Подготовка к ЕГЭ И ГИА

Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

О  материнской любви, творящей чудеса, поют песни, слагают легенды, пишут стихи и прозу.

Лариса Григорьева Матрос  тоже  предлагает читателям задуматься над проблемой проявления материнской любви. Она рассказывает историю Анны Викторовны, которая очень ждала сына и любила    еще  до его  появления. Когда же он родился, восприняла это как чудо и стала делать все, чтобы сын был счастлив.

  Мать стала ему лучшим другом, разделяла его радости и неудачи, поддерживала таланты и усердие сына.   Доверие между ними  было таким, что они обсуждали   все от научных открытий до отношений с друзьями и даже его влюбленности

   Мальчик  чувствовал себя защищенным, уверенным в себе, был  дружелюбным к окружающим.

  Автор считает, что только такое бережное отношение к внутреннему миру ребенка и формирует его личность, доверие к матери

   Но мне кажется, что позиция автора не так однозначна.  Восхищаясь ей как матерью, Лариса Григорьевна сочувствует героине как женщине, у которой не было, по сути, личного счастья. Она изощрялась, чтобы сохранить ради сына  семью, жила в атмосфере компромиссов и уступок, чтобы внешне создать видимость покоя и благополучия.  Единственным  в жизни  мужчиной, которому принадлежали ее лучшие чувства, был сын.

  Карьере ученого Анна Викторовна предпочла работу в школе, чтобы быть рядом с мальчиком. Она была прекрасным педагогом, считала это своим призванием, но почему тогда появляются у нее мысли о правильности выбранного пути. Почему автор размышления  на эту тему вводит словом «может», которое выражает сомнение.

  Таким образом,  автор стремится донести до читателя еще и  мысль о том, что хоть  материнские жертвы и естественны, но стоит ли жертвовать всем ради ребенка?

   Я полностью согласна с позицией автора:   материнская любовь должна проявляться в стремлении стать своему ребенку мудрым и надежным другом, но при этом нельзя жертвовать всем, ведь так недолго воспитать эгоиста.

  Подтверждение моей мысли можно найти в  литературе. Вспомним  один из вариантов  притчи о материнском сердце. Юношу ослепила любовь к жестокосердной красавице, которая требовала в доказательство его любви то коня, то дом. За помощью тот обращался к матери, и она помогала сыну, постепенно отдав все, что у нее было. А потом отдала, по требованию сына и свое сердце. Схватил сын его и побежал к возлюбленной, упал по дороге, разбилось сердце на тысячу кусочков, и каждый спросил: « Не ушибся, сынок?»                                                                                               В  очерке   «Прости меня, мама» А.Алексин рассуждает о естественности материнской жертвенности, но считает, что дети должны не бездумно принимать эти жертвы, а уметь противостоять им, уметь  задавать себе вопрос : «А не отдает ли нам мать последнее?»

 

 



Предварительный просмотр:

В тексте С. Львова поднимается очень важная проблема- проблема сострадания.

Размышляя над этой проблемой, автор отвечает на  такие вопросы: как помочь тем,  кто равнодушен к бедам других, какую роль играет сочувствие в жизни людей. Он рассказывает о враче, который в выходные дни приходил в отделение поговорить с больными не только о их болезнях, но и на сложные жизненные темы. Доктор своим сочувствием лечил душу, вселяя надежду и бодрость тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

С. Львов считает, что сочувствие – одно из важных человеческих чувств, великая способность и потребность, а эгоизм, равнодушие, бессердечность жестоко мстят   человеку одиночеством, запоздалым раскаянием. Но сочувствие тогда ценно, когда оно превращается в содействие тем, кому плохо.

  Мне близка эта позиция автора. И в жизни, и в литературе можно найти много примеров, которые это  подтверждают. Любви к людям учат Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, М.А.Шолохов, но я в качестве примера хочу привести рассказ В Распутина  «Уроки французского»

  В  нем   молодая учительница Лидия Михайловна, испытывая чувство сострадания к своему ученику, одинокому, плохо одетому мальчишке, изобретает разные способы оказания помощи. Исчерпав все, она начинает играть с ним в «пристенок» на деньги, чтобы мальчик мог честно  заработать какие-то деньги на стакан молока. Случайно об этом узнал директор, Лидии Михайловне пришлось уволиться, но ее образ навсегда остался в памяти  героя.

