Самоанализ педагогической деятельности
Самоанализ представляет анализ и интерпретацию педагогической деятельности за 2 года работы в Региональном центре дистанционного обучения детей-инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_2.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
(аналитическая справка, отражающая совокупность результатов практической деятельности педагога)
1. Общие данные
Фамилия, имя, отчество Чернова Светлана Геннадьевна
Место работы Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов Государственного автономного образовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»
Занимаемая должность: учитель
Учебная нагрузка (количество часов, классы): 2011-2012 уч.г.: 21 час + 14 часов по 2 модели обучения, 5-11 классы; 2012-2013 уч.г.: 27 часов + 7 часов по 2 модели обучения, 5-11 классы.
Образование (ВУЗ, факультет, специальность, год окончания): высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Марийский государственный университет», факультет культуры и искусств, специальность «Культурология» с дополнительной специальностью «Русский язык и литература», квалификация «учитель культурологии и русского языка, литературы» (Диплом ВСГ 4963428 от 30 июня 2010 года), 2010 год.
Стаж работы, педагогический стаж, по данной должности 3 года, 3 года, 2 года.
Наличие квалификационной категории (год присвоения) не имею.
Сведения о прохождении курсов повышения квалификации за последние 5 лет (место прохождения, тема, срок, объем, документ, результат):
1. Московский институт открытого образования по теме: «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий», 1 месяц, 72 часа (уд № ИТЗ 20/2011), полное освоение необходимых ресурсов Всемирной сети Интернет для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.Государственное учреждение Центр информационных технологий и учебного оборудования Государственного учреждения Департамента образования города Москвы, семинар по использованию методик реабилитации и коррекционной педагогики в обучении детей-инвалидов, 1 месяц, 36 ч. (уд. №49 от 10 марта 2011года), использование педагогических методик на уроках исходя из специфики заболеваний учащихся.
Самообразование по специальности в межаттестационный период (обоснование выбора изученных тем, материалов), краткие отзывы
- Регулярное посещение информационного интернет-портала Министерства образования и науки Российской Федерации и Республики Марий Эл с целью ознакомления нововведений на федеральном и региональном уровнях в области образования. Регулярное получение последней информации о планируемых и проводимых мероприятиях, а также об изменениях в сфере образовательной деятельности.
- Создание собственного мини-сайта в социальной сети работников образования «Наша сеть», участие в профессиональных сетевых сообществах «Педагогический мир», «Большая перемена», «Мир учителя» и других с целью повышения личностной и профессиональной самооценки, обмена опытом и мнений, а также получения новых идей и расширения собственного кругозора.
- Чтение ежемесячных периодических интернет-изданий: учительской газеты «Первое сентября», журналов «Русский язык», «Литература», «Искусство» с целью изучения педагогического опыта учителей других субъектов РФ. Применение в своей профессиональной деятельности наиболее эффективных методов и способов обучения и воспитания детей.
- С целью повышения уровня знаний и профессионализма посещение открытых уроков более квалифицированных коллег, ежемесячных педагогических советов лицея, еженедельных совещаний РЦДО, решение тестов и заданий повышенной сложности по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре.
- Изучение рекомендаций психолого-педагогической службы ЦДО по работе с детьми-инвалидами с целью выбора правильного алгоритма построения урока исходя из специфики заболеваний учащихся.
- Чтение книг и пособий (Бондаревская Е.В «Основы педагогической культуры», Бондаревская Т.Н. «О педагогическом такте», Леонтьев А.А «Педагогическое общение» и прочие) с целью повышения уровня педагогической культуры.
Методическая тема: обоснование педагогом выбора темы (какие условия взяты за основу: организационно-методические, особенности детей, особенности личности самого педагога, др.). «Развитие творческих способностей учащихся на уроках для наиболее полноценного развития ребёнка-инвалида». За основу взяты особенности детей — ограниченные возможности здоровья. Детям с ОВЗ необходима возможность самореализации и воплощения собственных идей, направленных на создание нового.
- Достижения в профессиональной деятельности
2.1. Характеристика (аннотация) методических материалов, разработанных в межаттестационный период, уровень их представления. 1. Программа интегрированного факультативного курса «Русский символизм» (на примере творчества М.Врубеля и А.Блока) по учебным предметам мировая художественная культура и литература. Изучение данного курса предполагается с учащимися 10 и 11 классов. Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Факультативный курс конкретизирует содержание темы «Русский символизм» образовательного стандарта по школьным предметам «Литература» и «МХК». Программа имеет распределение факультативных часов по темам. Последовательность изучения тем составлена с учетом логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Также подготовленная программа определяет набор уроков-бесед, самостоятельной работы учащихся и практических занятий.
