Материалы конкурса "Педагог года Тюменской области 2017"

Семёнова Наталья Александровна

На данной странице представлены материалы, разработанные для участия в конкурсе "Педагог года Тюменской области 2017" в номинации "Мастер года".

Ссылка на видеозапись конкурсного урока: https://www.youtube.com/watch?v=yHYwhRk4Q9I

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Эссе «Я – преподаватель профессиональных дисциплин»

Семенова Н.А.,
ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта»

Перекрёсток семи дорог – вот и я… Так сложилось, что слова известной песни Андрея Макаревича можно было бы поставить эпиграфом к рассказу о моей профессиональной жизни неоднократно. Разные дороги и в разных направлениях уводили меня от выбранного однажды пути. Но они же неизменно, раз за разом, возвращали на ту стезю, которая стала главной.

Я прекрасно помню момент первого осознанного выбора профессии, определившей моё будущее. Я перешла в шестой класс. У нас – новый учитель истории, Валентина Владимировна Изингер. Её первый урок. И моё чёткое понимание – я тоже хочу так уметь! Уметь войти в класс. Сосредоточить внимание учеников. И – заворожить их. Собой. Своим предметом. Жаждой познания. Позже я поняла – так восприняли нового педагога далеко не все. И осознание этого не переставало удивлять меня все три года, что я имела радость общения с Валентиной Владимировной. Ведь благодаря ей известные, чаще всего звучащие с иронией слова «на урок как на праздник» стали для меня отражением учебной реальности. Именно тогда я поняла, что хочу не только знать сама, но и помогать узнавать что-то новое другим. И тогда же ко мне пришло страстное желание убедить всех и каждого на собственном примере – процесс познания может быть увлекательным, неординарным, и даже захватывающим.

В то время я особо не задумывалась ни о миссии учителя в этом мире, ни о сложностях будущей профессии, ни о каких-то других абстрактных для меня тогда аспектах этого выбора. Я лишь ЗНАЛА, что преподавание – это мой путь. Это то, чем я хочу и, значит, обязательно буду заниматься.

Позже я реализовала свой выбор. Когда пришло время, поступила на исторический факультет университета и начала работать в школе. На первых порах я использовала многое из того, чему научилась у Валентины Владимировны. Параллельно – искала себя, свой собственный стиль, манеру ведения занятий и общения с подопечными, нарабатывала свои знания и свой опыт. Ошибалась. Воспринимала. Отвергала. Находила. Теряла. Радовалась. Огорчалась. Уставала. Воодушевлялась. Плакала от бессилия. Парила от осознания полноты бытия. И хранила в душе огонёк трепетного отношения к делу, которым занималась, к тем, кто волею судеб оказывался рядом в такие разные, одновременно сложные и увлекательные моменты моей профессиональной жизни.

Многое изменилось с тех пор. Но желание и умение учиться – остались неизменными. Жажда новых познаний и нового профессионального опыта привели меня на работу в библиотеку Тюменского нефтегазового университета. Затем – снова школа. Помимо уроков – участие во всевозможных конкурсах, получение грантов, организация разнообразных профессионально ориентированных мероприятий. И – новый путь: второе высшее образование по специальности «Прикладная информатика в экономике», работа в проектном институте на должности инженера-программиста. Интересно, классно, открыто море новых знаний и возможностей. Но постепенно нарастает ощущение – что-то не так, не правильно, чего-то не хватает. Приходит понимание – моё место не здесь. Воспоминания о периоде работы с детьми не дают покоя. И вот – очередной перекрёсток. Я в системе образования в новом качестве – преподавателя профессиональных дисциплин.

Каждый раз, возвращаясь «на круги своя», что-то теряла. Часть прежних наработок приходилось восстанавливать практически с нуля, а от чего-то вообще отказываться. Но ещё больше – находила. И процесс приобретения новых знаний и нового опыта неизменно приносил чувство внутреннего удовлетворения.

Многолетние перерывы в преподавательской деятельности давали мне редкую возможность: побыв некоторое время в стороне от непосредственного участия в процессе воспитания и обучения, изменившись и приобретя новый опыт, а затем вернувшись, я могла взглянуть на, казалось бы, знакомую действительность по-новому. Мой своеобразный стиль взаимодействия с образовательной средой позволял более отчётливо увидеть произошедшие за время моего отсутствия перемены. И не просто увидеть, а проанализировать и понять, что система образования – отнюдь не застывшая в традиционной неизменности данность. Она живая, она подвижная, она переменчивая. Иногда не сразу и оценишь – к лучшему ли произошедшие перемены? Моё личное, сугубо субъективное мнение, что по большому счёту все перемены к лучшему. В том числе и те, которые оказались не слишком удачными. Ведь ошибки и просчёты – не что иное, как способ продвижения вперёд. Иначе для чего нам даны способности к профессиональной и личностной рефлексии? К чему умение систематизировать получаемую информацию, анализировать, преобразовывать, делать выводы и менять траекторию действий? А в том, что люди, отвечающие за воспитание и обучение подрастающих поколений, этими умениями обладают и должны уметь ими пользоваться – я уверена.

Каждое моё возвращение неизменно сопровождалось осознанием: многое, очень многое из того, что я знала и думала о профессии педагога раньше, есть смысл если не отбросить вовсе, то хотя бы отодвинуть в сторону. И начать меняться. Причём обязательно и в достаточно быстром темпе. Иначе – не вписаться, не суметь соответствовать новым реалиям. Это не всегда комфортно. Но неизбежно. А в награду – внутреннее ощущение новизны, профессиональный рост, уверенность в своей востребованности и конкурентоспособности.

Конечно, нет в этом мире такой сферы деятельности человека, которая обходилась бы без проблем. Образование – не исключение. Одной из наиболее значимых проблем на сегодняшний день мне представляется умение работать с информацией. Информационный поток, изо дня в день «накрывающий» современного человека, особенно педагога, велик. Зачастую с ним бывает непросто справиться. Суметь проанализировать, выделить основное, принять к сведению. И, самое главное, преобразовать в действия. Действия реальные и эффективные. Разбег между процессами «заинтересовался, узнал, понял» и «принял, освоил, осуществил» не может быть велик. Ведь в образовавшийся промежуток непременно проникнет либо сомнение, либо усталость от пустой говорильни, либо новый интерес, либо …, либо …, либо ... И всё, дело так и не состоится. То есть суть, альфа и омега процесса работы с полученной информацией, будет утрачена.

