3.3 Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

В планировании своей работы с классом опираюсь на психолого-педагогические характеристики школьного психолога, консультации классных руководителей, собственные наблюдения.   В построении форм и выборе методов урока учитываю кривую утомляемости, использую диагностики утомления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_utomleniya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА УТОМЛЕНИЯ[1]

1. Поведение (внешние признаки)

А). Методика определения утомления по внешним признакам

Объекты наблюдения

У Т О М Л Е Н И Е

незначительное

значительное

резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивание, подергивание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задавание вопросов

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Б). Метод «Групповой хронометраж» (Н.М. Полетаева, 2000).

Урок разбивается на 9 интервалов по 5 минут или на 15 интервалов по 3 минуты. Фиксируются случаи отвлечений в течение каждого интервала урока. При этом поведение каждого учащегося в течение интервала оценивается только один раз. Общий итог наблюдений фиксируется в таблице. Например:

Интервал урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Отвлекались (чел.)

5

7

10

12

15

17

15

15

20

 

2. Теппинг-тест

А). Методика Е.П.Ильина. Для учащихся средних и старших классов. 

Простота, быстрота (20 секунд) проведения и обработки (ее могут проводить сами учащиеся). Кроме того, данная методика позволяет переключить внимание учащихся, сменить вид деятельности, снять эмоционально напряжение, и одновременно, позволяет выявить учащихся, у которых утомление развивается быстрее и раньше, чем у других.

ОБОРУДОВАНИЕ: бланк (расчерченный лист А4 или тетрадный лист), карандаш, секундомер (часы с секундной стрелкой)

1

2

3

6

5

4

ИНСТРУКЦИЯ: По команде учителя «Начали» вы должны проставлять точки последовательно в каждом квадрате бланка (с 1-го по 6-й квадрат). В течение 5 сек. необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде «Перейти», не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (левую) руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом бланка. Заканчивайте по команде «Стоп».

  1. Заполните бланк.
  2. Подсчитайте количество точек в каждом квадрате.
  3. Постройте график работоспособности: по оси абцисс отложите 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.
  4. Оцените Вашу силу нервных процессов по форме кривой, соединяющей точки на графике, и расположению ее относительно прямой линии, проведенной от первой точки параллельно оси абцисс.

Варианты динамики максимального темпа (с 12 лет):

Сильная нервная система – выпуклый тип кривой (темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек, в последующем он может снизиться ниже исходного уровня).

Средняя сила нервной системы – ровный тип кривой (максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы).

Слабая нервная система - нисходящий тип кривой (максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы).

Средне-слабая нервная система – вогнутый тип кривой (первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием его до исходного уровня).


3. Тест «САН» (Самочувствие, активность, настроение)

 Базовый тест "САН" (Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., 1973) ограничен в применении на уроке т.к. его необходимо размножить для каждого обучающегося, и обработка достаточно трудоемка, поэтому целесообразно применение упрощенных модификаций:

А). «Градусник»

ИНСТРУКЦИЯ: «Сначала оцените свое самочувствие приближенно. Поставьте крестик над одним из интервалов: плохое, удовлетворительное, хорошее, отличное. Теперь сделайте это точнее: поставьте крестик на делении. Проделайте аналогичную процедуру по другим шкалам».

  1. Оцените свое самочувствие (С), активность (А), настроение (Н) в соответствии с инструкцией на бланке.

Бланк к методике «Градусник»

 С +----------------+----------------+----------------+----------------+

                                  1     плохое     5    удовл.      10  хорошее   15  отличное  20

А +----------------+----------------+----------------+----------------+

                                  1     плохое     5     удовл.    10  хорошее   15   отличное  20

Н +----------------+----------------+----------------+----------------+

                                  1     плохое     5     удовл.    10  хорошее   15   отличное  20

  1. Рассчитайте интегральный коэффициент САН по формуле:

САН

=

С + А + Н

3

Б). Модификация С.В. Ким

Каждому учащемуся предложено сделать выбор «маски» состояния и отметить символом в тетради до и после урока. Выполнение этого задания по самодиагностике занимает от 5 до 15 секунд. В приобретении навыка оценки САН и фиксации в специальном дневнике эффективно помогает таблица «масок».

