КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Кащеева Лариса Павловна
Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР "Кристаллик" - детский сад № 30
города Железногорска Курской области
Кащеева Лариса Павловна 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 КАЩЕЕВА ЛАРИСА ПАВЛОВНА

Стимулирование речевой активности

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

 4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

 7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 11. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением: - посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.); - в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.); - обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.); - привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.); - совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

12. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.



Предварительный просмотр:

  1. СТАТЬЯ «КОГДА ДО ШКОЛЫ ЕЩЕ ДАЛЕКО»

Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области  Кащеева Лариса Павловна

Могут ли быть связаны

школьные трудности с особенностями

развития ребенка в раннем возрасте?

        О подготовке к школе в первые месяцы жизни ребенка родителям задумываться некогда – достаточно и более актуальных хлопот. И я совсем не собираюсь призывать родителей к осуществлению принципа «читать раньше, чем ходить» или к чему-нибудь в этом духе.

        Однако, такая подготовка всегда происходит (или нет), потому что в основе большей части школьных трудностей лежит нарушение развития ряда функций, а они формируются с первых лет жизни. Например, нарушение в развитии двигательной активности затрудняет формирование навыков письма, задержка речевого развития порождает трудности при обучении письму и чтению.

        Специалисты отмечают «факторы риска» в раннем развитии ребенка:

- трудности с кормлением;

- неспокойность и крикливость;

- недостаточная реакция на свет и звук (или наоборот, чрезмерная резкая бурная реакция);

- гиперактивность или чрезмерная вялость ребенка;

- нарушение сна;

- проблемы с развитием речи или движений.

        Считается, что уже для годовалого малыша предусмотреть возможные школьные трудности, а значит, обратить внимание взрослых на те или иные стороны развития, которые требуют повышенного внимания. Лучше, если это сделает специалист. Но соответствие развития возрастным нормам могут проверить и сами родители. На что нужно обращать внимание? Необходимо учитывать развитие мелкой моторики и основных движений, развитие речи и умение общаться с взрослыми и ровесниками, способность воспринимать новую информацию и запоминать ее.

        Например, для малыша, которому исполнился год, норма, если он стоит без поддержки, ходит сам или, держась за руку, выговаривает первые слова, активно общается с окружающими людьми, может манипулировать предметами, активно реагирует на новое, может вспомнить, куда вы вместе спрятали игрушку. Попросите его через небольшой промежуток времени найти ее, и вы убедитесь в этом.

        Если вы замечаете некоторые отклонения в развитии, не нужно паниковать, но и не нужно ждать, что все уладится само собою. Нужно начинать корректирующие занятия. В каком возрасте? Известный психолог Л. С. Выготский писал: «Только такое обучение в детском возрасте хорошо, которое опережает развитие и ведет его за собой, но научить ребенка можно лишь тому, чему он способен научиться». К этому можно добавить – и в той форме, в которой сделать это легко.

А учится дошкольник – неутомимо и успешно – в игре и общении с взрослыми. Это обучение не должно быть насильственным, а цель, которую вы ставите перед ребенком, должна быть достижимой: на шаг впереди – но достижимой. Ведь успех порождает уверенность, желание, интерес, а неудачи очень быстро вызывают нежелание, отказ от работы. Если есть возможность обратиться за консультацией к врачу, психологу, логопеду, сделайте это, внимательно отнеситесь к их советам и рекомендациям, но не ждите готового рецепта. В дальнейшем при непосредственной подготовке к школе уделите особое внимание тем сторонам развития, с которыми были проблемы.

И не стесняйтесь, предупредите об этом воспитателя детского сада и учителя. Это поможет им учесть особенности, преодолеть трудности, не травмируя ребенка.

Отставание в раннем развитии можно преодолеть, однако, это будет требовать усилий и большого терпения.

Не жалейте времени, не теряйте

надежды – если вы не увидите  

 быстрого результата, ваши старания

 все равно не будут бесплодными,

 когда ребенок пойдет в школу.