Что делать, когда ученики не слушаются и неподобающе себя ведут

Малярчук Елена Владимировна

О дисциплине детей в целом написано очень много психологами, педагогами, родителями. Пересказывать здесь их содержание едва ли целесообразно. Остановимся на нескольких главных аспектах «плохого» поведения детей, прежде чем более подробно обсудим, что делать с непослушанием учителю в ситуации урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение новым способам поведения взамен старым, неприемлемым

Что делать, когда ученики не слушаются и неподобающе себя ведут

О дисциплине детей в целом написано очень много психологами, педагогами, родителями. Пересказывать здесь их содержание едва ли целесообразно. Остановимся на нескольких главных аспектах «плохого» поведения детей, прежде чем более подробно обсудим, что делать с непослушанием учителю в ситуации урока.

1. Вслед за многими другими психологами, мы не рекомендуем использовать термин «плохое поведение», даже в диалоге с самим собой или с коллегами. Определение «плохое» не очень уместно для описания поведения, и вот почему. Любое действие, которое совершает человек, направлено на то, чтобы достичь какой-то цели. В этом смысле говорить о плохом или неплохом поведении просто бессмысленно – оно может быть эффективным с точки зрения того, что цель будет достигнута, или же нет. Если ученик на уроке постоянно вертится, тычет карандашом в спину впереди сидящего, качается на стуле, пока не упадет и т.д., возможно (хотя и не обязательно), его цель – привлечение внимания одноклассников (а может быть, и учителя). Если одноклассники забыли о теме урока, а учитель вышел из себя и кричит, значит, цель достигнута. Можно ли называть такое поведение плохим? С точки зрения достижения цели – очень даже хорошее, подходящее поведение.

Есть еще один аспект слова «плохое», в связи с которым его лучше избегать. Плохой – это, однозначно, негативная оценка, и, используя ее часто, определяя поведение ребенка, мы невольно начинаем переносить эту оценку и на самого ребенка, который так себя ведет. То есть плохим в наших глазах становится уже сам ученик. Это – в корне неверная позиция для учителя и любого, кто сталкивается с необходимостью детей воспитывать (в широком смысле слова). Если мы называем (или просто считаем его таковым про себя) ребенка плохим, то тем самым отказываем ему в возможности измениться. О каком вообще воспитании тогда может идти речь, если изменения невозможны?

Более эффективная позиция заключается в том, чтобы изначально считать всех учеников хорошими, а вот их поведение – приемлемым или неприемлемым для каждой конкретной ситуации. И с неприемлемым поведением взрослый (в том числе, учитель, помогает ребенку бороться).

2. Важно, чтобы при этом взрослый (в первую очередь, для себя самого) смотрел на свои отношения с ребенком с точки зрения сотрудничества: моя задача сейчас вместе с Петей или Аленой справиться с некоторыми аспектами их поведения, которые неприемлемы для нахождения в классе. Позиция взрослого при этом – «по одну сторону баррикады» с ребенком, против проблемы – неприемлемого поведения – которая находится по другую. Эту метафору предложила известный отечественный психолог-практик Л.В. Петрановская, и мы с радостью используем ее вслед за ней. Позиция сотрудничества взрослого с ребенком помогает избежать множества конфликтов и стычек в ходе воспитательного процесса.

3. То, что мы часто называем «плохим» (или как уже выше договорились называть «неприемлемым») поведением, для ребенка далеко не всегда специальная попытка сделать что-то взрослому назло. Очень часто ребенок ведет себя так, а не иначе, потому что иные способы поведения ему просто не знакомы. Очень ярко этот феномен проявляется в поведении детей с тяжелой жизненной историей, оказавшихся в приемной семье. Каждый ребенок очень зависим от внимания взрослого, и до определенного возраста в физическом смысле не может без него выжить (подробнее об этом можно почитать в статьях о таком явлении, как «госпитализм»). Если воспитанием и развитием ребенка не занимались, то часто он не умеет многого, положенного в его возрасте, не может порадовать новых родителей хорошими оценками, спортивными достижениями или примерным поведением. Нередко в таком случае он будет вести себя нарочито, напоказ плохо – из своей старой жизни он уяснил, что в таком случае внимание взрослого обеспечено – он накричит или даже ударит, но – главное - не останется равнодушным. Нам трудно в это поверить, но даже негативное внимание для ребенка лучше, чем полное его отсутствие. И, значит, добиваться он его будет любыми способами, которые ему доступны. Взрослому в таком случае приходится обучать ребенка новым способам поведения, новым поведенческим навыкам, которых у него пока что нет. И в этом смысле борьба даже с самыми «страшными» по мнению большинства взрослых «грехами» - например, воровством, принципиально не отличается от научения держать правильно карандаш в руках.