Решение этой проблемы я вижу в формировании информационной грамотности. У всех и каждого. Грамотность эта, на мой взгляд, состоит из нескольких компонентов, в том числе:

  • из умения фильтровать поступающую информацию, чётко и, может быть, даже жёстко «отделять зёрна от плевел»;
  • навыка первичной систематизации тех данных, которые были признаны важными или перспективно полезными;
  • периодического освобождения жизненного пространства и мыслительного процесса от интеллектуальных и эмоциональных «пустышек»;
  • умения сосредоточиться на поставленных целях;
  • навыка рефлексии и способности вносить эффективные коррективы в способы реализации задуманного;
  • смелости брать на себя ответственность за осуществление намеченных планов;
  • и многого, многого другого.

И мне, как преподавателю дисциплин, имеющих непосредственное отношение к освоению информационных технологий, вполне по силам внести свою лепту в процесс внедрения и распространении информационной грамотности. Существенная часть моих профессиональных усилий направлена на продвижение именно в этом направлении. Ведь информационная грамотность современного человека является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности, позволяющей эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности. Это в равной мере относится как к профессиональной, так и к любой другой сфере потребностей и интересов человека.

Конкретные технологии, методы и приёмы, с помощью которых я решаю свои задачи сейчас и намерена решать в будущем – разные сегодня и будут разными завтра. Эффективность каких-то из них мне ясно видна здесь и сейчас. Какие-то находятся на стадии апробации и приспособления к склонностям и возможностям как моим, так и моих подопечных. О каких-то я на сегодняшний день не имею ни малейшего представления, но они уже ждут меня за ближайшим поворотом. О каких-то я узнаю лишь после принятия решения об уходе на покой, и они так и останутся для меня частью «снов о чём-то большем». Всё течёт. Всё изменяется. Но при любых грядущих переменах неизменно важна роль личности педагога, использующего предоставляемые в его распоряжение современной педагогической мыслью ресурсы, средства и инструменты. Залог его успеха – отклик на прилагаемые усилия, прозвучавший в душе воспитываемого и обучаемого. И если контакт состоялся – любой выбранный способ достижения поставленной цели будет продвижением к намеченному результату.

Пусть не так много я могу в пересчёте на количественные показатели. Конечно, сфера моей деятельности несколько ограничена кругом тех, кто имеет непосредственное отношение к образовательному процессу в нашем колледже (коллегами, обучающимися и их родителями). Но что могу – я делаю, и буду продолжать делать. Успех на этом направлении зависит во многом от меня. От моей компетентности. Целеустремлённости. Настойчивости. Умения вовлекать в сферу своей деятельности помощников и соратников. Желания самой становиться активным участником эффективных команд, разрабатывающих инновационные направления педагогической деятельности.

Я не знаю, о ком думал Влад Немерцалов, когда писал свои стихи, посвящённые педагогам, но я бы хотела, чтобы кто-то вспомнил меня, читая эти строки:

Задача нелёгкая – мастером стать,

Чтоб лик приукрасить Земли.

Намного труднее другим передать

Уменья и знанья свои.

Веками умельцы свой опыт несли

Иным поколениям в дар,

И люди всегда с благодарностью шли

К наставникам и мастерам.

Учитель бывает придирчив и строг,

И часто тебя "достаёт",

Но каждый Учитель – немножечко Бог,

Который тебя создаёт.



Предварительный просмотр:

Концептуальное изложение профессионального опыта

в направлении «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»

Тема: «Использование электронных образовательных ресурсов как средство организации интерактивного взаимодействия в образовательном процессе»

Семенова Наталья Александровна, преподаватель
ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта»

Актуальность темы. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой изменения во всех сферах жизни общества. Меняется и система образования: растет доступность образовательных ресурсов, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда - новая виртуальная реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде.

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н) преподаватель профессионального цикла должен уметь «…применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы…».

На современном этапе развития профессионального образования актуальным становится переход от получения информации, заданной извне – программой, педагогом или стандартами к активности самих субъектов взаимодействия. Активность в данном контексте заключается в самостоятельном освоении в интерактивном режиме учебно-практических материалов, обмен информацией и участие в обсуждении по изучаемой проблеме с другими участниками образовательного взаимодействия, получение поддержки и консультации преподавателя (тьютора), прохождение различных форм контроля знаний. Именно современные Интернет-технологии призваны сделать образовательное взаимодействие между преподавателем и обучающимся удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным.

Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос: «Как организовать образовательный процесс с оптимальным сочетанием возможностей цифрового обучения и интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса?».

Объект исследования: процесс организации интерактивного взаимодействия в образовательном процессе.

Предмет исследования: электронные (цифровые) образовательные ресурсы (далее: ЭОР) как средство организации интерактивного взаимодействия в образовательном процессе.

Цель работы: разработка ЭОР для обучающихся и педагогических работников,  апробация и внедрение их в условиях интерактивного взаимодействия.

В соответствии с поставленной целью были сформированы следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу.
  2. Изучить возможности информационно-коммуникационного инструментария для создания ЭОР.
  3. Разработать ЭОР в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю, потребностями обучающихся и педагогических работников.
  4. Организовать интерактивное взаимодействие педагогического сообщества и обучающихся на основе разработанных ЭОР.
  5. Оценить эффективность разработанных ЭОР при организации взаимодействия.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, Интернет-ресурсов, изучения опыта работы по проблеме) и эмпирические (наблюдение, тестирование, статистические методы обработки данных).

Логика и этапы исследования:

1 этап (сентябрь – декабрь 2013 г.) – анализ психолого-педагогической литературы, анализ работы педагогического коллектива в данном направлении, накопление материала по проблеме, подготовка базы для исследования, разработка ЭОР, рассмотрение на заседании ЦК ЭОР и рецензирование  у представителей работодателей.

