Моделирование на уроках в начальной школе

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

 

Так, на уроках чтения для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения), мы применяем метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx31.28 КБ
Файл modelirovanie_2.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по окружающему миру во 2 классе «А»

Тема урока:

« Российская Федерация, её государственные символы»

(Наше государство)

Автор учебника: О.Т.Поглазова УМК «Гармония»

Учитель Л.Н. Шабалина

Тема урока: Российская Федерация, её государственные символы ( Наше государство)

Цели урока:

1. Формировать понятия государство, государственные символы, государственные границы, армия, президент;

2. Продолжить формировать умение работать с текстом;

3. Воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным символам;

Формируемые УУД:

 Познавательные УУД:

1.Формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

2. Формировать умение работать с условными обозначениями, с разными источниками информации;

3. Формировать умение на основе анализа объекта делать выводы;

Коммуникативные УУД

1. Формировать умение договариваться, находить общее решение, слушать и понимать других;

2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Способствовать формированию собственного мнения и умений задавать вопросы;

Регулятивные УУД

1. Формировать умение определять цель деятельности на уроке;

2. Формировать умение преодолевать трудности;

3.Формировать умение осуществлять контроль по результату;

4. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД

1. Формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2.Формирование научного мировоззрения;

3. Развивать аналитическое мышление, образное воображение;

Форма урока: урок –лекция с элементами моделирования .

Оборудование урока:

  • Компьютер,  
  • Презентация к уроку;
  • Учебник, рабочая тетрадь;
  • Дидактические материалы к учебному занятию;

                                                Ход урока:

I. Создание эмоционального фона (Организованное начало урока)

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный!

II.Проверка домашнего задания.

- У каждого из вас есть свой дом, семья. Кем вы являетесь для своих родителей? (сыном, дочерью)

- А для бабушки и дедушки? ( внуком, внучкой)

- Но у  нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас на всех одна лампа и печка - ласковое солнышко. У нас один водопровод - это воды рек, морей и океанов.

- У нас всех есть один общий дом. Как он называется? (планета Земля)

- Мы на этой планете живём, значит кто мы? ( жители Земли)

- На этой планете есть место , где мы с вами родились, живём, учимся, работаем, здесь живут наши близкие и друзья. ( Наша Родина)

- А что мы называем «малой Родиной» ?

- Назовите синонимы к слову Родина. (Отчизна,Родной край,страна Россия)

- Почему мы зовём нашу Родину Отечеством?

- А почему матерью?

- Что составляют все жители Земли? ( мировое сообщество)

- Членом чего вы являетесь?( членами общества своего города, гражданами России, землянами)

- А как велика наша Россия?

- Можно ли увидеть её всю сразу?

- Видел её так кто-нибудь? (космонавты)

- А где мы можем увидеть всю территорию страны? ( на карте)

- Чем богата наша страна?

- Какие народы в ней проживают?

III. Сообщение темы урока .

- Кто может сформулировать тему урока?  

- Сегодня на уроке узнаем полное название нашего государства, познакомимся с символами нашей страны, попытаемся выяснить: зачем каждому государству символы.

IV. Целеполагание.

- Какие задачи необходимо решить на уроке?

( 1. Узнать полное название нашей страны.2.Почему она так названа? 3.Узнать какие символы есть у России? 4. О чём нам могут рассказать символы нашей страны?)

- Каждый человек обязан знать символы своей страны,тот кто хорошо знает символы государства, может не только представить, как жила и развивалась его родина, чем занимались люди в далёком прошлом, но и какие изменения в разное время происходили.

V. Сообщение нового материала.

1)- Ребята, давайте вспомним, как называлась наша страна в разные исторические времена.

- Как называется наша страна сейчас? Посмотрите на экран и найдите ответ.

- Мы являемся гражданами Российской Федерации. А что обозначает слово «федерация»? Найдёте ответ на стр.59 учебника. Прочитайте отрывок об этом.

- Какая республика, край, область занимают самые большие территории в Российской Федерации? Найдите ответ в тексте.  

-А теперь найдите их на карте.

- Как Россия отделена от других государств?  (границей)

- Какими могут быть границы государства? (сухопутные и морские)

- Кто является главой нашего государства? (президент)

-Кто является нашим президентом? (В.В.Путин)

2)- Ребята, а что такое символ? (знак)

- Обратимся к толковому словарю.

- Слово символ имеет несколько значений.

1)Символ-это то, что служит условным  знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Например: голубь с ветвью - символ мира, пять ,сплетённых колец – символ Олимпийских игр, якорь- символ надежды.

2) Условное обозначение какой-либо единицы, величины, принятой в науке.

Например, символы химических элементов.

- К государственным символам относятся герб, гимн, флаг.

3) –Что представляет собой герб?