4. У каждого поведения есть цель, есть мотив, есть причина, заставляющая вести себя ребенка именно так. И если взрослый старается помогать ребенку справляться с неприемлемым поведением, первое, с чего он должен начать – это, как раз, понять причину. В зависимости от того, какова она, выбирается дальнейшая стратегия поведения. Более подробно об этом можно почитать в книгах Л.В. Петрановской, которую мы уже упоминали выше («Если с ребенком трудно», «Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения» и т.д.).

Когда речь заходит о неприемлемом поведении учеников на уроке, всегда возникает очень много вопросов относительно того, как учителю себя правильно вести. Что стоит делать: игнорировать его? Делать выговор? Наказывать? Отстранять от занятий (если это вообще возможно)? Привлекать к работе коллег?

Важная (а может быть, и главная цель) учительского вмешательства в поведение учеников с целью его коррекции – научить в итоге детей регулировать свое поведение самостоятельно. Способность к произвольному поведению, адекватному ситуации, а также к саморегуляции (регуляции своего психического состояния) – характеристики взрослого человека. Таким образом, работа учителя с трудным поведением учеников в классе – важная поддержка их развития, взросления, социализации.

Поэтому в вопросах поддержания дисциплины важнее меры профилактики, главная из которых – максимальная вовлеченность учеников в происходящее на уроке, достигаемая за счет того, что им интересно и не скучно. Если дети включены в процесс, нарушений дисциплины гораздо меньше. Роль учителя в таком случае – помогать ученикам оставаться сфокусированными (некоторые приемы мы уже обсудили в предыдущем разделе), и по возможности интересно преподносить материал.

Если же нарушения дисциплины имеют место, меры, которые принимает учитель, должны зависеть от тяжести нарушения, то есть нельзя сказать, что есть один универсальный способ добиться в классе идеального поведения.

Может быть, такой универсальный способ все же приходит кому-то из читателей сейчас в голову. Они представляют себе грозного, сурового преподавателя, который наводит на учеников страх одним своим видом. Про таких говорят, что ученики у них «пикнуть боятся», и в классе слышно, как пролетает маленькая муха.

Действительно, среди учителей есть те, при ком дети боятся вести себя плохо. Правда, при этом они вообще боятся хоть как-то себя проявлять, стараясь максимально «слиться с партой», чтобы возможный страшный гнев их минул. С точки зрения дисциплины класс выглядит прекрасно. Но есть проблема. Дети приходят в школу, чтобы получать знания. Многолетние исследования биологов, психологов, врачей, убедительно показывают, что в ситуации сильного стресса (к которому относится постоянный страх), ребенок (да и любой человек) нормально учиться и усваивать информацию и не может. Все ресурсы нервной системы уходят на отслеживание угрозы и принятие решения о том, как «спастись» от нее, если что.

Таким образом, держать класс в страхе – не вариант.

Какие же есть еще способы? Давайте обсудим.

Для того, чтобы эффективно работать с трудным поведением учеников и нарушениями дисциплины в классе, учителю нужно создать собственный личный план, которому он будет следовать в таких ситуациях. Составить его помогут ответы на следующие вопросы:

1. Что лично для вас значит «хорошее поведение»?

2. Почему в классе происходит трудное поведение?

3. Что лично для Вас значит «приемлемое» и «неприемлемое» поведение в классе?

4. Почему вообще учитель должен вмешиваться, когда ученики ведут себя неприемлемо? 5. Кто должен быть ответственен за неправильное поведение в классе?

6. Должны ли учителя вмешиваться во все ситуации неправильного поведения в классе?

7. Учительские вмешательства в случае неприемлемого поведения могут быть ничуть не менее раздражающими и нарушающими процесс учения, чем само это поведение. Что может учитель сделать для того, чтобы уменьшить негативные эффекты своего вмешательства?

8. Учительские вмешательства должны восприниматься учениками как справедливые, только в этом случае они будут им следовать. Что может учитель сделать для этого?

Зачем нужен персональный план? Он помогает учителю:

А. Действовать рационально, выбирая для каждого из типов проблемного поведения адекватный способ воздействия. В противном случае учителю гораздо проще выйти из равновесия, и, поддавшись эмоциям, стихийно отреагировать на действия детей, что может поставить под угрозу его авторитет, а улучшению дисциплины не поспособствует;

Б. Действовать последовательно, то есть применять для одних и тех же нарушений дисциплины всегда и для любого ученика одинаковые санкции. Постоянство дисциплинарных мер – не менее важная составляющая их эффективности, чем и их одинаковость для каждого ученика! На первый взгляд, это правило может показаться очень простым, но на деле это не так. У каждого из учителей есть те дети, к которым они относятся с большим теплом, и им готовы простить большее, в случае чего. Но такой подход играет с учителем злую шутку: другие дети, видя, что кому-то дозволено больше, начинают намеренно игнорировать правила, а «любимчик» может стать объектом нападок и травли с их стороны. Возможно и обратное – часто инициаторами агрессии и травли по отношению к другим детям становятся те, кому «можно больше».