2 этап (январь 2013 – октябрь 2015 г.) – организация образовательного процесса с использованием ЭОР в сочетании с интерактивным взаимодействием на учебных занятиях и во внеурочное время, разработка диагностического инструментария для оценки эффективности использования ЭОР.

3 этап (ноябрь 2015 – январь 2017 г.) – анализ полученных результатов работы по внедрению ЭОР, формулировка выводов, трансляция опыта разработки и использования в образовательном процессе ЭОР.

Ожидаемые результаты: разработанные ЭОР; изменения: познавательной активности, уровня компьютерной грамотности, уровня учебной успешности обучающихся, трансляция опыта разработки и использования ЭОР для педагогического сообщества.

На первом этапе работы были изучены следующие понятия: «интерактивность», «интерактивное взаимодействие», «электронный (цифровой) обучающий ресурс».

Интерактивный (от англ. «interactive») означает основывающийся на взаимодействии. Само слово «интерактивность» (лат. «interactio») - «inter» – взаимный, между и «actio» – действие. Таким образом, интерактивность – одна из характеристик диалоговых форм процесса познания. Интерактивная деятельность, по мнению Д.А. Махотина, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Поэтому в ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться друг с другом.

В психологии интеракция – это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)».

Под интерактивным взаимодействием в узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением) понимают диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При интерактивном взаимодействии в процессе обучения педагог общается не напрямую с каждым обучающимся и не со всей группой сразу (фронтально), а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу и /или средство обучения.

Практика преподавания дисциплин профессионального цикла показала, что эффективным средством организации интерактивного взаимодействия является использование ЭОР. Электронный (цифровой) обучающий ресурс - это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей информационных средств во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановку познавательной задачи; предъявление содержания учебного материала; организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний); обратную связь, контроль деятельности обучающихся; организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для изучения дополнительных источников информации).

С целью изучения эффективности использования ЭОР, в ходе работы проведен сравнительный анализ существующих УМК по дисциплинам (модулям) и ЭОР (курса) по содержанию, мотивированию обучающихся, деятельности и активности студентов и педагогов. Полученные результаты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1. Анализ показал, что при использовании ЭОР меняется роль преподавателя, активность субъектов взаимодействия, возрастает уровень их самостоятельности, что важно при организации эффективного интерактивного взаимодействия.

Для решения второй задачи был проведен анализ, протестирован и отобран информационно-коммуникационный инструментарий, который можно использовать для создания ЭОР: приложения MS Office – текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, программа подготовки и просмотра презентаций PowerPoint; графический редактор Paint; стандартизированный язык гипертекстовой разметки документов HTML; возможности, предоставляемые системой «1С-Битрикс: Управление сайтом»; конструктор для создания тестов Let's test; образовательные и иные ресурсы сети Интернет (модули ФЦИОР, материалы образовательных порталов, электронных библиотек и т.д.)

Организация интерактивного взаимодействия осуществляется через различные виды деятельности обучающихся и педагогических работников. В рамках организации учебной деятельности: аудиторная и внеаудиторная работа (самостоятельная работа, исследовательская деятельность, творческие конкурсы), учебная практика. Для повышения профессионализма педагогических работников проводятся мастер-классы, семинары, конкурсы по разработке и использованию ЭОР в образовательной деятельности.  

Для обучающихся по программе профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации в 2016 году разработан электронный обучающий курс по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, который полностью соответствует требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника (профессия 16199 ПО ОК 016-94). Этот курс тематически завершенный, содержит структурированный учебный материал, доступ к которому осуществляется через Интернет (http://t-kvt.ru/college/obuchayushhimsya/obuchayushhie-kursyi/operator-evm.html). Электронный курс имеет удобный пользовательский интерфейс и систему навигации: основная часть учебных и дополнительных материалов представлена в виде ссылок для скачивания или просмотра документов; страницы со ссылками перехода к дополнительным ресурсам (глоссарий, учебные пособия) не имеют глубоких вложений; проверочные тесты созданы на отдельной платформе и открываются через интерактивные ссылки. Общение между преподавателем и обучающимися осуществляется посредством электронной почты, приложения skype, очных консультаций.

При разработке ЭОР учитывались все предъявляемые к такому продукту требования: педагогические требования (дидактические принципы, методические требования, обоснование выбора тематики учебного курса, проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения), технические, эргономические и эстетические требования.

Разработанный электронный обучающий курс по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин прошел апробацию в 2015-2016, 2016-2017 учебных годах в группах 2 курса, обучающихся по программе профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для оценки эффективности использования электронного обучающего курса в учебном процессе были определены показатели и инструменты для получения количественных и качественных результатов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Для определения уровня компьютерной грамотности обучающихся в группах ОС 14-1, ОС 15-1 использовался тест. Результаты по двум годам представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 Уровень компьютерной грамотности

Наблюдение за уровнем познавательной активности осуществлялось в этих же группах перед началом и по завершению изучения профессионального модуля по профессии Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин. Результаты внешних и внутренних показателей познавательной активности представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки познавательной активности обучающихся

Группа

Уровень познавательной активности обучающихся

Н (0-45)

ЧА (46-59)

ОА (60-90)

РА (91-104)

Начало курса

Конец курса

Начало курса

Конец курса

Начало курса

Конец курса

Начало курса

Конец курса

ОС 14-1

60

40

33

33

7

20

-

7

ОС 15-1

27

20

27

27

26

20

20

33

Анализ результатов показал, что увеличивается количество обучающихся, обладающих определенной суммой знаний и умением применять их в стандартных ситуациях. Увеличение уровня познавательной активности проявляется в стремлении удовлетворять интерес при помощи навигации в ЭОР (возврат к изучаемому вопросу, просмотр дополнительных источников информации, повторное прохождение контрольных тестов), налаживание диалога с преподавателем и выбором индивидуальной траектории обучения. Качественная успеваемость обучающихся по  Профессиональному модулю по профессии Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин в 2015-2016 учебном году на начало года составила 36%, на конец – 49%, в 2016-2017 учебном году соответственно 43%, 67%.