  В жизни тоже немало примеров проявления сострадания и сочувствия,  что  исходит от простых людей. Одним из них является деятельность Русфонда, который помогает больным детям, чьи родители не имеют средств на дорогостоящее лечение. А средства  присылают простые люди, отправив смс со словом «ДОБРО» на номер 5541. Точно также всем миром помогли певице Жанне Фриске справиться со страшной болезнью.

 Сострадание и сочувствие- важные качества, делающие человека человеком.



Предварительный просмотр:

Почему нет взаимопонимания между родителями и детьми ? Какими должны быть отношения между самыми близкими людьми? Над этой проблемой предлагает задуматься Л.Г.Матрос.

  Она рассказывает своим читателям о том, как не могут найти общий язык мать и дочь. Мать, зная о нравах современной молодежи, боится за взрослеющую дочь и выражает эту боязнь в системе запретов. Натка –благодаря воспитанию матери, правильный человек. Она никогда не переступила бы  черту, за которой было то, на что падки были ее сверстники. Но свою правильность  скрывала за жаргонными словечками, внешней бравадой, вызывающей одеждой. Все это пугало мать еще больше, и она придумывала новые методы борьбы, а дочь – более изощренные способы противостояния.

  Казалось, этой борьбе не будет конца. Но накануне выпускного бала мать, видимо, поняла желание  Натки и купила не простое шелковое платье для скромницы, а дорогое - платье - мечту. Хочется думать, что отношения матери и дочери изменятся.

  Автор считает: обеим сторонам нужно доверять друг другу, чтобы найти взаимопонимание. Дети должны понимать, что запреты – это стремление оградить их от негативного влияния жестокого мира, а родители за внешним, наносным должны рассмотреть душу ребенка.

  Я согласен с авторской позицией, только доверие   поможет нам с родителями стать ближе.

 В качестве аргумента могу привести историю взаимоотношений отца и сына из повести  В.Г.Короленко «В дурном обществе». Мать мальчика умерла. С этого момента он стал одиноким. Отец слишком любил мать,  когда она была жива, и не замечал ребенка из- за своего счастья. После ее смерти отец замкнулся в себе от горя. Вася хотел сблизиться с отцом, но тот отворачивался от сына с досадой и болью, считая его неспособным глубоко чувствовать. Подружившись с нищими детьми, Вася увидел , что жизнь не так проста, он стал задумываться над понятиями справедливости, верности, человеческой дружбы и любви. Слова Тыбурция о том, что судья – лучший человек в городе, помогли мальчику по- новому посмотреть на отца. С помощью того же Тыбурция и судья увидел не образ дрянного мальчишки, бродяги, а истинную душу ребенка, способного дружить, любить, хранить чужие тайны.

  В рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» повествуется о том, как старенькая мать умирает в одиночестве. Дочь Настя живет в Ленинграде, работает в Союзе художников, редко вспоминает о матери, хотя это единственный  дорогой ей человек. Настю нельзя назвать бездушной, она помогает другим, но работа отодвигает на задний план мысли о матери, дочь не спешит, например, прочитать ее письмо. И только известие о смерти заставляет Настю ехать в деревню, но уже поздно. Там она застает могильный холмик. Некому сказать : «Прости».



Предварительный просмотр:

Проблема сиротства – одна из серьезных проблем нашего времени. В детских домах живут не только дети, потерявшие родителей, но  и те, у которых родители живы, но лишены родительских прав по каким-то причинам. Именно поэтому эта проблема привлекла внимание детского писателя Альберта  Анатольевича  Лиханова.

   Героини его рассказа не могут найти ответа на вопрос, почему сироты есть теперь, когда жить нетрудно. Им понятно сиротство послевоенных лет, понятно, почему Дзержинский и Макаренко занимались беспризорниками, но сиротство в мирное время непостижимо. Одна из героинь считает, что детям нужны родители, если даже их нет. Другая готова взять ребенка на воспитание, потому что своих Бог не дал.

    Позиция автора звучит в рассуждениях женщин: каждый ребенок нуждается в родителях и должен расти в семье.

   Мне близка позиция автора в том плане, что дети должны иметь дом, родителей. О причинах сиротства можно сказать так: это результат общего социального неблагополучия в стране, нужно изменить позицию общества к проблеме сиротства.

   Уже есть люди, которые пытаются это сделать. Есть на телевидении передача «Пока все дома», создатели передачи включили в нее рубрику «У вас будет ребенок», где знакомят зрителей, а может, потенциальных родителей, с детьми- сиротами.  Результат передачи – дети обретают семьи.

