Конспекты уроков

Седова Елена Павловна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе.

Учитель Седова Е.П.

Тема: Портрет мамы.


Организация урока

На столе ученика:

Бумага, краски, цв. карандаши, мелки.

На экране: «Портрет матери» Худ. Малевич.

Ход урока:

Вход в класс под музыку.

Звучит песня « Мама, милая мама, как тебя я люблю…»

Учитель объявляет тему.

Учитель:

Мы будем сегодня рисовать портрет мамы.

Учитель читает стихи:

Мама – как это прекрасно звучит!

Мама – как много нам говорит

Это милое, близкие каждому слово.

Учитель:

О маме можно говорить много, долго и без конца. О ней слагали и слагают песни, стихи, поэмы. Каких поэтов вы знаете?

Ученики:

Дементьев «Баллада о матери»

Евтушенко « Уходят матери»

Агния Барто « Все она»

Благинина « Посидим в тишине»

Успенский « Если был бы я девчонкой»

Учитель:

Может кто-нибудь прочтет стихи?

Ученики читают стихи:

-Кто вас дети больше любит?

Кто вас нежно так голубит?

И заботится о вас,

Не смыкая ночи глаз.

- Мама дорогая.

2 Ученик:

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял.

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы маме так помог.

Мама сразу бы сказала, -

«Молодчина ты, сынок»

Учитель:

Маме посвящали свои картины великие художники. Каких вы знаете?

Ученики:

Малевич, Рерих, Пикассо, Репин, Шишкин.

Учитель:

Давайте посмотрим эти картины на экране:

Малевич « Портрет матери» Находится в Русском музее

Рерих «Матерь мира» США

Пикассо « Портрет матери» В Барселоне

Маковский « Две матери» Русский музей

Репин, Кипренский «Портрет матери» Русский музей

Какие чувства передали художники?

Ученики:

Доброта, грусть, открытость, мягкость, сердечность.

Учитель:

А что такое портрет?

Ученики:

Изображение человека.

На экране презентация «Портрет».

Учитель: Вспомните характерные особенности своих мам, попробуйте передать их в своем рисунке. Это прическа, глаза, губу, подбородок. Все это поможет вам.

На доске плакаты последовательного построения головы человека и мимика лица.

Показ детских работ.

Графическая работа (20-25мин)

Задание: Нарисовать в цвете портрет мамы. Любой материал. В конце урока выставка работ на стенде. Работы оцениваются.



Предварительный просмотр:

Разработка урока по изобразительному искусству в 4 классах.

Учитель Седова Е.П.

Тема: «Золотая Осень»

(осенние деревья)


Задачи и цели урока:

Организация урока:

До звонка: на доске плакаты.

  • Хроматические, ахроматические цвета.
  • Основные цвета.
  • Дополнительные цвета.

На столе учителя:

Магнитофон, компьютер, краски гуашевые, кисти, палитра, детские работы.

На партах учащихся:

Гуашь, кисть, трубочка, черная тушь в баночке, листик бумаги, баночки с водой.

Д/З. было найти стихи об Осени; понаблюдать за природой; найти изменения в природе.

Опущен экран

На экране тема «Золотая Осень»

Ход урока.

Включается магнитофон.

Под музыку Чайковского «Времена года» учащиеся входят в класс.

I . Организация урока (1 мин.).

II . Объявление темы урока  «Золотая Осень»

III .  Объяснение нового материала:

А) беседа

Б) наглядность

В) графический показ на доске

Учитель:

Мы будем рисовать осенние деревья.

А какая музыка прозвучала? Кто автор? (Чайковский, Времена года)

Учитель:

Наступила осень. Это хорошо заметно в лесах, садах, парках нашего города. А какие признаки осени вы знаете?

Ученики:

Дождь, листва опадает, птицы улетают, солнце неяркое, светит, а не греет, день короткий, ночи длинные.

Учитель:

А что принесла нам осень, какими подарками одарила? Ответ может быть в стихах.

Ученик:

Ходит осень по полянам.

Что ты, осень, принесла нам?

С нами поделись ты!

Вот рябины кисти,

Вот орехи спелые,

Вот грибы вам белые,

Вот вам подосиновики,

Сыроежки синенькие,

А ещё тяжелые

Бронзовые желуди.

Мой букет красив и ярок

Принесла я Вам в подарок.

Солнца теплого лучи,

Разноцветные мячи,

Золотого клена ветки

И упругие ракетки.

Шелестящий листопад

И весёлый самокат.

