система патриотического воспитания

Партретова Вероника Геннадьевна

В статье представлены:  концепция патриотического воспитания детей дошкольного возраста,  условия реализации основных принципов работы, показаны отношения, складывающиеся между субъектами образовательного процесса, взаимоотношения с окружающей средой, особенности управления данной системы, система мониторинга, план работы по результатам анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция системы по патриотическому воспитанию

 детей дошкольного возраста

В основе концепции системы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста лежат идеи народности (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой) и гражданственности (Н. К. Крупская); идеи патриотизма, интернационализма (В. И. Вернадский, Д. С. Лихачев), познавательный аспект патриотического воспитания(Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, М. И. Богомолова и др.).

    Проблема патриотизма в современном мире актуальна и сложна.

      Патриотизм – это привязанность, преданность, ответственность по отношению к своему Отечеству, малой Родине, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

    Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи, уважении к истории, народной памяти, традициям.

      Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитанного процесса, предполагает гармоничное развитие ребенка,  начиная с младенческого возраста: моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство.

      Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников  определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и соответствует Закону «Об образовании в Российской Федерации».

   Основной целью концепции системы по патриотическому воспитанию ДОУ  является  создание условий для становления основ патриотического сознания детей.

     Задачи:

-  воспитывать привязанность к семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;

-  развивать умение любоваться своей страной, своим краем, городом, воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну;

-  формировать представление о героизме;

-  продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;

-  систематизировать и закреплять знания детей о природе страны, края, города;

-  формировать интерес у семьи к созданию условий по нравственно- патриотическому воспитанию ребенка.

    Решение поставленных задач позволяет педагогам  достичь планируемого результата:

* родители активные участники образовательного процесса;

* ребенок имеет определенные знания о родной стране, крае, городе, знает флаг, герб, историю, испытывает уважение, любовь к стране, городу, родителям, близким ему людям;

* ребенок проявляет желание трудиться на благо семьи, детского сада, города.

    Основные принципы концепции системы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:

* «От близкого к далекому» (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета);

* «От общего к частному», где каждое честное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего;

* Опора на опыт самих детей, реальные их дела, события в семье, в детском саду, городе, стране;

* взаимодействие с семьей.

     Система по патриотическому воспитанию в ДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.

  I   – «Мое имя»;

  II -  «Вместе дружная семья» (семья, детский сад);

 III – «Моя малая Родина» (город, микрорайон);

 IV – «Широка страна моя родная».

Отношения, складывающиеся между субъектами воспитательной системы

     Основой взаимодействия педагога с детьми является демократический стиль. Основанный на сотрудничестве и уважении  личности ребенка.

       В основе взаимодействия с родителями лежит структурно – функциональной модели, которая состоит из трех блоков:

I – информационно – аналитический блок. Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение  на основе общего дела.

II – практический блок. Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.

Формы сотрудничества с родителями:

  • «Познавательное» сотрудничество(консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе»).
  • Сотрудничество в рамках проведения досугов, экскурсий, трудовой деятельности;

III – контрольно – оценочный. Анализ эффективности мероприятий: презентация проектов, письменные отзывы в визитационном журнале, анкетирование, участие родителей в мероприятиях детского сада.

    В решении поиска эффективных методов взаимодействия между субъектами воспитательного процесса в ДОУ используется  проектный метод.  Этот метод позволит  сочетать интересы всех субъектов, организовать поэтапно и   последовательно процесс воспитания и обучения детей: от выявления их опыта -  к совместному планированию и реализации намеченного.

    Направления работы по включению родителей в воспитательный процесс:

 I  – прямое участие родителей в воспитательном процессе(«Встречи с людьми интересных профессий»);

II – участие родителей в закреплении знаний у детей, полученных в НОД (беседы, игры дома, составление эссе «Мир профессий наших родителей» и т.д.);

III – участие родителей в социализации детей (эссе «Моя семья», «Мое имя», составление генеалогического дерева, экскурсии, совместный труд).

  Методы включения родителей в совместную деятельность:

  • личный пример педагога и его  умение «заразить» интересами детей и родителей;
  • опора на наиболее активных родителей, которые способны подать пример другим;
  • умение увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться».

 

Взаимоотношения с окружающейся средой

    Система по  патриотическому воспитанию дошкольников  предполагает укрепление внешних связей ДОУ с предприятиями и организациями на основе единого планирования, четких, открытых связей и обмена информацией.  Социальными институтами ДОУ:

1. Административные структуры:

 - Администрация;                                                                                      

 - Комитет по образованию;

 - ИМЦ.