Организация интерактивного взаимодействия педагогического сообщества и обучающихся на основе разработанных ЭОР и трансляция опыта разработки и внедрения ЭОР были представлены на Областной выставке «Электронные образовательные ресурсы» профессиональных образовательных организаций Тюменской области и прошли независимую оценку педагогического сообщества в рамках Единых методических дней (результат: 1 место); на стажерской площадке «Организация образовательного процесса в колледже для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»; на семинаре для преподавателей в Базовой ПОО, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж».

Кроме учебного процесса разработка ЭОР занимает определенное место в организации внеурочной деятельности. Совместно с обучающимися был разработан ряд проектов:

  • Интернет-викторина «70 вопросов о Великой Отечественной войне», Областной военно-патриотический конкурс-фестиваль, посвящённый 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «Годами будет помниться Победа». Ссылка для прохождения викторины: http://letstest.ru/testpanel/exams/start/17242.
  • Онлайн-проект «Прошлое, настоящее, будущее», Областной конкурс «Символы региона» (номинация: «Навигация грядущего: виртуальные путеводители по маршрутам экскурсий, проложенным обучающимися»). Ссылка на проект: http://t-kvt.ru/museum/proekty-konkursy/proshloe-nastoyashchee-budushchee/.  
  • Онлайн-проект «Характер - трудовой», Областной конкурс «Символы региона» (номинация: «Электронная книга «Сибирский характер: судьбы, вписанные в книгу развития региона»). Ссылка на страницу проекта: http://t-kvt.ru/museum/proekty-konkursy/simvolyi-regiona1/.
  • Учебные проекты по учебной дисциплине Информатика. Ссылка на страницу проектов http://t-kvt.ru/students/vneauditornaya-deyatelnost/issledovatelskaya-rabota/uchebnye-proekty/index.php.

Интерактивное взаимодействие играет важную роль и в отношении педагогических работников. С целью активизации данного направления в феврале 2017 года был разработан и представлен на семинаре-практикуме «Методический завтрак: активные и интерактивные методы обучения» для педагогов колледжа проект «Приемы работы с текстом» в формате ЭОР. Он включает методические рекомендации для использования информационно-коммуникационного инструментария при разработке ЭОР и методические материалы по работе с текстом.

В настоящее время осуществляется разработка ЭОР для заочного отделения по специальности Судовождение.

Таким образом, не смотря на то, что разработка ЭОР – трудоемкий и длительный по времени процесс, но именно в создании современных средств обучения заложены источники повышения эффективности образовательного процесса и интерактивного взаимодействия всех его субъектов. Наряду с этим, организация такого взаимодействия имеет ряд преимуществ: вариативность логики изложения, индивидуальный темп обучения, свободный доступ к базам данных, организация контроля на разных этапах изучения, что способствует получению качественно новых профессиональных  результатов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Учебно-методический комплекс vs Электронный (цифровой) обучающий курс

СОДЕРЖАНИЕ

Обновление раз в три года

Обновление еженедельно

Легко копировать

Трудно копировать

Бумажный контент в чуждой среде

Нативный цифровой контент

Форма определяет содержание

Содержание определяет форму и функционал

Усредненная модель изложения для всех тем

Разные интерфейсы для разных активностей

Линейное изложение

Возможность нелинейного изложения

Не дает данных об успеваемости

Позволяет собирать и анализировать данные

МОТИВАЦИЯ

Не дает обучающемуся обратную связь

Дает мгновенную обратную связь

Слабые межпредметные и внутрипредметные связи

Наглядные межпредметные и внутрипредметные связи на всех уровнях

Не обучает навыкам

Позволяет тренировать навыки

Нет ситуации выбора

Есть ситуация свободного поиска

Мотивация на уровне текста

Мотивация при помощи игровых механик и персонализации

Доставка знания

Формирование опыта, погружение в контекст

СТУДЕНТ

Воспринимает информацию

Принимает осмысленные решения

Ни на что не влияет

Действует

Учится вместе со всеми

Учится по персональной траектории

Одинаковый для всех

Индивидуальный вызов

Цель ясна только для преподавателя

Ясные цели для обучающегося

Вопросы по материалу только на учебном занятии

Поддержка 24/7

Оценки ставит преподаватель

Обучающийся может оценить себя в любой момент и видеть свой прогресс

Обучение один на один с учебником

Ситуации взаимообучения с другими обучающимися

Все рассказал преподаватель

Обучающийся сам узнал

ПЕДАГОГ

«Теоретическая» педагогика

«Цифровая» педагогика

Не может влиять на учебник

Настраивает систему под себя и свою группу

Отвечают только активные или те, кого спросили

Каждый обучающийся проявляет активность

Фокус на содержании

Фокус на результате

Фокус на посещении

Фокус на вовлечении

Проверка знания фактов

Проверка умения принимать реальные решения

Одноразовые проверки

Практика в течение всего времени обучения


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Показатели и индикаторы оценивания эффективности использования ЭОР
в учебном процессе

№ п/п

Показатели

Методы (методики)

Что оценивается

1.

Уровень компьютерной грамотности

Тест «Определение компьютерной грамотности» – ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Уровень компьютерной грамотности: базовый, опытный пользователь, продвинутый пользователь

2.

Уровень познавательной активности

Наблюдение (Методика определения уровня познавательной активности обучающихся Е.В. Коротаевой, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной) – ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Внешние показатели: активность, выполнение домашнего задания, диалог с педагогом, диалог с обучающимися, работоспособность, самостоятельность в изучении заданий, ожидание конца учебного занятия

Внутренние показатели: эмоциональное состояние, открытость, быстрота вхождения в учебную ситуацию, мотивация, внимание

3.

Уровень учебной успешности

Уровень обученности

Абсолютная успеваемость, качественная успеваемость


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест «Определение компьютерной грамотности»

Уважаемые обучающиеся! Данный опрос предназначен для определения вашего уровня компьютерной грамотности. Просим вас пройти данный тест до и после завершения курса. Желаем всем удачи!