Учитель:

А с чем можно сравнить осень? Ответить можно тоже стихами, если знаете.

Ученик 1:

Лес точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Бунин

Ученик 2:

Ноябрь – ворота зимы.

Ученик 3:

Октябрь – месяц непонятный

Во все года и времена

Осень мчится кобылицей,

Закусивши удила.

Ученик 4:

Унылая осень, дивная осень, осень разноцветная, пестрая, рыжая лисица, сказочная осень.

Учитель:

Почему осень называют золотой?

Ответ ученика:

Краски осени желтые, оранжевые, красные, похожие на золото.

Учитель говорит, на экране слайды:

Да, действительно, красив и печален русский лес осенью.

На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-желтых кленов и осин.

Медленно с берез падают легкие невесомые желтые листья.

От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Тихо в лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в этом осеннем, цветастом лесу.

У каждого художника слова есть своя палитра осени.


-Пушкинский образ:

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

-У Есенина «Дремлет лес» или «Заколдован невидимкой»

-У Цветаевой «Красной кистью рябина зажглась»

-У Тютчева «Осень первоначальная»

Читает ученик.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Весь лес стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Учитель:

Но не только художники слова, но и художники красок писали золотую осень. Каких художников вы знаете, которые писали золотую осень? А может быть, назовете фамилии художников, картины которых только что увидели  на экране?

Ученики:

Левитан И. И., Гробарь, Набалдян Д.А., Остроухов И.С.

Учитель:

Мы будем тоже рисовать деревья, передавать их осеннюю красоту.

Показ на доске.

Учитель:

Работаем без палитры.

Какие три главные краски вы знаете?

Ученики:

Желтая, красная, синяя.

Учитель:

Почему они главные?

Ученик:

Потому что их нельзя получить путем смешивания.

Учитель:        

Наносим красную, синюю и желтую краски на лист бумаги. Сверху листа закрашиваем белой, снизу черной. Получилось небо и земля.

Там, где сошлось небо с землей, как называется?

Ученик:

Горизонт.

Дети повторяют задание за учителем.

Учитель:

Рисуем дерево тушью. Капля туши раздувается учениками трубочкой. Рисуем листья кистью, используя желтый, оранжевый, красный, бордовый.

Дети работают, учитель читает им стих:

Где было пустое мест,

Где не было ничего,

Пусть каждый посадит дерево

И не забудет его.

Оно – твой друг бессловесный,

Живое, как ты, существо.

Оно – часовой природы,

Оно не оставит пост

И станет перед тобой

Во весь великаний рост.

Во время работы тихо звучит музыка «Времена года» Чайковского.

Учащиеся заканчивают работы, раскладывают работы на полу.

Заканчивая урок, учитель говорит слова Достоевского:

«Красота спасет мир, при условии, что мы успеем её заметить и сберечь эту красоту».

Учитель:

Я  надеюсь, что мы с вами успели заметить, увидеть, нарисовать эту красоту.

Работы оцениваются.




Предварительный просмотр:

Разработка урока по ИЗО в 5 классе

Учитель Седова Е.П.

Тема: Героическое прошлое нашей страны.

Блокада.


На экране эпиграф:

«В года блокады, смерти, стужи

Она закутала чехлом,

Для нас сохранила ясность ту же,

Сверкая в воздухе морском».

Рождественский

Вход в класс под звуки колокола (магнитофон).

Учитель объявляет тему: 

Тема огромная, но мы будем говорить о героической истории нашего города. О какой?

Ученик:

О блокаде.

Учитель:

Вы должны были подготовиться – найти стихи о блокаде. Кто из вас прочитает?

Ученик 1:

Война, Война…Кому-то очень больно,

А кто-то ищет новых благ и чин.

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим.

Ученик 2:

Поседевших пап и мам все меньше,

Все они уходят в мир иной.

«А сынок в граните остается,

Остается вечно молодой».

Ученик 3:

Вспомним всех поименно

Сердцем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым.

Учитель:

Сколько дней длилась блокада?

Ученик:

Блокада длилась 900 дней в 8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года.

Тихо звучит музыка: «Вставай, страна огромная».

Учитель:

1941 год полетел призыв « Вставай страна огромная». Это было страшное время: голод, холод, смерть. Постоянные артиллерийские обстрелы. Фашисты окружили город, они решили уничтожить его и его жителей.

Звучит песня «Им было всего лишь тринадцать»

Учитель:

Люди проявили мужество, героизм, и город был спасен. Какие имена вы знаете?