-Слово герб происходит от немецкого «эрбе»- наследство. Гербы появились очень давно. Гербом называется изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Гербы создаются по чётким правилам. Прежде всего- это форма. Обычно гербы имеют форму щита. Значение имеют не только изображённые на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражает красоту и величие, зелёный- изобилие, красный- мужество и храбрость.

- В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся.

- Современный герб России появился 25 декабря 2000 года. Герб России четырёхугольный с заострением внизу. На гербе России изображён Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём змея. Георгий  Победоносец считается защитником от всякого зла. Двуглавый орёл держит в лапах скипетр и державу- символ власти, мощи и независимости. А орёл выбран потому, что его облик был распространён в национальных орнаментах.

- Скажите где в жизни вы встречаете изображение герба? ( паспорт, монеты, свидетельство о рождении, диплом)

-Вывод: герб изображается на официальных документах, денежных банкнотах, устанавливается при въездах на территорию страны ,области ,города.

 Моделирование( работа в группах)

- У нашей страны есть свой герб, у нашего города тоже есть герб. Создайте герб своего класса, используя информационную карту.

Информационная карта?

1. Изображение герба должно располагаться на геральдическом щите, который может быть различной формы ( круглой, квадратной, прямоугольной, овальной).

2.Ваш класс является частью школьного коллектива. Подумайте, какое главное назначение у школы. Исходя из этого решите, что может быть главным элементом на гербе класса. Поместите его в центр герба.

3. Подумайте, чем славится ваш класс в школе. Отразите этот факт тоже в гербе.

4. Защитите свой проект.

( Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Время -4 минуты)

- Судя по вашим гербам , наш класс живёт интересной жизнью.

- А вы знаете что изображено на гербе нашего города?( рассказ подготовленного ученика)?

- Щит красного цвета, на поле которого расположены два серебристых якоря – речной и морской.  Якоря положены друг на друга крест-накрест, а поверх них расположен скипетр с двуглавым орлом. Венцом щита является императорская корона. За щитом изображены золотые скипетры с алмазами. Щит обрамлён Андреевской лентой.

-Каждый символ имеет своё значение. Красное поле- это кровь войны со шведами. Якоря символизируют идею Петра о всемогущем и защищённом городе, имеющий выход  одновременно в море и реку. Город является речным и морским портом. Скипетр с орлом-  символ императорской власти.  Кроме того, этот же символ означает, что город – столица государства.

Практическая работа

Каждому ученику даётся карточка с изображением герба Санкт-Петербурга. Необходимо его раскрасить.

Физическая пауза

А теперь ,ребята , встали!

Быстро руки вверх подняли,

 В стороны, вперёд, назад,

 Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

4) – Продолжаем знакомиться с символами России.

- Что называют флагом? ( прикреплённое к древку полотнище)?

- У  флагов строго определённые размеры и цвет. Флаг- это символ объединения и власти.

-Где можно увидеть флаги? (большие над зданиями власти, маленькими машем на праздниках, на параде, поднимают на корабле).

- Самые первые флаги были военными. Появились они тогда же, когда появилась армия и возникла необходимость издали отличать какой отряд движется- свой или чужой. Для этой цели и стали воины привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Каждый цвет на флаге имеет своё символическое значение.

-Что обозначает каждый цвет? На стр. 60 учебника найдите ответ на этот вопрос.

- Трёхцветный флаг учреждён ПетромI. В ту эпоху эти цвета трактовались как выражение трёх основных сословий общества: белый - духовенство, синий - дворянство, красный- трудовой народ. Флаг также как и герб на протяжении веков менял свой облик. А вновь Россия обрела свой исторический трёхцветный флаг в 1991 году. С тех пор 22 августа мы отмечаем день Государственного флага РФ.

- А как вы думаете можно ли  поменять  цвета местами? ( нет)

Практическая работа

Моделирование( работа в группах)

А сейчас займёмся моделированием, давайте смастерим модель Российского флага из цветной бумаги. Время работы 7 минут.

 

5) – Третий символ государства – это гимн.?

- Что такое гимн? ( торжественная песня, которая исполняется в особых случаях)

-Есть гимны государственные, военные, религиозные. На протяжении истории России гимн её не раз менялся. В 2001 году принят обновлённый текст гимна на стихи Сергея Владимировича Михалкова , музыку композитора Александра Васильевича Александрова.

- Когда можно услышать гимн страны? ( при подъёме флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств)

- Сейчас мы послушаем гимн Российской Федерации. Как надо слушать гимн? ( стоя)

-При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Этим они выражают уважение и почтение к стране.

(аудиозапись)

- Какие чувства вызывают у вас слова и музыка гимна?( гордость за свою страну)

-Какая по характеру музыка? ( величавая, торжественная)

VI. Закрепление.

Тест:

1. Что изображено на груди у орла на гербеРФ?