Особенность факультативного курса в том, что он позволяет дать каждому учащемуся интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, более полно удовлетворить его познавательные и жизненные интересы. Интегрированный характер курса был выбран для создания условий глубинных изменений личности, которые происходят под воздействием общения с литературными произведениями и живописными полотнами. Запланированная итоговая выставка и ученическая конференция позволяют выдвигать школьникам идеи по организации мероприятий, дискуссии и диспуты предполагают развитие у учащихся коммуникативных, творческих и других необходимых в будущей жизни компетенций.
Практическая значимость интегрированного факультативного курса «Русский символизм» определяется также тем, что приобретённые знания помогут ученикам в выполнении заданий на едином государственном экзамене по предметам гуманитарного профиля.
- Открытый урок по предмету «Мировая художественная культура». Дистанционный урок изучения новой темы «Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура» проводился с учеником 10 класса. Урок был проведён в рамках семинара «Информационная среда школы: этапы, вызовы и перспективы создания» на республиканском уровне. Целью проведения урока было знакомство с древнейшими сооружениями человечества – мегалитами посредством использования Интернет-технологий. Для достижения этой цели были поставлены задачи: 1. Расширить знания о первобытном искусстве, познакомить с архитектурой первобытного человека, в том числе, на территории России; 2. Развить умения самообразования, а также сформировать компетенции работы с информационными ресурсами сайта «i-class» Центра образования «Технологии обучения». 3. Воспитать патриотический интерес к культурным ценностям нашей страны. При изучении темы «Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура» применялись различных материалы: интернет-ресурсы (видеофильм «Кавказские дольмены» из цикла «Чудеса России», онлайн-кроссворд сайта «i-школа»), программное обеспечение «Skype», авторская электронная презентация «Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура».
3. Индивидуальные учебно-тематические планирования (ИУТП) по предметам «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура». ИУТП составляется на каждого учащегося по каждому предмету отдельно, индивидуально. Учебно-тематические планирования составлены в соответствии с образовательным стандартом на основе программ, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. При составлении учебно-тематического планирования учитываются рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, психофизиологические возможности ребёнка, подбираются виды деятельности, с которыми учащийся может справиться на уроке. Также при планировании учитывается уровень освоенности учебного материала в прошлом учебном году.
Главная особенность индивидуального учебно-тематического планирования заключается в том, что в соответствии с ним каждый учащийся получает новые знания в том ритме, с использованием того вида деятельности, который он может выполнить в зависимости от диагноза.
4. С 8 апреля по 6 мая 2013 года оказывала методическую помощь студентке-практикантке, обучающейся на факультете культуры и искусств Марийского государственного университета. За время прохождения педагогической практики по предмету «Мировая художественная культура» студенткой было проведено 14 уроков.
5. Поиск теоретического материала и возможностей его представления с использованием интернет-технологий на празднике, посвящённого Дню Науки. С помощью сайта «AirPano» учащиеся имеют возможность виртуально посетить необычные памятники природы, города с многотысячной историей развития, а также максимально приблизиться к шедеврам архитектуры, скульптуры и прочим культурным и историческим ценностям. Просмотр 3D сферических панорам повышает интерес учащихся к изучению предмета «Мировая художественная культура», так как дети самостоятельно могут использовать данный ресурс при изучении большинства тем во время урока, а также во внеурочное время.
2.2. Анализ участия в открытых мероприятиях в межаттестационный период, место и уровень проведения мероприятий, результативность.
Урок изучения новой темы «Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура» был проведён 16.11.2012 года в рамках Республиканского семинара «Информационная среда школы: этапы, вызовы и перспективы создания». Основным замыслом данного урока было расширение знаний учащегося о первобытном искусстве, а именно — ознакомление с мегалитической архитектурой. На открытом уроке были применены: программное обеспечение «Skype» для дистанционной связи с учеником, для демонстрации фотографий первобытных сооружений и основных понятий - авторская электронная презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point. Показ презентации был осуществлён посредством предоставления «общего доступа к экрану». Кроме того, учащемуся был показан отрывок видеофильма «Кавказские дольмены» из цикла «Чудеса России». Для закрепления полученных знаний ученику было предложено решить онлайн-кроссворд, используя ресурс сайта «i-школа.
Урок, проведённый в рамках Республиканского семинара «Информационная среда школы: этапы, вызовы и перспективы создания», способствовал повышению уровня знаний ученика в области первобытного искусства, развил умения в различении видов древнейших сооружений человечества, уровня учебной мотивации и интереса путём понимания и осознания ценности родных памятников культуры, их приобщенности к мировому искусству. Проведение открытого урока повысило педагогический опыт в данном направлении, а также интерес учителя к участию в открытых мероприятиях разного уровня.