Выступление учащихся у доски:

Ученик 1:

Вера Щукина спасла 39 осиротевших детей, 7 из них носят ее фамилию.

Ученик 2:

Максим Твердохлеб – отважный шофер. Довез до берега свою полуторку, где насчитали 49 пробоин, но ленинградские дети получили на новогодней елке благодаря ему мандарины.

Ученик 3:

Иван Федотов. Он поднимался каждый день на башню и из последних сил вращал тяжелый штурвал, подтягивающий гири часов. Он спешил к часам, которые были на Московском проспекте на башне института метеорологии имени Менделеева.

Ученик 4:

Часы отбивали пульс жизни города…

Пульс был слаб, а значит, город жив…..

Ученик 5:

9 августа 1942 года прозвучала 7 симфония Шостаковича в большом зале Филармонии, дирижер Эмасберг.

Звучит музыка из магнитофона.

Учитель:

Молодые Ленинградские альпинисты-спортсмены закрыли гигантским чехлом шпиль Адмиралтейства; покрасили Купол Исаакиевского в серый цвет и шпиль Петропавловской крепости.

Тихо звучит песня «Нам нужна одна победа».

Учитель:

Что мы знаем о городе в дни блокады?

Ученик 1:

В дни блокады Дворцовая площадь приобрела суровый вид.

Ученик 2:

Памятник Петру I заложен мешками с песком.

Ученик 3:

В сквере – орудия

Ученик 4:

На месте газонов – огороды, там ленинградцы выращивали лук, капусту, картофель, морковь.

Учитель:

А вот Аничков мост.

Показ слайдов на экране

Учитель:

А на нём замечательные группы «Укрощение коня» скульптора Карла
Ивановича Клодта. Во время войны их спасли: закопали в землю. На постаменте можно увидеть следы от осколков снарядов.

Ученик:

А мальчишки на крышах домов улицы Зодчего Росси дежурили и сами гасили бомбы-зажигалки. На крышах стояли ящики с песком; а у дежурных были клещи с длинными ручками. Бомбы-зажигалки были не очень большие; их надо было найти; схватить клещами и сунуть в ящик с песком, чтоб они погасли.

Учитель:

Какая бомбежка была самая страшная?

Большая фугасная бомба попала в ФЗУ (фабрично-заводское училище). Мальчики жили и спали в училище. Все они погибли. Сил не было, чтобы разгребать завалы. Долгое время слышались стоны и крики о помощи умирающих из-под земли.

Сейчас на этом месте станция метро «Чкаловская», а был сначала садик.

А вот данные на экране.

Показ слайдов на экране

Учитель читает:

В среднем на каждый квадратный километр площади города приходилось:

-16 фугасных бомб

-Свыше 320 зажигательных бомб

-480 артиллерийских снарядов.

Вот листовка, выпущенная фашистами «Город мертвых»

В доказательство, что город жив и живет, решили собрать две футбольные команды и провести матч. Матч состоялся 6 мая 1942 года на стадионе «Динамо» под грохот рвавшихся снарядов.

Показ слайдов на экране. Учитель комментирует.

Учитель:

В нашем городе построены памятники:

-Памятник героическим защитникам Ленинграда 1975, архитектор Сперанский--Каменский, скульптор – Аникушин.

-Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо блокады» - один из памятников на Дороге Жизни. 1966 . Кольцо – символ окружения, разрыв кольца – это дорога жизни, которая не давала фашистам окончательно разрушить город.

-Мемориальный комплекс «Цветок жизни», 1968. Мельников и Левенков.

Это памятник детям, погибшим в годы блокады.

-По аллее можно пройти к Траурному Кургану, где на бетонных плитах – текст дневника Тани Савичевой.

-Последняя надпись Тани:

«Савичевы умерли

Умерли все

Осталась одна Таня»

Звучит песня «Девочку спасти не удалось».

-Вечный огонь горит на Пискаревском и Cерафимовском кладбищах.

-470 тысяч героев Ленинграда. В 1955 году на Пискаревском кладбище установлен монумент Матери-Родины – символ бессмертия, архитекторы Левинсон и Васильев.

-Надписи Михаила Дудина

-«Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих! Гордым героям бессмертия слава! Жизнью своею равненье на павших героев держи…».

Ольга Бергольц

Звучит стихотворение О. Бергольц

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Там их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням –

Никто не забыт, и ничто не забыто.