Онлайн-тест: http://ankt.ru/test.php?id_test=417

  1. Умеете ли Вы включать, выключать и перезагружать компьютер?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы пользоваться клавиатурой и компьютерной мышкой?

А. Да

Б. Нет

  1. Имеете ли Вы опыт самостоятельной работы в какой-либо операционной системе: Windows 7, 8, 10 и др.?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы открывать и сохранять файлы под новым именем в новом месте в другом формате?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы копировать, переносить и удалять файлы?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы создавать новые папки?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете найти файл на компьютере?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы работать с документами приложения MS Office или OpenOffice?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы создавать новый и/или открывать существующий файл в приложении MS Office или Open Office?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы копировать и вставлять текст в приложении MS Office или OpenOffice?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы  изменять параметры страницы в приложении MS Office или OpenOffice?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы форматировать текст в приложении MS Office или OpenOffice?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы изменять цвет и шрифт текста в приложении MS Office или OpenOffice?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы вставлять картинки из файла, диаграммы, таблицы в приложении MS Office или OpenOffice?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли создавать электронные таблицы, графики, диаграммы в приложении MS Office Excel?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы работать с приложением MS Office PowerPoint: создавать слайды на основе шаблонов, вставлять картинки из файла, работать с текстом, сохранять и открывать файлы презентаций, настраивать анимацию?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы работать с приложением Adobe AcrobatReader: открывать документ, пролистывать страницы, масштабировать документ?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы пользоваться программами упаковки и распаковки данных: 7-Zip, WinRar или WinZip?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы пользоваться браузерами (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome и др.) для работы в сети Internet?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы загружать интернет страницы в окно браузера?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы свободно перемещаться в сети Интернет с использованием гиперссылок и панели навигации браузера?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы пользоваться поисковыми системами (yandex, google, yahoo и др.)

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы скачивать файлы различных форматов (аудио, видео, графика и др.) из сети Интернет?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы пользоваться электронной почтой?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы работать на форуме?

А. Да

Б. Нет

  1. Умеете ли Вы пользоваться приложениями для осуществления видеоконференцсвязи, например Skype?

А. Да

Б. Нет

  1. Ведете ли Вы свой блог?

А. Да

Б. Нет

  1. Используете ли Вы ИКТ в обучении иностранным языкам?

А. Да

Б. Нет


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Определение понятий внешних и внутренних показателей, влияющих на изменение уровня ПА обучающихся (Е.В. Коротаева, А.К. Маркова, Г.И. Щукина)

Преподавателю (эксперту) необходимо определить уровень ПА обучающихся, измерив его по 12-балльной шкале. Кружком (или другим знаком) отмечается уровень проявления каждого показателя. Суммируя полученные результаты, можно определить, на каком уровне ПА находится анализируемый субъект.

Внешние показатели

 1. Активность – поисковая направленность в учении, стремление удовлетворить интерес при помощи различных источников знаний во взаимодействии с другими субъектами образовательного процесса.

2. Внеклассная работа – приобретение обучающимися дополнительных знаний по дисциплине через различные формы работы (кружковая работа, написание исследовательских работ, проектов, участие в работе научных обществ и т.д.).

3. Выполнение домашнего задания – самостоятельная работа обучающегося по закреплению знаний по изученной теме имеет разный уровень учебной мотивации (при отрицательном, нейтральном, положительном, активном отношении к учению).

4. Диалог с педагогом – между преподавателем и обучающимся складываются благоприятные межличностные взаимоотношения, служащие условием и средством эффективности обучения и творческого развития обучающегося.

5. Диалог с обучающимися – обучающиеся активно общаются друг с другом, обмениваются учебной информацией, расширяя за счет этого свои знания, совершенствуя умения и навыки.

6. Работоспособность – уровень функциональных возможностей обучающегося, характеризующийся эффективностью учебной работы, выполняемой за определенный промежуток времени.

7. Самостоятельность в выполнении заданий – способность обучающегося актуализировать свои мысли, связанные с содержанием учебного задания, проявляется в деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны (преподавателя, обучающихся, родителей, куратора).

8. Чтение дополнительной литературы – самостоятельное изучение и использование в процессе обучения научных, публицистических и других литературных источников, позволяющих расширить знания обучающегося, выйти за рамки учебника.

9. Успеваемость – показатель уровня усвоения знаний обучающихся, определенный преподавателем в рамках государственного образовательного стандарта.

10. Ожидание конца урока – эмоциональное состояние обучающегося, вызванное реакцией на звонок с урока.

Внутренние показатели

1. Эмоциональное состояние (реакция) – процесс субъективно окрашенного переживания удовлетворения когнитивных (познавательных) потребностей обучающихся в процессе обучения.

2. Открытость – потребность субъектов в организации образовательного процесса, построенного на желании обучающихся к усвоению знаний, нестандартным решениям, творчеству.

3. Быстрота вхождения в учебную ситуацию – совокупность условий и обстоятельств, обусловливающих скорость включения обучающихся в учебный процесс.

4. Мотивация – внутреннее состояние обучающегося, непосредственно связанное с содержанием и процессом учения, возникающее на основе стойкого интереса к дисциплине.

5. Внимание – направленность и сосредоточенность деятельности обучающегося в процессе обучения на предмете или объекте изучения.

Показатели уровня познавательной активности обучающихся

Внешние показатели

1. Активность: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.

2. Диалог с педагогом: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.

3. Диалог с обучающимся: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10- 11-12.

4. Выполнение домашнего задания: 1-2-3-4-5-6-7- 8-9-10-11-12.

5. Чтение дополнительной литературы: 1-2-3-4-5- 6-7-8-9-10-11-12.

6. Внеклассная работа: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.

7. Работоспособность: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.

8. Самостоятельность в выполнении заданий: 1-2- 3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.

9. Успеваемость: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.

10. Ожидание конца урока: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10- 11-12.

Внутренние показатели

1. Эмоциональное состояние (реакция): 1-2-3-4- 5-6-7-8-9-10-11-12.

2. Открытость: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.

3. Быстрота вхождения в учебную ситуацию: 1-2- 3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.

