Дидактический материал к уроку по теме " Диалог". 5 класс.

Ченкина Нина Борисовна

Для тренировочных работ по теме "Диалог" предлагаю деформированные тексты, составленные на основе мини-рассказов Сладкова. Произведения Сладкова  очень светлые и добрые. Они воспитывают любовь  к природе и бережное отношение к ней.Дети работают по этим карточкам с удовольствием.Кроме того, подобные упражнения развивают логическое мышление детей. Одновременно расширяется и кругозор школьников: ведь происходит знакомство с очень интересным писателем-натуралистом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для  тренировочных  работ  по теме «Диалог»(5 класс)  использую деформированные тексты  по рассказам  писателя-натуралиста   Н. Сладкова. Предваряет работу с карточками  небольшая  бе седа  о творчестве  Николая Ивановича Сладкова.

                                                                  1920 – 1996 г.                                                                                  

 Написал более 60 книг о природе и много  рассказов для детей.   Герои Н. Сладкова  сами рассказывают о себе – и всегда с лёгкой иронией. Его произведения открывают нам мир природы, помогают понять и полюбить его.

 В карточках нет деления на реплики. Восстановите  диалоги героев, правильно расставив знаки препинания. Перед этим прочитайте  рассказы- миниатюры  в лицах.( Работа в парах)

                               «Шмель и Цветок».

   Ответь мне Цветок ты кто – он или она? А я брат Шмель и сам не пойму! Как это -не знаешь? Вот, например, ландыш –он! То  ландыш…А вот ,например, ромашка-она. Так то ромашка… А ты кто такой? Я-то? Да я Шмель иван-да –марья!

                      «Кто как спит».

    Ты Заяц как спишь? Как положено –лёжа. А ты Тетёрка как? А я сидя. А ты Цапля? А я стоя. Выходит друзья что я, Летучая Мышь, ловчее всех вас сплю удобнее всех отдыхаю! А как же ты  Летучая Мышь спишь-отдыхаешь? Да вниз головой.

                              «Сорока и Енот»

    Енот а Енот а ты ягоды есть любишь? Люблю! А птенцов и яйца любишь? Люблю! А лягушек и ящериц любишь? Люблю! А жуков и сороконожек любишь? Люблю! А червяков и улиток любишь? Тоже люблю! А чего же ты тогда не любишь? Не люблю когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают!

                                                            «Барсук  и Медведь».

    Что Медведь спишь ещё? Сплю Барсук сплю. Так-то разогнался – пятый месяц без просыпу.  Все бока отлежал! А  может, Медведь нам вставать пора? Не пора. Спи ещё. А не проспим мы с тобой весну с разгону? Не бойся! Она брат разбудит! А что, она – постучит нам, песенку споёт или,может, пятки  пощекочет? Я Миша страх как на подъём тяжёл! Небось вскочишь! Она тебе Боря ведро  воды как даст под бока – не залежишься! Спи уж, пока сухой!

                                                       « Воробей и Синица».

      Угадай Синица какое у людей самое страшное оружие? Ружьё? Э-э, не угадала! Пушка? Опять не угадала! Какое же тогда Воробей? Рогатка! Из пушки –то по воробьям не  стреляют а из рогатки – только успевай  отскакивай! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей.

                                                          «Мухоловка и Заяц».

     Чего Заинька приплясываешь, чего серенький  ушами потряхиваешь? С горя Мухоловочка с горя! Комары после дождя вылетели – ни попить, ни поесть! А ты чего подлётываешь, чего крылышками взмахиваешь? От радости Заинька от радости! Комары после дождя вылетели – самое времечко попить да поесть!

                                                         «Рябчик и Соловей».

     Люблю я весенние цветы Соловей! И я люблю- такие они  красивые! Да нет Соловей не то! Так что ж, коль не то? Может за то,  что они такие ароматные? Да нет, не то! За что же тогда? Вкусные они Соловей очень! Особенно незабудки! Незабываемый вкус!

                                                         «Сорока и Медведь».

     Эй, Медведь ты днём что делаешь? Я-то?  Да ем!   А ночью? И ночью ем.  А утром? И утром!  В вечером? И вечером ем. Когда же  ты тогда не ешь? Когда сыт бываю. А когда ты сытым  бываешь? Да никогда…

                                                    «Лисица и Ёж».

       Всем ты Ёж хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу! А что Лиса я с колючками  некрасивый что ли? Да не то чтоб некрасивый … Может, я с колючками неуклюжий? Да не то чтобы неуклюжий!  Ну так какой же я такой с колючками –то?! Да какой –то  ты с ними брат несъедобный!        

                                                       «Сорока и Медведь».

          Эй, Мишка-Медведь на вопрос  ответь! Какой вопрос стрекотуха? Почему тебя Медведем зовут? Глухарь – он весной глухой, понятно, заяц-беляк – зимой он белый, понятно  а вот Медведь – не понятно! Хе-хе бестолковая птица. Мед- ведь – значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. А где он, где мёд –то? Так я тебе и сказал! Ты же всем  разболтаешь сразу, все вы в лесу медведями станете!

                                      «Сорока и Волк».

           Эй, Волк чего ты  хмурый  такой?  От голода. А рёбра торчат-выпирают? От голода. А воешь отчего? От голода. Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока, от голода, от голода! Чего это ты нынче  такой   неразговорчивый?  От голода!

                           « Орлёнок и Воробьёнок».

      Эй, Орлёнок у тебя родители кто? У меня папа  с  мамой –орлы! Вот счастливый! А у меня папа с мамой –обыкновенные воробьи… Не завидуй мне Воробьёнок! Твои воробьи с утра  до  вечера тебя кормят а мои орлы меня – только утром да вечером.