УЧЕНИКАМ

Семенова Эльвира Фирсовна

Сорок девять "золотых" правил В.Ю. Колосова

В.Ю. – Колосов Валентин Юрьевич, профессиональный репетитор, один из лучших репетиторов по математике, участник многих конгрессов и форумов, посвященных школьному математическому образованию.

1. Математика - это самый интересный, но и самый сложный предмет.
2. Уважение к математике - это прежде всего уважение к самому себе.
3. В математике, как и в шахматах, решения просчитываются на несколько ходов вперед.
4. Серьезные знания можно получить только от профессионала.
5. Самостоятельно занимайтесь математикой от одного до трех часов в сутки.
6. Ведите собственный дневник своих занятий.
7. Ваш лучший учитель - это вы сами.
8. Любая неблагоприятная ситуация может быть использована.
9. Основные формулы, определения и теоремы необходимо твердо выучить.
10. На экзамене или контрольной выполните сперва самые простые задания.
11. Подготовиться в ВУЗ "за несколько месяцев" сложно.
12. Спорт, зарядка и свежий воздух - ваши лучшие помощники.
13. Компьютер - ваш главный враг, пока не научитесь им управлять.
14. Постоянство усилий - залог успеха.
15. Упорядочите свое поведение и образ жизни.
16. Уныние, радость, гнев и страх необходимо правильно использовать, а не подавлять.
17. Если лень удерживает от чего-то, необходимо сделать что-то еще более трудное.
18. Не идите на поводу у друзей. Уважайте себя.
19. На уроке математики будьте внимательны, запоминайте и поддерживайте чистоту мыслей.
20. Трудно научиться чему-либо, если не уважаешь учителя и не доверяешь ему.
21. Решая сложную задачу, сделайте так, чтобы в вашем сознании было ясное понимание этой задачи, и ничего больше. Тогда она будет решена.
22. Чтобы решить задачу, нужно прежде всего быть уверенным, что сможешь ее решить.
23. Ничто так не развивает творческое мышление, как самостоятельное выполнение домашних заданий по математике.
24. Если какая-то задача не получается - не отчаивайтесь, не портите себе настроение, а возьмитесь за другую.
25. Обязательно поддерживайте в себе чувство радости, когда занимаетесь математикой.
26. Постарайтесь правильно определить свою цель.
27. Поддерживайте и постепенно усиливайте в себе энтузиазм к математике. 28. Составляйте план и стремитесь его соблюдать.
29. Дисциплинируйте себя и следуйте заранее продуманным правилам.
30. Если вы не прогрессируете - вы откатываетесь назад.
31. Не зная, где находишься, невозможно понять, куда следует идти.
32. Прежде, чем вы захотите решить задачу, вы должны ее перед собой поставить.
33. Мечтайте о большом, думайте о высоком. Мало людей ставят себе поистине высокие цели. Но человек становится тем, о чем он думает в течение дня.
34. Самое сложное в учебе - самоконтроль. Здесь наиболее важный элемент - это вы сами.
35. Истинная разница между победителем и неудачником - не столько природный дар, сколько умение научиться не совершать ошибок.
36. Самое прибыльное дело - изучать свои ошибки.
37. Любое знание принудительно. Если не можете заставить себя сами, то хотя бы позвольте за вас это сделать другим. Иначе не дождаться успеха.
38. Человека учат ошибки и неудачи, а не успех. Используйте по максимуму каждую неудачу, выжмите из нее все!
39. Вот золотые ключики успеха: радостная устремленность, настойчивость, скрупулезность и тяжелая работа.
40. Чтобы хорошо учиться и преуспевать, важно знать себя досконально. Никакими деньгами не измерить цену этому знанию.
41. Люди, которые покупаются на заголовки газет, кончают продажей спичек.
42. Не думайте об учебе по 24 часа в сутки.
43. Сохраняйте положительный настрой независимо от успеха в школе.
44. Играйте по своим правилам. Если правила чужие - проиграете.
45. Стадный инстинкт - болезнь многих. "Большинство знает лучше" - такое бывает крайне редко. Вы когда-нибудь видели памятник толпе?
46. Лучший ученик - тот, кто способен упорно учиться долгое время. Потому что это труднее всего.
47. Помните: сохранение устойчивости в достижении знания едва ли не важнее, чем само достижение.
48. Подлинная свобода - свобода в выборе между двумя свободами: свободой поступать так, как хочется, и свободой делать то, что надо делать.
49. Когда закрывается одна дверь, открывается другая. Лучшие возможности ждут именно у открытой двери.