Все стратегии, которыми учитель может использовать в случае проблемного поведения учеников, условно можно расположить по мере усиления воздействия:

         Уровень 1                    Уровень 2                               Уровень 3                 Уровень 4        

Уровень 1.

Учитель принимает решение, что данное поведение, хотя не соответствует текущим задачам урока, можно считать приемлемым. Причины могут быть разными: оно длится не долго, не наносит ущерба другим ученикам, если же будет продолжаться, с ним можно будет справиться какими-то невербальными воздействиями (см. уровень 2). Учитель не вмешивается.

Здесь возможно 2 основных формы: разрешить или запастись терпением. В первом случае речь идет о том, что порой ошибки в поведении детей – следствие их незнания правил ситуации и маленького возраста (например, первоклассник может встать и прогуляться по классу посредине урока), и для начала учителю стоит просто объяснять суть правил нахождения в школе, но не вводить никаких санкций (что придется сделать, если поведение с течением времени не будет меняться).

Запастись терпением приходится в ситуациях, когда, например, простуженный ребенок на уроке кашляет или чихает: в данном случае учитель мало что может сделать, кроме того, чтобы следить за тем, чтобы он пользовался носовым платком.

Уровень 2.

Учитель вмешивается в неприемлемое поведение ученика без слов. Намеренное игнорирование (например, поведения, направленного на получение внимания) также относится к этому уровню. Все ситуации, когда учитель использует мимику, жесты, прикосновения (например, к руке ученика), относятся к этому уровню.

Возможные формы поведения учителя для этого уровня:

- намеренное игнорирование

Применяется учителем в тех случаях, когда поведение ребенка не сильно мешает другим, а вмешательство учителя могло бы послужить подкреплением, потому что когда учитель вмешивается, ребенок получает его внимание (и внимание класса, так или иначе)

- вмешательство при помощи сигнала

Часто учителю достаточно бывает выразительно посмотреть на ребенка или покачать головой. Любые жесты делаются при четком взгляде именно на ребенка, который неверно себя ведет.

- вмешательство при помощи пространственного приближения

Если условные жесты не сработали, учитель подходит к парте ребенка, сокращая пространственную дистанцию. При этом продолжает вести урок как обычно. Это должно перенаправить внимание ребенка в правильное русло, не отвлекая при этом весь остальной класс.

- вмешательство при помощи физического прикосновения

Любой неагрессивный физический контакт, демонстрирующий неодобрение учителя: начиная от легкого прикосновения к плечу ребенка до сопровождения его на свое место, если он его покинул.

В чем преимущества невербального вмешательства?

- оно в наименьшей степени отвлекает остальных учеников;

- неправильное поведение ученика на уроке не осталось без вмешательства, при этом урок продолжается;

- можно вмешаться, не привлекая к этому весь остальной класс;

- проблемный ученик не называется вслух, поэтому он может избежать смущения;

- гораздо меньше риск того, что ученик будет враждебно протестовать;

- у ученика есть возможность попробовать отрегулировать свое поведение самостоятельно (помните, наша конечная цель – чтобы дети научились саморегуляции!).

Уровень 3.

Учитель вмешивается при помощи слов. Одно из самых несильных воздействий со стороны учителя – использование юмора (не обидного!) для того, чтобы ученик обратил внимание на то, как он себя ведет. Степень вмешательства зависит от серьезности происходящего: если дети в течение урока систематически отвлекаются на какой-то посторонний объект, учитель говорит им о том, что такое поведение на уроке не приемлемо, и забирает эту вещь. Если же дети пытаются причинить физический вред себе или другим, вполне адекватен громкий окрик и физическое сдерживание. Конкретные стратегии включают в себя следующие:

- обратить внимание на учеников, которые ведут себя в этот момент так, как хотелось бы учителю (нарушителю спокойствия в классе при этом не говорить ничего). Обычно, это лучше работает в начальной школе (когда для детей еще очень высока ценность учительского одобрения), по мере взросления детей – все хуже и хуже;

- лично обратиться к ученику, который проблемно себя ведет. Можно задать ему вопрос по теме того, о чем сейчас на уроке идет речь, спросить его мнения и т.д. При этом не рекомендуется просто давать команды типа «Ваня, будь внимательней», потому что они часто вызывают со стороны детей сильное сопротивление.

- использование юмора для снятия напряжения: особенно хорошо в тех ситуациях, когда ученики проверяют границы дозволенного. Если учитель явно вступает в конфронтацию, атмосфера становится враждебной. Применяя шутки, впрочем, нужно помнить, что

А. необходимо избегать сарказма;

Б. смешно должно быть всем (и ни для кого не обидно);

В. не должно быть считано детьми как легкомысленное отношение к своей работе (у учителя);

Г. не должно выходить из-под контроля, отвлекая внимание детей от основных задач урока

- задавание вопросов. Иногда дети просто не понимают, как их поведение может мешать другим, и тогда спокойно заданный учителем вопрос на эту тему может помочь им перестроить свое поведение.