 Существует  фонд «Измени одну  жизнь», который тоже помогает детям  найти семью. Уже около тысячи детей нашли своих пап и мам.

  К проблемам сиротства никогда не оставались равнодушными  и русские писатели. Особенно меня поразила история  Тимофея Кольцова  из повести Татьяны Устиновой «Персональный ангел» Уже взрослый, состоявшийся человек кричит во сне от кошмаров детства. Сирота при живых родителях –алкоголиках, он пережил ужас смерти сестренки, которую потом долго не хоронили и она лежала на полу в кухне, недельное заточение в квартире без еды, когда дети ели тряпки, обои, вату из матраца. И вершина этого кошмара – был продан в рабство извращенцам, которые не только насиловали, но и убивали детей, снимая все на видео.

  Ребенок без родителей беззащитен, обречен на страдания, на возможность попасть в руки плохих людей.



Предварительный просмотр:

                  Тест 1            

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

 (1) Весьма любопытны озёра, которые словно играют в прятки, то исчезая с лица земли, то снова появляясь: весной благодаря обилию талых вод они разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают. (2)Находятся эти водоёмы в районе карстовых пещер, представляющих собой воронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода. (3)Иногда на месте воронок случается обвал, и тогда «слив» закупоривается, водоём может существовать в течение нескольких лет, но … вода всё же растворяет известняковые породы и промывает себе новый путь в подземелье.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Причина исчезновения или появления озер — известковые породы в карстовых пещерах, которые могут растворяться и вымываться водой.

2) Причина исчезновения озер в районе карстовых пещер — известковые породы, которые могут растворяться и вымываться водой.

3) Озёра весной благодаря обилию талых вод разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают.

4) Карстовые пещеры представляют собой воронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода из озёр.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

            Значит   /в конце концов   /потому что   /хотя   /итак

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    ЗЕМЛЯ, -и, жен.

  1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. Мантия занимает 80% всего объема Земли.
  2. Место жизни и деятельности людей. Сколько обидного на земле!
  3. Суша в противоположность водному или воздушному пространству, земная твердь. На корабле увидели землю.  
  4. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.   Весёлый  свежий ветер гулял над землёю и в меру шумел и играл.
  5. Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Насыпать землю вперемешку с песком и глиной.
  6. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная земля.  Чужие земли.
  7. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.     

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

закУпорить    / началсЯ   / знАмение   / украИнский  / черпАть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)Сегодня источником ИНФОРМАЦИИ является, кроме всего прочего, Интернет.

2)Ещё более увлекало меня пение хора, ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ культура которого стояла на исключительной высоте.

3)Огурцы были какие-то невкусные, ВОДНЫЕ.

4)Князь Андрей начал излагать операционный план предполагаемой КАМПАНИИ.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  до ПОЛУТОРА тонн / опытные  БУХГАЛТЕРА  /СЕМЬЮСТАМИ рублями/

      ЛЯЖЬТЕ на коврик  /  пара ТУФЕЛЬ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них

грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ   ОШИБКИ

А)  Свалившись с размаху в озеро, мне стало стыдно за свою неуклюжесть.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные минуты

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Ознакомьтесь со списком учеников, успешно сдавшими экзамен по русскому языку.

3) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) Все, кто были на спектакле, остались довольны постановкой.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д) О поэме А.Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е) Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: А Б В Г Д Е

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

      б..лкон     / произр..стать   /  тр...вога     / насл..ждение   / зам..рающий  

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..тожить, мед..институт

пр..держивать, пр..ступить (закон)

бе..почвенный, ра..бирательство

пре..писание, по..ползти

и..держки, не..говорчивый

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

      заноч..ватъ   / сторож..вой    / настойч..вый  / претерп..вая / фланел..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

     выкач..нный(воздух)  /засмотр..шься  / прикле..вший /  омыва..мый / обид..тся

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ему  не  хватает опытности  и  (не)достает  терпения.

На (не)болыпой, но очень светлой веранде нас ждала вся семья Никитиных.

Мой попутчик (не)вольно стал прислушиваться к нашему разговору.

(Не)использованные бланки были уничтожены в присутствии членов комиссии.

Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

13.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ВРЯД(ЛИ) мы увидим КОГДА(НИБУДЬ) более таинственную реку, чем эта.

