

Где вчерашний жирный сиг?

Упражнение «Носик», (по Стрельниковой)

Съел бы вмиг!

Упражнение «Зубки».

Логопед группы № 8:

Речевая игра «Котенок-шалун»

Котенок мамочку зовет: - Мяу-мяу, мяу-мяу.

Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.

Он не напился молока: - Мало-мало, мало-мало.

Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.

Покормит мама молочком: - Мур-мур-мур, мур-мур-мур.

Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.

Свернется маленьким клубком:

- Ур-ур-ур, ур-ур-ур!

Ритмично потирают кулачок о кулачок.

Потом с клубочком поиграет. Цап-цап-цап, цап-цап-цап.

Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.

И нитку быстро размотает. Ап-ап-ап, ап-ап-ап.

Делают   ритмичные   круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.


Логопед группы № 4:

Пальчиковая игра «Царапки»

Вот какой коташка,

Сгибают руки пред грудью, опустив кисти вниз, качают головой вправо-влево.

Круглая мордашка,

Обводят ладонью вокруг лица.

И на каждой лапке Коготки-царапки.

Сжимают и разжимают пальцы.

Котик точит коготки, Очень острые они.

Скребут пальцами по коленям.

А потом играет -Мячик догоняет.

Стучат ладонями по бедрам.

Бабушка: Ребятушки, оказывается котик сегодня на мельнице был. Давайте спросим что он там делал. ( Васька-кот - ребенок группы № 3) Котик-коток, где ты был?

Кот: На мельнице.

Бабушка: Котик-коток, что ты лам делал? Кот: Муку молол.

Бабушка: Котик-коток, что из муки пек? Кот: Прянички.

Бабушка: Котик-коток, с кем прянички ел? Кот: Один.

Бабушка: Не ешь один, не ешь один.

А наш Васька-кот всем прянички принес

Раздает детям прянички

Бабушка: Жил-был кот-колоброд, Он развёл огород, Уродился огурец, Потешкам-песенкам конец.