 2. Средства массовой информации:

 - Редакции газет;

 - Кабельное телевидение (информирование местного населения  об опыте работы дошкольного учреждения);

3. Культура:

  - Библиотека;

  - Музей;

  - Театр;

  - Музыкальная школа;

  - Центр детского творчества.

( методическая и практическая помощь в проведение мероприятий);

4. Бизнес:

  - Предприятия;

  - Предприниматели;

  - Банк.

(оказание материальной помощи);

5. Образование и наука:

   - Школы;

   - ДОУ города

  (преемственность в вопросах патриотического воспитания);

 6. Социальные учреждения:

   - Комитет социальной защиты.

  (профилактическая работа с родителями, педагогами).

Особенности управление воспитательной системой

     Основной целью системы управления патриотическим воспитанием ДОУ является совершенствование воспитательной системы, организация работы и ее координация, а также повышение педагогического мастерства каждого педагога.

    Система руководства патриотическим воспитанием в ДОУ сочетает интересы всех субъектов воспитательной системы:

  • Педагог – имеет возможность самореализоваться, проявить творчество в работе;
  • Родитель – имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания  своего ребенка и группы в целом;
  • Ребенок – его деятельность организована в соответствии с его интересами, желаниями и потребностями.

   Руководство работой по патриотическому воспитанию в ДОУ осуществляется по этапам:

 I – диагностический.

а) изучение литературы (психолого – педагогической, научно – популярной, нормативно – правовой);

б) изучение уровня готовности педагогов к взаимодействию с семьей и детьми;

в) изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме;

г) изучение уровня патриотического воспитания детей;

д) изучение предметно – развивающей среды групп, дошкольного учреждения.

II – практический(создание условий)

 а) издание приказов;

 б) разработка положений;

 в) определение методов работы, планирование работы, сроков выполнения;

 в) проведение тематического  контроля;

 г) заполнение тетрадей педагогов.

III – аналитический(итоговый)

а) анализ анкет;

б) сбор отзывов;

в) анализ  работы педагогов;

г) презентация проектов.

   Формы активизации  педагогов:

Традиционные.

  • семинары;
  • семинары-практикумы;
  • консультации;
  • дни открытых дверей;
  • творческие группы;
  • обмен опытом;
  • педагогические советы;
  • тренинги;
  • деловая игра;
  • повышение квалификации.

Инновационные.

  • проектная деятельность;
  • мастер – классы;
  • создание банка инновационных  идей;
  • участие в творческих конкурсах;
  • издательская деятельность.

Ресурсные составляющие системы руководства патриотическим воспитанием дошкольников:

Нормативно – правовые.

Методические.

    Концептуальное.

Способы достижения целей работы по патриотическому воспитанию дошкольников

   Методические  подходы к реализации основных принципов работы:

  • осознание своего «Я»;
  • отождествление себя с другим человеком, группой людей;
  • формирование чувства собственного достоинства;
  • формирование чувства сострадания, сочувствия, способности встать на точку зрения другого;
  • осознание смысла знака и символа, отражающего значение герба города, страны;
  • формирование чувства гордости за свой город, свою страну;
  • формирование чувства сопричастности к важным происходящим событиям в городе, стране.

 Средства реализации основных принципов работы:

* устное народное творчество;

* декоративно – прикладное искусство;

* музыка;

*художественная литература;

* игра;

* самостоятельная детская деятельность.

 Условиями реализации основных принципов работы являются:

  • комплексный подход;
  • знание педагогом культуры истории и культуры своего народа;
  • правильно подобранный материал ( по принципу доступности и понятности);
  • тематическое построение материала;
  • взаимодействие детского сада и семьи.

Этапы реализации.

I  блок - «Здравствуй, это Я!» - младший возраст;

II блок – «Вместе дружная семья» -  средний возраст;

III блок - «Моя малая родина» -старший возраст( старшая группа);

IV блок - «Широка страна моя родная» - старший возраст ( подгот. к школе группа).

Цель  работы с детьми младшего возраста – помочь осознать собственную индивидуальность. Понять собственную значимость.

Формы работы:

  • составление эссе «Мое имя» (маленький рассказ родителей о своем ребенке) с использованием фото, рисунков ребенка.
  • д/игра: «Как тебя зовут», «Позови друга»;
  • коллаж: «Это я» ( от рождения до настоящего дня).