В ТО(ЖЕ) самое время послышался грохот, КАК(БУДТО) над домом пронёсся бомбардировщик.

Филин днём плохо видит и (ПО)ЭТОМУ прячется, а (В)ТЕЧЕНИЕ ночи охотится.

(ЗА)ТЕМ начал он слегка поворачивать и (НА)КОНЕЦ выворотил телегу совершенно набок.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Плете(1)ые из ивняка корзины были хорошо просуше(2)ы и сложе(3)ы в доме, недавно построе(4)ом из листве(5)ицы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1) То мысли то воспоминания то мечты крутились в его голове.

2) На станциях и на вокзале контролёры и охранники проверяли проездные документы у каждого пассажира.

3) Речь эта произвела не только сильное впечатление но и волнение.

4) Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками.

5) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток и самих людей.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

«Орёл» наконец пошёл (1) ускоряя ход (2) и (3) вскоре догнав эскадру (4) занял своё место в строю боевых кораблей.

17.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

  «Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

18.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Картины художника Кипренского (1) величайший (2) дар импровизации (3) которого покорял и восхищал современников (4) продолжают волновать и сегодня.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) то не сразу понял (4) кто это звонит (5) и зачем.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

  (1)0тбряцал доспехами День защитника Отечества, отбабахало пробочными салютами шампанско-цветочное 8 марта. (2)Отговорили мы тосты, отдарили подарки, отсмеялись, отрадовались. (З)Всё. (4)Праздники кончились. (5)Теперь до мая будет тянуться слякотное и серое окончание зимы. (6)По её кончине робкой девушкой войдёт в промозглую, талую нашу горницу весна; холодным ещё, стылым покрывалом накроет чёрные голые ветви деревьев, пепельную прошлогоднюю траву, сор и грязь раскисших парков и скверов. (7)Грустно и уныло будет кругом.

   (8)Не очень весёлые недели предстоят нам. (9)Тем более, по прогнозам синоптиков, весна в этом году будет поздняя и не тёплая. (10)Можно смириться и принять — так, дескать, было всегда: делу время, потехе — час, на то они и праздники, чтобы быстро заканчиваться.

(11)А смирившись и приняв невесёлую эту реальность, опять нырнуть в повседневность, отложить радость и ощущение полноты жизни до следующих официальных праздников.

(12)На этот        раз — майских. (13) Многие так живут. (14)Да почти все. (15)Особенно сейчас, когда не то что жить, просто выживать становится всё труднее. (16)А многие и этих, официальных, уже не замечают — не до них, не до веселья. (17)«Хлеб наш насущный даждь нам днесь...»

(18)Впрочем, всё это о празднествах календарных, заявленных. (19)И, повторюсь, с внутренними, в душе располагающимися, они не всегда совпадают. (20)Хемингуэй писал о Париже: «Праздник, который всегда с тобой». (21)Носимый в сердце, дарящий радость, счастье, довольство. (22)Но разве обязателен для таких ощущений Париж?

(23)Был у меня приятель. (24)Он свой праздник носил в душе постоянно. (25)Всегда приветлив, улыбчив, доброжелателен, радостен. (26)Даже, бывало, когда белый свет не мил.

    (27) Даже        после сумасшедшего редакционного дня, когда еле ноги домой волочишь.

(28)Светлый  был парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца. (29)3анимала меня в нём эта черта, необъяснимой казалась. (30)Однажды не выдержал, спросил.

(31)— А у меня, — говорит, — напротив балкона три сосны растут. (32)Утром их жёлтые стволы заря розовым светом пропитывает, насыщает так, что они прозрачными кажутся. (33)Ну будто спелый ананас — вот-вот сок брызнет. (34)И тёмная зелень кроны, и небо, уже не окрашенное зарёй, а чистое, голубое, высокое... (З5)Красотища — дух захватывает, плакать хочется, как красиво. (З6)Вот я с утра пару минут полюбуюсь и на целый день заряд оптимизма получаю...

(37) — А если пасмурно или в темноте встать придётся? — спрашиваю.

(38) —Глаза        закрою и увижу. (З9)Главное — захотеть. (40)Когда в командировке окажусь или на отдыхе, обязательно ищу, на что с утра полюбоваться. (41)Красота повсюду вокруг нас разлита. (42)Захочешь — увидишь. (43)Захотеть главное.