 

КАК УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ ЭФФЕКТИВНО (рекомендации старшеклассникам)

В четырехтомном «Словаре русского языка» вы найдете следующее определение слова «эффективный»: приводящий к нужным результатам, действенный. В учении и в труде понятие «нужный результат» означает не просто решение какой-либо задачи, а то, с какими затратами времени, энергии и психического здоровья достигнута та или иная цель. 

Умеем ли мы действовать таким образом? Специальные исследования, которые были проведены психологами в школах, лицеях и гимназиях, показали, что большинство учащихся, включая отличников, этим умением в должной мере не владеют. Не знают, например, как 
- конспектировать излагаемый материал, 
- решать проблемные задачи, 
- заучивать стихотворение, 
- планировать домашнее задание, 
- рационально организовывать свое рабочее место. 

В результате – большая перегруженность учебной работой, чрезмерное утомление, отсутствие веры в свои силы, отсутствие времени для разнообразного досуга. 

Для решения этих и многих других задач необходимо развивать умение учиться, следовать в учебе принципам научной организации труда (НОТ).

КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ

Существенное качество учащегося, определяющее успех его усилий – внимательность. 

Невнимательность – чересчур поспешное, преждевременное реагирование на воспринимаемую информацию. Импульсивность – один из вариантов невнимательности. Глаза его читали, а мысли были далеко. 

Внимательность – устойчивость внимания, длительное сосредоточение его на определенном, нужном для работы объекте: рассказе учителя, учебном тексте, на какой-либо мысли и т.д. К.Д. Ушинский великий русский педагог (1824-1870) более ста лет назад в своих наблюдениях установил: без внимания ничто не проникает в душу человека, ничто не запечатлевается в ней даже на короткое время. Он писал: « Чем сильнее внимание, тем ощущение отчетливее, а потому и след его прочнее ложится в память».

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

1. Какой свет имеет верхняя секция уличного светофора – красный или зеленый? 

2. Каким знаком обозначена цифра «шесть» на циферблате ваших часов или она отсутствует? 

3. Заметили ли вы который час, когда только что смотрели на циферблат своих часов? 

Тот, у кого объем внимания больше, больше осознает предметов, попадающих в поле его зрения; замечает не только то, что представляет в данный момент главный интерес, но и некоторые побочные предметы и явления, их особенности. 


Десять правил саморегуляции внимания при усвоении учебного материала 

1. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас (визиты товарищей, телефонные звонки и т.д.). 

2. Приступая к работе, предварительно организуйте свое место, оно должно быть надлежащим образом оборудовано. 

3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала задания, составления плана предстоящей работы. 

4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал ( понимание в большей степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел, перелистайте конспект. Если материал по какой-то причине вообще вами не изучался, начинайте с ликвидации существующих пробелов. 

5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящими экзаменами, посторонние мысли, займитесь конспектированием или чтением материала вслух. 

6. Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что чересчур замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты. 

7. Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров. 

8. Контролируйте, подавляйте непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты, вызванные действием как внешних раздражителей (хлопанье дверей, звуки автомобиля, голоса) так и внутренних стимулов(мыслительные ассоциации). Осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания, старайтесь волевым усилием вновь направить его в нужное русло. 

9. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном чтении будет восприниматься как незнакомый. 

10. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении, температуре, регулярных перерывах, во время которых полезно выполнить несколько гимнастических упражнений. 

Лучший способ запомнить мысль – записать ее. 
Конспектирование – это краткое изложение основного содержания, смысла содержания. Любой учебный материал содержит информацию трех видов: главную, второстепенную и вспомогательную. 