Учитель:

Тысячи людей посещают этот памятник вечной славы, склонив головы; они медленно проходят мимо могильных холмов у подножия Монумента Матери-Родины; возлагают цветы и венки; в знак глубокого уважения к тем, кто отдал жизнь во имя спасения Родины, во имя избавления мира от фашизма.

Склоним и мы головы и почтим минутой молчания.

Звучит метроном.

Песня «Старинные русские вальсы»

Ученик:

Неугасима память поколенья

И память тех, кого так свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим!

Минута молчания.

Конец урока



Предварительный просмотр:

Разработка урока по черчению в 8 классе по теме: Технический рисунок.

Учитель: Седова Елена Павловна

Тема урока: Понятие о техническом рисунке. Технический рисунок предметов с натуры. Изображение в системе прямоугольных проекций. Приемы работы на глаз от руки.

Цели: Познакомиться с назначением технического рисунка. Продолжать развивать навыки правильного выбора аксонометрии. Познакомить с рациональными приемами построение технического рисунка. Формировать навыки работы от руки на глаз.

Содержание практических и графических работ.

  1. Чтение чертежей (даны технические рисунки и чертежи).
  2. Построить третий вид по 2 видам (на кальке).
  3. Выполнить технический рисунок (изометрию и диметрию).

Оборудование:

  1. Плакаты:

   а) аксонометрия (изометрия и диметрия).

   б) чтение чертежей: чертежи и наглядные изображения.

   в) графические изображение (чертеж, эскиз, наглядное изображение, технический рисунок).

   г) технический рисунок выполненный на уроках изо; технический рисунок – в черчении.

   д) плакаты со штриховой и шраффировкой: точками, сеткой, параллельно штриховкой.

   е) элипс – замена овалом параллельно V, H, W.

   ж) плакаты – задача: условие и решение.

  1. Модель.
  2. Карточка – задания.
  3. На доске: написана тема урока: «Технический рисунок», оси в изометрии и диметрии, таблица, чертеж два вида.

Домашние задание к уроку.

Чтение чертежей .

Работа №4

Начертить изометрию и диметрию.

Приклеить  кальку на левой стороне тетради.

Оборудование для ученика: тетрадь, карандаши, калька вклеенная в тетради, оси заготовленные в изометрии и диметрии, таблица для чтение чертежей, учебники.

Домашние задание.

Читать учебник страница 56, записать порядок построение технического рисунка, принести все чертежные принадлежности, цветные карандаши.

Ход урока (по времени).

  1. Организация урока.

1.Организованный вход (1 мин)

2. Подготовка к уроку (1 мин)

(тетрадь, учебник, карандаши, резинка, линейка, калька вклеенная в тетради, таблица заготовленная для чтения чертежей).

   3. На доске (задняя стенка)

      а) таблица для чтения чертежей (чертежи и наглядные изображения).

      б) чертеж на доске для построения 3 вида.

      в) центральная часть доски – написана тема: технический рисунок, выполнена                 изометрия и диметрия, повешены плакаты изометрии и диметрии.

  1. Объявить план урока учащимся.

1. Чтение чертежей (2 мин)

 (по чертежу найти наглядное изображение и какой  буквой оно обозначено вписать в таблицу, которая  уже заготовлена)

2. Построение третьего вида по модели (2 мин)

3. Вопросы для повторения, которые необходимы для новой темы (1 мин).

4. Запись темы, объяснение нового материала (10 мин).

5. Фронтальная графическая работа (20 мин – 15 мин).

6.Обобщение (1 мин)

7. Запись домашнего задания ( тетрадь, доделать  диметрическую проекцию, записать порядок построение технического рисунка, читать учебник страница 56, принести чертежные принадлежности) (1 мин)

Задняя стенка доски

Задание: достроить третий вид.

Решение задачи: (на кальке)

  1. Повторение (разминка)

1. Чтение чертежей.

Открыть тетрадь, там, где таблица для чтения чертежей. Даны два вида плаката; на первом  чертежи, на втором наглядные изображения; найти по чертежу наглядные изображения и какой буквой ионии обозначены вписать в таблицу (2 мин). Кто сделает поднимает руку (три ученика) 4 ученик читает ответы. (пока ученики делают первое задание, раздаются карточки-задание для второго задания; по 2 видам построить третий вид.

2. Перевести 2 вида и построить третий вид  пользуясь моделью (показ модели).

Вопросы по заданию:

  а) какие даны виды?

  б) какой вид необходимо построить?

Задание на доске, кто пойдет к доске? (один ученик делает на доске). Тот, кто делает быстрее, чем на доске получает оценку.