Учителя, посетившие данный урок, высказали положительные отзывы по способам и методам подачи материала на уроке изучения новой темы, а также по проверке полученных на уроке знаний. Поставленные цели и задачи были достигнуты на уроке в полном объёме.
2.4. Публикации в межаттестационный период (цель создания, наличие востребованности публикаций в педагогическом сообществе, перспективы по созданию, разработке новых изданий).
Публикации, созданные за период работы в Региональном центре дистанционного обучения детей-инвалидов, были опубликованы с целью повышения личностной и профессиональной самооценки, обмена опытом и мнений, а также получения новых идей и расширения собственного кругозора.
Большинство публикаций выложено на мини-сайт социальной сети работников образования «Наша сеть»: индивидуальные учебно-тематические планирования по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре; интегрированный факультативный курс «Русский символизм» по предметам «МХК» и «Литература».
На Международном образовательном портале «Мир учителя» опубликован конспект урока по мировой художественной культуре «Цивилизация и культура: сходство и различие понятий», кроме того, к данному уроку подготовлена и помещена презентация. В период с 25.07 по 2.09 насчитывается 430 просмотров и 50 скачиваний, что говорит о востребованности учебного материала.
Статья «Из опыта работы с ребёнком с ОВЗ» предоставлена к публикации в научном издании НОУ Центр «Педагогический поиск».
В будущей педагогической деятельности планируется создание ряда статей по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках гуманитарного цикла, конспектов уроков с поясняющей презентацией.
3. Результаты практической деятельности педагога
Уровень обученности всех учащихся составляет 100%, качество знаний — 100%. Средний балл успеваемости учеников с 5 по 10 класс стабилен. Ученица 5 класса имеет устойчивую учебную мотивацию; методы и способы, используемые на уроках русского языка и литературы, ученицей полностью воспринимаются. Ученик 6 класса имеет стабильный средний уровень познавательной активности, на уроках русского языка и литературы предпочитает работу по известному алгоритму (данная особенность присуща детям с диагнозом, который имеется у ученика), введение творческой деятельности планируется на уроках мировой художественной культуры. В связи с ухудшением здоровья (ввиду переходного возраста) у некоторых учащихся 9 классов наблюдается низкая учебная мотивация. Стабильные результаты учащихся возможны благодаря наличию психологического комфорта на уроке. Для формирования устойчивого интереса школьников к преподаваемому предмету регулярно проводятся тестирования на определение эмоционального состояния учащихся во время урока. Используются рисуночные методики «Кактус», «Слон», цветовой тест Люшера. На успеваемость учащихся влияет и заинтересованность родителей процессом обучения. С родителями регулярно проводятся собрания по проблемам, связанным с образовательным процессом, которые успешно решаются благодаря согласованным действиям.
Для активизации и повышения эффективности учебной деятельности провожу анкетирования с учащимися разных параллелей. К основным общеучебным умениям и навыкам можно отнести следующие:
- Учебно-организационные умения и навыки.
- Учебно-логические умения и навыки.
- Учебно-коммуникативные умения и навыки.
С помощью анкеты для учащихся «Как вы владеете учебно-организационными умениями» (Третьяков П.И.) можно проследить динамику формирования общеучебных умений и навыков учащихся РЦДО. Анкетирование проводилось мною в 5,7,9 классах в 2011-2012 учебном году. Результаты анкетирования показывают, что учебно-организационные навыки сформированы у учащихся в достаточной степени, имеется положительная динамика. Также хорошо сформированы учебно-информационные ОУН, все учащиеся в той или иной степени владеют данной группой навыков. В будущей педагогической деятельности считаю необходимым обратить особое внимание на формирование учебно-логических ОУУН, таких как:
- проведение разных видов сравнения;
- установление причинно-следственных связей;
- оперирование понятиями, суждениями;
- классификация информации;
- владение компонентами доказательства;
- формулирование проблемы и определение способов ее решения.
3.2. Оценка педагогом-предметником результатов итоговой
и промежуточной аттестации учащихся разного уровня (экзамены, зачеты, контрольные работы администрации ОУ, управления образованием, мониторинга, ЕГЭ, итоговой аттестации в 9 кл.), выводы, объяснение причин, прогнозы педагога по корректировке результатов.
Проведённый анализ входных и итоговых контрольных работ по русскому языку показывает: у учащихся 5-6 классов наблюдается позитивная динамика. В будущей деятельности с учениками 5 класса планируется больше вводить игровых методов повторения пройденного в начальной школе, чтобы период адаптации прошёл легче и быстрее. Учащихся последующих параллелей с первых учебных недель необходимо направить на целенаправленную учебную деятельность.