4. Мотивация: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.

5. Внимание: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.

Каждый критерий уровня познавательной активности оценивается в интервале (таблица 1):

• низкий (Н) от 0 до 3 (0×15; 3×15) // от 0 до 45;

• частично активный (ЧА) от 46 до 59 – промежуточный интервал;

• относительно активный (ОА) от 4 до 6 (4×15; 6×15) // от 60 до 90;

• рецепционно-активный (РА) от 91 до 104 – промежуточный интервал;

• исполнительно-активный (ИА) от 7 до 9 (7×15; 9×15) // от 105 до 135;

• рефлексивно-активный (РфА) от 136 до 149 – промежуточный интервал;

• творческий от 10 до 12 (10×15; 12×15) // от 150 до 180.

Промежуточные интервалы показывают переходные этапы формирования уровней развития ПА обучающихся.

Таблица 1

Критерии уровня познавательной активности

Название критерия

Условное обозначение

Интервал оценки

Низкий

Н

0-45

Частично активный

ЧА

46-59

Относительно активный

ОА

60-90

Рецепционно-активный

РА

91-104

Исполнительно-активный

ИА

105-135

Рефлексивно-активный

РфА

136-149

Творческий

Т

150-180

Характеристика уровней ПА

Низкий уровень  – обучающийся пассивен, с трудом включается в учебную работу, ожидает давления, замечания; не проявляет заинтересованности, не приступает к выполнению задания без подсказки, самостоятельно не может решить предложенную задачу.

Частично активный уровень – обучающийся работают по схеме, предложенной преподавателем, не проявляет инициативы при решении учебных задач.

Относительно активный уровень – обучающийся характеризуется заинтересованностью только в определенной учебной ситуации, активность зависит от эмоциональной привлекательности; предпочитает объяснение нового материала повторению, легко подключается к новым видам работы.

Рецепционно-активный уровень – обучающийся обладает определенной суммой знаний и умеет применять их в стандартной ситуации, при обучении может использовать индуктивные и дедуктивные методы решения учебных задач.

Исполнительно-активный уровень – обучающийся систематически выполняет домашнее задание; с готовностью включается в те формы работы, которые предлагает педагог; работает преимущественно самостоятельно.

Рефлексивно-активный уровень – обучающийся самостоятельно организует учебную деятельность (постановка цели, планирование), определяет оптимальное соотношение цели и средств ее достижения; оценивает свои учебные достижения, соотносит сферу своих интересов и возможностей.

Творческий уровень – обучающийся готов включиться в нестандартную учебную ситуацию и поиск новых средств для ее решения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование электронных образовательных ресурсов как средство организации интерактивного взаимодействия в образовательном процессе Семенова Наталья Александровна, преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта» Тюмень 2017

Слайд 2

ФГОС Профессиональные и международные стандарты Современные технические средства обучения Инновационные технологии обучения Современные Интернет-технологии Дистанционные образовательные технологии Электронные образовательные и информационные ресурсы Студенты, хорошо ориентирующиеся в информационном пространстве и технике

Слайд 3

Как организовать образовательный процесс с оптимальным сочетанием возможностей цифрового обучения и интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса? Объект исследования: процесс организации интерактивного взаимодействия в образовательном процессе. Предмет исследования: электронные (цифровые) образовательные ресурсы (далее: ЭОР) как средство организации интерактивного взаимодействия в образовательном процессе. Цель работы: разработка ЭОР для обучающихся и педагогических работников, апробация и внедрение их в условиях интерактивного взаимодействия 1 2 3 Этапы исследования сентябрь – декабрь 2013 г . анализ психолого-педагогической литературы, работы педагогического коллектива в данном направлении, накопление материала по проблеме, подготовка базы для исследования, разработка ЭОР, рассмотрение на заседании ЦК ЭОР и рецензирование у представителей работодателей январь 2014 – октябрь 2015 г . организация образовательного процесса с использованием ЭОР в сочетании с интерактивным взаимодействием на учебных занятиях и во внеурочное время, разработка диагностического инструментария для оценки эффективности использования ЭОР ноябрь 2015 – январь 2017 г . анализ полученных результатов работы по внедрению ЭОР, формулировка выводов, трансляция опыта разработки и использования в образовательном процессе ЭОР

Слайд 4

это информационная система, обеспечивающая реализацию дидактических возможностей информационных средств во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения Задача 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу Интерактивность Учебно-методический комплекс vs Электронный (цифровой) обучающий курс Интерактивное взаимодействие Электронный (цифровой) образовательный ресурс способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо

Слайд 5

Задача 2. Изучить возможности информационно-коммуникационного инструментария для создания ЭОР Информационно-коммуникационный инструментарий приложения MS Office образовательные и иные ресурсы сети Интернет система «1С – Битрикс » язык гипертекстовой разметки HTML графический редактор Paint конструктор для создания тестов Let's test Электронные образовательные ресурсы

Слайд 6

Задача 3. Разработать ЭОР в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю, потребностями обучающихся и педагогических работников Педагогический аспект деятельности

Слайд 7

Электронный обучающий курс по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Слайд 8

Учебные проекты по информатике


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Онлайн-проект «Практика – путь к профессиональному мастерству»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Онлайн-проекты «Прошлое, настоящее, будущее» «Характер - трудовой» «Музеи учреждений профессиональных организаций России»

Слайд 2

Задача 4. Организовать интерактивное взаимодействие педагогического сообщества и обучающихся на основе разработанных ЭОР Руководство временной творческой группой «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий» Методический аспект деятельности

Слайд 3

Методический аспект деятельности Задача 4. Организовать интерактивное взаимодействие педагогического сообщества и обучающихся на основе разработанных ЭОР Областная выставка-конкурс "Электронные образовательные ресурсы " Семинар-практикум для педагогов колледжа «Активные методы и приемы обучения» Единые методические дни

Слайд 4

Задача 5. Оценить эффективность разработанных ЭОР при организации интерактивного взаимодействия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вариативность логики изложения Индивидуальный темп обучения Свободный доступ к базам данных Организация контроля на разных этапах изучения