 Цель  работы с детьми среднего возраста – помочь ребенку понять историю своей семьи, ознакомить с понятием семья.

Формы работы:

  • уголок уединения, который оформляется в спальной комнате, где ребенок может на некоторое время уединиться с фото своих родителей, близких и отгородится от активной деятельности.
  • В групповых комнатах уголок «Моя семья», где размещаются альбомы с фотографиями, эссе;
  • Макет « Мой детский сад» ( детский сад с прилегающими улицами).

Цель работы с детьми старшей группы – ознакомление с родным краем, воспитание чувства любви, гордости, уважения к родному краю, городу; продолжать начатую работу о знакомстве с семьей.

Формы работы:

  • эссе о природе, профессиях родителей;
  • альбомы с изображением экскурсий по интересным местам города;
  • макет: «Природа родного края»;
  • экскурсия в городскую Думу.

Цель работы с детьми подготовительной к школе группы – дать знания о том, что мы живем в России, ознакомить детей с государственной символикой.

Формы работы:

  • генеалогическое дерево – совместная работа детей и родителей по изображению родословной семьи;
  • карта России. На карте воспитатель вместе с детьми указывает кружочками места, где живут их родственники;
  • экскурсии в исторический музей;
  • участие в конкурсе плакатов.

Родители- активные  участники в формировании у детей нравственных основ, в воспитании и уважении к близким людям, малой родине, уважении к традициям своего народа.  

Схемы осуществления работы по нравственно – патриотическому  воспитания

    Данные схемы позволяют поэтапно и  последовательно организовать  воспитание и обучение детей,  с учетом их возрастных и индивидуальных интересов, способностей, социального опыта ребенка  и  включает в себя специальные занятия, дидактические игры, упражнения, а также другие  виды деятельности.

Схема осуществления работы по патриотическому воспитанию детей II младшей группы

Раздел программы

Виды деятельности

Сюжетно-ролевые игры

«Мой дом», «Моя семья», уголок ряженья, атрибуты для игры: «Поездка к бабушке».

Социальные игры

Беседы: «Кто Я?», «Моя семья», «Мой папа», зеркала разного размера для осознания себя, семейное фото, уголок уединения, эссе «Моя история».

Речь и речевое общение, худ. литература

Формирование словаря за счет слов, связанных с семьей, детским садом. Беседы: «Хочу как папа», «Хочу быть как мама». Сказки: «Теремок», «Репка».Л. Квитко «Бабушкины руки».

Изобразительная деятельность

Лепка: «Ладушки, ладушки, испечем оладушки». Аппликация: «Моей мамочке», «Строим дом».

Рисование: «Дом, в котором ты живешь», «Чашка для кукол». Конструирование: « Макет улицы».

Развивающие игры

Д/и: «А ты кто такой?», «Кому что надо», « У кого какой дом».

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке групповой комнаты, украшение групповых комнат к празднику.

Схема осуществления работы по патриотическому воспитанию детей в средней  группы

Раздел программы

Виды деятельности

Сюжетно-ролевые игры

«Моя семья», «Мой детский сад», «Почта», «Строители», «Поездка к бабушке».

Социальные игры

Беседы: «Кто я?», «Моя семья», семейное фото, уголок уединения, эссе «Моя семья». Экскурсии: по улицам города, на автостанцию, в парк, лес, к памятникам. Беседы по итогам экскурсии.

Речь и речевое общение, худ. литература

Расширение словаря за счет терминов из истории города, жизни города. Альбом «Наш город». Занятия: «Наш детский сад», «Знакомые профессии», «Что я знаю о городе». Чтение Д. Мамина – Сибиряка « Аленушкины сказки».

Изобразительная деятельность

Лепка: «Животные в моем доме». Аппликация: «Улица, на которой я живу», «Мой дом». Рисование: «Дом, в котором ты живешь».

Конструирование: «Макет детского сада с прилегающими улицами».

Развивающие игры

д/и: «А ты кто?», «Кому что надо», «Кем быть», «Машины едут по городу».

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке групповой комнаты, украшение групповых комнат к празднику. Помощь взрослым на участке по созданию снежных построек.

Схема осуществления работы по патриотическому воспитанию детей в старшей  группы

Раздел программы

Виды деятельности

Сюжетно-ролевые игры

«Семья», «Шоферы», «Больница», «Библиотека», «Парикмахерская», «Магазин», игра-викторина «Знаешь ли ты город Березовский».