    (44)С тех пор мне часто доводилось прибегать к этому совету. (45)И каждый раз получалось. (46)Начинался праздник и в душе, и в сердце. (47)И жизнь светлей и радостней казалась, несмотря на слякоть и серость в природе. (48)Попробуйте и вы, читатель, вдруг и вам совет этот поможет дожить с хорошим настроением до следующих официальных праздников. (49)Всего-то и нужно, не забыть посмотреть вокруг.                                                                                            (По М. Беляту)

20. Какое утверждение НЕ соответствует содержанию текста?

1) Жить в наше время интересно и радостно и в праздники, и в будни.

2) Многие в наше время не замечают красных дней календаря, забывают о них.

3) Товарищ автора взял за правило ежедневно получать заряд оптимизма, любуясь красотами природы, чтобы весь день радоваться жизни.

4) Чтобы праздник.был в душе и в сердце, надо не забывать почаще смотреть вокруг и видеть в окружающем мире проявления красоты.

21.   Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 28 представляет собой описание человека.
  2. Предложения 19-22 содержат повествование.
  3. В предложениях 8-16 содержится повествование.
  4. В первом абзаце представлено повествование с элементами описания.
  5. В последнем абзаце представлено рассуждение.

22. Из предложений 31–35 выпишите фразеологизм.

23.  Среди предложений 40-46 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите его номер.

24.  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

  «Михаилу Беляту удаётся убедить читателя в том, что не следует унывать и что в душе у каждого должен быть свой ежедневный праздник, в частности, с помощью таких приёмов, как___(предложения 12-14 ) и        ___(предложения 1,2). А используя   такие тропы, как___(пепельную траву, раскисших парков и скверов в предложении  6, светлый, искрящийся парень в предложении 28) и ____«весна — «робкая девушка»  в предложении 6, «парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца» в предложении 28, автор текста поднимается до уровня высокохудожественного описания, которое никого не оставит равнодушным». Список терминов:

  1. парцелляция
  2. градация
  3. сравнительные обороты
  4. книжная лексика
  5. разговорная лексика
  6. вопросительные предложения
  7. эпитеты
  8. диалектизмы
  9. цитирование

 Часть 2

25.Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ:

  1. 2
  2. В конце концов
  3. 4
  4. чЕрпать
  5. 3
  6. Лягте
  7. А-5, Б-1, В-6, Г-2, Д-3, Е-7
  8. Наслаждение
  9. предписание, подползти
  10. настойчивый    
  11. омываемый
  12. не  освещена
  13. ЗАТЕМ, НАКОНЕЦ
  14. 1, 4, 5
  15. 3
  16. 1, 2, 3, 4
  17. 1, 2
  18. 1, 4
  19. 1, 3, 4
  20. 1
  21. 2, 3
  22. Дух захватывает
  23. 43
  24. 1, 2, 7, 3


Предварительный просмотр:

Задание №1

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой,(1) и я,(2) уединившись в библиотечных кулисах,(3) множил,(4) вдохновлённый похвалой,(5) свои образцы.

Благоговейная тишина,(6) запахи книг оказывали на меня магическое действие. На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного,(7) зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении!

Задание №2

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной,(1) а в некоторых местах была порезана,(2) и оттуда торчала вата. Медвежонок 
по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

Я решил съездить на дачу,(3) которая была практически заброшена,(4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла.  Перерыв там всё вверх дном,(5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

Задание №3

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

А поезд бежал,(1) и вот уже скоро наша станция. Я плакал,(2) не желая выходить из вагона,(3) тогда лётчик обнял меня и сказал:

– Ничего,(4) поезд ещё долго будет идти. Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. Скажи мне,(5) где ты живёшь?

Задание №4

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Стиснув до побеления губы,(1) зыркая исподлобья,(2) Жека пытался отнять портреты,(3) а их перебрасывали с парты на парту,(4) передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка,(5) отними!»...

Задание №5

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Нет,(1) она не изменилась. Почти не изменилась. Во всяком случае,(2) она не хуже,(3) но и не лучше прежнего. Немного выросла по сравнению с прошлым годом,(4) но во всём остальном особенных перемен в ней нет.

Задание №6

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Входя в класс,(1) Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане,(2) и тот спрятал его в свой портфель. На последней перемене главные враги рода человеческого,(3) Мурыгин и Мутюкин,(4) котёнка немного поискали,(5) но вскоре забыли.