Государственную итоговую аттестацию по русскому языку прошла ученица 9 класса, результат ГИА 71 балл, на 7,2 балла выше среднего по республике. Ученик 9 класса прошёл итоговую аттестацию в форме изложения с элементами сочинения. Результат его работы – 3/3. У учащегося слабо развита учебная мотивация, приоритетом на тот момент было поступление в ССУЗ на техническую специальность.
3.3. Представление достижений учащихся, для педагогов-предметников – достижения во внеурочной деятельности по предмету, обоснование достижений использованием педагогом современных образовательных технологий, методов, средств, приемов, заявленных в методической теме.
1. Для участия во Всероссийском конкурсе, объявленного Центром интеллектуального гуманитарного развития «Перспектива», был создан проект - кроссворд «В мире сказок». Участие принимала ученица 5 класса. Работа ученицы набрала 91 балл из 100 возможных и заняла 1 место среди аналогичных работ. Работа носила творческий характер. Использовались необычные для составления литературного кроссворда материалы. Ученица самостоятельно составляла вопросы, так как большинство из них не касались рамок учебной программы по литературе. Данный вид работы давался ученице легко ввиду высокой степени заинтересованности процессом создания, творчеством, которое носило прикладной характер.
2. К продуктивной творческой деятельности дети активно вовлекаются на уроках мировой художественной культуры. Учащиеся 7 класса создают из различных материалов маски актёров греческих театров, рисунки, отражающие моду античности и прочее. Ученики 8 класса составляют кроссворды по пройденной теме, а учащиеся 9 класса учатся создавать презентации. В 10-11 классах творческая работа связана с анализированием памятников скульптуры, архитектуры, живописи и так далее. Некоторым ребятам ввиду заболевания многие виды деятельности даются непросто, поэтому создание творческого продукта занимает несколько уроков.
3.4. Уровень овладения педагогом ИКТ, прохождение специальных курсов, результативность обучения.
Активно использую современные технологии, в том числе, дистанционные, регулярно применяю их в образовательной деятельности. В 2011 году прошла обучение в Московском институте открытого образования по теме: «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий». 72 часа (уд № ИТЗ 20/2011). Кроме того, в 2013 году прошла педагогическое тестирование по теме «Компьютерная грамотность педагогических и руководящих работников образовательных учреждений». Имеется свидетельство (№ ФС 77-47496), которое является доказательством положительного результата тестирования. Свободно использую следующее оборудование:
- Компьютер (Macbook) - при объяснении нового материала, закреплении и повторении, контроле знаний, умений, навыков; применяется в индивидуальной дистанционной работе с учеником.
- Проектор - используется в работе с группой учащихся на очном занятии.
- Графический планшет — необходим на дистанционном уроке русского языка и литературы, так как является аналогом школьной доски.
- Сканер и принтер — используются на дистанционных уроках для получения от учащихся выполненного в тетради домашнего задания посредством сканирования и дальнейшей распечатки полученного материала учителем.
Необходимыми в работе являются следующие программы:
1. Skype — программное обеспечение, позволяющее установить связь учителя с учащимся, кроме того, в работе используется функция «конференц-связь» для одновременной связи с двумя и более учащимися. Функция «Предоставить общий доступ к экрану» позволяет демонстрировать иллюстративный, текстовый и прочий материалы.
2. OpenOffice — для составления презентаций, необходимых для объяснения нового теоретического материала, показа иллюстраций с целью ознакомления и проведения анализа памятников культуры и искусства, схем, таблиц и так далее.
3. Paintbrush — программа, используемая в работе с графическим планшетом. Программа предназначена для создания и редактирования на экране изображений.
4. Itunes — программа для прослушивания музыкальных произведений, аудиозаписей литературных произведений.
5. Quick Time Player — программа, используемая для просмотра видеофильмов и видеоспектаклей по произведениям художественной литературы.
6. Firefox, Google Chrome, Safari — передовые поисковые системы, позволяющие быстро находить необходимую для и во время урока, в том числе и самим учеником.
Также на дистанционных занятиях через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет пользуемся мировыми информационными ресурсами: электронными библиотеками, сайтами виртуальных музеев, литературных мест, сферических 3D панорам, онлайн-тестами и онлайн-словарями. Мультимедийные материалы значительно развивают познавательную деятельность учеников, а также расширяют кругозор детей-инвалидов.
Дата Подпись аттестуемого
http://nsportal.ru//chernova-svetlana-gennadevna — адрес мини-сайта