Главная информация – имеет наиболее существенное значение, выражает сущность излагаемого материала. 

Второстепенная – необходима для более глубокого понимания. Либо она содержит следствия и практические рекомендации. 

Вспомогательная информация – для того. чтобы помочь лучше усвоить материал и имеет методический характер (советы, напоминания). 

Как же поступают с этой информацией? Главную записываем полностью, без каких-либо сокращений, дословно; вспомогательную, наоборот, полностью опускаем. Основное содержание конспектирования составляет переработка второстепенной информации в целях обобщения и сокращения. 

Необходимо оформление и доработка конспекта. Дополнительная работа над конспектом будет означать более глубокое, а значит и более прочное усвоение представленного в нем учебного материала. Записи на полях и подчеркивание в тексте допустимы лишь в собственных книгах, причем таких, которые не являются уникальными.

О РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Следует знать и учитывать при планировании рабочего дня временные промежутки, способствующие повышению работоспособности и, наоборот, ведущие к снижению работоспособности. При определенной организации рабочего времени, выполняя одно и то же задание, можно достичь совершенно разных результатов. Наиболее подходящими для умственного и физического труда являются следующие временные промежутки: 

– 8.00. – 12.00. – пик работоспособности, затем начинается постепенный спад ее до 17.00. 
– 
16.00. - 18.00. – время умственного «сна». В этот период не рекомендуется выполнять действия, требующие высокой отдачи умственных и физических сил. 
– 
19.00. – второй пик работоспособности, к которому мы подходим плавно, начиная с 18.00. 
– 
С 20.00. наблюдается постепенное угасание активности и, в зависимости от жизненных биоритмов («совы» или «жаворонки») плавно или резко происходит снижение работоспособности организма. 
– Для дальнейшей работы необходим отдых – полноценный ночной сон. 

Соблюдение данных рекомендаций позволит вам сократить время при запоминании необходимого материала, увеличит эффективность запоминания, а следовательно, повысит вашу уверенность в преподнесении любого по степени трудности материала, позволит подобрать конкретные примеры, а следовательно повысит вашу уверенность в своих силах и в себе. 


Самоорганизация и дисциплина 

1. Определите точно свою цель, конечную цель. 

2. Выделите главное, сосредоточьтесь на теме. Запишите на листке в порядке важности самые срочные дела, выполняйте их в порядке очередности. 

3. Придумайте себе стимулы и поощрения. Превратите занятия из «надо» в «хочется». 

4. Установите твердые реальные сроки, придерживайтесь намеченных дат. За перенесение сроков – наказание. 

5. Проявляйте решительность. Не останавливайтесь на достигнутом. 

6. Научитесь говорить «нет». Избегайте навязанных, бесцельных знаний. 

7. Ведите разговор по телефону на деловом уровне: выясните недоразумения, договоритесь о встрече. 

8. Заведите записную книжку, еженедельник. Записывайте предстоящие дела, яркие мысли, номера телефонов и т. д. оставляйте записки для себя на письменном столе, у зеркала… 

9. Позаботьтесь о своем окружении, тактично давайте понять любящим поболтать, что вы в цейтноте. 

10. Учитесь слушать: уточняйте где, когда, как, что, почему? 

11. Избегайте шаблона в работе. По возможности пользуйтесь компьютером, интересуйтесь, как другие люди экономят время. 

12. Не упустите из виду мелочи. Имейте под рукой запас предметов наиболее часто употребляемых в работе, быту. 

13. Приступайте к делу сразу же. 

14. Полностью используйте время (в транспорте, ожидая в очереди – мысленно планировать предстоящий день, обдумывание решаемых задач, просматривание записок). 

15. Следите за тем, на что вы тратите свободное время. Будьте более разборчивы в выборе кинокартин и телепередач, книг, журналов. 

16. Учитесь переключаться (например, с сидячей работы на двигательную активность). 

17. Начинайте день раньше на 15 –20 минут раньше, когда предстоят особо важные дела. 

18. Воспитывайте уважение к своему времени. Время невосполнимо.