Слайд 2

Технология для « ленивых» Я всегда буду искать ленивого человека для работы, ведь он найдет много легких путей для решения поставленной задачи. Билл Гейтс Если ты ленив и упорен, ты непременно чего-нибудь добьешься. Жорж Фейдо Я из тех предусмотрительных лентяев, которые готовы один раз как следует поработать, если это гарантированно избавит от будущих хлопот. Макс Фрай Лень — мать изобретательности. Надоело человеку ходить — изобрел колесо. И пошло-поехало... Владимир Леви

Слайд 3

Использование электронных образовательных ресурсов как средство организации интерактивного взаимодействия в образовательном процессе Семенова Наталья Александровна, преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта» Тюмень 2017


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наталья Александровна Семенова Преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта»

Слайд 2

Информационные процессы в современной профессиональной деятельности Получение информации Преобразование информации Передача информации

Слайд 3

Тема и цель занятия Тема: Получение, преобразование и передача профессионально-ориентированной информации Цель: Применение технологий отбора, размещения, хранения, накопления и представления профессионально-ориентированной информации

Слайд 4

Проблемный вопрос Как организовать работу с профессиональной информацией, используя оптимальное сочетание возможностей цифровой техники и интерактивного взаимодействия между участниками производственного процесса?

Слайд 5

Эпиграф Главное - определи, чего хочешь, а потом просто сделай это

Слайд 6

Из Должностной инструкции директора предприятия общественного питания : устанавливать для подчиненных ему работников служебные обязанности и принимать меры по обеспечению их исполнения Директор обязан:

Слайд 7

Проект « Рабочие материалы … (сотрудника предприятия общественного питания)» Заведующего производством Калькулятора Шефа-кондитера Шеф-повара

Слайд 8

Порядок выполнения практической работы 1.Ознакомьтесь с текстом «Должностной инструкции». 2. Отберите необходимые материалы. 3. Разработайте графический макет гипертекстового документа. 1 этап. Разработка макета проекта 4. Оформите проект, используя предоставленные материалы. 5. Осуществите защиту проекта. 2 этап. Оформление и защита проекта

Слайд 9

Защита проекта 1. Тема проекта. 2. Обоснование отбора материала. 3. Демонстрация работы отдельных элементов проекта.

Слайд 10

Проблемный вопрос Как организовать работу с профессиональной информацией, используя оптимальное сочетание возможностей цифровой техники и интерактивного взаимодействия между участниками производственного процесса?

Слайд 11

Продолжи фразу Сегодня я смог … Мне пригодится … Для меня было значимо …



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

«Тюменский колледж водного транспорта»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема «Получение, преобразование и передача профессионально-ориентированной информации»

Учебная дисциплина

ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности

Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания

(базовая подготовка)

Преподаватель:

Семенова Наталья Александровна

Тюмень 2017



Эпиграф:

Главное - определи, чего хочешь, а потом просто сделай это.

Организационный этап (1 минута)

Слайд 1. Обучающиеся рассаживаются по парам. Приветствие, знакомство, проверка готовности к занятию, отключение телефонов, организация внимания.

Актуализация опорных знаний (5 минут)

Слайд 2, рисунок. Беседа по вопросам:

Информация – это сведения об окружающем нас мире.

  • Какие действия с информацией выполняют пользователи? (получение, изменение, передача)
  • Чем обыденная информация отличается от профессиональной? (достоверность, точность, актуальность, доступность  эффективность использования)
  • От чего, на ваш взгляд, зависит выбор способа систематизации профессиональной информации? (от конкретных производственных задач и возможности доступа к ней)

Итак, мы выяснили, что ключевым понятием нашего занятия является ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, с которой сотрудник предприятия может делать определённые действия: получать, изменять, систематизировать и передавать.

Слайд 2, появляется текст. Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия: Получение, преобразование и передача профессионально-ориентированной информации. Слайд 3, тема.

Соответственно, как может звучать цель нашего занятия? Какие технологии мы сегодня будем использовать? (Применение технологий отбора, размещения, хранения, накопления и представления профессионально-ориентированной информации). Слайд 3, появляется цель

Любому работнику современного предприятия доступно огромное количество профессиональной информации. Главное – суметь её систематизировать и оформить таким образом, чтобы она была грамотно структурирована и находилась в режиме быстрого доступа. На сегодняшний день самый эффективный способ подобной организации информации – через цифровую технику и электронный документооборот. Отсюда возникает проблемный вопрос, на который мы с вами постараемся ответить в конце занятия:

Слайд 4. Как организовать работу с профессиональной информацией, используя оптимальное сочетание возможностей цифровой техники и интерактивного взаимодействия между участниками производственного процесса?

Подготовка обучающихся к активному усвоению и применению знаний (9 минут)

То, для каких действий или решений необходима информация, определяет, какие информационные материалы понадобятся, какого характера информация должна быть получена, каким способом и из каких источников. Определение на ранних этапах работы этих моментов сэкономит ресурсы, сделает наши усилия более эффективными.

Слайд 5. Эпиграфом к нашему занятию я выбрала слова «Главное - определи, чего хочешь, а потом просто сделай это».

Давайте определим, что мы сегодня будем делать.

Задание:

Мне на занятии потребуются 2 помощника. Одна пара станет инспекторами по контролю качества продукции, в задачу которой будет входить оказание помощи в разработке и оформлении проектов. Это будут … Проходит назначение инспекторов. Они получают бейджи, пакет документов (инструкции, порядок выполнения практической работы, правила оформления гипертекстового документа, листы оценивания проектов, список исходных материалов, шаблон макета проекта) (Приложения 1-6).

Слайд 6. Оставшиеся студенты являются руководителями предприятий общественного питания. И перед вами стоит задача: принять на работу нового сотрудника. Интересы производства требуют, чтобы сотрудник включился в работу максимально быстро. Но вот незадача – предыдущий работник оставил после себя огромное количество всяческих материалов, абсолютно никак не систематизированных. Время, которое понадобится новому сотруднику на разборы этих «завалов», будет пропащим для производства. И вы решили сами создать систему, которая максимально облегчит включение в работу нового сотрудника. Выполнять работу будем в парах (одна голова хорошо, а две лучше).