Социальные игры

Беседа: «Мой город», «Улицы нашего города», «Основы избирательного права», «Памятники города».

Экскурсии: по улицам города,  в городскую Думу, библиотеку, пожарную часть, к памятникам. Беседы по итогам экскурсии.

Речь и речевое общение, худ. литература

Составление  словаря слов, терминов из истории города. Игра – упражнение: «Я начну, а ты продолжи». Чтение: П. Бажов «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Золотая дайка».

Изобразительная деятельность

Лепка: «Животные в моем доме». Аппликация:  «Мой город». Рисование: «Улицы моего города», « Городской парк осенью», «!Зимний лес».

Конструирование: Макет «Старый  город», «Природа родного города». Коллекция камней.

Развивающие игры

д/и: «Путешествие по г. Березовскому», «Собери из частей целое», «Интервью», «Я –фотограф».

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке групповой комнаты, украшение групповых комнат к празднику. Помощь взрослым на участке по созданию снежных построек.

Схема осуществления работы по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе  группы

Раздел программы

Виды деятельности

Сюжетно-ролевые игры

«Семья», «Шоферы», «Больница», «Библиотека», «Парикмахерская», «Магазин», игра-викторина «Знаешь ли ты город Березовский», «Профессии наших родителей».

Социальные игры

Беседа: «Мой город», «Улицы нашего города», «Основы избирательного права», «Памятники города».

Экскурсии: по улицам города,  в городскую Думу, библиотеку, пожарную часть, к памятникам, музей старая шахта. Акция «Просто так». Беседы по итогам экскурсии.

Речь и речевое общение, худ. литература

Словесная копилка. Игра – упражнение: «Я начну, а ты продолжи». Чтение:  П. Бажов «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Золотая дайка», Д. Мамин – Сибиряк « Аленушкины сказки», «Емеля – охотник».

Изобразительная деятельность

Лепка: «Мои друзья». Аппликация:  «Мой город», «Зимний лес». Изготовление открытки для родителей на презентацию проекта.

Конструирование: «Карта. Путешествие по родному городу». Коллекция камней.

Развивающие игры

д/и: «Путешествие по г. Березовскому», «Собери из частей целое», «Интервью», «Я –фотограф».

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке групповой комнаты, украшение групповых комнат к празднику. Помощь взрослым на участке по созданию снежных построек.

 

Мониторинг

Система мониторинга включает в себя:

  1. Два контрольных среза: диагностика на начало учебного года и диагностика на конец учебного года;
  2. Один промежуточный срез: диагностика в середине учебного года

     На основе полученных результатов обследования, анализа деятельности педагогов, отношения родителей делается вывод об уровне сформированности знаний, умений, навыков и компетентностей детей. На основе полученных данных определяются  цели, задачи и разрабатывается план  в трех направлениях: работа с воспитателями, работа с детьми, взаимодействие с родителями.

План системы работы:

Дети

Родители

Педагоги

Семья

- генеалогическое дерево

- эссе

- проект: «День рождения моего родного города»

- беседы по теме(диагностика)

- генеалогическое дерево

- эссе

- анкетирование

( уровень знаний родителей)

- проект: «День рождения моего родного города»

- информационный материал(родительские уголки)

- памятки по теме

- консультации по составлению эссе, генеалогического дерева, уголков уединения

-анкетирование

(уровень готовности к взаимодействию с родителями)

- тренинги

- составление проекта

Город

- экскурсии:

* в парк

* по городу

* к строительству нового дома

* исторический музей школы

*изучение энциклопедии

- участие в экскурсиях

- участие в совместном труде с детьми

- участие в конкурсе плакатов

- консультация по планированию, проведению мероприятий

Праздники

- участие в праздниках

Геральдика

- составление фотоальбома

- макет города

- карта города

- карта области

- карта страны

- в групповых комнатах – уголки патриотического воспитания

- беседы

- НОД

- экскурсия

- изготовление поздравительных открыток

- участие в конкурсе плакатов

- игра «Копилка слов»

-оформление фотоальбома

-предоставление материала для уголков по патриотическому воспитанию

- участие в конкурсе плакатов

- изучение толкового словаря и пополнение в группах «Копилки слов»

- консультации по планированию и проведению мероприятий по теме

- консультация по созданию предметно-развивающей среды в группах

- консультация по проведению и планированию правового воспитания с детьми и родителями.