 «Маски» состояния.

Маска

состояния

Символ

0

+

«С» самочувствие

Плохо

себя чувствую

Нормально

себя чувствую

Отлично!

«А»

активность

Не хочу ничего делать, устал

Готов учиться

Ура!

Хочу заниматься, делать что-то интересное, узнавать новое на уроке.

«Н» настроение

Плохое, огорчен, раздражен

Хорошее, нормальное, как обычно

Бодрое, прекрасное

Оценка САН в баллах

1

2

3

3. Метод изучения доминирующих психических состояний в образовательной деятельности (по Г.К. Зайцеву). 

Учащиеся должны АНОНИМНО оценить свое состояние после урока, выбирая один из каждой  пары дихотомических конструктов:

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: «Выбери из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует твоему состоянию после урока».

1.

грустно  – весело

2

не интересно – интересно

3.

устал – не устал

4.

старался – не старался

5.

доволен собой – не доволен собой

6.

спокоен – раздражался

Полученные результаты могут быть сведены в сводную таблицу:

ОТЧЕТ УЧИТЕЛЯ ____________________________ (Ф.И.О.)

Дата урока ___________________

Номер урока в учебном дне ________________

Предмет ______________

Класс ________________

Кол-во учащихся на уроке ________________

Тема урока _______________________________________________________

Кол-во учащихся, которые выбрали конструкты:

Позитивный конструкт

Кол-во

уч-ся

Негативный конструкт

Кол-во

уч-ся

весело –(чувствую вдохновение)

грустно (чувствую подавленность)

интересно

не  интересно

не волнуюсь (уверен в себе)

волнуюсь (не уверен в себе)

не устал

устал

старался (был активен)

не старался (был пассивен)

доволен собой (был успешен)

не доволен собой (был неуспешен)

не раздражался

раздражался (не хватало терпения)

 Результаты могут быть проанализированы по следующим показателям:

  • По параллелям  и по классам внутри параллели
  • По дням недели
  • По урокам в течение учебного дня
  • По предметным областям и по учебным предметам внутри предметной области.

        Для коррекции образовательного процесса важно проанализировать выраженность негативных состояний учащихся.


4. Экспресс-методики (по Гаврилычевой В.Ф.)

А. «Цветопись»

Детям предлагается оценить свое состояние с помощью цвета. Необходимо оговорить, что обозначает каждый цвет. Для этого можно использовать круг цветовосприятия Гете (по А.Н. Лутошкину):

        Красный – активное, восторженное настроение

        Оранжевый – радостное, теплое настроение

        Желтый – светлое, приятное настроение

        Зеленый – спокойное, ровное настроение

        Синий – грустное, печальное настроение

        Фиолетовый – тревожное, тоскливое настроение

        Черный – крайняя степень неудовлетворения.

Для этой же цели можно применять «Салют» или «Букет». Для этого необходимо изготовить схему салюта или букета. Дети прикрепляют цветные квадратики (звездочки, цветочки и т.п.) на схему в соответствии со своим настроением. Необходимо напоминать, чтобы каждый взял только один знак!

Б. «Планеты»

Ребенку дают лист бумаги, разделенный на три сектора. В одном изображен плачущий месяц, в другом – улыбающееся солнце, в третьем – спокойная звезда. Ребенок записывает свою фамилию или ставит условную метку в том секторе, который соответствует его настроению.

В. «Это я»

Детям предлагают из трех карточек с рисунками лица («рожицы») выбрать ту, которая соответствует их настроению.

  


[1] Практикум по валеологии / автор-сост. к.п.н. М.Г. Колесникова. СПб., 2000. – 78с.