Слайд 7. Результатом работы каждой пары директоров станет оформление проекта «Рабочие материалы … (сотрудника предприятия общественного питания)».

Я предлагаю вам принять участие в жеребьёвке.

Проходит жеребьёвка. Один человек от каждой пары выходит и выбирает одну из должностных инструкций (Приложение 1):

  • заведующий производством;
  • калькулятор;
  • шеф-повар;
  • шеф-кондитер.

Каждая группа получает пакет документов (надпись должности на стол, список исходных материалов, шаблон макета проекта) (Приложения 5, 6).

Слайд 8. Вы получили должностную инструкцию и список материалов. Ваша задача на первом этапе – внимательно ознакомиться с должностной инструкцией и, на основании полученной информации, отобрать материалы, которые, на ваш взгляд, могут потребоваться новому работнику. Список исходных материалов напечатан на двух листах. Каждый участник пары сможет работать со своей частью списка. Затем вам надо разработать проект вашей будущей информационной системы. Система будет представлять из себя слайд презентации, оформленной как гипертекстовый документ (документ, имеющий ссылки на другие ресурсы).

Макет проекта оформляется на листе бумаги. Преподаватель демонстрирует шаблон макета проекта. При работе над макетом вам помогу я и наши инспекторы. Времени на работу у вас не так много, так что не старайтесь «объять необъятное». Будет достаточно, если для своего макета вы ограничитесь выбором материалов 3-5 разделов из предложенного вам списка (тех, которые покажутся вам наиболее значимыми для работы вашего сотрудника).

Пример того, как может проходить ваша работа на 1 этапе, покажут студенты колледжа водного транспорта. Только они вместо листа бумаги будут использовать флипчарт.

Преподаватель демонстрирует видеоролик.

Когда макет будет готов, вы можете приступить к его реализации. Прошу вас на рабочем столе компьютера открыть папку «Рабочие материалы» вашего будущего сотрудника. В ней вы видите следующие материалы:

  • Шаблоны презентаций. В этой папке находятся 3 шаблона, вам надо выбрать один, в котором вы и будете разрабатывать свой проект.
  • Рисунки. Здесь находятся папки с рисунками, которые вы сможете использовать при оформлении проекта. Названия папок соответствуют списку исходных материалов.
  • Исходные материалы для проекта. Ссылки именно на эти материалы вы и будете делать со слайда презентации.

Время на разработку макета – 15 минут. На оформление проекта – 10 минут. Затем каждая группа должна будет представить и защитить свой проект. Время на защиту – 1 минута.

Тайм-менеджером назначается вот это устройство (демонстрируется таймер в виде фигурки повара). Итак, можете приступать к работе.

У инспекторов имеются два документа: «Порядок выполнения практической работы» и «Правила оформления гипертекстового документа». При необходимости обращайтесь к ним за помощью.

Практическая работа (25 минут)

Можно приступать к работе. Начните с внимательного прочтения должностной инструкции.

Преподаватель проводит инструктаж инспекторов по контролю качества продукции:

  • демонстрирует проект «Рабочие материалы пекаря»;
  • озвучивает основные пункты порядка выполнения практической работы;
  • советует настаивать на использовании парами рисунков в качестве объектов для создания гиперссылок;
  • показывает алгоритм создания гиперссылок;
  • призывает быть активными и настойчивыми;
  • объясняет систему оценивания;
  • проговаривает алгоритм финального выступления.

Обучающиеся знакомятся с раздаточным материалом. Анализируют полученную информацию. Осуществляют отбор материала, разрабатывают макет проекта. Выполняют оформление проекта на компьютере.

Преподаватель и эксперты перемещаются по аудитории, подсказывают, советуют, отсматривают материал, следят за временем.

Отчет о проделанной работе (Защита проектов) (7 минут) Слайд 9

1. Одна пара переносит свой проект на преподавательский компьютер (со всеми исходными материалами), запускает его, демонстрирует аудитории и даёт пояснения по алгоритму:

  • Тема проекта.
  • Обоснование отбора материала.
  • Демонстрация работы отдельных элементов проекта.

2. Аудитория задаёт вопросы. Инспекторы заполняют листы оценивания (Приложение 6).

3. Организовывается «вертушка». Один человек из пары остаётся за компьютером, второй переходит к соседнему компьютеру, где ему демонстрируют проект другой пары. К ним присоединяются преподаватель и инспекторы. затем все перемещаются по часовой стрелке. Одновременно проходит защита на 3-х компьютерах. Задача – каждому участнику занятия ознакомиться со всеми проектами. Заполняются оценочные листы, подсчитываются баллы.

4. Инспектора по контролю качества продукции делают выводы о проделанной работе. Сдают заполненные оценочные листы с подсчитанными баллами.

5. Преподаватель собирает оценочные листы и озвучивает результат.

Обсуждение и интерпретация полученных результатов. Рефлексия (3 минуты)

Слайд 10. Какой ответ вы бы дали на проблемный вопрос:

Как организовать процесс работы с профессиональной информацией с оптимальным сочетанием возможностей цифровой техники и интерактивного взаимодействия между участниками производственного процесса?

  • искренне «болеть» за производство;
  • привлекать знающих сотрудников;
  • поощрять проявления творческой мысли;
  • не бояться приложить усилия, которые приведут в перспективе к экономии рабочего времени и более эффективному взаимодействию участников производственного процесса.

Какие технологии вы могли бы использовать в своей будущей профессии?

Рефлексия

Преподаватель подводит обучающихся к определению степени достижения цели занятия. (Распечатка на доске)

Слайд 11. Организует рефлексию с применением приема «Продолжи фразу»:

Сегодня я смог …

Мне пригодится …

Для меня было значимо …

Пожелание: всегда, когда нужно сделать что-то большое и сложное, начинайте с маленького и простого.

Задание на дом

Подумайте, как ещё можно организовать систематизацию профессиональной информации? Ваши предложения вышлите на мой адрес электронной почты. Преподаватель раздаёт свои визитные карточки. (Приложение 7)