Задание №7

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

3а всю войну только в госпитале я спал на простынях,(1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать,(2) пахнущую сеном и свежим бельём,(3) и проваливаюсь,(4) как в пух.

Задание №8

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Приблизившись,(1) я приостановился и хотел было незаметно проскочить,(2) но мать,(3) завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой,(4) помахала рукой,(5) и я,(6) хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами,(7)подошёл к ней.

Задание №9

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал.

И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

– Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.

– Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.

Задание №10

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила.

Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.



Предварительный просмотр:

Роль детства в жизни человека

Л.Н. Толстой «Война и мир»         Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.

В. Астафьев «Последний поклон»         Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.

Роли семьи в формировании личности

Л.Н. Толстой «Война и мир»         В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Николай и Петя — стали по- настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.

И. Полянская «Утюжок и мороженое»         Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.

Материнства (роли матери в воспитании)

М. Горький «Сказки об Италии»         Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.

А. Фадеев «Молодая гвардия»         В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.

К. Воробьев «Тетка Егориха»         Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.

В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому...»         Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.

Материнства как подвига

Л. Улицкая «Дочь Бухары»         Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

В. Закруткин «Матерь человеческая»         Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.

Взаимоотношения отцов и детей

А. Алексин «Безумная Евдокия»         Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»         Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

Р. Брэдбери «Вельд»         Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям.

Ф. Искандер «Начало формы»         Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.

А. Амлинский «Нескучный сад»         На примере трех поколений семьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»         Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.

Н.В. Гоголь «Мертвые души»         Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести.

Взаимоотношений в семье

А. Амлинский «Возвращение брата»         В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни

А. Алексин «Безумная Евдокия»         Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.

А. Алексин «Раздел имущества»         Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.

А. Лиханов «Чистые камушки»         Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей, ощущая все большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям стала причиной одиночества героя.

Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности)

В. Тендряков «Ночь после выпуска»         Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно от того, что в ней нет этих качеств.

Е. Гришковец «Начальник»         Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.

А. Лиханов «Обман»         У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.

Преемственности поколений

Э. Хемингуэй «Старик и море»         Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его .мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни.

Роли учителя в жизни человека

А.И. Куприн «Тапер»         Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом

В. Распутин «Уроки французского»         Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

В. Быков «Обелиск»         Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.

А. Лиханов «Драматическая педагогика»         «Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».

А. Алексин «Третий в пятом ряду»         Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека. .. добро каждый должен творить по-своему ... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».

А. Алексин «Безумная Евдокия»         Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц»         Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

Б. Васильев «Летят мои кони...»         Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.

Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания)

Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»         Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»         Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»         Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный.



Предварительный просмотр:

 Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
 

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говориться о... (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)
Таким образом, можно заключить, что... (или)
В заключение я хочу сказать, что...



Предварительный просмотр:

Задание №BE1098 

В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика?

1)– Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

2)Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…

3)Эти доски и пригодятся.

4)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

Задание №07AEBF 

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама».

1)метафора

2)аллитерация

3)фразеологизм

4)cравнение

Задание №0882b1 

В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!

2)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька 
в общем-то не обижался.

3)– Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

4)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…

Задание №0AC03C 

В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?

1)Я стал придавать огромное значение внешности.

2)Все поблёкли, стушевались передо мною.

3)Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь?

4)А на гимназическом балу она прошла мимо, не ответив на мой поклон.

Задание №0B1C7D 

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)(26)Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.

2)(2)Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.

3)— (27)С какой это стати я стану с тобой разговаривать?

4)(37)Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

Задание №0C1421 

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 19: «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»

1)просторечная лексика

2)эпитет

3)книжная лексика

4)сравнительный оборот

Задание №0E39AA 

В каком предложении средством речевой выразительности является метафора?

1)(13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.

2) (20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.

3)(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному.

4) (26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Задание №0EAEA2 

В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

2)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

3)Здоро во, юный жених!

4)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

Задание №C70BA7 

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)– Что я, пуп земли?

2)– Большая тайга, вековая, дремучая, густая, прекрасная!

3)Коротенькие волосы у него смешно топорщились над круглым, красным от таёжного загара лбом.

4)Тайга представлялась ему громадой мачтовых стволов и сплошной хвойной зелени, прорезанной тонкими лучами солнца и звенящим звуком электропил…

Задание №13A1FF 

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.

2)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.

3)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.

4)Прошло немалое время, пока я узнал музыку.