  в) вопросы: сколько граней изобразится на третьем виде (три видимых и одна невидимая)

  г) как обозначается невидимая грань (штриховой линией)

  д) сколько граней изобразится в натуральную величину (3 – одна невидимая, две видимых)

  е) сколько граней с искажением? (одна) почему? Она не параллельна плоскости Н.

Во время беседы – показ детали. Вы заметили, что в чтении чертежей вам помогло наглядное изображение, во втором задание в нахождении 3 вида вам помогла модель, т.е общий вид детали, помог вам в обоих случаях.

3. Вспомните какие 4 основные понятия  мы узнали на первом уроке черчения: (чертеж, эскиз, наглядное изображение, технический рисунок) показ плакатов.

4.Вопросы: а) чем отличается чертеж от эскиза? (чертеж чертится с помощью чертежных принадлежностей, эскиз от руки).

                    б) в чем сходство? (оба выполняются по правилам прямоугольного проецирования)

                    в) чем отличается технический рисунок от наглядного изображения? (технический рисунок – от руки, наглядное изображение с помощью чертежных инструментов)

                    г) в чем сходство? (показ) (по правилам аксонометрии)

                    д) а что такое аксонометрия? (изометрия и диметрия)

                    е) для чего служит аксонометрия? (по наглядному изображению и техническому рисунку легче решить задачи на чтение чертежей).

Вы только, что делали задание, где вам помогло наглядное изображение и модель. Наглядное изображение и модель. Наглядные изображения мы уже с вами узнали, а также чертежи мы тоже чертили сегодня мы продолжаем изучение этих понятий.

Тема нашего урока: «Технический рисунок» ( запись темы в тетради). Открывается доска, где записана тема и дана изометрия и диметрия.

  1. Объяснение нового материала.

1.) Итак технический рисунок выполняется по правилам аксонометрии, также как и наглядное изображение. С техническим рисунком вы уже встречались и на уроках истории, физики, химии, изо. На рисовании вы делали техническую модель, спичечные коробки, книгу.

Сравните, чем отличается: а) технический рисунок в рисовании

б) технический рисунок в черчении

(показ)

Ответ: в изо центральная проецирование (перспектива), в черчении параллельное проецирование (линии параллельны между собой)

2.) Порядок работы над техническим рисунком (от руки)

    1. Название детали

    2. Назначение

    3. Выбор аксонометрии (мы будем оба вида)

    4. Композиция (красивое размещение на формате)

    5. Построение осей

    6. Основание детали

    7. Общая форма заготовки/пропорции

    8. Построение геометрических тел из которых состоит деталь

    9. Обводка видимого контура, удаление ненужных линий

    10. Штриховка – параллельная линия

         Шраффировка – сетка

    11. Если есть тела вращения, которые изображаются на одном из видов в идее элипса, замена овалом, учебник страница 56 (плакаты).Открыть учебники.

  1. Графическая работа (фронтальная)

Итак наша деталь, мы делали к ней чертеж и с нее будем делать технический рисунок.

  1. Название (кронштейн)
  2. Для чего служит полка, выдерживает нагрузку.
  3. Начертите изометрию и диметрию (обводят все от руки).
  4. Основание(какая форма?), прямоугольник( в изометрии параллелограмм)

Параллельно Х и параллельно Y. Построение на доске учителем (диметрия ученик).

  1. Общая форма, пропорции (вверх вытянутый) – четырехугольная призма. Учитель на доске - изометрию, ученик – диметрию.
  2. Из каких геометрических форм состоит (2 – четырехугольные призмы;1 – треугольная призма; 1 – цилиндр)
  3. Обводка
  4. Штриховка любая (свет падает сверху, слева)
  5. Обобщение материала.
  1. Графическая работа(фронтально с учителем вместе).

Ученик делает на доске диметрию (вся работа от руки).

1. остроение изометрии и диметрии

2. Построение основания.

3. Общая форма

4. Построение геометрических тел из которых состоит деталь

5. Обводка и удаление ненужных линий.

6. Штриховка

Плакаты: а) Параллельная штриховка

б) Шраффировка – сетчатая двойная штриховка

в) Оттенение точками

 плакат- задача, условие, решение

  1. Обобщение

Технический рисунок можно делать как с натуры, так и по чертежу, эскизу

  1. Задача: даны условие и решение

Что лишнее в условие: (размеры, третий вид)

  1. Запись домашнего задания

Доделать диметрию и записать «порядок построение технического рисунка», принести чертежные принадлежности

  1. Организованный конец урока, сдать тетради.