- просьбы и требования. Например:

  • Я-высказывание: «Когда ты так кричишь с места, другие не могут расслышать меня, и я тоже чувствую себя плохо от такого уровня громкости»;
  • Прямое обращение к ребенку: «Пожалуйста, веди себя хорошо и убери ноги со стола». Подходит учителям, которые чувствуют себя достаточно уверенно в этом классе;
  • Позитивные последствия хорошего поведения: «Если будешь сидеть как следует и поднимать руку, если хочешь ответить, доверю тебе раздать всему классу книги и собрать их после урока». Это хороший способ давать ученикам ответственность за поведение;
  • Утверждение «Это.. не для этого…»: «Книги не для того, чтобы в них рисовать, они для чтения». Имеет ограниченные возможности использования, может ставить учеников в неловкое положение перед классом, если они были замечены в каком-то поведении, которое не хотели демонстрировать окружающим.
  • Напоминание о правилах: «Выходить из класса без разрешения – против правил». Надо быть готовыми к тому, что если ученик не слушает, должны быть применены логические последствия, иначе все правила становятся бессмысленными, а учитель теряет авторитет;
  • Испорченный телефон:

«-Ваня, я хочу, чтобы ты взял книгу и читал сейчас, как и все остальные.

- Я это делал минуту назад!

- Это не играет роли. Я хочу, чтобы ты взял книгу и читал сейчас.

- Там у полки с книгами столпилось много людей, я через минутку возьму книгу.

- Это не играет роли. Я хочу, чтобы ты взял книгу и читал сейчас.

- Да, хорошо».

Учитель при использовании этой техники должен смотреть ученику в глаза. Если трех повторов недостаточно, учитель переходит к введению логических последствий.

Правила любого словесного вмешательства

  • Всегда стоит попробовать невербальные вмешательства сначала
  • Постарайтесь сделать разговор с ребенком максимально приватным, насколько это возможно
  • Избегайте длительных разговоров и словесных баталий с учениками
  • Делайте вмешательства так, чтобы ученик при этом не терял лицо
  • Старайтесь говорить кратко, подкрепляйте свои слова тоном голоса и жестами
  • Никогда не навешивайте ярлыков на студентов, потому что (см. выше) неприемлемым или «плохим» может быть только поведение, но никак не человек;
  • Никогда не делайте саркастических комментариев
  • Старайтесь контролировать свои эмоции, даже (особенно!) если вас провоцируют;
  • До того, как прибегнете к уровню логических последствий, постарайтесь исчерпать все предшествующие способы (именно они учат ребенка самодисциплине).

Уровень 4.

Учитель вводит последствия поведения учеников. Это - самое серьезное из возможных вмешательств, оно подчеркивает серьезность проступка и показывает другим, что в школе так себя вести нельзя. Это значит, что все предыдущие способы учителем уже были испробованы, и не имели эффекта. Ученик принял решение не менять свое поведение, и, значит, должен столкнуться с его последствиями.

В отличие от наказаний, они являются следствием действий и принятого учеником решения не слушаться учителя. Они логически связаны с проблемным поведением ученика. Очень важно, что они эмоционально нейтральны – учитель не демонстрирует ученику гнева или неудовольствия, и последствия наступают не из-за того, что ребенок разгневал учителя, но потому, что он нарушил правила.

Три основных типа последствий:

  • Естественные последствия – результат конкретного поведения ученика. Они наступают сами по себе, если никакое вмешательство их не останавливает (ученик качался на стуле – не отреагировал на взгляды учителя, его слова, и, в итоге, упал);
  • Логические последствия, в отличие от естественных, заранее спланированы учителем. Им же они претворяются в жизнь (ученик не выполнял задание на уроке – остался после занятий делать его);
  • Произвольные последствия – вводятся учителями, напрямую с поведением не связаны (мешал писать самостоятельную работу одноклассникам разговорами вслух – остался после урока технологии убирать класс за всеми).

Как можно и нельзя вводить логические последствия

Учитель должен объяснить последствия ученику и убедиться, что он понял;

Ученику должен быть дан шанс выполнить то, что от него требуют, и исправиться;

Учитель должен избегать того, чтобы демонстрировать ученику, что это наказание или проявление его власти;

Ученикам постоянно стоит напоминать о том, что любое плохое поведение имеет свои последствия, и если не учиться контролировать себя, они будут наступать вновь и вновь;

Учителю стоит заранее подумать о возможных последствиях для разных ситуаций, которые внезапно могут наступить.