  1. Илья Муромец
  2. Святой Георгий Победоносец
  3. Святой князь Владимир

2 Укажите последовательность цветов на государственном флаге РФ

  1. белый-красный-синий
  2. белый- синий –красный
  3. красный белый- синий

3) Что такое гимн?

  1. Торжественная песня в честь государства
  2. Музыкальное обращение
  3. Музыкально - поэтическое произведение

4) Кто автор текста гимна?

  1. С.В.Михалков
  2. А.С.Пушкин
  3. В.В.Маяковский

VII. Итог урока.

- Вы сможете узнать герб своего класса среди множества других?

- Узнаете, потому что это отношение к своему классу. В свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своему классу.

- Вы сможете узнать символы России среди символов других стран?

- Символы страны- это как герб класса, семьи, города, в них вложены те же чувства, что и  к семье, классу, городу, в котором мы живём.

- Какие чувства вы испытываете к своей стране?

Вывод: Отношение к гербу, флагу, гимну России- это отношение к самой России.

VIII. Рефлексия.

- Выберите и продолжите предложение:?

- Я узнал …

- Я удивился ….

- Я хочу узнать…..

IX. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

 

Фрагмент сценария

внеклассного мероприятия«Письма с фронта»

Цель: Формировать патриотические чувства, гордость за Родину, представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Задачи: Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им, быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

Через военные письма, стихи дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество Победы.


1 ведущий. Письмо… Держу его в руке…

Что в этом маленьком конверте?

Конечно, грусть в любой строке

А вдруг и весть о чьей-то смерти?

Вот такие скромные солдатские треугольники доставляли прямо из окопов с передовой за десятки и тысячи километров. Как ждали этих писем в тылу, весточки давали надежду на победу, на возвращение любимых сыновей, дочерей, мужей, отцов, женихов.

2 ведущий.Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции — конвертов, открыток, бумаги.
Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.

1 ведущий.Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.

2 ведущий.С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии. Шла массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса, место жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких — в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта — в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди.
Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Василий Иванович Волков, житель Алтая, где осталась его семья, в письме обращается к жене: «Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям — Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко».

1 ведущий.В родной город слал свои весточки жене и маленькому сыну Алексей Рогов, командир эскадрильи авиаполка, совершивший более 60 вылетов. В каждом его обращении к жене чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. «Девочка моя, — писал Алексей жене из Новочеркасска, — приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу». Следующее письмо он отправил домой из Московской области: «Здравствуй, Верусинька, и сынулькаЭдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей». Последнее письмо датировано началом октября 1941 года. Его Алексей написал за несколько дней до своей гибели. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно.

 
 

2 ведущий. В канун Дня победы люди с особым чувством ожидали писем.
Армянин Эдуард Симонян воевал в танковой бригаде, которая входила в состав Сталинградского корпуса. В 1944 году в их бригаде осталось только 7 человек. Не раз был ранен, лежал в госпиталях. В конце войны его мать получила извещение о гибели сына. И вдруг неожиданно для нее пришло письмо, заветный треугольник, в котором Эдуард писал: «Милая мама, я получил ранение в Латвии. Лежу в госпитале. Рана моя на левой ноге потихоньку затягивается. Скоро победим немчуру, тогда заживем весело и счастливо».

 1 ведущий.А это строки из письма Михаила Мартова 9 мая 1945 года, адресованные жене: «Милая Тамара! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она, победа! Свершилось то, о чем мечтали все эти годы… Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво, весна».

2 ведущий.Артиллерист Николай Евсеев сообщил родным в село Новочеркасское: «9 мая вместе с сослуживцами возвращался из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, где-то вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом — вторая… Вот тогда всем стало ясно — это конец войне!»

1 ведущий.Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно — общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.
С годами не забываются уроки той войны — горькие и победные. И всякий раз 9 Мая как-то по-особенному торжественно звучат слова: «Подвиг народа бессмертен». 

2 ведущий.Письма… Простые солдатские письма….

Сколько тепла в них, любви, романтизма,

Сколько в них веры в страну и народ,

Веры в победу, что скоро придет!

Веры, что враг все же будет разбит,

Что армия выстоит и победит!

В письмах вопросы.. о детях, жене,

Все ли здоровы, сыты, в тепле …

В письмах писали: «Скоро придем!

Как только фашистов в Берлине добьем!..»

Письма от времени так пожелтели-

Трудно прочесть, разберешь еле-еле.

Но знает их бабушка все наизусть,

Ведь в каждом из них было слово: «Вернусь!»

Моделирование

Ведущий:  Ребята, сейчас мы с вами будем учиться складывать письмо  с фронта, как это делали солдаты в годы Великой Отечественной Войны