Мои работы

Тарасенко Валентина Петровна

Эссе на тему: «Формирование УУД»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе на тему: «Формирование УУД»427.54 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Формирование УУД»

  «Школьное математическое образование способствует овладению универсальным математическим языком, знаниями, необходимыми для существования в современном мире. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий  (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися  УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» - концепция фундаментального ядра содержания общего образования.

    Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий (связанных с ними навыки учебной работы), открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Если посмотрим шире, то термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

  За время преподавания математики я пришла к выводу, что большую роль в развитии ученика играет умение сравнивать, видеть аналогию, умение пользоваться алгоритмом, решать по образцу (у многих учащихся вызывает затруднение данные действия). Знание теории - это одно, а применить ее на практике - это другое. Я поставила перед собой задачу научить учащихся следующим приемам деятельности:

     В блоке УУД коммуникативной направленности выделим:

-  умение ученика взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

 Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает другой учащийся у доски, так как в этой ситуации большинство учащихся большую часть урока остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, обсуждая ход решения, учащиеся имеют возможность научить кого-то тому, что знает сам, или самому получить разъяснение. Я часто на уроках-практикумах использую работу в парах, в группах.

   В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные и логические действия. В число общеучебных действий входит:

  1. Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение  представлять информацию в различной форме (символической). Использование знаково символических средств  в  геометрии для записи математических утверждений (определения, теоремы),  приучает ученика к  выделению необходимого условия и заключения математического утверждения. При этом  каждую символическую запись нужно иллюстрировать рисунком это способствует лучшему запоминанию теоретического материала и понимания смысла математических  утверждений. 

                                                                                                                                                  а

               b

                                                                                                                                α

   Таким образом, можно составить опорный конспект любой темы (прил 1).

  1. Ориентация не только на правила, но и на условия их применимости, на выбор наиболее эффективных способов решения задач.

  Так при изучении в 5 классе темы «Свойство сложения и умножения» стараюсь показать преимущество применения свойств сложения и умножения при нахождении значения числового выражения перед вычислением по действиям. При изучении темы «Степень» рассматриваю различные способы преобразования  выражения,  используя свойства степени. Это развивает умение думать не стандартно, позволяет видеть наиболее эффективные способы преобразования выражений.

       В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Например, оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Для этого провожу самостоятельные работы с дифференцированными заданиями, в тексты контрольных работ включаю задания,  как базового уровня, так и повышенного уровня, что позволяет учащимся определить уровень усвоения изученного  материала.

В направлении метапредметного развития рассмотрим действия:

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы.

   Большое внимание уделяю формированию у обучающихся умения пользоваться алгоритмом, умения решать по образцу  для выполнения различных заданий (решения уравнения 1 и 2 степени, неравенств 1и 2 степени, логарифмических уравнений и неравенств, написание уравнения касательной к графику функции в точке с абсциссой хо и т. д.). После знакомства учащихся с новыми упражнениями, в домашнюю  работу я включаю задания аналогичные заданиям решенных на уроке. Знакомя учащихся с алгоритмом решения математической задачи, я раскрываю перед ними последовательность действий   для выполнения  данного алгоритма, затем разбираю на примерах шаги  алгоритма. Применение алгоритма при выполнении различных заданий я демонстрирую учащимся с использованием презентаций, выполненных в программе Power Point

    Очень важно научить учеников  «решению по образцу». Познакомив учащихся с решение, например, показательного уравнения методом разложения на множители, разобрав шаги решения, следующее  уравнение (сравнив с первым)  решаем пошагово аналогично первому. Я считаю, что так лучше запоминается алгоритм решения  заданий, и учащиеся учатся видеть аналогию решений заданий.

  Многие учащиеся испытывают затруднения при выполнении чертежа стереометрических фигур ( многогранников, двухгранного угла и т.д), так как у них плохо развита  "геометрическая зоркость". "Геометрическая зоркость» - аналитико-синтетическая деятельность по восприятию чертежа. Важную роль в развитии "геометрической зоркости" призвано сыграть обучение учащихся приемам рассматривания чертежа. Для этого я использую таблицы, как один из способов задания графического алгоритма (последовательного выполнения основных этапов построения).

                                                             α∩β   

   

        

        

Приложение1.

 

                   

                                                                                                     c

                           a                                              a                              

                                                          b                                                

                                   b                                                                             b

   α                                              α                                               α

      а  b                              а ║ b                                         с  ·  b

                       a                c

                 

                                       

                        α

                                                                                                    C                 c

                                                         

                        a

                                                                                                     a

                     c                                                                  

                                                                                         α

α                a

Анализируя результаты своей деятельности, очень приятно видеть, как меняется отношение обучающихся,  например, к своей рабочей тетради:

- они начинают ориентироваться в записях рабочей тетради;

- находить и применять формулу, математическое утверждение (умеют сравнивать) к решению математической задачи;

- решать новое задание, используя решение сходного задания, найдя его в рабочей тетради, т. е. применяют прием «решать по образцу»,

- определяют взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве как на рисунке, так и окружающей обстановке и т. д. (развивается пространственное воображение), активнее принимают участие в разборе математической задачи. Это говорит о том, что у учащихся сформированы перечисленные выше УУД..